Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 23:07, реферат
Любая организация в своей жизнедеятельности связана с неизбежностью возникновения внутри нее различного рода конфликтов. Конфликт является естественным условием существования любого сообщества людей, источником и движущей силой развития этого сообщества. Такое восприятие конфликта дает возможность использовать его в качестве инструмента воздействия на развитие организации через изменение при необходимости ее культуры, структуры и создание, тем самым, условий для наиболее эффективной работы коллектива по достижению организационных целей.
Введение 3
1. Понятие и виды конфликта 4
2. Причины возникновения конфликтов 9
3. Препятствия разрешения конфликтов 11
4. Методы управления конфликтами 14
Заключение 19
Список использованной литературы 22
-компромисс – вполне приемлем в ряде случаев. Человек немного уступает в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое. Иными словами, сходятся на частичном удовлетворении своих желаний и частичном выполнении желания другого человека;
-избегание (уход) – рекомендован в случае неспровоцированных партнером «пожаров». Реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняется от разрешения конфликта. Можно использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна, когда нет желания тратить время и силы на ее решение или когда чувствуется безнадежное положение;
-приспособление – возможно в тех случаях, когда оппонент действительно прав. Он означает, что действуя совместно с другим человеком, не пытается отстаивать собственные интересы. Этот стиль полезен в тех случаях, когда человек не может одержать верх, поскольку другой обладает большей властью, собственный вклад не очень велик, и он не делает ставку на положительное для решение проблемы. Кажется, что, немного уступая, мало теряет. Или что в данных условиях надо несколько смягчить ситуацию;
-соперничество (конкуренция) – наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах. Человек, использующий стиль конкуренции, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. При этом стиле свойственно стремление в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждение других людей принимать ваше решение проблемы.
Каждый человек может
в какой-то степени использовать
все эти стили, но обычно он имеет
приоритетные, закрепившиеся жизненными
обстоятельствами стили. Основные стили
поведения в конфликтной
Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой хотят удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально). Если реакция пассивна, то человек будет стараться выйти из конфликта; если она активна, то предпримет попытки разрешить его. Такие оценки можно сделать для себя и для других участвующих в конфликте сторон.
Если внимательно рассмотреть и примерить к себе различные стили, то можно узнать того, к которому обычно прибегают в конфликтных ситуациях; можно также определить и те стили, которыми обычно пользуются связанные с этим люди.
Для успешного разрешения конфликтных ситуаций необходимо учитывать следующие положения:
- следует понять и принять неизбежность встречи с конфликтными ситуациями в своей работе;
- постараться вычленить
наиболее вероятные
- осознать реальные
причины таких ситуаций, увидеть
трудности их разрешения и
необходимость овладения
- участники конфликтов
имеют различный ранг, чем и
определяется их разное
- разница возраста
и жизненного опыта участников
разводит их позиции в
В подходах к организационному
развитию и управленческому
В настоящее время накоплен
немалый опыт решения проблемных
ситуаций неравновесных межличностных
отношений с помощью
Существуют две принципиальные
возможности (стратегии) управления конфликтами.
Во-первых, их предотвращение (или профилактика).
Во-вторых, управление конфликтами
и конфликтными отношениями в
случае их возникновения, а также
использование результатов
Глобальный подход к предупреждению
конфликтов основан в первую очередь
на предвосхищении и блокировании конфликтогенных
источников. Для развития конструктивного
начала имеется самый широкий
диапазон возможностей, так, например,
использование структурных
1.разъяснение задач и требований к деятельности каждого сотрудника/группы (конкретных показателей выполнения функциональных обязанностей, критериев оценки результата, сроков отчетности, установление системы полномочий и ответственности, информационных взаимоотношений и ответственности (когда даются ответы на вопросы, кто получает информацию, кто и кому, в какие сроки предоставляет ее);
2. использование координационных и интеграционных механизмов:
– установление иерархии полномочий, цепи отдачи команд, распоряжений и получения обратной связи (реализация принципа единоначалия);
– установление полномочий по принятию решений и организации информационных потоков;
– использование служб с межфункциональными обязанностями и полномочиями;
3.постановка комплексных целей (например, если между отделами одного управления возникают раздоры и конфликты, то следует сформулировать общую цель для всей этой структуры, а не для каждого подразделения в отдельности. Формулирование целей для всей организации будет способствовать тому, что руководители управлений станут принимать решения в интересах всего коллектива, а не только групповые;
4.установление содержания системы вознаграждений. Вознаграждение как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение, позволяет избежать дисфункциональных последствий. Система вознаграждений предусматривает поощрение лиц (в том числе менеджеров), которые стремятся решать проблемы комплексно, в интересах всей организации, и, наоборот, в случае неконструктивного поведения вознаграждения отсутствуют;
5.устранение реального предмета (источника) конфликта, подведение одной из конфликтующих сторон под отказ от объекта конфликта в пользу другой стороны. Вынужденное или стихийное удаление (уход) или ослабление одной из конфликтующих сторон, назначение «козла отпущения»;
6.смена руководителя, смена стиля руководства и управления.
К числу техник, или отдельных приемов, используемых менеджером с целью предотвращения напряжений, стрессов и конфликтов, можно отнести:
– внимательное выслушивание: стремление установить и поддерживать контакт с подчиненными при выдаче задания, получении обратной связи, обсуждении межличностных отношений (в том числе и эксцентричных);
– уважительное отношение, доброжелательность, терпимость, самоконтроль;
– отвлечение или переключение внимания в случае повышенной эмоциональности;
– уменьшение социальной дистанции;
– информирование о своем состоянии, вызванном сообщением собеседника, понимание его самочувствия;
– обращение к фактам, проверка реальностью;
– обращение за советом, обещание помощи.
Появляются новые профессии
– специалисты по переговорному
процессу и разрешению конфликтов (конфликтологии,
посредники-медиаторы), располагающие
соответствующим методическим аппаратом
и техниками. Считается , что для
успешного регулирования
1. Признание наличия конфликтной
ситуации, существования оппонента
как факта и ценности, что отнюдь
не означает признания
2. Принятие каждой стороной
факта противостояния и
3. Четкое представление
о содержании несовместимых
4. Подготовка сторон к
принятию определенных общих
правил и норм поведения,
Стратегия и тактика ведения
переговоров при разрешении конфликтов
достаточно освещены в литературе.
Реальный процесс урегулирования конфликта
следует согласовывать с
1. Подготовка переговоров:
– встреча с каждой стороной;
– предварительная оценка конфликта;
– разработка повестки дня переговоров;
– проверка готовности участников к переговорам.
2. Ведение переговоров:
– привлечение всех сторон, включенных в конфликтную ситуацию;
– обсуждение повестки дня переговоров;
– принятие соглашения по процедурным вопросам;
– поочередное слушание каждой стороны;
– вычленение интересов, проблем, предложений;
– раздельное слушание сторон ;
– расчленение проблемы;
– подведение к первому предложению;
– выдвижение альтернатив;
– работа с эмоциональной стороной конфликта, «вентиляция» чувств;
– поиск подходов к соглашению, формулирование предложений;
– выработка уступок.
3. Завершение переговоров:
– выработка соглашения, его проверка на реальность, принятие и подписание;
– принятие мер по предотвращению «послеконфликта».
На каждом из этапов при реализации указанных направлений используются свои приемы, методы и техники. При этом менеджер, выполняющий функции медиатора, должен обладать рядом специальных качеств, навыков и умений, психологической устойчивостью, развитой коммуникативность, определенными характеристиками интеллекта, креативностью, специальными техническими навыками и опытом подобной работы.
Поскольку сами переговоры
по поводу конфликтов – явление, в
основе которого лежит общение в
сложных условиях, то, кроме того,
менеджеру необходимо владеть специальными
знаниями и умениями и в этой области.
В самом общем виде и в деталях
формирование и развитие указанных
свойств возможно в рамках различных
модификаций социально-
Конфликт — это
Информация о работе Взаимоотношения на работе, конфликты и способы их разрешения