Изучение мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в жизни современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:51, научная работа

Краткое описание

В настоящее время в нашей стране всё больше внимания уделяется нравственным проблемам. Равно как социально-экономические и экологические, они являются предметом постоянного внимания со стороны органов власти, социальных институтов, средств массовой информации. Интерес к ним обусловлен, в первую очередь, глубокими социально-стратификационными изменениями, происходящими в современном белорусском обществе. Немалую роль также играет имеющая место трансформация ценностей. Постепенно ослабляется роль таких институтов социализации, как семья, школа, общественно-политические движения. Как свидетельствует история, именно в такие моменты чаще всего и происходит нивелирование традиционных ценностей, дезориентация, рост нигилистических настроений. В первую очередь это характерно для представителей молодого поколения, не имеющего социального опыта и сформировавшихся убеждений.

Файлы: 1 файл

Текст проекта.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

         Ценностные  ориентации

Диаграмма 3

         Предварительные результаты показывают, что в число  основополагающих ценностей молодых  людей не входят служение идее и  духовное совершенствование. Они больше ориентированы на успешность в профессии и в личной жизни. Наиболее выбираемые варианты ответов на вопрос: «Какой из этих целей вы хотели бы достигнуть в первую очередь?» ещё раз подтверждают это. 55 % девушек 10 класса, 50 % их одноклассников, 56, 25 %  девушек 11 класса хотели бы получить хорошее образование; 31,25 % учащихся   11 класса ставят целью создание семьи. Труд на благо ближних выбирают 10 %  десятиклассниц, к выполнению  предписаний религии и религиозному спасения стремятся по 6,25 % респондентов – девушек  11 класса. Эти данные подтверждают гипотезу об ограниченном воздействии религии и религиозных организаций на современную молодёжь. 

    2.3. Отношение старшеклассников  к религии как  социальному явлению 

         «Исходный момент веры  - вопрос о вере в  Бога. Здесь возможны такие разнообразные ответы как  «верю в Бога», «колеблюсь между верой и неверием в Бога» и «не верю в Бога» [5, с. 45]. Поэтому мы предоставили респондентам  5 вариантов ответа на вопрос «Считаете ли вы себя верующим человеком?». Не считающие себя убеждёнными верующими или атеистами могли выбирать «Скорее да, чем нет» или «Скорее нет, чем да». Результаты показали оправданность такого подхода. Данные, приведённые в таблице, подтверждают, что именно эти два варианта ответа выбирались наиболее часто.

         Таблица 3

      Считаете ли вы себя верующим человеком? 10 класс,

    девушки

    10 класс,

    юноши

    11 класс, девушки 11 класс, юноши Учителя
      Да 45 50 37,5 0 50
      Скорее да, чем нет 50 12,5 62,5 50 20
      Скорее нет, чем да 5 25 0 25 0
      Нет 0 12,5 0 18,75 10
      Затрудняюсь  или не хочу отвечать 0 0 0 6,25 20
 

           Таким образом, убеждёнными верующими  считают себя 33 % старшеклассников, участвовавших в опросе. При этом соотношение девушек и юношей, выбравших ответ “да”,  41,25 % к 25 %. Резко отличаются ответы девушек и юношей 11 класса: среди последних ни один не выбрал данный ответ.

         Ещё 43, 75 %  респондентов групп 1-4 причисляют себя к скорее верующим, чем к неверующим. 12,5 %  юношей 10 класса и 18,75 % юношей-одинадцатиклассников считают себя неверующими. Заметим, что ни одна из девушек не выбрала такой ответ. Показательно то, что 20 % учителей воздержались от ответа.

         Нам показалось интересным сравнить полученные нами данные с данными, приведёнными в учебном пособии Е.М. Бабосова [1, с. 387] об отношении к религии школьников г. Минска. Для этого были составлены диаграммы, отражающие процентное соотношение респондентов, признающих себя верующими; скорее неверующими, чем верующими; неверующими или скорее неверующими, чем верующими и не давшими ответа.

Отношение к религии школьников г. Минска Отношение к религии учеников СШ №1 г. Логойска

Диаграмма 4

     В основе религии как общественного  явления находится вера отдельного индивида. При этом она не является синонимом религиозности и не тождественна ей. Вера – это лишь свойство личности принимать какую-либо информацию без  доказательства её достоверности. Религия же  предполагает не только веру в существование сверхъестественного, но и систему действий и ритуалов. Как показывают данные нашего опроса, подавляющее большинство респондентов различают  понятия «религия»  и «вера»: от 95 % девушек 10 класса до 56,25 %  учителей, принимавших участие в социологическом  опросе.

     Как вы считаете, вера и религия - это одно и то же?

Диаграмма 5

     В своём исследовании мы также хотели установить, как старшеклассники относятся к тому, что в современном обществе существует большое количество религий. Как известно, в Беларуси,  как и в других странах СНГ, наряду с традиционными религиозными объединениями православных, католиков, протестантов, мусульман, иудеев распространяются  и нетрадиционные религиозные культы, такие, как общины кришнаитов, дзен-буддистов, мормонов и др. Большинство их  приверженцев  - молодёжь. Результаты  опроса показывают, что подавляющее большинство выступает за свободное право выбирать религию. В то же время 25 % девушек 10 класса и 31,25 % юношей 11 класса разделяют мнение, что следует придерживаться традиционных, проверенных временем религиозных течений. При ответе на этот вопрос снова о своей  нерелигиозности заявляют 18,75 % юношей 11 класса. Появляется и явное противоречие: 12,5 % девушек 11 класса, выбрали такой же вариант, хотя ранее они причисляли себя к «скорее верующим, чем неверующим» (см. таблицу 4).

     Таблица 4

    Как вы относитесь к большому выбору религий? 10 класс,

    девушки

    10 класс,

    юноши

    11 класс, девушки 11 класс, юноши Учителя
      Я считаю, что у каждого человека должно быть право выбирать религию. 75 75 75 50 60
      Я считаю, что придерживаться надо традиционных, проверенных временем религиозных течений 25 12,5 12,5 31,25 30
      Я никак не отношусь к этому выбору. Я не религиозен 0 12,5 12,5 18,75 10
 

         Ещё один вопрос, включённый нами в данный блок исследования, был сформулирован  так: «Почему человек приходит к религиозному существованию?».  Предложенные 6 вариантов ответа включали различные мнения. Варианты «У него недалёкий ум» и « Он хочет показать, что он не такой, как все, не был выбран ни одним из респондентов. Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что в среде старшеклассников не распространено негативное отношение к верующим и циничное – к религии в целом. Большинство опрошенных придерживаются следующих мнений: 

    Диаграмма 6 

    2.4. Конфессиональная  самоидентификация  респондентов. Отношение  к культовой практике.

         По  результатом опроса 2004 г., приводимыми  Л.Г. Титаренко, 70,6 % опрошенных признали себя православными, 7,9 % - католиками, 0,4 % - протестантами, 0,2 % - мусульманами.[7, с.38]. Полученные нами данные о конфессиональной самоидентификации респондентов свидетельствуют, что к православным причисляют себя 77,9 % старшеклассников, к католикам -  13, 1 %, протестантам – 4,3 %, что в целом выше, чем по республике. Не относят себя ни к одной из конфессий 4,7 %. Ещё один вывод можно сделать, сравнив ответы девушек и юношей. Результаты показывают, что девушки чаще, чем юноши, соотносят себя с определённой конфессией.

         Таблица 5

    Конфессиональная  самоидентификация  респондентов

    Ваше вероисповедание? 10 класс,

    девушки

    10 класс,

    юноши

    11 класс, девушки 11 класс, юноши Учителя
    Православие 80 87,5 62,5 81,25 100
    Католицизм 15 12,5 25 0 0
    Старообрядчество 0 0 0 0 0
    Протестантизм 5 0 12,5 0 0
    Не  христианство 0 0 0 0 0
    Вне конфессий 0 0 0 18,75 0

         Чаше  всего для исследования религиозности  применяется критерий культовых практик. При этом изучается посещаемость церквей и других мест отправления религиозного культа, а также участие в церковных обрядах. Применив данный критерий, мы получили следующие результаты:

         Таблица 7

    Посещаемость  учреждений культа

    Как часто вы посещаете учреждения культа? 10 класс,

    девушки

    10 класс,

    юноши

    11 класс,  девушки 11 класс,  юноши Учителя
    Ежедневно 0 0 0 0 0
    1 раз в неделю 15 25 18,75 0 10
    1 раз в месяц 15 0 12,5 18,75 20
    2-3  раза в год 25 12,5 43,75 12,5 40
    1 раз в год 25 12,5 6,25 6,25 20
    В течение последнего года не посещал (а) 15 50 12,5 56,25 10
      Никогда не был в храме 5 0 0 6,25 0

          

         Эти данные позволяют сделать предварительный  вывод, что даже те, кто считает  себя верующим и идентифицирует  с какой-либо конфессией, не посещают учреждения культа регулярно, в большинстве своём от 1 до 3 раз в год.  Но следует отметить, что такое же положение существует и в других странах, где исповедуют христианство: при наличии личной веры в Бога внешние выражения её, такие как  посещение богослужений или выполнение обрядов, незначительны. В молодёжной среде наблюдаются те же тенденции. Хотя результаты ответа на вопрос можно трактовать и как подтверждение гипотезы о том, что религия не играет значимой роли в жизни современных старшеклассников.

         Но  информация о посещаемости учреждений культа не даёт ещё полного представления о степени религиозности человека. Ведь очевидно, что оно может быть обусловлено потребностью в общении, эстетическими потребностями, модой, стремлением соблюдать установки, принятые в данном обществе. Все эти мотивы непосредственно не связаны с религиозностью. Исходя из этого, мы посчитали необходимым включить в наше исследование следующий вопрос: «Что является для вас мотивом посещения учреждений культа?» Ответы распределись следующим образом:

         Мотивы  посещения учреждений культа

         Таблица 8

Что является для вас мотивом посещения учреждений культа? 10 класс,

девушки

10 класс,

юноши

11 класс, девушки 11 класс, юноши Учителя
  Красота интерьера 0 12,5 0 0 0
  Пение и музыка 0 12,5 0 0 0
  Особая атмосфера 25 12,5 18,75 18,75 40
  Желание отдать дань традиции 15 12,5 18,75 31,25 20
  Возможность совершать религиозные предписания 15 25 31,25 25 30
  Желание выслушать религиозные наставления 45 12,5 31,25 12,5 0
  Любопытство 0 0 0 12,5 0
  Чувство одиночества 0 12,5 0 0 10

Информация о работе Изучение мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в жизни современного общества