Изучение мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в жизни современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:51, научная работа

Краткое описание

В настоящее время в нашей стране всё больше внимания уделяется нравственным проблемам. Равно как социально-экономические и экологические, они являются предметом постоянного внимания со стороны органов власти, социальных институтов, средств массовой информации. Интерес к ним обусловлен, в первую очередь, глубокими социально-стратификационными изменениями, происходящими в современном белорусском обществе. Немалую роль также играет имеющая место трансформация ценностей. Постепенно ослабляется роль таких институтов социализации, как семья, школа, общественно-политические движения. Как свидетельствует история, именно в такие моменты чаще всего и происходит нивелирование традиционных ценностей, дезориентация, рост нигилистических настроений. В первую очередь это характерно для представителей молодого поколения, не имеющего социального опыта и сформировавшихся убеждений.

Файлы: 1 файл

Текст проекта.doc

— 1.47 Мб (Скачать)
 

Государственное учреждение образования

«Логойская  средняя общеобразовательная  школа №1» 
 
 
 

Секция: История и социально-гуманитарные науки

Практико-ориентированный  проект

 

«Изучение мнения старшеклассников

о роли религии и  религиозных организаций

в жизни современного общества» 
 

Авторы  проекта:

Алехнович Юлия,

ученица 10 «Г» класса

 

Гайшун  Юлия,

ученица 10 «Г» класса

 
Руководитель

проекта:

 
Виноградова Зоя Евгеньевна,

учитель истории и курса

«Человек. Общество. Государство»

Логойск, 2007
 

     Введение

     В настоящее время в нашей стране всё больше внимания уделяется нравственным проблемам. Равно как социально-экономические и экологические,  они являются предметом постоянного внимания со стороны органов власти, социальных институтов, средств массовой информации. Интерес к ним обусловлен, в первую очередь,  глубокими социально-стратификационными изменениями, происходящими в современном белорусском обществе. Немалую роль также играет имеющая место  трансформация ценностей. Постепенно ослабляется  роль таких институтов социализации, как семья, школа, общественно-политические движения. Как свидетельствует история, именно в такие моменты чаще всего и  происходит нивелирование традиционных ценностей, дезориентация,  рост нигилистических настроений. В первую очередь это характерно для представителей молодого поколения, не имеющего социального опыта и сформировавшихся убеждений. 

     Для противодействия данному явлению  необходимо объединить усилия всего  общества, используя, в том числе,  опыт и возможности такого социального  института как религиозные организации. С этой целью в Беларуси была разработана Программа сотрудничества между Министерством образования  и Белорусской Православной Церковью. Но при выполнении программы, на наш взгляд,  необходимо учитывать  как отношение старшеклассников к религии в целом, так и степень доверия к религиозным организациям и служителям культа и  реальную степень их  воздействия на нравственное становление молодых людей.

     Изучение  религиозности молодёжи актуально  также потому, что именно она является отражением всех противоречий и возможностей общества и именно она, в силу своей социальной природы, выбирает траекторию его исторического движения.  Следовательно, изучение процессов, происходящих в молодёжной среде в настоящее время,  позволяет спрогнозировать, в каком направлении будет развиваться общество в будущем.

     Исходя  их данных положений, нами был разработан проект «Изучение мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в жизни современного общества». Объектом  исследования являлась группа учащихся 10-11 классов Логойской СШ № 1. Предметом  исследования выступала  религиозность, а также показатели её  уровня и содержания.

     Его результаты представлены в данной работе, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Первая глава посвящена  теоретико-методологическим  основам разрабатываемой проблемы, вторая – анализу результатов социологического опроса, проведённого авторами работы среди старшеклассников школы в марте 2007 года и сравнению их с данными аналогичного опроса 2001 года. В приложение включены: образец бланка, заполняемого  респондентом; статистическая таблица результатов социологического опроса; диаграммы и графики.

       Наше исследование начиналось  с проработки проблемы роли религии и религиозных организаций в жизни общества и  изучения источников по данной теме. На первом этапе нами была выдвинута гипотеза о том, что в настоящее время религиозные организации ограниченно влияют на жизнь общества и, прежде всего, на молодёжь; следовательно, для решения вопросов и проблем нравственного воспитания нужно не только опираться на их опыт формирования нравственных ценностей, но и искать новые формы и методы. 

     Цель  исследования состояла  в том, чтобы  выявить  субъективное отношение учащихся 10-11 классов к религии и религиозным организациям, а также определить  степень их религиозности. Реализация поставленной цели и доказательство выдвинутой гипотезы требовала выполнения следующих задач:

  • рассмотреть на теоретическом уровне сущность понятия «религиозность»,  сформулировать подходы к данному явлению;
  • разработать программу и осуществить эмпирическое исследование изучения мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в настоящее время;
  • выявить при помощи эмпирического исследования конкретные показатели религиозности;
  • проверить с помощью результатов исследования правильность выдвинутой гипотезы;
  • дать анализ сложившейся религиозной ситуации.

      Глава I. Теоретико-методологические  основы   проблемы   изучения

                       роли религии и религиозных организаций в жизни общества.

    1.1. Основные подходы  к пониманию религии  как социального  явления

     Религия как социальное явление существует, по-видимому, так же долго, как и  человечество. Само слово встречается  как в художественной литературе, так и в научных текстах, и в обыденной речи, но  при этом в сам термин, как правило,  вкладывается различное содержание. Философы, историки, социологи и психологи, изучавшие религию как социальное явление,  также далеко не едины в определении её сущности. Зачастую они пытались выделить самый главный, на их взгляд аспект, игнорируя всё, что не подтверждает или противоречит ему. В качестве примера такого подхода можно привести утверждения, приведённые в статье А. Кулакова «Что такое религия?» [6, с. 40]:

  • Цицерон (106-43 г. до н.э., Древний Рим): религия – просвещённое, городское, «культурное» и цивилизованное  верование в противовес дикому суеверию.
  • Священник С.Н. Булгаков (1871-1944, Россия): религия есть опознание Бога и переживание связи с богом.
  • Б. Спиноза (1632-1677, Нидерланды): религии – отражение неуверенности, страхов и колебаний человека.
  • Л. Фейербах (1804-1872, Германия): боги – воплощённые осуществлённые желания человека.
  • К. Маркс (1818-1883, Германия): религия – извращённая форма общественного сознания, которая порождена бессилием человека и у которой нет самостоятельной истории.
  • М. Вебер (1864-1920, Германия): религия является способом придания смысла всякому социальному действию.
  • З. Фрейд (1856-1839, Австрия): религия – универсальный коллективный невроз, следствие чувства страха, вины и безуспешной борьбы человека со своими природными бессознательными влечениями. В человеческой культуре  она играет роль средства защиты от индивидуального невроза.
  • К. Юнг (1875-1961, Швейцария): религия выполняет для людей функцию «мироупорядочения» мышления.
  • Э. Фромм (1900-1980, США): религия – любая система взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая даёт индивиду систему ориентации и объект поклонения.
  • М. Хайдеггер (1889-1976, Германия): религия подобна евангельскому «хождению по воде», она состоит в стремлении выйти за обыденное в невозможную и невообразимую реальность.

        В настоящее время  религию определяют как «мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование Бога  или богов». [3, 286]

        Также неоднозначно, как определение, трактовалась и её роль в жизни общества. Как отмечает Я.С. Яскевич, «в традиционной для советских общественных наук официальной иерархии ценностей религия занимала одно из первых мест с отрицательным знаком, как явление, препятствующее созданию идеального коммунистического общества. Стремление лишить религию объективных причин её существования не только в древности и в средневековье, но и в наше время, отнять у неё духовное, гуманитарных, культурные функции в обществе не могли не сказаться отрицательно на развитии самого общества и его членов». [4, с.327]

        Роль  религии в обществе можно проиллюстрировать  массой исторических примеров, начиная от возникновения социальных институтов до религиозных войн. Ей присущи как интегративная, так и дезинтегративная функции; следовательно, она может содействовать сплочению людей одной веры, одной страны за сохранение независимости, выступать в качестве основы национальной идеологии. В качестве примера можно привести роль ислама в образовании Арабского халифата или роль православной церкви в процессе освобождения Руси от монгольского ига. Но если в обществе имеются различные противостоящие друг другу конфессии, то религия будет ещё больше раскалывать его, провоцируя религиозные и социальные конфликты. К сожалению, в настоящее время мы видим массу подобных  примеров.

        Коммуникативная функция религии проявляется  в том, что она устанавливает  и укрепляет общение и взаимодействие между единоверцами, содействуя их  объединению. Важными и значимыми являются компенсаторная и психотерапевтическая функция религии. Первая заключается в том, что «религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане, как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования». [4, с. 328]. И тогда реальное угнетение  может быть преодолено «свободой в духе», разобщённость и изоляция заменяются братством в общине.

        Религиозная вера в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности зачастую воспринимается как реабилитационное и психологическое средство: во время совершения религиозных действий снимается стресс, верующий может погружаться в состояние медитации, получает утешение, может достигать катарсиса. «Повышение интереса к религии связано и с тяготами современной социальной жизни. Кризис экономики, чувство растерянности и неуверенности в завтрашнем дне, материальные трудности актуализируют религиозные представления в сознании людей, приводят их в общины конфессий» - отмечают авторы книги «Конфессии в Беларуси» [2, с.320]. Этот вывод подтверждается и данными социологических опросов, проводившихся в Гомельской области: «Если в ноябре 1989 г. к числу атеистов относили себя 65 %, то в сентябре 1994 г. их было только 32,5, т.е. на 30 % меньше. Среди респондентов значительно увеличилось количество верующих: с 22 % в 1989 г. до 43, 4 % в 1994 г».  [2, с.319]

        Учёные  также выделяют мировоззренческую, регулятивную, легитими-рующе-разлегитимирующую функции религии. Значима и культуротрансли-рующая  функцию, в которой осуществляется передача накопленного наследия от поколения к поколению.

        Общественное  развитие в ХХ в. поставило вопрос о ценности каждой человеческой жизни, о том, что человек должен быть целью, а не средством. В связи с этим для гуманизации общественной жизни может быть использован и огромный духовный капитал, накопленный различными  религиозными учениями и организациями. 

   1.2. Религиозность: понятия,  общие принципы  и проблемы изучения

     Таким образом, изучение  религиозной жизни  общества имеет большое значение. В настоящее время этим направлением занимается социология религии. Как подчёркивает Е.М. Бабосов, «…социолог рассматривает всё, что обозначается этим термином, в качестве специфического социального явления. Его интересует, почему и как возникает религия, почему существует множество религиозных систем, каким образом отдельные индивиды и целые социальные группы приходят к религии, что представляют собой и как организованы религиозные различные группы, какова роль религии в жизни отдельных верующих, религиозных общин и общества в целом.  С социологической точки зрения религия рассматривается в качестве социальной подсистемы в общей структуре общества, обладающей специфическим содержанием, структурой, формами и функциями»[1, с.124]. Следовательно, для того чтобы получить полную картину, необходимо подвергнуть изучению и анализу и такое специфическое явление, как состояние религиозности общества на определенном этапе его развития.

     Религиозность – реальное воплощение мировоззренческой  ориентации индивида  и социальной общности, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, отношений и поведения, основанных на религиозной вере. Понятие религиозности обычно предполагает наличие как минимум трёх элементов: религиозной веры, принадлежности верующего к той или иной конфессии, определённого культового поведения, проявляющегося обычно в посещении индивидом богослужений. Если налицо все три указанных элемента, то мы имеем дело с институализированной верой [7, с.37]. Как считает Л.Г. Титаренко, «трудно предположить, что после семи десятилетий искоренения религии как института советской властью, население Беларуси способно сколько-нибудь скоро достичь подобного уровня институализированной веры. Скорее всего, имеет место массовый отказ от атеизма и стихийный поиск другой, более устойчивой системы духовных представлений и ценностей». [7, с.37]. Мы думаем, что это утверждение относится, скорее, к людям старшего и среднего возраста, т.к. молодое поколение воспитывалось в других условиях и у них, несомненно, отличные от старших поколений ценностные ориентации.

Информация о работе Изучение мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в жизни современного общества