Взаимосвязь самооценки личностных особенностей и агрессивного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 07:38, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: самооценка и агрессивность в подростковом возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки с агрессивностью в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявление взаимосвязи самооценки с агрессивностью между учащимися в подростковом возрасте.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования
самооценки и агрессивности ……………………………………………….6
1.1 Самооценка в структуре личности……………………………………....6
1.2 Психологическая сущность агрессивности…………………………....10
1.3 Специфика самооценки и агрессивности в подростковом возрасте ...17
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….21
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки
на агрессивность…………………………………………………………….22
2.1 Исследование уровня самооценки испытуемых……………………….22
2.2 Изучение агрессивности у испытуемых………………………………..26
2.3 Анализ результатов исследования……………………………………...29
2.4 Статистическая обработка данных и анализ результатов …………...30
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

КУРСАЧИЩЕ.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

На первые, но повторяющиеся  неуспехи подросток реагирует аффективно, хронические неудачи порождают неуверенность в себе. У одних в результате снижается уровень притязаний, другие наоборот, доказывают всем и себе, что все могут преодолеть. В целом у подростков ярко выражена потребность в положительной оценке и хорошем отношении окружающих. Поэтому они очень чувствительны к мнениям о них и почти все жаждут самоутверждения в любой форме. Особо подросток заботится о собственной самостоятельности, независимости. Чем старше подросток, чем шире сфера претензий на самостоятельность; большинство хотят выразить свое «Я»  в оценках, суждениях, поступках. В этом возрасте начинается формирование собственных позиций по ряду вопросов и некоторых жизненных принципов, что свидетельствует о появлении самовоспитания[15, с.20-21].

Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу "шумов", глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые не созданы.

Считается, что у подростков, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости[10, с.67].

Часто такие подростки  находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой  оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах, компании подростков. Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа " выживают сильные, слабые вымирают "[10, с.68].

Таким образом, считается, что агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

В ходе рассмотрения литературы по данной тематике были сделаны следующие  выводы:

1.  Агрессивность - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Становление агрессивного поведения - сложный и многогранный процесс, в котором действует  множество факторов. Агрессивное  поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Подросток получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей.

2.  Самооценка - это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неадекватной.

3. В подростковом возрасте представления о себе расширяются и углубляются, возрастает самостоятельность в суждениях о себе, но дети очень различаются по степени знания себя и адекватной самооценки. Считается, что агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений.

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И АГРЕССИВНОСТИ

 

Исследование уровня самооценки и агрессивности у  подростков проводилось в Хоростовской СШ. Испытуемыми были учащиеся 7-8 классов, в количестве 30 человек, в возрасте 13-14 лет.

Этапы исследования:

  1. Изучение уровня самооценки у подростков по методике Дембо-Рубинштейн.
  2. Применение опросника Баса-Дарки, с целью изучения уровня агрессивности у подростков.
  3. Исследование взаимосвязи самооценки и агрессивности.

 

  • 2.1. Исследование уровня самооценки у испытуемых
  •  

  • Для исследования уровня самооценки была применена методика Т.Дембо - С. Рубинштейна.

    Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника  по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств  личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).

    Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: "Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?". (Приложение № 1)

    Пример шкалы:

                                             

    Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой.

    Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с  указанием верхней, нижней точек  и середины шкалы. При этом верхняя  и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой.

    Обработка   проводится   по   шести   шкалам   (первая,   тренировочная «здоровье» --  не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

    По каждой из шести шкал определить: уровень  притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «х»; высоту самооценки – от «о» до знака «—»; значение  расхождения  между  уровнем  притязаний  и  самооценкой расстояние   от   знака   «х»   до   знака   «-»,   если   уровень   притязаний   ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

    Рассчитать  среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам. Результат ниже 45 баллов указывает на заниженную самооценку, 45-59 – свидетельствует о средней самооценке, от 60 до 74 – высокой самооценке, от 75 до 100 – о завышенной самооценке.

     

    После проведения диагностического исследования были получены результаты, представленные в Таблице 2.1.

    Таблица 2.1         Уровень общей самооценки подростков

    Уровень самооценки

    Абсолютная  величина

    Процентное соотношение

    Очень высокий

    11

    36%

    Высокий

    14

    47%

    Средний

    5

    17%

    Низкий

    -

    0%

    Итого

    30

    100%


     

    Процентное  соотношение уровней самооценки, определенной по данной методике у подростков, представлено в виде диаграммы (Рис.2.1).

    Рис.2.1 Процентное соотношение уровня самооценки у подростков

     Таким образом, исходя из результатов, можно сказать, что у 47% испытуемых (14 человек) был выявлен высокий уровень общей самооценки,   36% респондентов (17 респондентов) обладают очень высоким уровнем, у 17% студентов (5 испытуемых) был обнаружен средний уровень самооценки. Большинство подростков имеют высокую самооценку, что свидетельствует о принятии со стороны окружающих, она адекватна опыту такого принятия.

    Из приведенных результатов видно, что у подростков преобладает высокий уровень самооценки. Низкий уровень самооценки не был выявлен в данной выборке.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • 2.2 Изучение агрессивности у испытуемых
  •  

  • Для исследования выраженности агрессии у подростков мы использовали опросник «Диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки. Констатируя опросник, Басс вначале провел разграничения между враждебностью и агрессией. Враждебость была определена им как реакция отношения, скрытно-вербальная реакция, которой сопутствуют негативные чувства и негативная оценка людей и событий. Агрессия он определил как ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу. Эта методика направлена на выявление особенностей психических состояний, базирующихся на разных формах агрессии и враждебных реакций. Эти психические состояния можно охарактеризовать при помощи восьми шкал:

    Использование физической силы против другого лица – физическая агрессия.

    Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных  обращений к другим лицам (угроза, проклятие, ругань) – вербальная агрессия.

    Использование окольным путём направленных против других лиц  сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (в крике, и т.д.) – косвенная агрессия.

    Оппозиционная форма  поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов, - негативизм.

    Склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении  излиться во вспыльчивости, резкости, грубости – раздражение.

    Склонность к недоверию  и осторожному отношению к  людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить  вред, - подозрительность.

    Проявление зависти  и ненависти к окружающим, обусловленные  чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания, - обида.

    Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения  самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает  нехорошо: вредно, злобно или бессовестно, - аутоагрессия или чувство вины.

    При составлении опросника  Басс и Дарки исходили из того, что  вопрос может относиться только к  одной форме агрессии. Особое внимание уделялось такой формулировке вопросов, чтобы в набольшей степени  ослабить влияние мотивации социального одобрения, а также ослабить защитные тенденции испытуемых, связанные с нежеланием показаться агрессивными.

    Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый должен дать ответы «да» или «нет».

     После проведения диагностического исследования были получены результаты, представленные в Таблице 2.2.

     

    Таблица 2.2                 Уровень агрессивности у подростков

    Агрессивность

    Абсолютная

    Величина

    Процентное 

    соотношение

    Норма

    7

    23%

    Выше среднего

    18

    60%

    Высокая

    5

    17%

    Итого

    30

    100%


    Информация о работе Взаимосвязь самооценки личностных особенностей и агрессивного поведения