Определение религиозного опыта

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 20:57, реферат

Краткое описание

Религиозный опыт воплощается в религиозных традициях, которые опосредуют опыт иной реальности, как для тех, кто никогда таким опытом не располагал, так и для тех, кто имел его, но всегда находился в опасности позабыть его. Религиозная традиция есть коллективная память тех моментов, в которые реальность иного мира врывается в преобладающую реальность повседневной жизни. Но традиция не только опосредует религиозный опыт, она его также приручает. По самой своей природе религиозный опыт является постоянной угрозой общественному порядку - не только в смысле того или иного социально-политического status quo, но также в более фундаментальном смысле жизнедеятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА 5
2. ТИПЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА 21
3. РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО И ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО МИРРОВОЗРЕНИЯ. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

реферат по религии.docx

— 59.58 Кб (Скачать)

В других религиозных традициях Лао-цзы, Конфуций, Кришна тоже играли роль моделей, причем их образы не только поддерживали созданные ими традиции, но и стимулировали мистическую реализацию [8].

 

3. РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО И ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО МИРРОВОЗРЕНИЯ.

С точки зрения мировоззрения идеализма религиозный опыт рассматривается как реальное постижение идеи или влияние духа. Возможность сверхъестественного не отвергается и сверхъестественные проявления рассматриваются как причина «настоящего» религиозного опыта. В то же время, некоторый религиозный опыт может оцениваться критически и оцениваться с точки зрения отсутствия сверхъестественных проявлений в нём, несмотря на наличие претензий на это.

В идеалистических и религиозных концепциях религиозного опыта могут выражаться идеи о доступности некоторых или большинства форм религиозного опыта только некоторым личностям, готовым к этому или избранных для этого. Например, распространены идеи о том, что человеческая личность должна быть «„готова“ и „зрела“ для узрения Бога.» Неготовность к приятию этого опыта может рассматриваться с точки зрения духовного уровня человека или его греховности.

В материалистических концепциях религиозного опыта акцент может быть перенесен на связь религиозного опыта с переживаниями и физиологическими явлениями в человеческом организме (результат чувственного опыта), а реальность опыта (сверхъестественная составляющая) оценивается скептически или полностью отвергается.

В материалистических концепциях религиозный опыт может рассматриваться как иллюзия, самообман в большинстве случаев, в то время как в религиозных концепциях возможность самообмана допускается, но не распространяется на все случаи религиозного опыта.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном реферате рассмотрены основные концепции религиозного опыта в русской религиозной философии первой половины XX в. Данные концепции анализируются в сопоставлении с теориями, сформированными в традиции западной философии религии, в частности, в работах У. Джеймса, Ф. Шлейермахера и Р. Отто. В статье делается вывод о том, что концепции религиозного опыта П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка и И.А. Ильина имеют конфессиональную (православно-христианскую) определённость и основываются на православной аскетике. Наиболее подробно освещается концепция И. Ильина, с точки зрения которого религиозный опыт является восприятием Бога индивидом в пределах своей субъективной и личной человечности, это опыт единения с Богом. К конкретным характеристикам этого опыта относится то, что это опыт непосредственного видения реальнейшего и лучшего, что он носит автономный характер, предполагает любовь, характеризуется постоянной, устойчивой направленностью и напряжённостью, не исключает сомнения, нуждается в очищении, углублении и обновлении, является приоритетным в жизни индивида, цельным и искренним, смиренным и молитвенным, вызывает желание совершенства, верность Богу и острое ощущение своего греха. По Ильину, религиозный опыт настолько специфичен, что может быть понят только из себя самого, в слабом варианте - из описаний тех, кто был носителем подлинного религиозного опыта.

В отличие от западных исследователей, утверждавших пассивный характер религиозного опыта, И. Ильин доказывал его деятельный характер и считал, что человек ответственен за его чистоту, так же как ответственен за все свои дела и поступки. В конце главы делаются общие выводы о значении идей русской религиозной философии для понимания сущности феномена религиозного опыта.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андросов В.П. Учение Нагарджуны о срединности. - М.: Восточная литература, 2006.

2. Астапов С.Н. Антиномизм как способ репрезентации религиозного сознания (на материале русской религиозной философии первой половины ХХ века): дис. докт. филос. наук. - Ростов н/Д., 2010.

3. Василенко Л.И. Введение в русскую религиозную философию. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.

4. Гараджа В.И. Религиоведение. - М.: Наука, 1995.

5. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986.

6. Ильин И.А. // Православная энциклопедия. - Т.22. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravenc.ru/text/389451.html

7. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: исследование. - М.: АСТ, АСТ-МОСКВА, 2006. - 592 с.

8. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011

 

 

 


Информация о работе Определение религиозного опыта