Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:51, научная работа
В настоящее время в нашей стране всё больше внимания уделяется нравственным проблемам. Равно как социально-экономические и экологические, они являются предметом постоянного внимания со стороны органов власти, социальных институтов, средств массовой информации. Интерес к ним обусловлен, в первую очередь, глубокими социально-стратификационными изменениями, происходящими в современном белорусском обществе. Немалую роль также играет имеющая место трансформация ценностей. Постепенно ослабляется роль таких институтов социализации, как семья, школа, общественно-политические движения. Как свидетельствует история, именно в такие моменты чаще всего и происходит нивелирование традиционных ценностей, дезориентация, рост нигилистических настроений. В первую очередь это характерно для представителей молодого поколения, не имеющего социального опыта и сформировавшихся убеждений.
Государственное учреждение образования
«Логойская
средняя общеобразовательная
школа №1»
«Изучение мнения старшеклассников
о роли религии и религиозных организаций
в
жизни современного
общества»
Авторы проекта: |
Алехнович Юлия,ученица 10 «Г» класса |
Гайшун Юлия,ученица 10 «Г» класса | |
Руководительпроекта: |
Виноградова Зоя Евгеньевна, учитель истории и курса «Человек. Общество. Государство» |
Введение
В настоящее время в нашей стране всё больше внимания уделяется нравственным проблемам. Равно как социально-экономические и экологические, они являются предметом постоянного внимания со стороны органов власти, социальных институтов, средств массовой информации. Интерес к ним обусловлен, в первую очередь, глубокими социально-стратификационными изменениями, происходящими в современном белорусском обществе. Немалую роль также играет имеющая место трансформация ценностей. Постепенно ослабляется роль таких институтов социализации, как семья, школа, общественно-политические движения. Как свидетельствует история, именно в такие моменты чаще всего и происходит нивелирование традиционных ценностей, дезориентация, рост нигилистических настроений. В первую очередь это характерно для представителей молодого поколения, не имеющего социального опыта и сформировавшихся убеждений.
Для
противодействия данному
Изучение религиозности молодёжи актуально также потому, что именно она является отражением всех противоречий и возможностей общества и именно она, в силу своей социальной природы, выбирает траекторию его исторического движения. Следовательно, изучение процессов, происходящих в молодёжной среде в настоящее время, позволяет спрогнозировать, в каком направлении будет развиваться общество в будущем.
Исходя их данных положений, нами был разработан проект «Изучение мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в жизни современного общества». Объектом исследования являлась группа учащихся 10-11 классов Логойской СШ № 1. Предметом исследования выступала религиозность, а также показатели её уровня и содержания.
Его результаты представлены в данной работе, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Первая глава посвящена теоретико-методологическим основам разрабатываемой проблемы, вторая – анализу результатов социологического опроса, проведённого авторами работы среди старшеклассников школы в марте 2007 года и сравнению их с данными аналогичного опроса 2001 года. В приложение включены: образец бланка, заполняемого респондентом; статистическая таблица результатов социологического опроса; диаграммы и графики.
Наше исследование начиналось с проработки проблемы роли религии и религиозных организаций в жизни общества и изучения источников по данной теме. На первом этапе нами была выдвинута гипотеза о том, что в настоящее время религиозные организации ограниченно влияют на жизнь общества и, прежде всего, на молодёжь; следовательно, для решения вопросов и проблем нравственного воспитания нужно не только опираться на их опыт формирования нравственных ценностей, но и искать новые формы и методы.
Цель исследования состояла в том, чтобы выявить субъективное отношение учащихся 10-11 классов к религии и религиозным организациям, а также определить степень их религиозности. Реализация поставленной цели и доказательство выдвинутой гипотезы требовала выполнения следующих задач:
Глава I. Теоретико-методологические основы проблемы изучения
роли религии и религиозных организаций в жизни общества.
1.1. Основные подходы к пониманию религии как социального явления
Религия как социальное явление существует, по-видимому, так же долго, как и человечество. Само слово встречается как в художественной литературе, так и в научных текстах, и в обыденной речи, но при этом в сам термин, как правило, вкладывается различное содержание. Философы, историки, социологи и психологи, изучавшие религию как социальное явление, также далеко не едины в определении её сущности. Зачастую они пытались выделить самый главный, на их взгляд аспект, игнорируя всё, что не подтверждает или противоречит ему. В качестве примера такого подхода можно привести утверждения, приведённые в статье А. Кулакова «Что такое религия?» [6, с. 40]:
В настоящее время религию определяют как «мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование Бога или богов». [3, 286]
Также неоднозначно, как определение, трактовалась и её роль в жизни общества. Как отмечает Я.С. Яскевич, «в традиционной для советских общественных наук официальной иерархии ценностей религия занимала одно из первых мест с отрицательным знаком, как явление, препятствующее созданию идеального коммунистического общества. Стремление лишить религию объективных причин её существования не только в древности и в средневековье, но и в наше время, отнять у неё духовное, гуманитарных, культурные функции в обществе не могли не сказаться отрицательно на развитии самого общества и его членов». [4, с.327]
Роль религии в обществе можно проиллюстрировать массой исторических примеров, начиная от возникновения социальных институтов до религиозных войн. Ей присущи как интегративная, так и дезинтегративная функции; следовательно, она может содействовать сплочению людей одной веры, одной страны за сохранение независимости, выступать в качестве основы национальной идеологии. В качестве примера можно привести роль ислама в образовании Арабского халифата или роль православной церкви в процессе освобождения Руси от монгольского ига. Но если в обществе имеются различные противостоящие друг другу конфессии, то религия будет ещё больше раскалывать его, провоцируя религиозные и социальные конфликты. К сожалению, в настоящее время мы видим массу подобных примеров.
Коммуникативная функция религии проявляется в том, что она устанавливает и укрепляет общение и взаимодействие между единоверцами, содействуя их объединению. Важными и значимыми являются компенсаторная и психотерапевтическая функция религии. Первая заключается в том, что «религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане, как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования». [4, с. 328]. И тогда реальное угнетение может быть преодолено «свободой в духе», разобщённость и изоляция заменяются братством в общине.
Религиозная вера в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности зачастую воспринимается как реабилитационное и психологическое средство: во время совершения религиозных действий снимается стресс, верующий может погружаться в состояние медитации, получает утешение, может достигать катарсиса. «Повышение интереса к религии связано и с тяготами современной социальной жизни. Кризис экономики, чувство растерянности и неуверенности в завтрашнем дне, материальные трудности актуализируют религиозные представления в сознании людей, приводят их в общины конфессий» - отмечают авторы книги «Конфессии в Беларуси» [2, с.320]. Этот вывод подтверждается и данными социологических опросов, проводившихся в Гомельской области: «Если в ноябре 1989 г. к числу атеистов относили себя 65 %, то в сентябре 1994 г. их было только 32,5, т.е. на 30 % меньше. Среди респондентов значительно увеличилось количество верующих: с 22 % в 1989 г. до 43, 4 % в 1994 г». [2, с.319]
Учёные
также выделяют мировоззренческую,
регулятивную, легитими-рующе-
Общественное
развитие в ХХ в. поставило вопрос
о ценности каждой человеческой жизни,
о том, что человек должен быть целью, а
не средством. В связи с этим для гуманизации
общественной жизни может быть использован
и огромный духовный капитал, накопленный
различными религиозными учениями
и организациями.
1.2. Религиозность: понятия, общие принципы и проблемы изучения
Таким образом, изучение религиозной жизни общества имеет большое значение. В настоящее время этим направлением занимается социология религии. Как подчёркивает Е.М. Бабосов, «…социолог рассматривает всё, что обозначается этим термином, в качестве специфического социального явления. Его интересует, почему и как возникает религия, почему существует множество религиозных систем, каким образом отдельные индивиды и целые социальные группы приходят к религии, что представляют собой и как организованы религиозные различные группы, какова роль религии в жизни отдельных верующих, религиозных общин и общества в целом. С социологической точки зрения религия рассматривается в качестве социальной подсистемы в общей структуре общества, обладающей специфическим содержанием, структурой, формами и функциями»[1, с.124]. Следовательно, для того чтобы получить полную картину, необходимо подвергнуть изучению и анализу и такое специфическое явление, как состояние религиозности общества на определенном этапе его развития.
Религиозность – реальное воплощение мировоззренческой ориентации индивида и социальной общности, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, отношений и поведения, основанных на религиозной вере. Понятие религиозности обычно предполагает наличие как минимум трёх элементов: религиозной веры, принадлежности верующего к той или иной конфессии, определённого культового поведения, проявляющегося обычно в посещении индивидом богослужений. Если налицо все три указанных элемента, то мы имеем дело с институализированной верой [7, с.37]. Как считает Л.Г. Титаренко, «трудно предположить, что после семи десятилетий искоренения религии как института советской властью, население Беларуси способно сколько-нибудь скоро достичь подобного уровня институализированной веры. Скорее всего, имеет место массовый отказ от атеизма и стихийный поиск другой, более устойчивой системы духовных представлений и ценностей». [7, с.37]. Мы думаем, что это утверждение относится, скорее, к людям старшего и среднего возраста, т.к. молодое поколение воспитывалось в других условиях и у них, несомненно, отличные от старших поколений ценностные ориентации.