Язык жестов и поз в невербальной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:35, контрольная работа

Краткое описание

Взаимодействие между людьми требует многочисленных форм невербальной коммуникации — обмена информацией через изменение выражения лица, жесты и движения тела. Невербальную коммуникацию иногда еще называют «языком жестов», но этот термин не совсем верен, так как мы, как правило, пользуемся такими невербальными знаками лишь для того, чтобы опровергнуть или дополнить то, что сказано словами.

Оглавление

Введение
3

Основные коммуникационные жесты и их происхождение
5
Положение в обществе и богатство жестикуляции
10
Ладони и передаваемая с их помощью информация
12
Сигналы глаз
23
Возможность подделать язык телодвижений
26

Заключение
27
Список используемой литературы
28

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Основам теории коммуникации.docx

— 62.15 Кб (Скачать)

 

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

 

 

 

Кафедра Рекламных технологий (ИБК)

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине «Основы теории коммуникации» на тему:

 

Язык жестов и поз в невербальной коммуникации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

Оглавление

 

 

   

Введение

3

   

Основные  коммуникационные жесты и их происхождение

5

Положение в обществе и богатство жестикуляции

10

Ладони  и передаваемая с их помощью информация

12

Сигналы глаз

23

Возможность подделать язык телодвижений

26

   

Заключение

27

Список  используемой литературы

28


 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Взаимодействие  между людьми требует многочисленных форм невербальной коммуникации —  обмена информацией через изменение  выражения лица, жесты и движения тела. Невербальную коммуникацию иногда еще называют «языком жестов», но этот термин не совсем верен, так как  мы, как правило, пользуемся такими невербальными знаками лишь для  того, чтобы опровергнуть или дополнить  то, что сказано словами.

 

Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой, судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными способностями.

 

Что касается технической  стороны исследования проблемы боди-лэнгвиджа, то, пожалуй, наиболее влиятельной работой начала XX века была работа Чарльза Дарвина "Выражение эмоций у людей и у животных", опубликованная в 1872 году, Она стимулировала современные исследования в области "языка тела", а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.

 

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, за счет звуковых средств (включая  тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвиссл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

 

*боди-лэнгвидж [ англ. body - тело + language - язык] - язык жестов, мимики  и телодвижений человека как  средство невербальной (несловесной)  коммуникации.

 

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для  передачи информации, в то время  как невербальный канал применяется  для "обсуждения" межличностных  отношений, а в некоторых случаях  используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать  мужчине убийственный взгляд, и она  совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.

 

 

Основные коммуникационные жесты и их происхождение

язык жест телодвижение

Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны - они хмурятся, когда сердятся - у них сердитый взгляд. Кивание головой почти  во всем мире обозначает, "да" или  утверждение. Похоже, что это врожденный жест, так как он также используется глухими и слепыми людьми. Покачивание  головой для обозначения отрицания  или несогласия является также универсальным, и может быть одним из жестов, изобретенных в детстве. Когда ребенок  насосался молока, он, отказываясь  от материнской груди, делает движение головой из стороны в сторону. Когда маленький ребенок наелся, он крутит головой из стороны в  сторону, чтобы увильнуть от ложки, которой родители кормят его. Тем  самым очень быстро он приучается использовать покачивание головой  для выражения своего несогласия и отрицательного отношения.1

 

Жест "пожимание  плечами" является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони, поднятые плечи поднятые брови.

 

Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культур, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального  языка другой нации. В то время, как  какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию  у одной нации, у другой нации  он может не иметь никакого обозначения, или иметь совершенно противоположное значение. Например, рассмотрим разницу в интерпретации разными нациями таких трех типичных жестов, как кольцо из пальцев руки, поднятый вверх большой палец и V - образный жест пальцами.

Жест "O`Кей"был популяризован в Америке в начале 19 века, главным образом, прессой, которая в то время начала кампанию по сокращению слов и ходовых фраз до их начальных букв. Существуют разные мнения относительно того, что обозначают инициалы "ОК.". Некоторые считают, что они обозначали " all correct"- все правильно, но потом, в результате орфографической ошибки, превратились в "Oll - Korrect". Другие говорят, что это антоним к слову "нокаут", которое по-английски обозначается буквами К.О. Имеется еще одна теория, согласно которой эта аббревиатура от имени "оll Kinderhoor", места рождения американского президента, использовавшего эти инициалы (O.K.) в качестве лозунга в предвыборной кампании. Какая теория из этих верна, мы никогда не узнаем, но похоже, что кружок сам по себе обозначает букву "О" в слове 0'кеу. Значение "ОК" хорошо известно во всех англоязычных странах, а также в Европе и в Азии, в некоторых же странах этот жест имеет совершенно другое происхождение и значение. Например, во Франции он означает "ноль" или "ничего", в Японии он значит "деньги", а в некоторых странах Средиземноморского бассейна этот жест используется для обозначения гомосексуальности мужчины. Поэтому, путешествуя по разным странам, следует подчиняться правилу "Со своим уставом в чужой монастырь не ходят". Это поможет вам избежать возможных неловких ситуаций.

 

Поднятый вверх  большой палец в Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии имеет 3 значения. Обычно он используется при "голосовании" на дороге, в попытках поймать попутную машину. Второе значение - "все в порядке", а когда большой палец резко выбрасывается вверх, это становится оскорбительным знаком, означающим нецензурное ругательство . В некоторых странах, например, Греции этот жест означает "заткнись", поэтому можете представить себе положение американца, пытающегося этим жестом поймать попутную машину на греческой дороге! . Когда итальянцы считают от одного до пяти, этот жест обозначает цифру "I", а указательный палец тогда обозначает "2". Когда считают американцы и англичане, указательный палец означает "I", а средний палец "2"; в таком случае большой палец представляет, цифру "5".  
V - Образный знак пальцами очень популярен в Великобритании и Австралии и имеет оскорбительную интерпретацию. Во время второй мировой войны Уинстон Черчилль популяризировал знак "V" для обозначения победы, но для этого обозначения рука повернута тыльной стороной к говорящему. Если же при этом жесте рука повернута ладонью к говорящему, то жест приобретает оскорбительное значение - "заткнись". В большинстве стран Европы, однако, V - жест в любом случае означает "победа", поэтому, если англичанин хочет этим жестом сказать европейцу, чтобы он заткнулся, тот будет недоумевать, какую победу имел ввиду англичанин. Во многих странах этот жест означает также цифру "2".

Эти примеры говорят о  том, к каким недоразумениям могут  привести неправильные толкования жестов, не учитывающие национальные особенности  говорящего. Поэтому, прежде чем делать какие-либо выводы о значении жестов и языка тела, необходимо учесть национальную принадлежность человека.

 

    • Совокупность жестов

 

Одной из наиболее серьезных  ошибок, которую могут допустить  новички в деле изучения языка  тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств. Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей - перхоть, блохи, выделение  пота, неуверенность, забывчивость или  произнесение неправды - в зависимости  от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.

Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и  знаков пунктуации. Каждый жест подобен  одному слову, а слово может иметь  несколько различных значений. Полностью  понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставите это  слово в предложение наряду с  другими словами. Жесты поступают  в форме "предложений" и точно  говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочитать  эти невербальные предложения и  сравнить их со словесными предложениями  говорящего.

 

    • Значение контекста для толкования жестов

 

Кроме учета совокупности жестов и соответствия между словами  и телодвижениями, для правильной интерпретации жестов необходимо учитывать  контекст, в котором живут эти  жесты. Если вы, например, в холодный зимний день увидите на автобусной остановке человека, сидящего со скрещенными  ногами, крепко скрещенными на груди  руками и опущенной вниз головой, то это скорее всего будет означать, что он замерз, а вовсе не его  критическое отношение к чему-либо. Однако, если человек в точно таком  же положении будет сидеть напротив вас за столом переговоров о заключении сделки, то его жесты совершенно определенно следует трактовать как имеющие негативное или оборонительное отношение в сложившейся ситуации.

Если у человека слабое рукопожатие, то можно сделать вывод  о слабости его характера, и в  главе об особенностях рукопожатия  мы исследуем причины, объясняющие  это утверждение. Но если у человека артрит суставов руки, то он будет использовать слабое рукопожатие, чтобы предохранить руку от боли. Поэтому художники, музыканты, хирурги и люди других деликатных профессий, где требуются чуткие пальцы, обычно предпочитают не обмениваться рукопожатиями, но если они вынуждены это делать, то пользуются щадящим рукопожатием.

Иногда люди, носящие плохо  сидящую или тесную одежду, скованы  в своих движениях, и это оказывает  влияние на выразительность их языка  тела. Это достаточно редкие случаи, но их важно иметь в виду, чтобы  понять, какое психологическое влияние  имеют такие вещи на боди-лэнгвидж.

 

Положение в обществе и богатство жестикуляции

 

Научные исследования в области  лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью и престижем  человека и его словарным запасом. Другими словами, чем выше социальное или профессиональное положение  человека, тем лучше его способность  общаться на уровне слов и фраз. Исследования в области невербалики выявили  зависимость между красноречивостью человека и степенью жестикуляции, используемой человеком для передачи смысла своих сообщений. Это означает, что существует прямая зависимость  между социальным положением человека, его престижем и количеством  жестов и телодвижений, которыми он пользуется. Человек, находящийся на вершине социальной лестницы или  профессиональной карьеры, может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации, в то время  как менее образованный или менее  профессиональный человек будет  чаще полагаться на жесты, а не на слова  в процессе общения.2

Быстрота некоторых жестов и их очевидность для глаза  зависит от возраста человека. Например, если 5-летний ребенок скажет неправду своим родителям, то сразу же после  этого он прикроет одной или обеими руками рот . Этот жест "прикрывание  рта рукой" подскажет родителям  о том, что ребенок солгал, но на протяжении всей своей жизни человек  использует этот жест, когда он лжет, обычно меняется только скорость совершения этого жеста. Когда подросток  говорит неправду, рука прикрывает рот почти так же, как и у  пятилетнего ребенка, но только пальцы слегка обводят линию губ. Это  жест прикрывания рукой рта становится более утонченным во взрослом возрасте. Когда взрослый человек лжет, его  мозг посылает ему импульс прикрыть рот, в попытке задержать слова обмана, как это делается пятилетним ребенком или подростком, но в последний момент рука уклоняется ото рта и рождается другой жест-прикосновение к носу. Такой жест есть ни что иное, как усовершенствованный взрослый вариант того же жеста прикрывания рта рукой, который присутствовал в детстве. Это пример того, что с возрастом жесты людей становятся менее броскими и более завуалированными, поэтому всегда труднее считать информацию 50-летнего человека, чем молодого.

 

 

 

 

 

Информация о работе Язык жестов и поз в невербальной коммуникации