Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:51, научная работа
В настоящее время в нашей стране всё больше внимания уделяется нравственным проблемам. Равно как социально-экономические и экологические, они являются предметом постоянного внимания со стороны органов власти, социальных институтов, средств массовой информации. Интерес к ним обусловлен, в первую очередь, глубокими социально-стратификационными изменениями, происходящими в современном белорусском обществе. Немалую роль также играет имеющая место трансформация ценностей. Постепенно ослабляется роль таких институтов социализации, как семья, школа, общественно-политические движения. Как свидетельствует история, именно в такие моменты чаще всего и происходит нивелирование традиционных ценностей, дезориентация, рост нигилистических настроений. В первую очередь это характерно для представителей молодого поколения, не имеющего социального опыта и сформировавшихся убеждений.
Легко заметить, что девушки в большей степени склонны идти в учреждения культа за религиозными наставлениями или для того, чтобы выполнить религиозные предписания. Юношей же привлекает особая атмосфера, так же они посещают их, просто отдавая дань традиции. Такой мотив как «любопытство» так же встречается только у юношей. В целом количество респондентов, выбравших чисто религиозные мотивы, невелико.
Ещё одним показателем религиозности служит и то, как часто респонденты обращаются с молитвами к Богу. По ответам респондентов можно судить, что это в большинстве случаев происходит спонтанно, ситуативно. Наибольшее количество выборов у ответа «Когда решается важное дело». Вместе с тем достаточно высок показатель ответа «Ежедневно» за счёт того, что его чаще других выбирали девушки. У юношей самым часто выбираемым является «Никогда не молюсь». Таким образом, данные, полученные в ходе опроса, снова подтверждают нашу гипотезу.
Таблица 9
Отношение к частной религиозной практике
Как часто вы молитесь? | 10
класс,
девушки |
10
класс,
юноши |
11 класс, девушки | 11 класс, юноши | Учителя |
Ежедневно | 40 | 25 | 31,25 | 6,25 | 30 |
Когда вспоминаю | 5 | 0 | 18,75 | 0 | 10 |
Когда страшно | 25 | 12,5 | 18,75 | 12,50 | 0 |
Когда решается важное дело | 25 | 25 | 31,25 | 31,25 | 50 |
Никогда не молюсь | 5 | 37,5 | 0 | 50 | 10 |
2.5 Мнение старшеклассников о верующих и служителях культа. Прогнозирование респондентами будущего религиозных организаций.
Полученная в результате
Представляют интерес и мнения респондентов о верующих, распределившиеся следующим образом:
Следует
отметить, что этот вопрос перекликается
с ранее задаваемым «Почему человек
приходит к религиозному существованию?».
Это даёт возможность уточнить позицию
респондентов, проверить прочность их
позиций и искренность высказываемых
ими мнений. Как и в первом случае, ответы
на вопрос «По вашему мнению, верующий
человек-это…», предполагающие предвзятое,
негативное отношение к верующим, («Человек
с нарушенной психикой», «Человек, нашедший
в религии выгоду, прежде всего
материальную»), не выбирались. Чаще
всего в опросных листах встречался ответ
«Совершенно обычный» - от 45 % у девушек
10 класса до 70 % у учителей. Респонденты
отмечают также роль семьи в формировании
религиозных убеждений – от 5 до 18,75
% в разных группах.
При анализе ответов на вопрос «По-вашему, служитель культа – это…» можно заметить зависимость выбора ответов от отношения к религии в целом.
Высокоинтеллектуальными, мудрыми людьми представляют себе служителей культа большинство старшеклассников. 50 % учителей относятся к служителям культа достаточно нейтрально, подчёркивая, что это «совершенно обычные люди». Достаточно резко высказываются юноши: 31,25 % одиннадцатиклассников считают, что служители культа – неудачники, которые не нашли себе места в обществе. Причины такого отношения, как нам кажется, в том, что именно юноши ориентированы в нашем обществе на достижение практических результатов, считая духовность второстепенной.
Таблица 10
Мнения старшеклассников о служителях культа
По вашему мнению, служитель культа – это… | 10
класс,
девушки |
10
класс,
юноши |
11 класс, девушки | 11 класс, юноши | Учителя |
Высокоинтеллектуальный, мудрый человек | 45 | 62,5 | 68,75 | 43,75 | 30 |
Совершенно обычный человек | 45 | 12,5 | 31,25 | 25 | 50 |
Неудачник, который не нашёл места в обществе | 0 | 0 | 0 | 31,25 | 0 |
Человек, зарабатывающий на доверии | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Затрудняюсь с ответом | 30 | 25 | 0 | 0 | 20 |
Учащимися 10-11 классов также был сделан прогноз относительно будущего религиозных организаций в нашей стране. Больше всего респондентов склонны считать, что роль религиозных организаций останется прежней. 37,5 юношей 10 класса прогнозируют, что их роль будет уменьшаться. Такого же мнения придерживают 25 % их одноклассниц и девушек 11 класса. Разделяющих мнение, что роль религиозных организаций в нашей стране в будущем будет возрастать, оказалось: 16,25 % учащихся 10 классов и 21,5 % учащихся 11 класса. Также есть респонденты, затруднявшиеся с выбором ответа: 25 % юношей 10 класса, 5 % девушек 10 класса. Среди учащихся 11 классов, не определившихся с их мнением относительно будущего религиозных организаций в нашей стране, нет.
Таким
образом, гипотеза об ограниченном
влиянии религиозных
2.6. Сравнительный анализ результатов социологических опросов 2001 и 2007 гг., проведённых в 10-11 классах Логойской СШ № 1.
Анализ ответов на вопросы 18-30 дал возможность оценить степень религиозности респондентов, т. е. меру укоренённости веры во все структуры сознания, а также изменения, произошедшие в представлениях старшеклассников за 5 лет. Для этого мы составили сравнительную таблицу, в которую ввели средние показатели по ответам учащихся 10 и 11 классов на вопросы, предлагавшиеся в ходе социологического опроса 2001 года.
Таблица 11
Вопросы анкеты | 2001 год | 2007 | 2001 | 2007 |
10 класс | 10 класс | 11 класс | 11 класс | |
Считаете ли вы себя самостоятельным человеком? | ||||
1) Да | 63 | 65 | 78 | 65,6 |
2) Нет | 5 | 21,25 | 22 | 12,5 |
3) Не знаю | 32 | 13,75 | 0 | 21,90 |
Можете ли вы брать на себя ответственность и выполнять обязательства? | ||||
1) Да | 70 | 90 | 78 | 81,25 |
2) Нет | 6 | 2,5 | 0 | 6,25 |
3) Не знаю | 24 | 7,5 | 22 | 12,5 |
К какому типу людей вы себя относите? | ||||
1) Те, кто самоутверждаются за счёт других | 27 | 0 | 29 | 0 |
2) Те, кто заботятся о других | 15 | 37,5 | 21 | 21,9 |
3) Есть черты и 1 и 2 типов | 56 | 40 | 29 | 56,25 |
4) Не знаю | 2 | 22,5 | 21 | 43,75 |
Кто вы по крещению? | ||||
1) Православный | 95 | 83,75 | 86 | 75 |
2) Католик | 5 | 13,75 | 14 | 15,6 |
3) Некрещеный | 0 | 0 | 0 | 9,4 |
4) Не знаю | 0 | 2,5 | 0 | 0 |
Верите ли вы в бессмертие души? | ||||
1) Да | 95 | 70 | 100 | 43,75 |
2) Нет | 5 | 16,25 | 0 | 18,75 |
3) Не знаю | 0 | 13,75 | 0 | 37,5 |
Назовите число заповедей Божиих | ||||
1) 10 заповедей | 36 | 92,5 | 100 | 84,38 |
2) Не знаю | 39 | 2,5 | 0 | 15,62 |
3) Разные числа | 25 | 5 | 0 | 0 |
Носите ли вы крестик? | ||||
1) Да | 35 | 47,5 | 28 | 34 |
2) Нет | 65 | 52,5 | 72 | 66 |
Лечили ли вас у бабок или экстрасенсов? | ||||
1) Да | 48 | 26,25 | 50 | 40, 6 |
2) Нет | 37 | 73,75 | 36 | 59,4 |
3) Не знаю | 15 | 0 | 14 | 0 |
Можете ли вы не смотреть телевизор и не слушать музыку 3 дня подряд? | ||||
1) Да | 32 | 45 | 43 | 43,75 |
2) Нет | 68 | 65 | 57 | 56,25 |
Знаете ли вы свой знак зодиака? | ||||
1) Да | 100 | 100 | 100 | 100 |
2) Нет | 0 | 0 | 0 | 0 |
Просматриваете ли вы свой гороскоп в СМИ? | ||||
1) Да | 80 | 38,75 | 64 | 53,1 |
2) Нет | 20 | 66,25 | 36 | 46,9 |
Причащались ли вы? | ||||
1) Да | 32 | 62,5 | 64 | 56,25 |
2) Нет | 68 | 37,5 | 36 | 43, 75 |
Как
свидетельствуют полученные данные,
по некоторым показателям
Показательны также данные о том, насколько хорошо старшеклассники знают основы христианского учения. Мы изучили результаты перечисления респондентами известных им заповедей. В общем виде данные представлены в таблице:
Таблица 12
Перечислите заповеди Божии |
10 класс,
девушки |
10 класс,
юноши |
11 класс, девушки | 11 класс, юноши | Учителя | 10 класс | 11 класс | |
Не убий | 100 | 100 | 100 | 93,75 | 90 | 92 | 100 | |
Не укради | 100 | 100 | 100 | 93,75 | 70 | 84,5 | 100 | |
Не лжесвидетельствуй | 0 | 0 | 0 | 0 | 10 | 37,5 | 7 | |
Не завидуй | 65 | 37,5 | 37,5 | 43,75 | 20 | 16,5 | 43 | |
Не прелюбодействуй | 80 | 87,5 | 50 | 37,5 | 80 | 45,5 | 14 | |
Чти отца и мать | 85 | 75 | 56,25 | 12,5 | 60 | 12,5 | 14 | |
6 дней работай, а 7-ой день проводи свято | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 0 | |
Не сотвори себе кумира… | 45 | 37,5 | 31,25 | 0 | 30 | 25,5 | 0 | |
Я, Господь твой… | 15 | 12,5 | 37,5 | 0 | 0 | 8 | 0 | |
Не произноси имя Божие напрасно | 25 | 0 | 25 | 6,25 | 10 | 5 | 0 |
Анализ
полученных данных позволяет утверждать,
что, как и предполагалось, большинство
старшеклассников можно отнести к группе
людей со спорадической (ситуативной)
религиозностью. Также значительно число
респондентов с умеренной религиозностью,
в мировоззрении которых религиозный
элемент присутствует, но не является
решающим.
Заключение
Таким образом, полученные в процессе исследования результаты позволили подтвердить выдвинутую гипотезу и сделать следующие выводы:
Значимость работы заключается
в анализе сущности