Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 17:14, реферат
Жан Пиаже, работая в психологии, написал более 50 книг. Он изучал онтогенетическое развитие логики, элементарных физических и математических представлений, морали. Пиаже работал над изучением развития у ребенка игры, подражания, речи. В поле иго внимания были мышление, восприятие, воображение, память, сознание, воля.
Введение. С.2
I.Экспериментальные факты. С. 3
II. Факторы интеллектуального развития ребенка. С. 5
III. Стадии интеллектуального развития ребенка. С. 6
I V. Характеристика стадий развития интеллекта С. 8
А) Уровень сенсомоторных операций. С. 8
Б) Репрезентативный интеллект и конкретные операции. С. 8
В) Уровень формальных операций. С. 10
Заключение. С.11
Список литературы. С. 12
План.
Введение.
I.Экспериментальные
факты.
II. Факторы
интеллектуального развития ребенка.
III. Стадии
интеллектуального развития ребенка.
I V. Характеристика
стадий развития интеллекта
А)
Уровень сенсомоторных
Б) Репрезентативный интеллект и конкретные операции. С. 8
В)
Уровень формальных операций.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Жан Пиаже, работая в психологии, написал более 50 книг. Он изучал онтогенетическое развитие логики, элементарных физических и математических представлений, морали. Пиаже работал над изучением развития у ребенка игры, подражания, речи. В поле иго внимания были мышление, восприятие, воображение, память, сознание, воля.
Наиболее значимый вклад Пиаже удалось сделать в проблеме психического развития ребенка. Он изучал развития интеллекта у детей, чтобы познать, как развивается человеческое познание.
Пиаже внес в детскую психологию очень много нового. Например, периодизацию умственного развития ребенка, проблема связи интеллекта с такими психическими процессами, как восприятие, память, воображение, речь.
А главным результатом научной деятельности Пиаже принято считать создание Женевской школы генетической теории, которая изучает умственное развитие ребенка. Термин «генетическая психология» относится к индивидуальному развитию, к онтогенезу.
Как отмечает Пиаже, выражение «генетическая психология» нельзя использовать в качестве синонима для детской психологии, психологии развития ребенка, так как генетической называют и общую психологию, если она рассматривает психические функции в процессе формирования.
А генетическая теория, созданная Пиаже, изучает следующие пункты. Объект этой науки – изучение происхождения интеллекта. Она изучает, как формируются у ребенка такие понятия, как объект, пространство, время, причинность. Она изучает представления ребенка о явлениях природы. Пиаже интересуют особенности детской логики и, главное, механизмы познавательной деятельности, которые скрыты за внешней картиной его поведения.
Генетическая психология, созданная Пиаже, ставит перед собой следующие задачи. Изучить, как происходит переход от одних форм мыслительной деятельности к другим, от простой структуры умственной деятельности к более сложной, каковы причины этих структурных преобразований. Она изучает сходство и различие между психической жизнью ребенка и взрослого человека.
Теория
Пиаже относится к равновесным
теориям. Это значит, что, изменяя свои
познавательные структуры, субъект стремиться
к все большему равновесию с окружающей
средой, в ходе ассимиляции которой достигается
удовлетворение своих потребностей. (ПО
Пиаже, ассимиляция- это вид адаптации,
при котором происходит активное приспособление
среды, объекта к себе).
Общая задача, которую ставил перед собой Пиаже, была направлена на раскрытие психологических механизмов целостных структур. Вначале он выделил частную проблему – изучил скрытые умственные тенденции, придающие своеобразие детскому мышлению, и наметил механизмы их возникновения и смены.
Пиаже
удалось открыть некоторые
В исследованиях детских представлений о мире и физической причинности Пиаже показал, что ребенок на определенной ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие – он не видит вещи в их внутренних отношениях, (ребенок считает, что луна останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает). Пиаже назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм мешает ребенку рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Это происходит потому, что дети не отделяют своего «я» от вещей.
В реализме выражается парадокс детской мысли (Ребенок одновременно ближе к непосредственному наблюдению и более отдален от реальности. Ребенок одновременно находится ближе к миру объектов и дальше от него, чем взрослые).
Реализм бывает двух типов. Реализм интеллектуальный (ветви деревьев делают ветер) и реализм моральный (ребенок не учитывает в оценке поступка внутренне намерение и судит о поступке только по внешнему эффекту).
Детские представления развиваются от реализма к объективности, проходя ряд этапов.
На данных этапах отношения между «я» и миром постепенно редуцируются. Объективный интеллект, ум, осознающий субъективное «я», позволяет субъекту отличать фат от интерпретации.
Пиаже считает, что параллельно эволюции детских представлений о мире, направленной от реализма к объективности, идет развитие детских идей от абсолютности (реализма), к реципрокности (взаимности).
В
экспериментальных
Мысль ребенка развивается от реализма к релятивизму. Вначале дети верят в существование абсолютных субстанций и абсолютных качеств. Позднее они открывают, что явления связаны между собой и что наши оценки относительны. Слова «легкий» и «тяжелый» теряют свое абсолютное значение, которое они имели на протяжении ранних стадий, и приобретают относительное значение в зависимости от избранных единиц измерения.
Пиаже
считал, что постепенная диссоциация,
разделение субъекта и объекта, осуществляются
вследствие преодоления ребенком собственного
эгоцентризма. Эгоцентризм обусловливает
такие особенности детской
Коэффициент эгоцентрической речи изменчив и зависит от следующих обстоятельств. От активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся, с одной стороны, между ребенком и взрослым и, с другой стороны, между детьми – ровесниками.
Значение экспериментальных фактов Пиаже в том, что благодаря им открывается остававшееся долгое время малоизвестным и непризнанным важнейшее психическое явление – умственная позиция ребенка, определяющая его отношение к действительности.
В своих экспериментах показал, что всякая познавательная структура должна пройти в своем развитии несколько этапов, пока не станет замкнутой и уравновешенной. Пиаже разработал множество задач, выявляющих и подтверждающих обнаруженные им закономерности. В современной психологии они называются фен6оменами Пиаже. Один из них – тест право – лево, который используется для определения готовности ребенка к школе.
Для формализации обнаруженных им познавательных структур Пиаже использует понятия группы и группировки. Группировка – это состояние «равновесия мысли», финальная стадия генетического равновесия. Группировку нельзя рассматривать как закон развития. Это форма равновесия, к которой развитие стремится. Группа определяется как множество элементов с заданной на ней операцией. Она характеризуется следующими свойствами.
I
I. Факторы интеллектуального
развития ребенка.
Развитие
рассматривается Пиаже как
Среди психологов многие поддерживают общую идею Пиаже о существовании некой единой линии возрастных изменений, которая предопределяет все стороны интеллектуального развития, но его мысль о том, что в основе этого развития лежит исключительно логика, принимается далеко не всеми. Теория Пиаже в ее современной трактовке имеет ряд сторонников. По их мнению, в основе развития лежит тот объем информации, который одновременно способен перерабатывать ребенок. (Психология. Комплексный подход. М. Айзенк, 2002., стр263).
В случае интеллектуальных операций имеется система, достигающая равновесия. Это система операций, т. е. действий, подобных другим физическим действиям, которые проявляют специфическую особенность – обратимость. О достижении обратимости можно узнать по появлению у ребенка принципа сохранения количества. Пиаже считал, что возникновение этого понятия зависит от следующих факторов.