Основы и предпосылки религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 10:17, реферат

Краткое описание

В отечественном неконфессиональном религиоведении в течение многих десятилетий для объяснения возникновения и существования религии обычно употреблялось слово «корни», которое является метафорой, т.е. используется в переносном смысле для сравнения с процессами развития и существования растений («вырастания» и «питания» из чего-то). Эта метафора, в общем-то, удачная, хотя, как и всякая метафора, ввиду своей полисемантичности не всегда дает возможность точно понять, о чем идет речь. Поэтому целесообразно употреблять философские понятия «основы», «предпосылки», «факторы», которые, несмотря на то, что не всеми исследователями истолковываются одинаково, все же несут в себе некоторые признаваемые большинством инварианты.

Оглавление

Введение……………………………………………………..…….……....3
1. Необходимость возникновения и существования религии………………..4
2. Объективные основы………………………………………………………….6
2.1 Космические, атмосферные и геотектонические основы
2.2 Социумные, антропные, социокультурные основы
3. Психологические факторы………………………………………………….15
4. Гносеологические предпосылки………………………………………….…21
Список литературы………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

основы и предпосылки религии.docx

— 48.95 Кб (Скачать)

     Совместная  жизнь людей обусловливает многостороннюю зависимость их друг от друга. В распоряжении других находятся предметы удовлетворения потребностей данного лица. Без поддержки  не добиться желаемого социального  статуса; руководитель и коллеги  могут создавать или не создавать  благоприятные условия труда. Индивид  нуждается в заботе окружающих, в  помощи с их стороны в делах, которые  в одиночку он не в состоянии выполнить. Склонность к диалогу может реализовываться  при условии, если возможность для  разговора создают собеседники  и т.д. Потребность в утешении остро переживается в страдании, в горе, в болезни, в неудачах и  поражениях.

     Психологическую почву религии создает устойчивое, постоянное чувство страха, которое  может переживать индивид. Это чувство  относят к числу астенических. Переживание такого рода эмоций, как  и стенических, необходимо для человека, в пределах определенной силы и длительности астеническая эмоция психологически закаляет людей. Страх является естественной реакцией на реальную опасность, сигналом тревоги, но это тягостное, неприятное чувство в сравнении с другими эмоциями оно наиболее угнетает человека. Сильный, постоянный, застойный страх обладает разрушительными силами: ослабляет живую связь с действительностью, искажает ощущение и восприятие, возбуждает болезненную фантазию, сковывает мышление, рассеивает внимание, затрудняет деятельность памяти, вызывает необоснованность решений.

     В ситуации угрозы, опасности нередко  появляется психологический стресс (англ. stress – давление, напряжение) – состояние напряженности и подавленности, которое вызывает изменения в протекании психических процессов, ведет к вызывающим дискомфорт эмоциональным сдвигам, к дезорганизации поведения и деятельности. Одним из видов стресса является фрустрация (лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение плана); она вызывается объективно непреодолимыми (или субъективно принимаемыми за таковые) преградами на пути к достижению цели, неблагоприятными жизненными обстоятельствами. Стресс и фрустрация сопровождаются переживанием астенических эмоций – тревожного ожидания, чувства вины и собственной неполноценности, бессилия, беспокойства от предположения неудачи и неосуществимости надежд и др. И человек ищет защиты от разрушительных сил, от стрессов и фрустраторов, возбуждающих состояние подавленности.

     Отношения бессилия, зависимости, которые в  данных условиях непреодолимы, неустранимы, порождают психологический комплекс, включающий страх, отчаяние и в то же время ожидание лучшего, надежду  на избавление от гнета чуждых сил. Невозможность действительного  освобождения приводит к поискам  освобождения духовного. Появляются видения, пророчества, в которых на смену  апокалиптическим настроениям приходит торжественное восполнение.

     Большое место среди эмоций, питающих религиозность, занимает переживание индивидом  хрупкости, конечности своего бытия  и связанный с этим переживанием страх смерти. Человеку присущи стремление к самосохранению, желание продлить жизнь. Глубокое отвращение к небытию, боязнь умирания – процесса, который  причиняет много физической боли и душевных страданий, тягостные  чувства от смерти родных, близких, друзей оказывают сильное, гнетущее влияние на психику индивида. Естественно, что он стремится освободиться от этих настроений. Но индивид знает, что умрет, и в качестве средства коррекции страха смерти может принять веру в бессмертие души.

     В индивидуальной психологии, как и  в общественной и групповой, тоже имеются непроизвольные, неосознанные явления. Формирование личности начинается с первых дней жизни и происходит незаметно для человека. Когда  человек становится самосознающей  личностью, он находит в себе мышление, чувства, волю уже в готовом виде. Он обнаруживает, что не имеет в  своей власти ни начала, ни конца  своей жизни, что он сознателен, но бессознательно пришел к сознанию, что он имеет волю помимо своей  воли и т.д. Структура психологии индивида, механизмы ее движения складываются под влиянием общества. Будучи сформированными, эти механизмы приобретают относительную  самостоятельность и могут действовать  не только при отсутствии непосредственного  общения с окружающими людьми, но и при неучастии воли и сознания индивида, осуществляться непроизвольно  и бессознательно. Присвоенные добродетели  и пороки часто превращаются в  силы, действующие как принудительная власть, от которой человек не может  освободиться.

     Много неосознанного и непроизвольного  в интуиции, озарениях, ясновидении, эйдетизме. Интуиция (позднелат. intuitio – от лат. intueor – пристально, внимательно смотреть) представляет собой процесс непосредственного (без логически-доказательного развертывания) постижения, целостного схватывания, «неожиданного» решения задач в научной, художественной и иной деятельности. Различают интеллектуальную и чувственную интуицию, но, по-видимому, образный поток, визуальные формы деятельности в сравнении со словесными рассуждением особенно действенны в интуитивном процессе, в ходе которого достигается инсайт (англ. insight) – о-зарение, про-зрение, проникание в суть. Роль интуиции возрастает при недостаточно информационной оснащенности в ходе проникновения в неведомое, перехода за пределы сложившихся стереотипов дискурсивного мышления. Хотя, с точки зрения ряда психологических теорий, «непосредственно» получаемый результат опосредован предшествующим опытом, в самом интуитивном процессе отсутствует осознание путей и средств достижения этого результата. Интуиция и инсайт пока еще недостаточно изучены; еще меньшими возможностями располагает наука для объяснения феномена ясновидения. Обычно говорят, что это – сверхординарная способность некоторых людей, выражающаяся в представленности в их сознании отчетливых образов чего-либо, что недоступно восприятию других («видение» через преграду, телевидение, футуро - «видение» и т.д.). Во многом загадочным является эйдетизм (греч. eisoV – вид, образ), способность удерживать и воспроизводить живой образ ранее воспринятых предметов и явлений. В творческой деятельности может возникать состояние «одержимости» кем-то или чем-то, переживается «парадокс авторства»: действительный творец результата свидетельствует, что автор не он, а «другое Я», правда, находящееся в нем самом. Неосознанный, непроизвольный, необъяснимый процесс скрыт, его результат выступает как нечто данное извне. 

4. Гносеологические предпосылки 

     Гносеологические  предпосылки образуют те моменты  познавательной деятельности, которые  делают возможным возникновение  религиозных представлений, понятий, идей. Благоприятную гносеологическую почву религии создают ограниченность познания, соединение знаний с заблуждениями, отделение друг от друга чувственной  и рациональной ступеней познания и  отрыв их от практики. Эта почва  имеется как на ступени чувственного познания – ощущения, восприятия, представления, так и на уровне абстрактного мышления – понятия, суждения, умозаключения.

     Неограниченность  и ограниченность познания. Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному, движение через относительные истины и заблуждения к истине абсолютной, объективной. Однако на каждом данном этапе есть непознанные сферы действительности, и соответственно отсутствуют знания об этих сферах (существует «тайное» ). Сами добытые знания относительны. Отражение не может быть абсолютно точным и адекватным. Знания, полученные об объектах на определенном этапе их развития, со временем устаревают. Прогресс познания вытесняет неверные взгляды из все новых и новых областей, увеличивает объем истинной информации о различных явлениях и процессах. Но в исторически развивающемся познании истинные знания соединены с заблуждениями.

     Существует  противоречие меду характером человеческого  познания, которое по своей природе, призванию, возможностям неограниченно, и фактическим осуществлением его  в каждый момент. Познание представляет собой деятельность человечества, но существует как индивидуальное познание миллиардов людей. Неограниченное познание мира человечеством осуществляется только через отдельных, ограниченных и ограниченно познающих индивидов. Поэтому знание всегда несет на себе печать ограниченности.

     Предпосылки на чувственной ступени. Ощущение и восприятие обеспечивают непосредственную связь сознания с внешним миром, контактность с вещью. В этой непосредственной связи, контактности – сила данных форм познания, но в ней же заключена их известная ограниченность. Ощущение и восприятие сосредоточены на данном свойстве и вещи, чувственное созерцание «не слышит», «не осязает» иных свойств и вещей, кроме тех, которые воздействуют на органы чувств в данный момент. Оно схватывает единичное, конечное, преходящее, случайное, в состоянии заметить многообразие и упорядоченность, сосуществование и последовательность вещей и событий, но не может перейти от явления к сущности, от единичного к общему, от конечного к бесконечному, от следствия к причине, отличить post hoc (после этого) от propter hoc (по причине этого).

     Особенностью  субъективного чувственного образа является его предметная отнесенность к внешнему миру. Восприятие находит  объект там, где он реально существует, – во внешнем мире, в объективном  пространстве и времени. В акте восприятия субъект не соотносит образа вещи с самой вещью, для субъекта образ  как бы наложен на вещь*. В обычных  условиях предмет и образ не расчленены. Образы ощущения и восприятия, неадекватно  выражающие сущность, представляют собой  иллюзии. Как и адекватные образы, иллюзии имеют свойство отнесенности к внешнему миру, с ними связано  переживание «чувства реальности», «присутствия предмета. Примерами иллюзий  чувственного созерцания, входивших  в религиозную картину мира, являются «движение Солнца вокруг Земли», «плоская – земля», «куполообразный свод неба» и др.

     Представление есть чувственный обобщенный образ  предметов и явлений, сохраняемый  и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия  самих предметов и явлений  на органы чувств. Оно не приковано  к данному свойству и вещи, связь  его с ними опосредована, возникает  без непосредственного контакта сознания с предметами и их свойствами. Для его появления достаточно лишь слова, обозначающего предмет. Находясь на границе живого созерцания и абстрактного мышления, оно сохраняет  предметную отнесенность к внешнему миру.

     Деятельность  представления тесно переплетена  с деятельностью воображения. Воображение  – это преобразующее отражение  действительности, в ходе которого создаются образы предметов и  ситуаций, не воспринимавшихся человеком. В продуктах деятельности воображения  общее воплощается в конкретно-чувственной  форме. Исходный материал берется из чувственного опыта. На его основе воображение  репродуцирует элементы будущего образа предмета и ситуации. Но целостный  образ появляется в результате продуктивной работы фантазии. В ходе продуцирования могут быть построены представления о таких связях, существах, превращениях, ситуациях, которых нет в объективной действительности. А в силу отнесенности чувственного образа к внешнему миру имеется тенденция полегания вне сознания указанных связей, существ, превращений, ситуаций.

     Предпосылки на рациональной ступени. Мышление познает действительность глубже, чем ощущение, восприятие, представление. Становление, развитие и функционирование мышления осуществляются посредством языка, результаты мысленной деятельности выражаются в словесной форме. Языковые значения имеют содержание, свободное от непосредственных чувственных элементов. Мышление движется от внешнего к внутреннему, от явления к сущности, от единичного к общему, от следствия к причине, от случайности к необходимости и т.д. В отличие от чувственного познания оно связано с внешним миром опосредованно, имеет больше возможностей для отлета от реальности, может в большей мере оторваться от действительности.

     На  ранних стадиях развития сознания мышление вплетено в ткань чувственных  форм, логический аппарат развит слабо. Отсутствует способность различения объективного и субъективного, образа и предмета. Сознание индивида слито  с коллективным сознанием, нет четкого  отличения человека от природы. Объем  знаний об окружающем мире чрезвычайно  ограничен. В этих условиях особенно важную роль в качестве гносеологический предпосылок религии играли такие приемы духовного освоении мира, как оборотничество («все превращается во все»), олицетворение (перенос представлений о человеке и общинно-родовой отношениях на природу), партиципация («часть вместо целого»), идентификация предмета с его изображением или именем и др.

     По  мере развития практики, общественных отношений, разделения труда умственная деятельность отделяется от непосредственной материальной, прогрессирует абстрактное мышление. Формируется способность различения объективного и субъективного, образа и предмета. Совершается переход от состояния, когда индивид не выделяет себя из рода и природы, к ступени, на которой формируется индивидуальное самосознание. В этих условиях гносеологические предпосылки религии видоизменяются, приобретают значение новые факторы. Однако и прежние факторы в преобразованном виде и ограниченных рамках воспроизводятся в определенных структурах обыденного сознания.

     Мышление  обладает способностями абстрагирования, о6общения, образования понятий. Диалектическое мышление отражает объективную диалектику адекватно. Метафизический способ понимания, хотя и является исторически правомерным  и даже необходимым в некоторых  областях познания, рано или поздно достигает того предела, за которым  становится односторонним, ограниченным, запутывается в неразрешимых противоречиях.

     Абстрагирование представляет собой отвлечение мысли  от тех предметов, свойств, связей, которые  в определенном отношении несущественны. Абстракции ведут к познанию сути вещей, но они заключают в себе и известный отход от действительности, производят разрыв объективных связей: целостные предметы и отношении  в мышлении предстают своими отдельными сторонами, фрагментами. Единое конкретное, составляющее исходный пункт созерцания и представления, расчленяется, отражается в виде различных абстрактных  определений. Диалектическое мышление на этом не останавливается, оно затем  идет от абстрактного к конкретному, воспроизводит конкретное как единство многообразного. Конкретное в мышлении выступает как процесс синтеза, как результат. Метафизическое же рассудочное  мышление отрывает абстрактное от конкретного. Оно не улавливает всесторонней связи  понятий, понятия этого мышления абстрактны. Фиксируя общее и единичное, сущность и явление, причину и  действие, необходимость и случайность  и т.д., метафизическое мышление отрывает их друг от друга, рассуждает по принципу «или– или». Оно не в состоянии понять единство противоположностей, преодолеть им же образованный разрыв между абстрактным и конкретным.

Информация о работе Основы и предпосылки религии