Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:05, курсовая работа
Если изменения детского самосознания большей частью выглядят плавными и постепенными, то отрочество и юность издавна считаются эпохой скачка, «второго рождения», возникновения нового качества, и в первую очередь открытия собственного «Я». Существенные изменения наблюдаются в стиле общения и межличностных отношений у юношей и девушек.
Сопоставление психологической интимности, глубины и взаимности межличностных отношений юношей и девушек (выделено три стиля общения – интимные отношения, стереотипные отношения и состояние изоляции) с их статусами идентичности показало, что наибольшая интимность характерна для индивидов, находящихся на стадии «зрелой идентичности», тогда как те, кому свойственна и «диффузная идентичность», как правило, не выходят за пределы стереотипных  контактов. Существенно отличаются в зависимости от идентичности юноши по своим отношениям с друзьями и любимыми. Вообще одним из новообразований юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств дружбы и любви. То как они объективно складываются, и как субъективно переживаются – это показатель возрастного развития.
Введение………………………………………………………………….4-5
1. Возрастно-психологические  аспекты юношеских взаимоотношений
      …………………………………………………………………….....6
         1. Переживание любви в юношеском возрасте……………………..6-11
         2. Построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений
      ………………………………………………………………………11-16
2.      Психологическая помощь в преодолении  негативных переживаний юношеского возраста…………………………………………………….16
2.1    Консультативная  помощь юношам и девушкам…………………16-19
2.2    Диагностика  регуляции переживания в юношеском  возрасте….19-25
Заключение………………………………………………………………..26
Глоссарий…………………………………………………………………27-33
Список использованных источников…………………………………...34-35
Приложения………………………………………………………………36
Вышеописанную методику можно использовать в целях диагностики сформированности защитных механизмов, регулирующих переживания.
В практических целях при диагностике защитных механизмов личности бывает важно определение трех показателей:
Каждый из показателей предполагает возможность количественной оценки. Она осуществляется в несколько этапов, которые включают:
а) идентификация 
защитных механизмов по способу преобразовании 
переживаний или функции 
б) по типу защитных механизмов;
в) по разновидности техник, которые встречаются в рамках того или иного типа защитных механизмов;
     При 
определении показателей 
Степень зрелости защитных механизмов юноши определяется по каждой функции регуляции переживаний отдельно. При этом подсчитывается процентная доля различных типов защитных механизмов в общей сумме ответов по рассматриваемой категории, определяется их соотношение. Например, в случае отреагирования выявляется процентное соотношение прямого, скрытого и трансформирующего типов; при редукции переживаний - соотношение механизмов подавления и интеллектуализации; при трансформации - соотношение изоморфного юмора и юмора с нарушением изоморфизма. При оценке зрелости защитных механизмов следует учитывать их естественную динамику развития в подростковом и юношеском возрасте, а также то, что более зрелые механизмы являются более интеллектуальными.
     Обобщая 
все вышеизложенное в главе 2, можно 
сделать следующие краткие 
Эмоциональные переживания взаимоотношений в юношеском возрасте носят яркую эмоциональную окраску и редко забываются во взрослой жизни. Любовь и дружба в этом возрасте оставляют неизгладимое впечатление. Воспоминания сохраняются так долго еще и благодаря тому, что яркие, значимые отношения строят, прежде всего, самосознание, «Я»-концепцию самого молодого человека. В этом возрасте появляется новый тип общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений.
Юношеская мечта о любви выражает жажду эмоционального контакта, душевной близости. Впервые появляется потребность в самораскрытии, чувственно-эротические желания. В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. Дружба также является важнейшим видом эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Дружба в этом возрасте отличается искренностью, и, одновременно полна неосознаваемых функций, таких как, поддержание самоуважения личности. Юношеская дружба помогает развитию личности и индивидуальности юноши.
Переживания юношей и девушек столь глубоки, что иногда необходима специальная консультативная помощь при негативных переживаниях по поводу значимых отношений, в частности дружеских и любовных. Для того, чтобы повысить эффективность психологической консультативной помощи необходимо построить с молодым человеком доверительные отношения, отнестись всерьез к его переживаниям, даже если они не имеют ничего общего с реальностью. Возможна диагностика сформированности эмоциональной регуляции, связанной с работой защитных механизмов, позволяющих снизить, трансформировать или изжить негативные эмоциональные реакции по поводу конкретного эмоционально значимого события.
| № п/п | Понятие | Определение | 
| 
   | 
  Юность |      период 
  в развитии человека, соответствующий 
  переходу от подросткового возраста 
  к самостоятельной жизни.  | 
| Самосознание в юношеском возрасте | самосознание, характеризующееся познанием своего «Я» не только в настоящем, но и в будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов. | |
| Идентичность |      субъективное 
  чувство непрерывной  | |
| Уход от близких взаимоотношений | тип развития неадекватной идентификации, обусловленный страхом потери собственной идентичности. | |
| Размывание времени |      тип 
  развития неадекватной идентификации, 
  при котором подросток  | |
| Негативная идентичность |      - 
  тип развития неадекватной  | |
| «Я-концепция» | относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений подростка о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе. | |
| Личностная рефлексия |      важный 
  механизм самосознания, представляющий 
  собой форму осознания  | |
| Реальное Я | представление о себе в настоящем времени. | |
| Идеальное Я | то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы. | |
| Формирование психосексуальной зрелости в юности | биологический процесс ее становления и психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признания ее обществом. | |
| Психосексуальная ориентация | направленность полового влечения и форм его реализации. | |
| Социальные половые роли | социальные нормы, определяющие дифференциацию деятельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин. | |
| Половая идентичность | единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. | |
| Самоопределение | осознание себя, с субъективной точки зрения, в качестве члена общества и в новой общественно значимой позиции. | |
| Потребность в смысле жизни | потребность в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных, событий, а, как, цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. | |
| Жизненный план | обобщение целей, которые ставит перёд собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. | |
| Дружба | вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. | |
| Любовь | высокая степень эмоционально положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов. | |
| Подлинная интимность отношений в юности | совмещение жизненных целей и перспектив друзей при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможное только на основе относительно стабильного образа «Я». | |
| Мировоззрение | взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. | 
| 1. | Абрамова Г. С. Возрастная психология. 1999г. | 
  
  | 
  Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. | 
| 3. | 
  
  | 
  
  | 
  Драгунова Т.В. Подросток. 1976г. | 
  
  | 
  Зацепин В. Любовь и долг. Ты и я / сост. Л. Антипина. 1989г. | 
  
  | 
  Кон И.С. Введение в сексологию. 1990г. | 
  
  | 
  Кон И.С. Психология ранней юности 1989г. | 
  
  | 
  
  
  | 
  
  | 
  
  
  | 
  
  | 
  Майерс Д. Социальная психология. 1998г. | 
  
  | 
  
  
  | 
  
  | 
  
  
  | 
  
  | 
  
  
  | 
  
  | 
  
  
  | 
  
  | 
  
  
  | 
  
  | 
  
  | 
|      Здесь 
  разместите порядковую букву приложения. 
  Нумерация приложений должна быть сквозная, 
  за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.
   Порядковый номер может проставляться как вручную, так и автоматически. Количество строк в таблице должно строго соответствовать количеству приложений. Пустых строк в таблице быть не должно.  | 
  Здесь разместите файл приложения. |