Взаимосвязь межличностных отношений супругов и благополучия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 07:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть взаимосвязь межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия.
В соответствии с поставленной целью определим задачи работы:
Провести анализ основных исследований по проблеме взаимосвязь межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия;
Раскрыть сущность межличностных отношений супругов и семейного благополучия;
Опытно-экспериментальным путем выявить взаимосвязь межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты межличностных отношений супругов и
субъективной оценки их благополучия………………………………………...5
Анализ основных направлений исследования проблемы межличностных
отношений супругов и субъективной оценки их благополучия…………….…5
Сущность семейного благополучия и факторы его определяющие……..7
1.3 Межличностные отношения супругов: понятие и типология…………….13
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязи
межличностных отношений супругов и субъективной оценки их
благополучия……………………………………………………………………..19
2.1. Организация, методы и методики исследования……………………..….19
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования………………..22
Заключение………………………………………………………………….……32
Список использованной литературы…………………………………………..34
Приложение

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь межличностных отношений супругов и благополучия.docx

— 123.35 Кб (Скачать)

Факторы, оказывающие косвенное  воздействие на благополучие супружеской  жизни. Важно знать, какими были супружеские  отношения родителей избранника, каков семейный уклад, материальный уровень семьи, какие негативные явления наблюдаются в семье  и в характере родителей. Даже небольшая семейная травма часто  оставляет глубокий след, формируя у ребенка отрицательные взгляды  и позиции. Подчас непреодолимые  конфликты неизбежны там, где  партнеры диаметрально отличаются по своему мировоззрению.

Образование. Высшее образование  не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Даже в браке, заключенном  между двумя молодыми людьми, окончившими  высшие учебные заведения, могут  возникнуть конфликты, которые, если их своевременно не решить, дадут повод  к разводу. Однако интеллектуальный уровень и характеры партнеров  не должны чрезмерно отличаться.

Трудовая стабильность. Люди, часто меняющие место работы, отличаются неустойчивостью, чрезмерной неудовлетворенностью, неспособностью налаживать длительные отношения.

Возраст определяет общественную зрелость партнеров, подготовленность к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Наиболее оптимальным  считается возраст 20-24 года. Наиболее естественная разница в возрасте супругов 1-4 года. Устойчивость так  называемых неравных браков во многом зависит не только от характера обоих  партнеров, от их взаимного чувства, но и от подготовленности к возрастным особенностям, от умения противостоять  «злословию» окружающих и т. д.

Продолжительность знакомства. За период знакомства важно хорошо узнать друг друга не только в оптимальных  условиях, но и в трудных ситуациях, когда ярко проявляются личные качества и слабости характера партнера. Возможно, как это принято сейчас, пожить вместе какое-то время, чтобы освоиться, привыкнуть к особенностям друг друга.

Все эти факторы создают  предпосылки возникновения супружеской  совместимости и несовместимости. «Психологическая несовместимость - это  невозможность в критических  ситуациях понять друг друга» [3, 37]. В браке каждый из супругов может  выступать как «психотравмирующий фактор», например, когда один из супругов является препятствием в удовлетворении потребностей другого. «Психологическая совместимость определяется как  взаимное принятие партнеров по общению  и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании - сходстве или взаимодополнительности - ценностных ориентации, личностных и психофизиологических особенностей» [3, 37]. Психологическая совместимость субъектов - явление многоуровневое и многоаспектное. В семейном взаимодействии она включает в себя психофизиологическую совместимость; личностную совместимость, в том числе когнитивную (осмысление представлений о себе, других людях и мире в целом), эмоциональную (переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека), поведенческую (внешнее выражение представлений и переживаний); совместимость ценностей, или духовную совместимость.

Таким образом, гармонию семейно-брачных  отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов:

- эмоциональная сторона  супружеских отношений, степень  привязанности;

- сходство их представлений,  видений себя, партнера, социального  мира в целом;

- сходство предпочитаемых  каждым из партнеров моделей  общения, поведенческие особенности;

- сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость  партнеров;

- общий культурный уровень,  степень психической и социальной  зрелости партнеров, совпадение  систем ценностей супругов.

Особенно большую значимость в семейно-брачных отношениях имеют  ценностная и психофизиологическая совместимость людей. Все остальные  виды совместимости или несовместимости  подвержены динамическим изменениям и  достаточно легко изменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи  или в ходе психотерапии. Ценностная и психофизиологическая несовместимость  не поддается или с большим  трудом поддается коррекции.

Психофизиологическая, и  в частности сексуальная, несовместимость  способна привести к распаду брака. А рассогласование ценностей  во взаимодействии людей, особенно в  повседневных контактах, приводит к  почти необратимому разрушению общения  и супружеских взаимоотношений. Здесь важно, с одной стороны, насколько различны оценочные критерии супругов, а с другой - насколько  индивидуальные критерии соответствуют  общепризнанным. Можно говорить о  двойной гармонии, когда ценностные установки супругов совпадают между  собой и с общепринятой системой ценностей; о совпадении взглядов с  общепринятой системой ценностей только одного из супругов; о соответствии ценностных критериев обоих партнеров  общепринятым ценностям при одновременной  дифференциации их точек зрения; о  двойной дифференциации, когда системы  ценностей расходятся и интересы обоих не отождествляются с общепризнанными  критериями.

При отсутствии какой-нибудь из этих групп предпосылок совместимости  не происходит оптимальной адаптации  или она происходит медленно, гармония супружеского союза нарушается.

Итак, проблема семейного  благополучия связана в первую очередь  с тем, насколько психологически совместимыми оказываются друг с  другом члены семьи. Совместимость  как многоуровневый феномен связана  не только с актуальным состоянием и личностными особенностями  супругов, но также и с их опытом прошлой жизни, опытом межличностных  отношений в родительской семье. Наиболее оптимальной является ситуация, когда опыт и усвоенный тип  взаимоотношений супругов носят  в целом позитивный характер, сходны или взаимодополнительны, не противоречат общесоциальной системе правил и норм взаимодействия и взаимоотношений.

1.3 Межличностные  отношения супругов: понятие и  типология

В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные  отношения в реальной системе  жизнедеятельности людей. Но прежде, выясним, как определяется понятие  «межличностные отношения». В «Психологическом словаре» дано такое определение: «Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и  способах взаимных влияний людей  в ходе совместной деятельности и  общения» [15, 231].

В настоящее время в  психологии существует довольно большое  количество конкретных методик, позволяющих  исследовать межличностные отношения. В.Б. Быстрицкас и Г.Т. Хоментаускас отмечают следующие основания для систематизации этих методик [22, 132]:

- на основании объекта:  диагностика отношений между  группами, внутригрупповых процессов,  диадных отношений и т.д.;

- на основании задач,  решаемых исследователем: выявления  групповой сплоченности, совместимости  и т.д.;

- на основании структурных  особенностей используемых методик:  опросники, проективные методики, социометрия и т.д.;

- на основании исходной  точки отсчета диагностики межличностных  отношений: методики субъективных  предпочтений и др.

Опираясь на данный критерий, авторы приводят краткий обзор следующих  групп методик:

1) диагностика межличностных  отношений на основе субъективных  предпочтений. Традиционная методика  этой группы – социометрический  тест Дж. Морено, а также ряд  его модификаций – например, аутосоциометрические методики. Называя методологические недостатки этой группы, авторы отмечают следующее: «…сознательная оценка вследствие социальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния процесса психической защиты… может кардинально измениться…»;

2) методики косвенной  оценки межличностных отношений.  Авторы отмечают, что это самая  молодая и малоразработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений. В ее основе лежат закономерности влияния эмоционального состояния на невербальное поведение. Среди недостатков – неразработанность и узость даваемой информации;

3) методики наблюдения  и экспертной оценки интерпретации.  Акцент здесь дается на объективное  и обширное описание интеракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теоретических  воззрений. Исследователь здесь  имеет дело с многозначным  психологическим материалом; его  интерпретация более интегративна, более зависима от психологической  теории, которой руководствуется  исследователь;

4) диагностика индивидуальных  свойств, влияющих на межличностные  отношения. Созданы тесты и  шкалы для измерения таких  свойств, как стиль лидерства,  авторитарность, совместимость, тревожность,  личностные ценности и т.д.  Авторы выделяют две наиболее  удачные методики этой группы – «Калифорнийский психологический опросник личности (СРI) и методику Т. Лири;

5) методики исследования  субъективного отражения межличностных  отношений. Большинство этих методик  – проективные. Они позволяют  получить информацию о субъективном  отражении индивидом межличностных  отношений, о себе в них,  об его ожиданиях и психологическом  смысле определенного способа  реагирования субъекта. Эти моменты  определяются некоторой совокупностью  причин: историей отношений в  целом, ситуацией, потребностями  субъекта, личностными чертами общающихся. Подобные методики, несмотря на  то, что они могут дать обширную  и глубокую информацию о человеке, отличаются «большим удельным  весом» субъективизма в интерпретации  данных.

Подробнее рассмотрим методику Т. Лири (Методика диагностики межличностных отношений). Опросник разработан Т. Лири в 1957 г. и представляет собой модифицированный вариант интерпесональной диагностики Т. Лири. Теоретический подход, который лег в основу разработки методики, базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходит формирование личности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении, человек соотносит свое поведение с оценками значимых других.

Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном  в процессе взаимодействия с окружающими  Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы (дискограммы). В основе горизонтальной и вертикальной осей дискограммы лежит два фактора: доминирование — подчинение, дружелюбие — агрессия. Поскольку именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения. Автор методики выделил следующие варианты межличностного взаимодействия:

1. Авторитетный.

Преобладание данного  типа свидетельствует о том, что  человек обладает следующими характеристиками: властный, диктаторский, деспотический  характер, всех поучает, дидактический  стиль высказываний, не склонен принимать  советы других, стремится к лидерству, командованию другими, сильная личность с чертами деспотизма.

2. Независимый — доминирующий. Характеристики данного типа взаимодействия: стремление быть над всеми, самовлюбленность, расчетливость, заносчивость, хвастливость.

3. Агрессивный. Выраженность этого типа межличностного взаимодействия говорит о том, что человек проявляет чрезмерное упорство, недружелюбие, жесткость, враждебность по отношению к окружающим, несдержанность, вспыльчивость, агрессивность, доходящая до асоциального поведения.

4. Недоверчивый — скептический, данный тип характеризует человека как замкнутого, скрытного, обидчивого, недоверчивого к окружающим, испытывающего трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения.

5. Покорно-застенчивый тип проявляется в покорности, склонности к самоуничижению, слабовольности, склонности уступать всем и во всем, всегда ставить себя на последнее место и осуждать себя, приписывать себе вину, стремлении найти себе опору в ком-либо более сильном.

6. Зависимый тип говорит о том, что человек очень неуверен в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, чужого мнения, сверхконформный.

7. Сотрудничающий тип склонен к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить внимание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

8. Человек с альтруистическим  типом имеет следующую характеристику: ответственный по отношению к  людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

Наиболее распространенными  факторами, предопределяющими успех  или неудачу в супружестве, являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы, быть в  гармонии друг с другом. При отсутствии этих умений нередко возникают конфликтные  ситуации как следствия несовместимости  каких-либо сил внутри одной личности или между супругами. Важно учитывать  и индивидуально-психологические  особенности каждого из супругов. Рациональным и комплексным показателем  их индивидуальности может служить  тип личности: наиболее распространенной причиной супружеских конфликтов, а  также разводов является «несходство  характеров», несовместимость супругов. У Источником трудностей в семейной жизни могут быть особенности  личности одного или обоих супругов. Речь идет о чертах, которые вначале  соответствовали норме, но не были вполне адекватными личностным качествам  партнера или партнер не находил  правильного подхода к общению, был не в состоянии справиться с некоторыми особенностями своей  собственно психики.

Информация о работе Взаимосвязь межличностных отношений супругов и благополучия