Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:42, контрольная работа
Зоопсихология — молодая наука. Ее история насчитывает чуть более 200 лет. Тем не менее, традиции требуют поиска значительно более глубоких корней. В этом случае можно смело начинать историю зоопсихологии с одомашнивания диких животных. Эмпирические знания о поведении, питании и размножении животных позволили человечеству приручить разнообразных существ. Однако до нас не дошли столь давние свидетельства об успехах практической зоопсихологии, что позволяет ограничиться более поздними временами.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2
Зарождение и развитие зоопсихологии………………………………….....3
Бихевиоризм в зоопсихологии……………………………………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..18
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Зарождение
и развитие зоопсихологии…………………………………....
Бихевиоризм
в зоопсихологии………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..18
ВВЕДЕНИЕ
Зоопсихология — молодая наука. Ее история насчитывает чуть более 200 лет. Тем не менее, традиции требуют поиска значительно более глубоких корней. В этом случае можно смело начинать историю зоопсихологии с одомашнивания диких животных. Эмпирические знания о поведении, питании и размножении животных позволили человечеству приручить разнообразных существ. Однако до нас не дошли столь давние свидетельства об успехах практической зоопсихологии, что позволяет ограничиться более поздними временами.
Значительную
часть своей истории
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗООПСИХОЛОГИИ
Поскольку
человек — не что иное, как высшее животное,
то стремление исследовать психику и поведени
По Сократу — мир управляется «мировым разумом», идеи и цели которого осуществляются в мировом процессе. Эта мысль о миротворящем разуме близка к христианской идее божества. Основная мысль платоновской философии есть учение о предсуществовании идей: подобно тому как художник, создающий произведение искусства, сначала вынашивает в себе план и замысел своей работы и затем этот план выполняет, так и мир есть не что иное, как воплощенный замысел творца. Платон, таким образом, подобно Сократу, стоит на телеологической точке зрения, с естественно-научным мировоззрением у него связи нет. Наблюдение не имеет в его глазах большой цены, в душе человеческой он ценит прежде всего чистую силу мышления, способную постигать идеи, по которым создан мир. В одном из сочинений Платона излагается учение о переселении душ, учение весьма близкое к пифагорейскому. Душа после смерти переселяется в животных, чтобы затем, очистившись в ряде перевоплощений, пребывать в царстве духов. В других сочинениях Платона нет упоминаний о переселении душ, зато говорится о бессмертии душ. Бессмертной частью души признается самая способность мышления. Исходя отсюда, легко было, отказав животным в этой способности мышления, — прийти к резкому разграничению души животных от души человека. Эти мысли развиваются далее у Аристотеля.
Аристотель прошел через влияние Платона, и в основных чертах своего мировоззрения примыкает к последнему. Как в произведениях рук человеческих, так и в каждом творении природы он различает материю и форму. Форма возникает из мысли или из цели; мысли и цели творца находят свое осуществление в мире. Как то мы видели и в учении Платона, способность мышления образует бессмертную часть души. Эта сила, имя которой — разум, возвышает человека над животным.
Отсюда у Аристотеля получается следующий иерархический ряд организмов: растениям свойственны лишь функции питания и размножения; животные сверх того обладают способностью ощущения и движения, при чем из ощущений у них развиваются влечения и страсти. И только лишь человек обладает разумом. Мы видим здесь резкое разграничение души человека и души животного; отсюда позднее выработался взгляд на последнюю, как на нечто низшее сравнительно с первой.
За перипатетической школой, ведущей свое начало от Аристотеля, следует школа стоическая. Основателем ее считается 3енон, философ, живший в следующем за Аристотелем поколении. В учении стоиков соединяются пути натур-философии ионийцев и Гераклита, с одной стороны, с путями идеалистической философии Аристотеля — с другой.
С натур-философами стоиков роднит признание материальной основы действительного мира; мир состоит из четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня, — при чем эти стихии могут переходить одна в другую. Душа мыслится то как теплое дыхание, то как творческий огонь — чем воскрешается воззрение Гераклита. Подобно тому, как тело имеет душу, так и в мире действует некая мировая душа, или мировой разум, чьи мысли находят себе воплощение в отдельных образованиях природы. Мировоззрение стоиков колеблется между натур-философским пантеизмом и телеологией, смотря по тому, рассматривается ли душа, как творческий огонь или как целеполагающий мировой разум.
Колеблются стоики и в вопросе о бессмертии души. Одни отрицают индивидуальное бессмертие души; другие учат, вслед за Платоном и Аристотелем, что мыслящая часть души бессмертна. Совпадая в этом пункте с Аристотелем, стоики полагают, что у животных собственно способности мышления, разума нет. На долю животных они оставляют лишь способность ощущения и действий согласно влечениям; здесь мы находим начало того учения об инстинкте, которое позднее войдет составной частью в христианскую догматику. Инстинкт у животных врожденный, так что животные от природы знают, что им полезно и что вредно. Так, например, петух испытывает страх не перед гусем и не перед павлином, но перед ястребом. Также врожденны инстинкты гнездостроения, вскармливания детенышей, защиты их, и т. д. Все эти инстинкты целесообразны, но целесообразность их проистекает не от предусмотрительности животных, но от того мирового разума, который животных создал.
Церковно-христианское учение в процессе своего образования восприняло элементы различных умственных течений той эпохи — не только иудейства, но и философии Платона, Аристотеля и стоиков. В области воззрений на душу животных мы встречаемся и в церковном учении с взглядом на эту душу, как на нечто низшее сравнительно с душой человека; это был тот же взгляд, который нам уже знаком из рассмотрения систем Платона, Аристотеля и стоиков. Аристотель оказал сильное влияние на церковных писателей средневековья; схоластическая философия связана прежде всего с именем этого мыслителя.
Схоластика устанавливает различие между чувствующей душой (Anima sensitiva) и разумной душой (Anima rationalis); животные имеют только чувствующую душу, разум принадлежит только человеку. Животным доступна только чувственная способность познавания; рассудок и свободная воля у них отсутствуют. Творец наделил их врожденными целесообразными инстинктами. Ощущения и влечения их связаны с телесной организацией. Творец не только создал животных целесообразно — в смысле внутренней гармонии их органов и приспособленности их к условиям внешней среды, — он дал им сверх того влечения, целесообразно руководящие их поведением. Что касается мышления, рассудка и разума, то этих способностей животное лишено. Между душой человека и душой животных оказывается, таким образом, принципиальное различие — «пропасть, через которую нельзя перекинуть моста».
Учение Декарта (1596 — 1650) тесно примыкает к церковной точке зрения. Декарт различал в мире две субстанции: духовную и материальную. Первую он называет мыслящей, вторую — протяженной (обладающей пространственной протяженностью). Человек причастен и к той и к другой субстанции: душа есть мыслящая его часть, тело — часть протяженная. Животные же непричастны к духовной субстанции; это — существа исключительно телесные, так сказать, только механизмы, или автоматы.
В виду того, что церковное учение точно так же не признавало за животными никаких умственных способностей, — учение Декарта оказывается лишь новой формулировкой старого воззрения.
В эпоху гуманизма преобладающее значение получают античные писатели, их изучение дает толчок к новому развитию наук. Сочинения Эпикура и Плутарха вновь находят читателей. С мировоззрением Эпикура знакомятся главным образом по сочинениям Гассенди (1592 — 1655), с зоопсихологией Плутарха — по книгам Монтэня (1533 — 1592). Под влиянием древних авторов возникает новая зоопсихология. Монтэнь приписывает животным высокие духовные способности. Человек, по его мнению, в своем высокомерии составил себе чрезмерно высокое мнение о своей душе и слишком низкое — о душе животных.
У животных, несомненно, имеются все душевные способности: они обнаруживают память, рассудок, способность взаимного понимания, силу воображения, мужество, дружбу, верность и т. д. В доказательство этого Монтэнь приводит много примеров, большая часть которых заимствована у Плутарха.
В духе Монтэня, в XVI веке написал книгу нунций папы Климента VII при венгерском дворе — Иероним Рорарий; книга была опубликована лишь в 1648 г. (книга трактует о душевных способностях животных и носит выразительный заголовок: «Животные часто пользуются своим рассудком лучше, чем человек»).
Идущее от Монтэня и Рорария новое направление в зоопсихологии переходит и в XVIII век.
В 1713 г. Томазий Иенкин обнародовал свой «Философско-защитительный трактат о душе животных». И здесь на первый план выдвигается сходство между душой человека и душой животного. Ум животных иллюстрируется многочисленными примерами: большинство этих примеров можно было встретить уже у Плутарха, Монтэня и Рорария. Душа животного ставится так высоко, что ей приписывается даже бессмертие.
Лейпцигское общество поставило себе задачей популяризацию знаний о душевных способностях животных. С целью доказательства разумности животных общество выпустило в 1742 г. коллективный труд. В этом труде душе животных приписываются нематериальность и бессмертие.
Знаменитый философ Лейбниц в своей «Монадологии» (1765) также склоняется к высокому представлению о душе животного. В иерархической лестнице существ (монад) животные, правда, стоят несколько ниже человека, но душа их бессмертна, как и человеческая душа.
Эти
воззрения противоречат церковному
учению постольку, поскольку они
сближают с душой человеческой душу
животного и приписывают этой
последней бессмертие. Но они совпадают
с церковным учением в том,
что вместе с ним признают душу
за некую самостоятельную
Философии эпохи просвещения свойственно высокое понимание души животного. В то время как церковное учение, примыкая к Аристотелю, проводило строгое разграничение между «душой чувствующей» и «душой мыслящей», — философия эпохи просвещения исходит из того положения, что чувственный опыт и наблюдение образуют основу самого мышления. Мыслящую душу, при таком понимании, не приходится отделять от чувствующей души.
Можно говорить о связи просвещенной философии с античной: Бэкон Веруламский (1561 — 1626), под влиянием Эпикура, провозглашает наблюдение природы источником истинного знания.
За Бэконом последовал Томас Гоббс (1588 — 1679). Он отделял знание от веры. Наука о природе независима от веры; эту науку не должны занимать вопросы о целях творца, воплощенных в природе, ее предмет — познание производящих причин, устанавливаемых путем наблюдения и подлежащих математической формулировке, поскольку им присущи известные закономерности. Как Эпикур учил, что мир построен из материальных атомов, так и Томас Гоббс утверждает, что знание наше простирается лишь на материальные объекты. Джон Локк, в своей книге о человеческом разуме (1690), развивает дальше мысль о том, что всякое знание возникает из опыта. У человека нет никаких врожденных идей; всякое познание проходит через чувства. Знание покоится на опыте, и критерий истины есть согласованность данных опыта между собой. Мы видим, таким образом, у Локка психологическую теорию познания, в которой наблюдение составляет основу знания.
К Локку примыкает во Франции Кондильяк (1715 — 1780). Ощущение — основа мышления. Принципиального различия между душой животного и душой человека нет, существуют лишь различия в степени развития души.
За Джоном Локком следовал в Англии Давид Юм (1711 — 1776). Он также учил, что все представления основаны на чувственных впечатлениях. Душа не что иное, как совокупность наших представлений; она, следовательно, не является самостоятельной сущностью и не может иметь посмертного существования. У Юма, таким образом, мы встречаемся уже с материалистическим пониманием души, которое далее мы найдем у Гартлея и Пристлея в Англии и у Ламеттри во Франции.
Гартлей (1704 — 1757) учил, что каждому психическому процессу соответствует процесс материальный — известная «вибрация» в мозгу, или в нервной ткани. Также и Пристлей (1733 — 1804) сводил все психические процессы к колебаниям в мозгу. Через органы чувств чувственные впечатления поступают в мозг. На ассоциации чувственных восприятий покоятся представления, и воля есть продукт представлений.
Информация о работе Роль бихевиоризма в развитии зоопсихологии