Взаимосвязь самооценки личностных особенностей и агрессивного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 07:38, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: самооценка и агрессивность в подростковом возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки с агрессивностью в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявление взаимосвязи самооценки с агрессивностью между учащимися в подростковом возрасте.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования
самооценки и агрессивности ……………………………………………….6
1.1 Самооценка в структуре личности……………………………………....6
1.2 Психологическая сущность агрессивности…………………………....10
1.3 Специфика самооценки и агрессивности в подростковом возрасте ...17
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….21
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки
на агрессивность…………………………………………………………….22
2.1 Исследование уровня самооценки испытуемых……………………….22
2.2 Изучение агрессивности у испытуемых………………………………..26
2.3 Анализ результатов исследования……………………………………...29
2.4 Статистическая обработка данных и анализ результатов …………...30
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

КУРСАЧИЩЕ.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

 

Процентное соотношение уровней агрессивности у подростков можно представить в виде диаграммы (Рис.2.2).

 

Рис.2.2 Процентное соотношение уровня агрессивности у подростков

Таким образом, исходя из результатов, можно сказать, что у подростков преобладают разные уровни агрессивности. У 23%, что составляет 7 человек, уровень агрессивности находится в норме, т.е. это подростки обладающие более или менее широким кругом интересов. У 60% (18 испытуемых) – уровень агрессивности выше среднего. Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью.

Кроме того, у 17% (5 респондентов) уровень агрессивности находится на высоком уровне.   Это подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость.

 

 

 

 

2.3 Сводная  таблица результатов исследования  самооценки и агрессивности

 

В Таблице 2.3 представлены результаты совместимости самооценки и агрессивности.

 

Таблица 2.3 Взаимосвязь самооценки и агрессивности у подростков

Уровень агрессивности

Самооценки

Норма

Выше среднего

Высокая

Низкая

-

-

-

Средняя

3 (10%)

2 (6%)

-

Высокая

5 (17%)

9 (30%)

-

Очень высокая

-

6 (20%)

5 (17%)

Итого

8 (27%)

17 (56%)

5 (17%)


 

Таким образом, из таблицы  видно, что у 10% (3 человек) средний уровень самооценки и агрессивность в норме. У 6% (2 респондентов) – средняя самооценка и уровень агрессивности выше среднего. 17% (5 респондентов) составляют респонденты с высокой самооценкой и уровнем агрессивности в норме. С высокой самооценкой и уровнем агрессивности выше среднего выявлено 30% (9подростков). У 20% (6человек) – очень высокая самооценка и уровень агрессивности выше среднего, и 17% (5 испытуемых) составляют респонденты с очень высоким уровнем самооценки и высоким уровнем агрессивности.

 

 

 

 

 

 

2.4 Статистическая обработка данных и анализ результатов

 

Полученные данные подвергались математической обработке по методу линейной корреляции Спирмена. Результаты были обработаны в программе STATISTIKA 6.0. В Таблице 2.4 представлены результаты корреляционного анализа.

Таблица №2.4   Связь между самооценкой и агрессивностью

 

Корреляция

Valid

Spearman

t(N-2)

p-level

Самооценка/агрессивность

30

0,702887

5,228902

0,000015


 

В результате было получено эмпирическое значение, которое равняется 0,70. Это говорит о том, что агрессивность в данной группе влияет на самооценку личности: при увеличении уровня агрессивности – увеличивается уровень самооценки. Исходя из этого, мы принимаем альтернативную гипотезу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Анализ результатов, полученных в эмпирическом исследовании, позволяет сделать следующие выводы:

      1. Исходя из результатов изучения уровня самооценки  большинство          подростков 47% (14 человек) обладают высоким уровнем самооценки.
      2. После проведения диагностического исследования по изучению уровня агрессивности у большинства подростков 60% (18 человек) был выявлен уровень агрессивности выше среднего.
      3. Анализ результатов  связи самооценки и агрессивности показал, что у большинства испытуемых 30% (9 человек) был выявлен высокий уровень самооценки и уровень агрессивности выше среднего.  20% подростков (6 человек) обладают очень высоким уровнем самооценки и уровнем агрессивности выше среднего.
      4. В результате проведения корреляционного анализа было получено эмпирическое значение, которое равняется 0,70. Исходя из этого, делаем вывод, что агрессивность в данной группе влияет на самооценку личности: при увеличении уровня агрессивности – увеличивается уровень самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Данная работа была посвящена  проблеме взаимосвязи самооценки личностных особенностей и агрессивного поведения. Данная тема довольно актуальна, т.к. с  каждым годом эта проблема затрагивает  все большее количество количеств  людей. В последнее время все большее количество ученых разных областей пытаются ее изучить и понять. Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня агрессивности поможет избежать ряда трудностей связанных с общением и становлением личности подростков.

В результате теоретического анализа проблемы было выявлено следующее:

- самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

- агрессивность - это акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.

- в подростковом возрасте самооценки легко формируются в общении со сверстником. Здесь имеют место наблюдения, подражания, разговоры о своих качествах, поступках, отношениях. Считается, что у подростков, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых.

Целью данной работы являлось выявление взаимосвязи самооценки с агрессивностью между учащимися в подростковом возрасте.

В качестве гипотезы была выдвинута следующая: существует взаимосвязь  между проявлением агрессивности  и самооценки у подростков.

 В исследовании  принимали участие испытуемые 7-8 классов, в количестве 30 человек, в возрасте 13-14 лет.

Для проведения исследования было использовано 2 методики: методика Дембо-Рубинштейн для изучение уровня самооценки у подростков и опросник Баса-Дарки, с целью изучения уровня агрессивности у подростков.

Полученные данные подвергались математической обработке по методу линейной корреляции Спирмена. Результаты были обработаны в программе STATISTIKA 6.0. Они подтвердили выдвинутую нами гипотезу: при увеличении уровня агрессивности – увеличивается уровень самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

    1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004г. – 336с.
    2. Айхорн А. Трудный подросток. - М.: Академия, 2001г. — 336с.
    3. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. –М.: Наука, 2000г.,  №6. – с.217.
    4. Аргунова Т.В. и др. Возрастные и индивидуальные особенности подростков. – М.: Просвещение, 1967г. – 156с.
    5. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. – М.: Просвещение, 1999г. – 202с.
    6. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. — М.: Владос, 2001г. — 512с.
    7. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997г. — 336с.
    8. Венгер Л.А. и др. Психология. – М.: 1987г. – 223с.
    9. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Собр.соч.: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984г. - 374с.
    10. Детская психология / В.С. Мухина.-2 изд.-М.: Апрель Пресс: ЭКСМО ПРЕСС, 2000г. - 352с.
    11. Дубровина И.В. и др. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: АПН СССР, 1982г. – 164с.
    12. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. - М.: Мир, 1998г. – 368с.
    13. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения.  - СПб.: Питер, 1996г. – 358с.
    14. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004г. - 224с.
    15. Лалаянц И. Энергия агрессивности.// Семья и школа. — №6/1995г. — С.20-21.
    16. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1999г. – 164с.
    17. Лоренц К. Агрессия (так называемое “зло”). — М.: Арко, 1994г. —269с.
    18. Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Питер, 1999г. – 204с.
    19. Мудрик А.В. Социальная педагогика:Учеб.для студ.пед.вузов / Под ред.В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999г. – 184с.
    20. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004г. — 687с.
    21. Психология человеческой агрессивности./ Под ред.К.В. Сельченок. — М., 1999г. — 656с.
    22. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения. – М.: Наука, 1997г., №2. - с.13-16.
    23. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. — М.: Мир, 1992., №5/6/. — с.35-40.
    24. Степанов С. Хвалить нельзя – наказывать: Парадоксы самооценки школьников.// Современная педагог<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-siz

Информация о работе Взаимосвязь самооценки личностных особенностей и агрессивного поведения