Зоопсихология и сравнительная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:29, методичка

Краткое описание

Практикум – это один из способов получения информации по изучаемому предмету студентами очной и заочной формы обучения. Выполненная студентом контрольная работа служит показателем уровня его самостоятельности и активности в учебном процессе. Успешное выполнение контрольной работы предполагает понимание студентом сущности изучаемых явлений, их закономерностей, его умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески применять полученные знания на практике.
При выполнении контрольной работы студенту необходимо использовать предложенную основную литературу и, по возможности, подобрать дополнительные источники, что обязательно учитывается при оценке работы.

Оглавление

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
«ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5
Контрольный тест
Основная литература

Файлы: 1 файл

Практикум по Зоопсихологии.doc

— 146.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса

(ЮРГУЭС)

 

 

 

Кафедра «Психология  и  педагогика»

 

 

Е.В.Окорочкова

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

ПРАКТИКУМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

 

Шахты

2011

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ  ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

«ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

           Практикум  –  это  один  из  способов  получения  информации по изучаемому предмету студентами очной и заочной формы обучения. Выполненная студентом контрольная работа служит показателем уровня  его  самостоятельности  и  активности  в  учебном  процессе. Успешное выполнение контрольной работы предполагает понимание студентом сущности изучаемых явлений, их закономерностей, его умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески применять полученные знания на практике.

При выполнении контрольной работы студенту необходимо использовать  предложенную  основную  литературу  и,  по  возможности, подобрать  дополнительные  источники,  что  обязательно  учитывается при оценке работы.

Контрольная работа должна иметь следующую структуру:

−  титульный лист,

−  план,

−  ответы на все задания,

−  список  используемой  литературы (обязательно  наличие  ссылок на литературный источник).

Работа может  быть  выполнена  в  рукописном или  печатном  варианте (последнее – предпочтительней). Обязательным требованием к рукописному варианту работы являются разборчивость почерка, аккуратность выполнения и отсутствие исправлений.

Ответы на вопросы должны быть конкретны, логичны, соответствовать  тематике  контрольной  работы,  а  также  содержать  выводы, обобщения и собственное отношение к проблеме.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1

История изучения поведения животных. Теории зоопсихологии.

Вопросы и задания

1. Истоки развития знаний о психике животных в этологии, физиологии, философии, психологии.

2. Классификация теорий зоопсихологии

3. Креационные теории зоопсихологии.

4. Предыстория формирования и развития рациональных гипотез в зоопсихологии.

5. Рациональные теории в зоопсихологии:

5.1. Теории зоопсихологического антропоморфизма («монизма сверху»)

5.2. Теории атомистической зоопсихологии

5.3. Детерминистические теории в зоопсихологии

5.4. Теории, построенные на анализе форм поведения

6. Проблемы современной теоретической зоопсихологии

Задание 1

Составьте глоссарий понятий: зоопсихология, сравнительная психология, этология, психика, поведение, психическая деятельность.

Задание 2

Из представленного ниже списка фамилий выберите те, которые принадлежат ученым, внесшим большой вклад в разработку проблемы зоо- и сравнительной психологии: В. Вагнер, Г. Эббингауз, Ч. Дарвин, Хорни, К.А. Адлер, Ж. Ламарк, В. Франклин, З. Фрейд.

Задание 3

Выпишите исследователей, разрабатывающих следующие проблемы:
1) проблема исследования поведения животных в трудах естествоиспытателей XVIII-XIX,

2) непосредственные предшественники классической этологии,

3) проблема изучения инстинкта животных,

4) проблема исследования поведения животных в природе в трудах ученых XX в.,

5) проблема исследования способностей животных к обучению,
6) изучение проблемы мышления или рассудочной деятельности животных.

Задание 4

Укажите наименование известных трудов следующих исследователей поведения животных:

Годы выхода и автор работы                                              Название работы

1809 – год выхода известной работы

Жана Батиста Ламарка …

1794-1804 – годы выхода известного

44-томника Жоржа Бюффона…

1938 – год выхода известной работы

Берреса Скиннера…

1859 – год выхода известной работы

Чарльза Дарвина …

1912 - год выхода известной работы

Жака Леба…

1913 – год выхода известной работы

Джона Уотсона…

1863 – год выхода известной работы

Вильгельма Вундта…

Контрольный тест

Дополните определения понятий или предложения:

1. Предмет зоопсихологии………………………………………………………

2. Основная задача зоопсихологии и сравнительной психологии заключается в ответе на такие вопросы как ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Назовите 4 проблемные области, входящие в предмет зоопсихологии

…………………………………………………………………………………………………

4. Перечислите 3 основные категории поведения животных по Дарвину…………………………………………………………………………………………

5. Антропоморфизм…………………………………………………………………………….

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Методы зоопсихологии и сравнительной психологии

Вопросы и задания

1.       Каковы объект и предмет зоопсихологии и сравнительной психологии?

2.       Каковы теоретические и прикладные задачи зоопсихологии и сравнительной психологии?

3.       Перечислите основные проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии.

4.       В каких сферах деятельности человека лежит прикладное значение зоопсихологии и сравнительной психологии?

5.       Опишите метод наблюдения в зоопсихологии.

6.       Опишите метод лабораторного эксперимента и экспериментальные методики в зоопсихологии.

7.       В чем особенность метод естественного эксперимента в зоопсихологии и сравнительной психологии?

8.       В чем состоит метод формирующего эксперимента в зоопсихологии и сравнительной психологии?

Задание 1

Заполните таблицу:

Метод зоопсихологического исследования

направлен на изучение….

1. Метод проблемной клетки…

 

2. Метод обходного пути…

 

3. Метод дифференцировочной дрессировки…

 

4. Метод выбора на образец…

 

5. Метод лабиринта

 

 

Задание 2

Перечислите основные правила проведения эксперимента:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 3

Опишите:

Лабораторный эксперимент……………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Полевой или естественный эксперимент………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 4

Описать основные типы сообществ, существующие в мире животных……………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Контрольный тест

Дополните определения понятий или предложения:

1. Сравнительный метод………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Для каких наук данные сравнительной психологии имеют значение……………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

3. Этология……………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………….

4. Для чего необходимо в зоопсихологии использование языка Амслена…………………..

…………………………………………………………………………………………………….

5. Методы зоо- и сравнительной психологии по В.А. Вагнеру………………………………

…………………………………………………………………………………………………….

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Проблема инстинкта и научения

Вопросы и задания

1.       До эволюционные взгляды на поведения животных?

2.       Проблема инстинкта и научения в свете эволюционного учения?

3.       Проблема исследования условных и безусловных рефлексов?

4.       Срывы высшей нервной деятельности у животных?

5.       Современные представления об инстинкте?

Задание 1

Верны ли следующие утверждения:

1.       Инстинктивные движения заблокированы  системой «врожденных пусковых механизмов».

2.       Инстинктивные реакции обеспечивают все жизненные функции организма, процессы обмена веществ, а тем самым существование особи и её размножение.

3.       Источником мотивации инстинкта является определенное органическое состояние или изменение этого состояния.

Задание 2

Заполните таблицу «Виды научения»

Вид научения

Характеристика

Примеры

Натуральный условный рефлекс

 

 

Импритинг

 

 

Имитационное научение

 

 

Облигатное научение

 

 

Латентное научение

 

 

Информация о работе Зоопсихология и сравнительная психология