Взаимосвязь самооценки личностных особенностей и агрессивного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 07:38, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: самооценка и агрессивность в подростковом возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки с агрессивностью в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявление взаимосвязи самооценки с агрессивностью между учащимися в подростковом возрасте.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования
самооценки и агрессивности ……………………………………………….6
1.1 Самооценка в структуре личности……………………………………....6
1.2 Психологическая сущность агрессивности…………………………....10
1.3 Специфика самооценки и агрессивности в подростковом возрасте ...17
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….21
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки
на агрессивность…………………………………………………………….22
2.1 Исследование уровня самооценки испытуемых……………………….22
2.2 Изучение агрессивности у испытуемых………………………………..26
2.3 Анализ результатов исследования……………………………………...29
2.4 Статистическая обработка данных и анализ результатов …………...30
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

КУРСАЧИЩЕ.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

 

«Взаимосвязь самооценки личностных особенностей и агрессивного поведения»

 

 

Курсовая работа

 

 

                                                                         Научный руководитель:

                                                                                   Преподаватель кафедры

возрастной и педагогической

                                                      психологии 

                                                          Тихонова Е.В.

 

 

Минск 2008

 

 ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………3

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования

самооценки и агрессивности  ……………………………………………….6

    1. Самооценка в структуре личности……………………………………....6

1.2 Психологическая сущность агрессивности…………………………....10

1.3 Специфика самооценки и агрессивности в подростковом возрасте ...17

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….21

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки

на агрессивность…………………………………………………………….22

2.1 Исследование уровня самооценки испытуемых……………………….22     

2.2 Изучение агрессивности у испытуемых………………………………..26

2.3 Анализ результатов исследования……………………………………...29

2.4  Статистическая  обработка данных и анализ  результатов …………...30

 

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................34

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Самооценка – важнейшее  личностное образование, принимающее  непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека. Многие исследователи включают в определение самооценки принятые личностью ценности, эталоны, стандарты результатов действий, которые соотносятся субъектом с информацией о себе и определяют позитивные и негативные реакции субъекта на какое-либо свойство личности или собственный потенциал в целом.

Подростковый период, когда агрессивное желание быть взрослым борется с детской неуверенностью в себе,- благодатное время для  развития психологических комплексов. В подростковом возрасте комплексы чаще всего связаны с критическим восприятием своей внешности, недостатком свободы на фоне взросления. Возникающее в силу определенных причин, например, в результате неправильного воспитания, проблем в учебе и общении с окружающими, негативное восприятие обостряется именно в подростковом возрасте. Чаще всего критическое самовосприятие не способствует росту реальных достижений подростка, а ведет к конфликтам с окружающими. Самоутверждаясь подростки демонстрируют агрессивное поведение. Такое самоутверждение зачастую происходит даже с нарушением социальных норм.

Нарушение в системе  самооценок и ценностных ориентаций у подростков выступают как один из важнейших факторов детерминации агрессивного поведения. Поэтому так  важно уделять особое внимание формированию положительной и адекватной самооценки у подростков (13-14 лет), поскольку максимальные показатели проявления всех форм агрессии обнаруживается именно в этом возрасте.

В настоящее время  рост агрессивных тенденций в  подростковой среде одна из острейших социальных проблем нашего общества. Криминалисты отмечают, что в подростковом возрасте наблюдается пик групповых драк, носящий ожесточенный характер, резкий рост числа хулиганств. Это обусловлено тем, что подросток зачастую не видит иного выхода из некоторых ситуаций, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более, что для некоторых подростков агрессивность является утверждением себя в глазах окружающих.

В этих условиях особенно актуализируется вопрос анализа  взаимосвязи уровня самооценки и проблемы агрессивного поведения старших подростков. Таким образом, тема нашего исследования актуальна и требует дальнейшего рассмотрения.

Проблемы взаимосвязи  самооценки и агрессивности у  подростков отражена в научных трудах таких отечественных и зарубежных ученых как Л.М. Семенюк, Д.И. Фельдшейн, В.А. Соснин, В.И. Гарбузов, Л.К. Берковец и других.

Объект  исследования: самооценка и агрессивность в подростковом возрасте.

Предмет исследования: взаимосвязь самооценки с агрессивностью  в подростковом возрасте.

Цель  исследования: выявление взаимосвязи самооценки с агрессивностью между учащимися в подростковом возрасте.

Гипотеза  исследования: существует взаимосвязь между проявлением агрессивности и самооценки у подростков.

Задачи  исследования:

    • Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
    • Выявить уровень самооценки в подростковом возрасте.
    • Выявить уровень агрессивности у подростков.
    • Исследовать взаимосвязь самооценки с агрессивности у подростков.

Методы  исследования:

        1. Анализ научной литературы
        2. Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
        3. Опросник Басса-Дарки

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные имеют отношения к разработке теоретических проблем агрессивности в подростковом возрасте, связи агрессивности с самооценкой. Они способствуют уточнению понимания феномена агрессивности и самооценки личности.

Практическая  значимость исследования обусловлена его направленностью на научно-методическое обеспечение практической психологии образования. Полученные результаты могут быть использованы в работе психолого-педагогических и социальных центров по работе с детьми.

База  исследования: в исследовании приняли участие 30 учащихся Хоростовской средней школы в возрасте 13-14 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ НА АГРЕССИВНОСТЬ.

      1. Самооценка в структуре личности.

 

Самооценка – это  оценка личностью самой себя, своих  возможностей, способностей, качеств  и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [4, с.12].

Традиционно, в психологи, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом.

В настоящее время  можно выделить три подхода к  тому, чем является самооценка и  как она представлена в самосознании индивида.

1. Самооценка является  частью концепции "Я", обозначаемой  как "эмоционально-ценностное" отношение к себе. В рамках  этого подхода авторы, как правило,  либо отождествляют самооценку  с эмоционально-ценностным отношением (ЭЦО) к себе, либо определяют ее как часть ЭЦО, часто отождествляя с самоуважением. Такое представление является наиболее распространенным.

2. Самооценка понимается  как когнитивная подструктура (или  схема), которая обобщает прошлый  опыт личности и организует, структурирует  новую информацию о "Я", т.е. фиксирует знание субъекта о себе. Самооценка — это образ "Я" субъекта.

3. Наименее распространенным  является подход, при котором  самооценка не сводится ни  к образу "Я", ни к эмоционально-ценностному  отношению к себе. По мнению  Л.В.Бороздиной, самооценка отвечает на вопрос: чего стоит то, что Я  имею? Что это значит? Самооценка — это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно оценка его с точки зрения определенной системы ценностей. [11, с.10-11]

По временной отнесенности содержания М.Захаровой выделяются следующие виды самооценки: прогностическая, актуальная и ретроспективная.

Функция прогностической  самооценки — оценка субъектом своих  возможностей, определение своего отношения к ним. Функцией актуальной самооценки является оценка и основанная на ней коррекция исполнительных действий по ходу развертывания поступка. Функция ретроспективной самооценки — оценка субъектом достигнутых уровней развития, итогов деятельности, последствий поступков и т.п. Характеристики этих видов самооценки: уровень притязаний, действия самоконтроля, мера критичности.

Самооценка, по мнению М.Захаровой, функционирует в двух основных формах — как общая и как частная (парциальная, или конкретная). Частные самооценки отражают оценку субъекта своих конкретных проявлений и качеств. Например, оценка своей внешности, различных черт характера.  Общую самооценку автор понимает как иерархическую систему частных самооценок, находящихся в динамическом взаимодействии между собой, и выделяет в ней два компонента: эмоционально-ценностное отношение личности к себе и когнитивный, причем последнему отводится ведущая роль, т.к. он обобщает и синтезирует наиболее значимые для личности самооценки. Общая и частная самооценка характеризуются набором показателей, представленных, как правило, в виде оппозиций: адекватная - неадекватная, высокая - низкая, устойчивая - неустойчивая самооценка и т.д[16, с.65-66].

Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находится на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит[8, с.133].

Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью. Уровень притязаний – это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

Следовательно, функции  самооценки и самоуважения психической  жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними  условиями регуляции поведения  и деятельности человека. Благодаря  включению самооценки в структуру  мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности[25, с.55].

Знания, накопленные человеком  о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется «Я – концепцией» и составляет ядро личности. Я - концепция — это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности.

Самооценка - это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неадекватной[11, с.12].

Если человек недооценивает  себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В противном  же случае самооценка у него завышена.

Информация о работе Взаимосвязь самооценки личностных особенностей и агрессивного поведения