Конфликтный и мирный потенциал сектантских движений в Ярославле и Ярославской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:47, статья

Краткое описание

Выявление конфликтного и мирного потенциала вероятнее всего возможно на основе изучения отношения людей к различным сектантским движениям. Гипотетически можно предположить, что отношение к сектантским движениям, прежде всего, определяется личными качествами людей. Люди, имеющие высокую степень конфликтности, в большинстве случаев не принимают идеологию и деятельность сектантских движений, видят в них причину духовных конфликтов; люди, имеющие низкую степень конфликтности, чаще всего относятся к сектантским движениям нейтрально или положительно и не видят в них конфликтного потенциала. Также на выбор влияет степень агрессивности и враждебности личности, степень личностной тревожности и занятая условная позиция верующего или атеиста.

Файлы: 1 файл

Конф и мирн потенц сект.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

9. до 10 чел.: Группа поклонников Карлоса Кастанеды, Последователи Иоанна Чурикова, община арийских язычников "Золотая цепь", Церковь Нави, Общество трансцендентальной медитации, группа поклонников веры Бахаи, организация "Беловодье", группа поклонников Шри Деви Матаджи, сторонники учения П.Успенского и Г.Гюрджиева "Четвертый путь", сторонники учения Д. Андреева "Роза мира". Итого: минимальное количество участников всех культов - более 11000 человек. [1. Балдина Б. Е. Ярославцы верят в ..: http://yarcenter.ru/content/view/27359/1/ 2. Примерная численность сторонников нетрадиционных культов на территории Ярославской области http://ruscan.narod.ru/sekts_in_Yar.htm].

В связи с тем, что ситуация с  сектантскими движениями и отношением к ним является довольно сложной в Ярославле и Ярославской области, проведение эмпирического исследования среди молодого поколения имеет много различных аспектов. Должны учитываться не только особенности сектантских движений, не только те образы, которые формируют СМИ. Для получения достоверных результатов должны быть проанализированы личные качества испытуемых, такие как степень конфликтности; агрессивности и враждебности; ситуационная и личностная тревожность; религиозные ориентации.

Эмпирическое исследование включало следующие методы: тест «Самооценка конфликтности» В.Ф. Ряховского, опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии», методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера - Л. Ханина «Оценка ситуационной и личностной тревожности», анкета религиозных ориентаций И. М. Богдановской и тест-опросник «Ваше отношение к сектантским движениям». Для обработки эмпирических данных применялись методы математической статистики: непараметрический критерий U Манна-Уитни для несвязных выборок, коэффициент корреляции рангов Спирмена.

В исследовании приняло участие 94 человека: студенты Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского факультетов ИПП, ФИЯ, ФРФиК и исторического факультета. Испытуемые были разделены на 2 группы: основная и дополнительная. В основной группе количество студентов 74, в дополнительной – 20 (студенты исторического факультета специальности «Теология»).

Результаты эмпирического исследования показали, что индивидуальные личностные качества влияют на отношение к сектантским движениям. Высокая конфликтность способствует негативному восприятию сектантских движений, и чем ниже конфликтность, тем нейтральнее человек относиться к сектантским движениям. При соотношении агрессивности и враждебности с отношением к сектантским движениям доказано, что индивиды с отрицательным отношением к сектантским движениям имеют высокую степень агрессивности и враждебности, индивиды же с нейтральным отношением к сектантским движениям менее агрессивны и враждебны. На уровне тенденций (т.к. количество таких испытуемых крайне незначительно) показано, что испытуемые, которые относятся положительно к сектантским объединениям, имеют высокую враждебность и агрессивность. Высокий уровень индекса враждебности у испытуемых с положительным отношением к сектантским движениям напрямую зависим от высокого уровня раздражительности, а высокий уровень индекса агрессивности, главным образом зависим от обиды. На отрицательное и нейтральное отношение влияет вербальная агрессия и чувство вины. В соотношение ситуационной и личностной тревожности с отношением к сектантским движениям, выявляется, что индивиды, имеющие тенденцию к высокой ситуационной и личностной тревожности, положительно относятся к сектантским объединениям. И чем ниже ситуационная и личностная тревожность, тем нейтральнее относиться человек к сектантским объединениям.

Из всего вышесказанного следует, что на мнение людей влияет не столько предоставленная информация в СМИ и в различных публикациях, но большей степени их личностные качества. Люди с отрицательным отношением к сектантским движениям чаще всего имеют высокую конфликтность, агрессивность, враждебность и не менее высокую ситуационную и личностную тревожность. Люди с нейтральным отношением имеют низкий уровень этих показателей. И люди с положительным отношением имеют тенденцию к конфликтности, у них повышенный уровень раздражительности и обиды, также у них выраженная тревожность.

Доказано, что в сектантские организации обращаются люди, которые более чувствительны к несправедливым действиям людей, общества, государства. Таким людям вовремя не оказали помощь, поддержку, они чувствуют обиду из-за несправедливого отношения к ним. А сектантские организации помогают тревожным и потерянным людям пережить и справиться с проблемами и неприятностями, помогут советом, да и просто покажут, что они не одни с такими проблемами. Этот факт и можно назвать мирным потенциалом сектантских движений.

Отдельно от основной группы испытуемых исследовались слушатели теологической специальности. Все испытуемые теологической кафедры имеют относительно низкие показатели по всем методикам: низкая конфликтность, низкая тревожность и ситуационная, и личностная, низкая агрессивность и враждебность. В анкете религиозных ориентаций большинство слушателей теологической кафедры назвали себя «верующими», показали крайне негативное отношение к сектантским движениям.

Итак, именно личностные характеристики человека и его религиозная ориентация определяют, как человек воспринимает сектантскую организацию. Мирный потенциал сектантских движений заключается в том, что люди, обладающие такими качествами как низкая конфликтоность, высокая тревожность, неудовлетворенность положением в обществе, обида могут найти разрешение своих проблем, в том числе и в конструктивных сектантских движениях. Понимание этой ситуации может способствовать формированию толерантности и конфликтологической компетентности.


Информация о работе Конфликтный и мирный потенциал сектантских движений в Ярославле и Ярославской области