Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:51, научная работа
В настоящее время в нашей стране всё больше внимания уделяется нравственным проблемам. Равно как социально-экономические и экологические, они являются предметом постоянного внимания со стороны органов власти, социальных институтов, средств массовой информации. Интерес к ним обусловлен, в первую очередь, глубокими социально-стратификационными изменениями, происходящими в современном белорусском обществе. Немалую роль также играет имеющая место трансформация ценностей. Постепенно ослабляется роль таких институтов социализации, как семья, школа, общественно-политические движения. Как свидетельствует история, именно в такие моменты чаще всего и происходит нивелирование традиционных ценностей, дезориентация, рост нигилистических настроений. В первую очередь это характерно для представителей молодого поколения, не имеющего социального опыта и сформировавшихся убеждений.
У каждого индивида или группы существует свой уровень интенсивности религиозных свойств, именуемый степенью религиозности. Выделяют три подобных уровня: умеренная религиозность, глубокая вера и фанатизм. Большинство учёных склонны считать, что наиболее часто встречающаяся ситуативная (спорадическая) религиозность, «от случая к случаю», не имеет отношения к истинной вере.
Характер религиозности можно определить как качественную и количественную особенность проявления религиозного сознания, поведения и отношения в жизненных позициях индивида, группы, населения страны в целом. Состояние, уровень и интенсивность религиозности изучается в процессе проведения социологических исследований. Она фиксируется на основе контент-анализа документов, данных статистики, наблюдения, интервьюирования экспертов и отдельных групп верующих, массовых опросов населения [1,с. 125].
В
настоящее время в связи с трансформацией
религиозных представлений и культовых
практик, проблема определения критериев
религиозности очень актуальна. В современной
социологии существует точка зрения, что
возможно изучение лишь культовой деятельность
индивида, а религиозное сознание находится
вне сферы компетенции социолога. Исследование
религиозности, таким образом, сводятся
к изучению посещения церквей и других
мест отправления культа и участия в церковных
обрядах, без учёта мотивов посещения
и субъективного отношения индивида к
религии. В противовес данной точке зрения
выдвигается другая, учитывающая только
субъективное отношение. Но при этом не
принимается во внимание, что « многие
люди довольно легко соединяют религиозные
и квазирелигиозные верования, они недостаточно
знакомы с религиозными догматами, но
в то же время считают себя верующими».
[7, с.37]. В целом проблема религиозности
достаточно хорошо освещена в социологии.
Что же касается проблемы религиозности
молодёжи, то исследования по ней начали
проводиться в Беларуси лишь в последние
годы.
1.3. Программа исследования
Информацию, необходимую для проверки выдвинутой нами гипотезы, мы намеревались получить в процессе проведения социологического опроса, во время которого выяснялось субъективное мнение 100 респондентов – учащихся 10-11 классов, а также 10 учителей - по предложенным закрытым вопросам. Этот метод сохраняет анонимность респондентов, что очень важно при изучении религиозности, а также позволяет собрать большой объём информации за сравнительно небольшой промежуток времени.
Чтобы проанализировать современное состояние религиозности в молодёжной среде, необходимо было получить данные по ряду важных параметров. Разумеется, что они могут дать лишь ограниченную картину. Но мы и не ставили целью глубокий анализ причин возрастания или снижения религиозности или выяснение того, как организованы различные религиозные группы. Мы сочли необходимым лишь изучить и зафиксировать мнение группы старшеклассников Логойской средней общеобразовательной школы №1, высказанное ими в ходе проведения социологического опроса в марте 2007 года и предположить, что эти данные дают достаточно объективное представление о существующем состоянии религиозности в данной среде.
Процесс подготовки
При составлении анкеты использовались материалы социологического опроса, проведённого православной церковью среди учащихся нашей школы в 2001 году. Это дало нам возможность сделать сравнение и анализ полученных результатов и выявить определённые закономерности. В процессе работы мы также использовали официальную статистику по данной теме, опубликованную в учебном пособии «Прикладная социология» под редакцией Е.М. Бабосова. При составлении анкеты были использованы вопросы социологического опроса «Старшеклассники и студенты и их отношение к религии и религиозным организациям (на примере старшеклассников и студентов г. Витебска)», проведённого С. Ю. Девятых («Чалавек. Грамадства. Свет», № 2-3/2005). Полученные нами данные сравнивались также с данными опроса общественного мнения по теме «Ценностные ориентации молодёжи Беларуси» («Обозреватель», № 33/2004). В ходе работы использовались также материалы статьи Л.Г. Титаренко (“Чалавек. Грамадства. Свет”, №1/2006).
В анкету были включены 30 вопросов, предполагающие от 2 до 16 вариантов ответов. При выполнении данного этапа работы мы учитывали, что любое социологическое исследование уровня религиозности предполагает определение её критериев, т.е. показателей, позволяющих отделить верующих от неверующих. На этом основании мы опрашивали респондентов на предмет посещаемости учреждений культа и участия в церковных обрядах. Однако изучение только культовой деятельности не даёт ответа на вопрос о степени религиозности, т. к. участие в культовых практиках может быть обусловлено мотивами, непосредственно с ней не связанными. Поэтому мы сочли необходимым включение в анкету вопросы, позволяющие выявить степень толерантности респондентов в вопросе выбора веры, субъективное отношение респондента к религии, а также степень соответствия личной религиозной веры и догматики той конфессии, к которой он себя причисляет. Нами исследовалась и религиозная информированность – степень знакомства с вероучением «своей» религиозной конфессии.
Для
того чтобы сделать вывод о
роли религиозных организаций в
жизни общества и прогноз относительно
будущего религиозных организаций в нашей
стране, были включены вопросы, позволяющие
выяснить мнение респондентов на этот
счёт. Полученная в ходе опроса информация
подверглась количественному анализу
и статистической обработке.
Глава II. Анализ результатов социологического опроса.
2.1. Оценка степени значимости проблем, существующих в современном белорусском обществе, роли различных социальных институтов, занимающихся нравственным воспитанием и степени доверия к ним респондентов.
Из ответов на первый блок (вопросы 1-3) мы хотели получить первичное представление о респондентах и о том, как они оценивают значимость проблем, существующих сегодня в нашем обществе. Полученные результаты были достаточно предсказуемыми. Большинство опрошенных выделяют в качестве главных нравственные и социально- экономические проблемы. При этом большинство юношей, участвовавших в опросе, поставили на первое место социально-экономические проблемы, процент выбравших ответ «нравственные проблемы» значительно ниже, чем у девушек: 37,5 % к 56,25 %.
Таблица 1
Какие проблемы, на ваш взгляд, являются на сегодняшний день важнейшими для страны? | 10
класс,
девушки |
10
класс,
юноши |
11 класс, девушки | 11 класс, юноши | Учителя |
Социально-политические | 20 | 37,5 | 0 | 12,5 | 20 |
Национальные | 5 | 0 | 0 | 12,5 | 0 |
Экономические | 20 | 37,5 | 25 | 37,5 | 30 |
Экологические | 5 | 0 | 12,5 | 25 | 0 |
Нравственные | 50 | 25 | 62,5 | 12,5 | 50 |
В наиболее общем виде результаты опроса представлены на следующей диаграмме.
Степень значимости проблем, существующих
в современном белорусском обществе
Диаграмма 1
Второй вопрос дал возможность выявить, какому из социальных институтов, занимающимися нравственным воспитанием, респонденты доверяют больше. Следует отметить низкий процент доверия к средствам массовой информации (в целом, 2,5 %). Значительно отличаются результаты ответов старшеклассников и учителей: 30 % учителей считают, что вопросы нравственного воспитания призвана решать школа, аналогичного мнения придерживаются лишь 6 % учащихся. Это вполне объяснимо, ведь педагоги понимают, что процессы обучения и воспитания взаимосвязаны, а учащиеся склонны видеть основную задачу школы лишь в формировании у них прочных знаний. Все группы респондентов поставили на первое место социальный институт семьи (от 56,25 % до 75 %). В сравнении с этими показателями, степень доверия непосредственно к религиозным организациям невысока (в целом, 12 %).
Таблица 2
Как вы считаете, какой из социальных институтов может наиболее успешно способствовать нравственному воспитанию? | 10
класс,
девушки |
10
класс,
юноши |
11 класс, девушки | 11 класс, юноши | Учителя |
Семья | 70 | 75 | 68,75 | 56,25 | 70 |
Школа | 5 | 0 | 0 | 18,75 | 30 |
Средства массовой информации | 0 | 0 | 12,5 | 0 | 0 |
Социокультурные учреждения | 15 | 0 | 6,25 | 12,5 | 0 |
Религиозные организации | 10 | 25 | 12,5 | 12,5 | 0 |
Вопрос «Где на сегодняшний день нравственные проблемы обсуждаются наиболее эффективно?» позволил сравнить желаемое с действительностью и выявить значительные расхождения. При низкой, как отмечалось ранее, степени доверия к СМИ, 31,25 % юношей считают, что именно в них эффективно обсуждаются нравственные проблемы. 70 % девушек-десятиклассниц считают, что нравственное воспитание должно осуществляться в семье, и лишь 40 % подтверждают, что в ней эффективно обсуждаются нравственные проблемы. Общие результаты ответа на данный вопрос представлены в диаграмме (в % к числу опрошенных).
Социальные институты, в которых проблемы
нравственного воспитания, по мнению респондентов,
обсуждаются наиболее эффективно
Обобщая
вышеизложенное, можно отметить, что
респонденты считают
2.2. Ценностные ориентации респондентов и их целевые предпочтения
Следующие вопросы нашей анкеты ставили целью выявить, что является основными ценностями молодого поколения. На вопрос «Что является для вас
на сегодняшний день самым важным?» предлагалось 16 вариантов ответа. Такие варианты, как «Известность, слава», «Дружба», «Работа», «Создание семьи» не были выбраны ни одним респондентом. В ходе сопоставления и сравнения результатов опроса в 10 и 11 классах, можно сделать вывод о значительном расхождении в том, что, по мнению респондентов, составляет смысл их жизни. Только учащиеся 11-х классов (6,25 %) указали в качестве смысла жизни духовное совершенствование. Учителя выбирали этот вариант в 10 % случаев. Достаточно часто выбирался вариант «Любовь» - от 20 % у девушек 10 класса до 6,25 у девушек 11 класса. Интересно отметить, что такой ответ выбрало одинаковое количество юношей 10 и 11 классов – по 12,5 %.
При сравнении наших данных с данными опроса аналитического центра «ЕсооМ», проведённого в 2004 г., мы установили, что наиболее выбираемым является вариант «Самореализация» (39,4 % старшеклассников нашей школы, 41,8 % в целом по Беларуси). Второе место в опросе «ЕсооМ» занимает «Материальное благополучие», в нашем - «Приобретение профессии» (30 % от числа опрошенных старшеклассников). [8, с. 4]. Полные данные приведены в результатах социологического опроса (см. Приложение), наиболее часто встречаемые варианты ответов представлены в диаграмме.