Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 17:14, реферат
Жан Пиаже, работая в психологии, написал более 50 книг. Он изучал онтогенетическое развитие логики, элементарных физических и математических представлений, морали. Пиаже работал над изучением развития у ребенка игры, подражания, речи. В поле иго внимания были мышление, восприятие, воображение, память, сознание, воля.
Введение. С.2
I.Экспериментальные факты. С. 3
II. Факторы интеллектуального развития ребенка. С. 5
III. Стадии интеллектуального развития ребенка. С. 6
I V. Характеристика стадий развития интеллекта С. 8
А) Уровень сенсомоторных операций. С. 8
Б) Репрезентативный интеллект и конкретные операции. С. 8
В) Уровень формальных операций. С. 10
Заключение. С.11
Список литературы. С. 12
Фактор
равновесия не действует изолированно,
он неразрывно связан с другими факторами
развития, такими, как созревание, физический
и социальный опыт. Но среди этих факторов
равновесие играет доминирующую роль.
На основании теории развития, в которой
основным законом служит стремление структур
субъекта к равновесию, Пиаже выдвинул
гипотезу о существовании стадий интеллектуального
развития.
I
I I. Стадии интеллектуального
развития ребенка.
Стадии – это ступени или уровни развитию. Последовательно сменяющих друг друга, причем на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие. Пиаже пытался представить интеллектуальное развитие ребенка как последовательных стадий. В ранних работах он рассматривал развитие интеллекта, как смену стадий аутизма, эгоцентризма и социализма.
Процесс развития интеллекта, согласно Пиаже, состоит из трех больших периодов, в течение которых происходят зарождение и становление трех основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, т. е. Системы обратимых действий, выполняемых последовательно. Затем возникают структуры конкретных операций – это системы действий выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования формальных операций. Это – время становления формальной логики, гипотетико-дедуктивного рассуждения.
Более наглядно это можно представить в таблице 1.
Развитие, по Пиаже, - это переход от низшей стадии к высшей. Предыдущая стадия всегда подготавливает следующую. Конкретные операции служат основой формальных операций и составляют ее часть. Каждая стадия характеризуется своей специфичной структурой. При анализе структур речь идет не об изменении, а о выявлении качественных характеристик интеллекта на разных ступенях развития. Для характеристики функционального механизма развития Пиаже применял модель взаимодействия и единства двух функций – ассимиляции – аккомодации.
Порядок следования стадий неизменен. Пиаже при этом подчеркивает, что порядок следования стадий не содержит в себе ни какой наследственной программы. Было бы неверно, писал Пиаже, видеть в последовательности этих стадий продукт врожденной предрешенности, ибо в процессе развития происходит непрерывная конструкция нового.
Возраст, в котором структуры равновесия появляются, может варьировать в зависимости от физического или социального от физического или социального окружения. Согласно Пиаже, можно наблюдать уменьшение или увеличение среднего хронологического возраста появления той или иной стадии в зависимости от богатства или бедности активности самого ребенка его спонтанного опыта, школьной или культурной среды. Для каждого субъекта скорость перехода от одной стадии к следующей соответствует оптимуму, не слишком быстрому и не слишком медленному.
Стадии
интеллектуального развития, согласного
Пиаже можно рассматривать как
стадии психического развития в целом.
Пиаже изучал различные психические
функции (память, восприятие) на каждом
уровне развития, но все психические функции
он рассматривал в их отношении к интеллекту.
В центре системы Пиаже стоял интеллект.
Развитие других психических функций
на всех этапах подчинено интеллекту и
определяется им.
Таблица 1.
Классификация стадий развития интеллекта | |||
Период | Под период | Стадии | Возраст |
1. Сенсомоторный интеллект | А. Центрация на собственном теле |
|
0–1 мес.
1-4 ½ мес. 4 ½- 8-9 мес. |
В. Объективация практического интеллекта. |
|
8-9 – 11-12 мес.
11-12 –
18 мес. 18-24 мес. | |
2. Репрезентативный интеллект и конкретные операции | А. Предоператорный интеллект |
|
2-3
6-4 года 4 6-6 лет 5 6-7-8 лет |
В. Конкретные операции. |
|
8-9-10 лет 9-10-11-12 лет | |
3. Репрезентативный интеллект и формальные операции | А. Становление
формальных операций
В. Достижение формальных операций |
|
11-12-13-14 лет
от 13-14 лет |
N- обратная операция
R- операция реципрокности
C- коррелятивная
операция или отрицание реципрокности.
I
V. Характеристика стадий
развития интеллекта.
А) Уровень сенсомоторных операций.
Сенсомоторный период развития – это доречевой период жизни ребенка. Здесь еще не сформирована символическая функция, отсутствует представление. Поведение ребенка строиться на основе координаций восприятия и движения. Период от рождения до овладения речью характеризуется чрезвычайно быстрым развитием ума и определяет весь ход психического развития. Ребенок начинает воспринимать мир как внешний и объективный для него.
Первая стадия сенсомоторного интеллекта занимает первый месяц жизни ребенка. Это стадия рефлексов. В результате упражнения рефлексов формируются первые навыки. Здесь появляются новые уже приобретенные при жизни формы поведения, такие, как сосание большого пальца, поворот головы в сторону шума, прослеживание взором движущегося предмета. Возрастает роль среды в развитии ребенка. Теперь среда – это условие формирование прижизненного опыта.
Вторичные круговые реакции составляют третью стадию в развитии сенсомоторного интеллекта. С этого момента начинается поведение, которое вскоре можно будет назвать практическим интеллектом, так как здесь впервые происходит разделение между «средством» и «целью» (средство – это собственное действие ребенка, а цель – то интересное впечатление, которое получается в результате действия).
Стадия практического интеллекта. На этой стадии «цель» навязана ребенку, но не даны средства для ее достижения. Ребенок сам их отыскивает. Средства, которые ребенок использует для решения самых элементарных задач (притянуть отдаленный предмет, спрятанный под подушкой), берутся им из предшествующего опыта. Он берет руку взрослого и перемещает ее в направлении отдаленного предмета или поднимает покрывало, за которым спрятана игрушка.
Новые средства для достижения цели изобретаются ребенком на пятой стадии сенсомоторного интеллекта (от 12 до 18 мес.), когда появляются третичные круговые реакции. Ребенок каждый раз немного изменяет действия, чтобы посмотреть к каким результатам это изменение приводит.
Шестая
стадия (от 18 до 24 мес.) составляет конец
сенсомоторного периода. На этой стадии
ребенок способен найти новые средства
для достижения цели не только путем внешних,
материальных проб, но также комбинаций
в уме, что в результате приводит к инсайту.
В) Репрезентативный интеллект и конкретные операции.
Здесь
речь идет о формировании познавательных
схем классификационного типа, имеющих
структуру группировки.
По мнению Пиаже, для того, чтобы возникла новая более сложная форма интеллекта – репрезентативное мышление, должна существовать потребность в нем. В определенный момент умственной эволюции такая потребность появляется. Это время, когда приспособления к реальности становится необходимо представить себе ее такой, какая она есть на самом деле. Мышление выходит за пределы настоящего, расширяется область приспособления субъекта к среде во времени и пространстве. К 7 годам происходит решающий поворот в психическом развитии. Система социальных и интеллектуальных координаций порождает новую мораль – сотрудничества и личной автономии и в противоположность морали подчинения и одностороннего уважения, свойственные малышам.
Орудием интеллектуальной координации точек зрения служит операции. Орудием моральных координаций становиться воля. Согласно взглядам Пиаже, операции и воля формируются параллельно. В этот период психологического развития.
Что
такое операция по Пиаже. Операция –
(объединение двух классов, сложение
двух чисел и т. п.) действия, наиболее
общие, интериоризированные и
К 8 годам наступает этап, когда сохранение количества признается ребенком. Более того, дети заявляют о сохранении как о физической и логической необходимости. Они достигают понимания разных видов сохранения не одновременно, а последовательно. Причину этого Пиаже видит в относительной незрелости операций на этом уровне. Операции еще не достаточно обобщены, пока еще неразрывно связаны с конкретным материалом, осуществляются в присутствии объектов, процесс обобщения принципа сохранения занимает весь подпериод конкретных операций. Когда у ребенка складывается система операций, он готов к тому, чтобы у него сформировались научные понятия. Детское мышление подчиняется воспитанию, и это приводит ребенка к ошибочному суждению.
Через некоторое время после того, как у ребенка сформируется понятие о сохранении количества вещества, у него начинает складываться представление о сохранении веса. Согласно данным Пиаже, понятие о сохранении веса развивается обычно двумя годами позже, чем понятие о сохранении количества материи. Пиаже отмечал, что дети в процессе формирования понятия о весе проходят через три стадии. Сначала они отрицают сохранение веса, затем они допускают его сохранение в некоторых ситуациях и, наконец, признают сохранение веса во всех ситуациях и подтверждают свой ответ доводами. Интересно последить, как у ребенка развивается понятие времени. Маленький ребенок время характеризует по событиям, которые произошли с ним за день и вызвали у него сильные чувства. Постепенно дети отходят от такого эгоцентрического понимания времени, они начинают его связывать с событиями, которые произошли во внешнем мире.
В
своих экспериментах Пиаже
Переход
к конкретно-операциональному мышлению,
который начинается в возрасте 7
– 8 и продолжается вплоть до подросткового
периода, влечет за собой перестройку
сознания ребенка. Это проявляется, во-
первых, в изменении картины мира, который
начинает выступать перед ребенком как
имеющий атомистическое строение, в нем
ребенок допускает возможность существования
случайных событий. Во-первых, перестраиваются
моральные суждения ребенка, так как операционное
мышление позволяет различать содержание
поступка и его мотив. Особенно существенные
изменения происходят в строении психических
процессов (восприятия, памяти, воображении,
воле, речи, которые, согласно Пиаже, на
протяжении всего хода развития зависят
от интеллекта, подчиняются ему).
С) Уровень формальных операций.
Данный уровень Пиаже не делит на стадии, рассматривая как одно целое, но отмечает, что все операции в сознании ребенка приобретают здесь умственный характер и строятся по комбинаторному принципу. Это значит, что рассматриваются все возможные и невозможные варианты, в результате чего мышление приобретает гипотетический характер. Формальным аппаратом описания для таких структур является математическая группа, известная под названием INRC (см. таблицу 1). Из соотношения элементов вытекает, что конверсия совмещает в себе отрицание и обращение. По Пиаже особенность этой системы состоит в том, что в ней происходит не просто рядоположение инверсий и реципрокностей, а операторное соединение их в целое. Благодаря формированию новой структуры мышлению открываются новые значения вещей, формируются новые понятия (понятия пропорции, динамического, гоместатического равновесия, вероятности, относительного движения). Пиаже подчеркивал, что все эти понятия возникают сначала в качественной форме, прежде чем они начинают характеризоваться количественно. В своей качественной форме они формируются только на уровне формальных операций, так как требуют соответствующей структуры мышления.