Конфликтный и мирный потенциал сектантских движений в Ярославле и Ярославской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:47, статья

Краткое описание

Выявление конфликтного и мирного потенциала вероятнее всего возможно на основе изучения отношения людей к различным сектантским движениям. Гипотетически можно предположить, что отношение к сектантским движениям, прежде всего, определяется личными качествами людей. Люди, имеющие высокую степень конфликтности, в большинстве случаев не принимают идеологию и деятельность сектантских движений, видят в них причину духовных конфликтов; люди, имеющие низкую степень конфликтности, чаще всего относятся к сектантским движениям нейтрально или положительно и не видят в них конфликтного потенциала. Также на выбор влияет степень агрессивности и враждебности личности, степень личностной тревожности и занятая условная позиция верующего или атеиста.

Файлы: 1 файл

Конф и мирн потенц сект.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Калинкина И.В.

доцент кафедры конфликтологии,

кандидат психологических  наук.

Конфликтный и  мирный потенциал сектантских движений

в Ярославле  и Ярославской области

В Ярославской области, как и во всей России, широко распространены различные сектантские движения. Общественное отношение к ним является весьма противоречивым. С одной стороны, эти организации могут помочь людям найти свое предназначение, избавиться от алкоголизма, наркомании. С другой стороны, существует множество фактов и свидетельств применения насилия, вымогательства, зомбирования людей. Сложность и противоречивость данной проблемы определяет необходимость более глубокого исследования, точного определения того, есть ли у сектантских движений конфликтный и мирный потенциал. Выявление конфликтного и мирного потенциала вероятнее всего возможно на основе изучения отношения людей к различным сектантским движениям. Гипотетически можно предположить, что отношение к сектантским движениям, прежде всего, определяется личными качествами людей. Люди, имеющие высокую степень конфликтности, в большинстве случаев не принимают идеологию и деятельность сектантских движений, видят в них причину духовных конфликтов; люди, имеющие низкую степень конфликтности, чаще всего относятся к сектантским движениям нейтрально или положительно и не видят в них конфликтного потенциала. Также на выбор влияет степень агрессивности и враждебности личности, степень личностной тревожности и занятая условная позиция верующего или атеиста.

Для проверки гипотезы необходимо было разрешить теоретические и практические задачи: уточнение понятия «секта», «деструктивный культ», «тоталитарная секта», выявление общего и разницы в представленных терминах с точки зрения разных научных подходов: социологического, психологического, философского, теологического. Сопоставление понятий привело нас к выводу, что объективно научное определение понятия СЕКТА предполагает его понимание как «Религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение» [Д. Н. Ушаков Толковый словарь русского языка - М., 2000].

В свою очередь, теологи и религиоведы дают следующее определение: СЕКТА религиозная — (лат. Secta — школа, путь, учение, направление) — один из типов религиозных организаций. В религиоведении и социологии религии религиозная секта рассматривается как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Существенные признаки религиозных сект, отличающие их от церкви, — неприятие мирских порядков, претензия на исключительную роль собственных принципов, ценностей и догматов, отсутствие бюрократической организации, менее формализованное и более эмоциональное богослужение. Членство в секте, как правило, добровольное, но строго контролируемое, необходимым условием является предшествующее вступлению в секту «обращение». Наряду с этими признаками религиозным сектам свойственно стремление усовершенствовать или видоизменить некоторые положения вероучения или обрядовой практики «исторических религий» [М. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»].

Существует также определение, которое взяли в вооружение юристы: СЕКТА (религиозная) — отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т. п. Для сект характерны замкнутость, обособленность, претензии на исключительность своей роли. Термин «Секта» не употребляется (кроме единичных случаев) в нормативных актах РФ. Любая секта может, в соответствии с федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г., зарегистрироваться как религиозная организация или действовать как религиозная группа, если проповедуемое ею вероучение и исполнение религиозных обрядов не сопряжены с причинением вреда здоровью граждан или с иными посягательствами на их личность и права либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей. [Белов В. А., Бойцова В. В., Бойцова Л. В. Большой юридический словарь. 2-е изд. перераб. и доп.. — М: ИНФРА-М, 2001. — 704 с.].

Очевидно, что общественное мнение, во многом благодаря не совсем объективным комментариям СМИ, все-таки приписывает сектам и сектантским движениям сугубо отрицательные характеристики: религиозная реклама и маркетинг, агрессивный прозелитизм и психологическое давление, двойное учение, строгая иерархичность, непогрешимость секты и ее основателя, программирование сознания, духовный элитизм, полный контроль жизнедеятельности человека, огульно считая все секты деструктивными и общественно опасными.

Для достижения поставленной цели необходимо теоретическое изучение истории сектантских движений в мире; в России; в Ярославской области. В России формирование сектантских движений происходило по иному принципу, нежели на Западе. На Западе сектантские движения чаще всего все свои силы направляют на социальную сторону жизни общества, они усиленно внедряются в политику, ищут там поддержку и финансирование. Многие политические деятели и известные люди часто становятся адептами этих движений. Зарубежные сектантские движения пытаются внедриться во все сферы жизни общества и контролировать как можно больше социальных институтов. Лидеры таких сектантских организаций образованны и харизматичны, имеют большое влияние в высокопоставленных кругах, в том числе в кругах политиков, бизнесменов, ученых, актеров.

В России, напротив, большинство сектантских движений не вмешивается в политическую жизнь страны, даже напротив, полностью отстраняются от активной социальной жизни. Часто создаются поселения, где адепты полностью изолированы от других людей и общества в целом. В России чаще всего сектантские движения формируются людьми с психическими отклонениями. Лидеры сектантских движений в России не имеют какого-либо влияния на власть и высокопоставленные круги, чаще наоборот, занимают демонстративно пассивную позицию в обществе. При этом необходимо подчеркнуть, что современный этап развития сектантства в России сектанты не случайно называют «золотым», а исследователи справедливо сравнивают стремительное развитие данного феномена с «эпидемией». Противоречивая социально-политическая и экономическая обстановка в нашей стране является благоприятной средой для экспансии зарубежных религиозных и псевдорелигиозных сект. Эта ситуация благоприятна для лиц с девиантно-деструктивной и делинквентной направленностью деятельности, в частности, для осуждённых к лишению свободы, для содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В настоящее время в России распространяются зарубежные сектантские движения, пытающиеся внедриться в политическую элиту и распространить свое влияние на разные стороны общественной жизни. Самые распространенные из них: мормоны, саентологи, неопятидесятники и др.

Показателем интереса к проблеме сектантства в России являются статистические данные поисковой системы «Яндекс». В Яндексе слово "секты" в среднем ежемесячно набирают почти 31 тыс. раз, в среднем ежемесячно пользователи интересуются следующими сектами:

1. Рейки – количество запросов в месяц – 22511, что составляет 19,50 % от общего интереса к 20 сектам.

2. Рерихианство – количество запросов в месяц – 20033, что составляет 17,30 % от общего интереса к 20 сектам.

3. Саентология – количество запросов в месяц – 13968, что составляет 12,10 % от общего интереса к 20 сектам.

4. Ошо – количество запросов в месяц – 13248, что составляет 11,50 % от общего интереса к 20 сектам.

5. Секта Международное общество Кришны (кришнаиты) – количество запросов в месяц – 7606, что составляет 6,60 % от общего интереса к 20 сектам.

6. Неопятидесятники – количество запросов в месяц – 7270, что составляет 6,30 % от общего интереса к 20 сектам.

7. Свидетели Иеговы – количество запросов в месяц – 6402, что составляет 5,50 % от общего интереса к 20 сектам.

8. Секта Владимира Мегре-Пузакова (Анастасия) – количество запросов в месяц – 4888, что составляет 4,20 % от общего интереса к 20 сектам.

9. Секта Саи Баба – количество запросов в месяц – 3357, что составляет 2,90 % от общего интереса к 20 сектам.

10. Мормоны – количество запросов в месяц – 2470, что составляет 2,10 % от общего интереса к 20 сектам.

11. Секта Евдокии Марченко (Радастея) – количество запросов в месяц – 1694, что составляет 1,50 % от общего интереса к 20 сектам.

12. Секта Порфирия Иванова (Детка) – количество запросов в месяц – 1501, что составляет 1,30 % от общего интереса к 20 сектам.

13. Секта Григория Грабового – количество запросов в месяц – 1096, что составляет 0,95 % от общего интереса к 20 сектам.

14. Сахаджа-йога – количество запросов в месяц – 1015, что составляет 0,88 % от общего интереса к 20 сектам.

15. Секта супругов Профет – количество запросов в месяц – 886, что составляет 0,77 % от общего интереса к 20 сектам.

16. Секта Шри Чинмой – количество запросов в месяц – 421, что составляет 0,36 % от общего интереса к 20 сектам.

17. Секта Константина Руднева (Ашрам Шамбалы, Академия "Путь к счастью") – количество запросов в месяц – 102, что составляет 0,09 % от общего интереса к 20 сектам.

18. Муниты – количество запросов в месяц – 57, что составляет 0,05 % от общего интереса к 20 сектам.

19. Секта Уитнесса Ли – количество запросов в месяц – 12, что составляет 0,01 % от общего интереса к 20 сектам.

Итого, по всем сектам было сделано 115 594 запросов в месяц. Таким образом, интересуются оккультными, ньюэйджевскими сектами 43,60 %, неоиндуистскими – 22,70 %. [1. Пресс-релиз Центра религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского: http://iriney.ru/document/052.htm. 2. Сайт «Азбука веры» http://azbyka.ru/religii/sektovedenie/3g42-all.shtml. 3. Секты и оккультизм в российском Интернете: оценка интереса к данным информационным ресурсам Максим Степаненко: http://sueverie.net/chto-takoe-sueverie/statistika/sekti-i-okkultizm-v-rossiyskom-internete-otsenka-interesa-k-dannim-informatsionnim-resursam.html].

На сегодняшний день на территории Ярославской области зарегистрировано 346 религиозных организаций, из них 281 - это приходы и монастыри  православной церкви. В нашей области  также действуют иудейская и мусульманская церкви. Кроме этого, есть целый ряд сравнительно небольших религиозных организаций, и разобраться в них неискушенным людям бывает довольно трудно. «Свидетели Иеговы» считаются довольно агрессивной религиозной организацией. В Ярославской области зарегистрировано 4 организации иеговистов. Ее члены ведут активную вербовку в свои ряды, ходят по домам. Их излюбленные места - район «Пятерки» и проспект Ленина. Они по-новому трактуют Ветхий Завет и Библию. В их постулатах есть масса ограничений, которые разрушают личность, угрожают ее здоровью. Так, у иеговистов запрещено переливание крови. В Москве случился инцидент, когда родители тяжело больного мальчика, которому требовалось срочное переливание крови, исповедовавшие эту веру, запретили врачам переливать кровь, из-за чего ребенок вскоре умер. После этого один из районных судов Москвы запретил данную организацию. Во многих европейских странах иеговисты давно уже под запретом. У нас благодаря праву на свободу вероисповедания они не подвергаются гонениям, их никто не преследует и не запрещает исповедовать свою веру.

Среди религиозных организаций  различают традиционные и нетрадиционные. Для России нетрадиционным является движение кришнаитов. В Индии представители этой религиозной организации преследуются, в России она разрешена. В Ярославле кришнаитов немного - около 20 человек, никакой опасности для общества они не представляют, ведут себя довольно миролюбиво и безобидно, хотя сами иногда подвергаются насилию. Массовые акции кришнаитов проходят всего два раза в год, во время их религиозных праздников, таких как праздник Колесницы: они раздают свою литературу и сладости.

В Ярославской области существуют и незарегистрированные религиозные объединения: «Опричное братство», сайентологическая церковь, местная религиозная организация «Езидство».

В 2010 году в г. Любим (Ярославская область) появились довольно странные люди, называвшие себя опричниками и раздававшие опричные листки. Выглядят они довольно необычно для нашего времени: длинные бороды и одежды, словно и впрямь явились из прошлого. Эта небольшая религиозная группа братьев по разуму обосновалась в деревне Кощеево Любимского района. А сошлись они на верности Ивану Грозному! Опричники, в рядах которых числятся 17 человек - 7 взрослых мужчин, остальные женщины и несовершеннолетние, предпочитают патриархальный образ жизни. Они отвергают телевидение и радио, считая, что все это от лукавого. В населенном пункте, где живут местные опричники, нет электричества, радио и телевидения. Их духовным лидером является Андрей Алексеевич Щедрин, который прописан в Москве. Представители «Опричного братства» считают, что во всех бедах на Земле виноваты евреи. Их дети ходят в школу за 5 километров в село Кинтаново. Со слов учителей, эти дети вполне адекватные, учатся нормально. Взрослые опричники приходят в сельский магазин за покупками, но с местным населением не контактируют. Никакой опасности эти люди не представляют, если не считать того, что они сильно отстали от жизни.

Представители сайентологической  церкви появились в Ярославле  в 2006 году. Сайентологи работают среди  людей с невысоким уровнем  образования и среди пожилых  людей, пропагандируют здоровый образ  жизни. Эта организация работает под видом общественной, просветительской, проповедует духовное здоровье, ведет борьбу с алкоголизмом, наркоманией. На самом же деле под красивыми лозунгами вербует граждан в члены своей паствы. Сайентологи пытались организовать чтение лекций в школах и исправительных учреждениях. Однако это у них не получилось. Анализ книг, буклетов и видеофильмов, представленных сайентологами, показал, что представители этого объединения пользуются псевдонаучными методами и используют приемы манипуляции общественным сознанием, сходные с приемами культов сетевого маркетинга. Во многих странах мира церковь сайентологии запрещена.

Примерная численность сторонников  сектантских организаций на территории ярославской области такова:

1. до 5 000 чел.: Христианский центр "Новое поколение" с филиалами

2. до 1 000 чел.: Адвентисты Седьмого дня, Евангельские христиане-баптисты, Свидетели Иеговы

3. до 500 чел.: Церковь "Жатва мира" ассоциации "Глобальная стратегия"

4. до 300 чел.: Церковь Объединения Сан Мен Муна, Международное общество сознания Кришны

5. до 200 чел.: Великое Белое Братство

6. до 100 чел.: Богородичный центр (другое название "Церковь Державной Божьей Матери"), Церковь Последнего Завета Виссариона, Новоапостольская церковь, объединение "Дом Горшечника", группа поклонников Порфирия Иванова, клуб "Троянова тропа", Общество эзотерических знаний "Орион" (он же клуб Агни-Йоги, Рериховский центр), благотворительный католический Фонд "Триумф сердца" (бывший "Дом Марии"), Центр Шри Чинмоя, Школа духовного совершенствования АУМ и курсы совершенствования "Калагия", сторонники учения "Нью эйдж", Центр Дианетики (Сайентологии) Рона Хаббарда, Церковь Сатаны

7. до 50 чел.: Миссия "Вифлеемская звезда", Объединение "Дом" (другие названия "Храм", "Матрица Христова"), сторонники теософии, антропософии и т.н. "Вальдорфской педагогики", группа последователей Василия Гоча,Церковь Адамитов, Школа Йоги "Ра"

8. до 30 чел.: Церковь святых Иисуса Христа последних дней (мормоны), Армия Спасения, Ярославская христианская церковь, Ярославское Библейское общество, Объединенная (Международная) церковь Христа, Общество "Молоко и мед", Миссия "Go mission", группа поклонников Шри Ауробиндо, группа поклонников Раджниша (Ошо), группа последователей культа Вуду

Информация о работе Конфликтный и мирный потенциал сектантских движений в Ярославле и Ярославской области