Взаимоотношения в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Если изменения детского самосознания большей частью выглядят плавными и постепенными, то отрочество и юность издавна считаются эпохой скачка, «второго рождения», возникновения нового качества, и в первую очередь открытия собственного «Я». Существенные изменения наблюдаются в стиле общения и межличностных отношений у юношей и девушек.
Сопоставление психологической интимности, глубины и взаимности межличностных отношений юношей и девушек (выделено три стиля общения – интимные отношения, стереотипные отношения и состояние изоляции) с их статусами идентичности показало, что наибольшая интимность характерна для индивидов, находящихся на стадии «зрелой идентичности», тогда как те, кому свойственна и «диффузная идентичность», как правило, не выходят за пределы стереотипных контактов. Существенно отличаются в зависимости от идентичности юноши по своим отношениям с друзьями и любимыми. Вообще одним из новообразований юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств дружбы и любви. То как они объективно складываются, и как субъективно переживаются – это показатель возрастного развития.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….4-5
1. Возрастно-психологические аспекты юношеских взаимоотношений
…………………………………………………………………….....6
1. Переживание любви в юношеском возрасте……………………..6-11
2. Построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений
………………………………………………………………………11-16
2. Психологическая помощь в преодолении негативных переживаний юношеского возраста…………………………………………………….16
2.1 Консультативная помощь юношам и девушкам…………………16-19
2.2 Диагностика регуляции переживания в юношеском возрасте….19-25
Заключение………………………………………………………………..26
Глоссарий…………………………………………………………………27-33
Список использованных источников…………………………………...34-35
Приложения………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать)
 

     2. Психологическая  помощь в преодолении  негативных переживаний юношеского возраста

     2.1.Консультативная  помощь юношам  и девушкам

 

     Юноши и девушки, ищущие помощи у консультанта или психотерапевта по проблемам  взаимоотношений со сверстниками, находятся  в состоянии тревоги и страха. Если с самого начала клиент отнесется к консультанту с доверием, то в процессе консультирования он станет смелее делиться своими чувствами, мыслями, страхами, которые не так легко обсуждать с чужим человеком. Консультант должен не оценивать, а слушать, слышать и понимать. Подростки и юноши часто слышат от близких: «Твои проблемы надуманы, не морочь мне голову». А между тем, речь идет очень часто не об объективно существующих затруднениях, а о переживаниях по поводу значимых отношений, их нарушения или невозможности их построить;

     Искренность – одно из важнейших условий консультирования юношей. По мнению К. Роджерса, конгруэнтность означает, что «в межличностных отношениях консультант непринужденно и  самобытно выражает свои переживания... Конгруэнтность представляет собой  осознанную или неосознаваемую противоположность демонстрации фасада... Известно, что проявление самости не считается в психотерапии идеальным стилем. Терапевту вовсе и не следует демонстрировать интегрированность высшей степени на каждом шагу. Достаточно оставаться самим собой во время психотерапевтического контакта».

     Эмпатия является непременным условием консультирования. Проявление эмпатии в общении  означает, что консультант чутко  и точно реагирует на переживания  клиента, словно это его собственные  переживания. Подразумевается способность «вжиться» в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире.

     Один  из часто встречающихся запросов – переживания по поводу разрыва  с любимым человеком. В юношеском  возрасте отношения отличаются скоротечностью и неустойчивостью, поэтому разрывы часты и болезненны. Как это ни странно, но переживание утраты сродни переживанию смерти близкого человека, так как он уходит из внутреннего мира клиента, перестает служить источником мотивов, а, следовательно, порождает схожую динамику переживаний. Р. Кочюнас отмечает: «Разрыв - это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства». В таких случаях консультанту необходимо иметь в виду, что, прежде чем выстраивать новые отношения с бывшим возлюбленным, молодой человек, так или иначе, скорее всего, проделает то, что З.Фрейд называл «работой скорби». Она проходит несколько более-менее выраженных этапов:

     1)Этап  отрицания. Первоначально реальность  происшедшего отрицается. Обычно  человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому трудно сразу смириться с разрывом. Душевная боль юноши столь велика, что может казаться, что жизнь кончена. На этой стадии ситуация разрыва воспринимается с выраженной защитой, посредством механизма рационализации обесцениваются брачные отношения: «Ничего такого не случилось», «Наконец он (она) от меня отвязался»;

     2)Этап  озлобленности. На этой стадии  от душевной боли защищаются  озлобленностью по отношению  к партнеру. Подростки и юноши  способны «собрать» команду сочувствующих, которые из дружеских чувств к «брошенному» могут также выражать неприязненные чувства к инициатору разрыва;

     3)Этап  переговоров. Третья стадия самая  сложная. Предпринимаются попытки  восстановить отношения, и используется множество манипуляций по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность.

     4)Этап  депрессии. Угнетенное настроение  наступает, когда отрицание, агрессивность  и переговоры не приносят никаких  результатов. Человек чувствует себя неудачником, резко снижается уровень самооценки, что часто не позволяет заняться каким-нибудь делом, чтобы хотя бы отвлечься.

     5)Этап  адаптации. Когда консультант  встречается с клиентом, имеющим  такую проблему, во время одной  из вышеназванных стадий, его цель - помочь клиенту «перейти» в стадию приспособления к изменившимся условиям жизни.

     Диапазон  проблем, возникающих после разрыва, довольно широк – от сниженной  самооценки и депрессии, до невозможности  заводить новые отношения. Существенную роль играет тяжелое переживание одиночества и невозможности контролировать ситуацию. Так как любовные отношения в юношеском возрасте, в большинстве случаев, разворачиваются на глазах у сверстников, страдания еще более обостряются. Главное в таком консультировании – это помощь в построении позитивной «Я»-концепции, преодоление непродуктивных переживаний.

     2.2.Диагностика  регуляции переживаний  в юношеском возрасте

 

     Эмоциональный фактор в подростковом и юношеском  возрастах имеет особенное значение. Уровень эмоционального развития во многом определяется способностью к овладению своими переживаниями и эмоциональными реакциями. Оценка эмоциональной зрелости юноши не может осуществляться без учета сформированности механизмов регуляции переживаний и уровня их развития.

     Любые отношения, в том числе и дружеские  и любовные, требуют от молодого человека преодоления непосредственных эмоциональных реакций как со стороны партнера по общению, так и своих собственных, то есть требуют определенной гибкости эмоционального реагирования и переживания. Специфически подростковые и юношеские возрастные задачи, связанные с обретением самостоятельности, независимости, самоутверждением, не могут быть решены без развития способности регуляции переживаний. Потеря эмоционального контроля ведет к формированию психологической зависимости молодого человека от ситуации и ограничивает репертуар его совладающего поведения.

     Юношеский возраст является сензитивным в  плане эмоционального развития. В  этот период происходит коренная перестройка  эмоциональной сферы, что обусловлено внутренней логикой психического развития и связано со становлением мышления. Она затрагивает практически все сферы взаимоотношений подростка с окружающими и ведет к формированию качественно новых переживаний, с новыми адаптивными возможностями.

     Подросткам  и юношам бывает трудно сформулировать свои эмоциональные проблемы, многие их не осознают, а диагностических  средств в этой области явно недостаточно. Методика диагностики регуляторных процессов переживаний значительно  расширяет возможности психологического воздействия в психокоррекционной и консультативной работе.

     В работе Туревской Т.А. защитные механизмы  понимаются как интрапсихические феномены, которые реализуют специфические  функции по отношению к переживаниям. Она выделяет три типа такого рода защитных механизмов:

     - защитные механизмы, реализующие  функции отреагирования переживаний;

     - защитные механизмы, ослабляющие  или редуцирующие переживания;

     - защитные механизмы, направленные  на трансформацию переживаний.

     Это разграничение защитных механизмов основано на выделении их различных эффектов по отношению к переживанию.

     В подростковый и юношеский периоды  происходит изменение интеллектуальных процессов, опосредствующих переживания, качественно меняется структура  переживаний. Это дает основание предполагать, что в данный период должны меняться и механизмы их регуляции. Поэтому при конструировании диагностической методики Туревская Т.А. ориентировалась на возможность отражения с ее помощью самих защитных механизмов, сколько процесса преобразования переживаний посредством этих механизмов.

     Изучение  механизмов регуляции переживаний  проводится на модели стимульной ситуации, которая затрагивает значимые проблемы подростка, юноши, и в которой  присутствует эмоциональный конфликт.

     В соответствии с этим в качестве материала  Туревской Т.А. использовались карточки методики Розенцвейга (Приложение), на которых представлены различные  травмирующие ситуации, провоцирующие  определенные переживания: 8 – «Твоя  подруга пригласит меня сегодня  вечером на танцы. Она оказала, что ты не пойдешь»; 15 – «Я понимаю, что подвожу тебя, но приехать я не смогу».

     Процедура проведения частично совпадает с  той, которая предлагается в методике Розенцвейга. Испытуемым предлагалось представить себя на месте определенного по методике Розенцвейга персонажа и ответить на вопросы:

    • какие чувства, переживания возникли у тебя, если бы ты оказался в подобной ситуации, на месте того человека? Почему?
    • как бы ты ответил, если бы ты оказался в подобной ситуации?

     Можно предполагать, что в силу травмирующего характера ситуаций уже на этом уровне возможна актуализация защитных процессов. Вместе с тем вводятся дополнительные условия, направленные именно на актуализацию процессов эмоционального контроля и защиты. После ответов на вопросы испытуемым предлагались следующие инструкции:

    • если бы ты хотел снизить для себя травмирующее значение ситуации, как бы ты ответил в таком случае?;
    • как бы ты ответил, если бы хотел обернуть ситуацию шуткой?

     Данные  инструкции задают определенный тип изменения эмоционального реагирования на снятие или ослабление негативный тона переживаний; либо на смену знака эмоционального возбуждения. В задачу испытуемою входит организация или преобразование стимульной ситуации с целью изменения ее эмоционального значения.

     На  основе этого анализа Туревской  Т.А. была проведена систематизация защитных механизмов:

     1)Защитные  механизмы, реализующие функцию  отреагирования переживаний.

     При отреагировании тех или иных своих  эмоциональных состояний субъект  должен учитывать смысл, который его эмоциональная реакция будет иметь для другого и, соответственно, возможные ответные реакции. Отсюда возникает проблема - когда и как выражать эмоции. На этот счет существуют как социальные правила, так и специфические способы отреагирования, которые не только реализуют функцию разрядки эмоционального напряжения, но и осуществляет регуляцию социального взаимодействия, а точнее, предполагают овладение эмоциональными реакциями партнера по общению. Были выделены три категории процессов отреагирования.

     1) прямые формы отреагирования;

     2) скрытые; 

     3) трансформирующие.

     В целом результаты экспериментального исследования показы-, что культурные формы отреагирования характеризуются  использованием вспомогательных средств, которые направлены на регууляцию социального взаимодействия в процессе общения. Эти формы разрядки аффекта по принципу обратной связи могут менять собственное эмоциональное состояние субъекта.

     2) Защитные механизмы, реализующие  функцию ослабления переживаний.

     Защитные  механизмы этого типа непосредственно направлены на регуляцию собственного эмоционального состояния и заключаются в преобразовании когнитивной основы переживаний, предполагая создание вспомогательных стимулов для регуляции переживаний.

     Они не однородны по механизму своего действия на переживание. Выделяются два класса защитных механизмов - подавление и интеллектуализция. В случае подавления - это вытеснение, отрицание, фальсификация, перцептивная защита. Интеллектуализация включает в себя обесценивание, дезактуализацию, рационализацию.

     3)Защитные  механизмы, реализующие функцию  трансформаций переживаний.

     Под трансформацией подразумевается такое  преобразование когнитивной структуры  переживаний, которое ведет к  смене их знака. Процессы трансформации  могут рассматриваться на модели юмора.

     Юмор, как форма поведения, имеет сложное  опосредствованное строение, свойственное высшим психическим процессам. В  общем и целом, чем старше человек, тем более он склонен редуцировать свои переживания при помощи юмора. Недаром способность «юморить» не проявляется у детей, имеет грубоватые «несмешные» формы у подростков, и только в юношеском возрасте приобретают взрослые черты.

     Таким образом, эмоциональное развитие в  юношеском возрасте связано с  прогрессивной интеллектуализацией  эмоций. В процессе развития повышается роль интеллектуальных функций в регуляции и отреагировании переживаний, усложняются интеллектуальные процессы, участвующие в их внутренней перестройке.

     К юношескому возрасту в эмоциональной  адаптации обнаруживается диссоциация  различных сторон или звеньев эмоционального процесса. Происходит отрыв переживания от непосредственной стимульной ситуации или события, то есть то, что воспринимается, не совпадает с тем, что переживается. Содержание перживаний определяет не само стимульное событие, а результат его обобщения.

Информация о работе Взаимоотношения в юношеском возрасте