Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 23:07, реферат
Любая организация в своей жизнедеятельности связана с неизбежностью возникновения внутри нее различного рода конфликтов. Конфликт является естественным условием существования любого сообщества людей, источником и движущей силой развития этого сообщества. Такое восприятие конфликта дает возможность использовать его в качестве инструмента воздействия на развитие организации через изменение при необходимости ее культуры, структуры и создание, тем самым, условий для наиболее эффективной работы коллектива по достижению организационных целей.
Введение 3
1. Понятие и виды конфликта 4
2. Причины возникновения конфликтов 9
3. Препятствия разрешения конфликтов 11
4. Методы управления конфликтами 14
Заключение 19
Список использованной литературы 22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
( ГОУ ВПО «МарГТУ)
ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ МАРГТУ «ПОЛИТЕХНИК»
Отделение: социально-экономического профиля
Специальность: 100401.51 «Туризм»
Реферат
По дисциплине: «Психология делового общения»
Студентки: Сидоровой Екатерины Михайловны
На тему: «Взаимоотношения на работе, конфликты и способы их разрешения»
Автор работы:
Студентка группы Т-12с Сидорова
Е.М.
Руководитель:
Преподаватель: Загайнова Н.Ю.
Дата сдачи:«21» декабря 2011г.
Дата защиты:«21» декабря 2011г.
Оценка: _______
Содержание
Введение 3
1. Понятие и виды конфликта 4
2. Причины возникновения конфликтов 9
3. Препятствия разрешения конфликтов 11
4. Методы управления конфликтами 14
Заключение 19
Список использованной литературы 22
Любая организация в своей
жизнедеятельности связана с
неизбежностью возникновения
Откуда же такая боязнь
конфликтов? Очевидно, что от неумения
разрешать конфликтные
В психологии конфликт определяется как столкновение противоположных мнений в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанных с отрицательными переживаниями. Исходя из определения, в конфликте можно выделить три основных компонента:
1. В конфликте всегда
присутствует противоречие, столкновение
позиций, за которым стоит
2. В конфликте всегда
затрагиваются значимые для
3. Конфликт также обязательно
предполагает элемент
Таким образом, формула конфликта может быть представлена так:
• стадия потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;
• стадия перехода потенциального конфликта в реальный или осознание участниками конфликта своих верно или ложно понятьтх интересов;
• стадия конфликтных действий;
• стадия снятия или разрешения конфликта.
Управление конфликтом является одной из составляющих важнейших согласующей функции менеджера. В среднем менеджер тратит около 25% своего рабочего времени на разрешение разного рода конфликтов. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т.п. В результате бытует мнение, что конфликт явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только по тому, что не спорить он не может, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей, даже не будучи уверенным, что поступают правильно. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.
Таким образом, конфликт может
быть функциональным и вести к
повышению эффективности
В социальной психологии существует
многовариантная типология
1- вовлеченных в него субъектов.
Внутриличностные. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, чувства и т. п. Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или: начальник цеха поручил мастеру выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования. Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства, а второго - нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.
Межличностные. Это самый
распространенный тип конфликта. В
организациях он проявляется по-разному.
Многие руководители считают, что е
го причиной является несходство характеров.
действительно, встречаются люди, которым
из-за различий в характерах, взглядах
непросто ладить друг с другом. Однако
более глубокий анализ показывает,
что в основе таких конфликтов
лежат объективные причины. Чаще
всего — это борьба за ограниченные
ресурсы: материальные средства, производственные
площади, время использования
2- исхода. Деструктивные и конструктивные. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными.
Признаки деструктивного
конфликта: 1) расширение конфликта; 2) эскалация
конфликта (т.е.конфликт становится независимым
от исходных причин и, даже если причины
конфликта устранены, сам конфликт
продолжается); З) увеличение затрат, потерь,
которые несут участники
3- вовлеченных организационных уровней (горизонтальные (при вовлечении в конфликт представителей одного организационного уровня); вертикальные (при вовлечении в конфликт представителей различных организационных уровней)).
4-длительности протекания( кратковременные, затяжные.)
5-источника возникновения (субъективные (личные качества, индивидуальные особенности участников конфликта); объективные (экономические, технологические).) Различают также реалистические и нереалистические конфликты. Реалистический конфликт связан с преследованием участниками определенных целей. В нереалистических конфликтах целью участников ситуации становится открытое выражение накопившихся эмоций и враждебности. Конфликт становится способом разрядки накопившейся эмоциональной напряженности.
Для эффективного управления конфликтом необходимо понимать его причины. Воздействуя на причины возникновения конфликта, можно менять условия его развития.
Факторы, вызывающие возникновение конфликта, можно разделить на три группы:
1) индивидуальные характеристики человека;
2) ситуационные условия;
3) структурные факторы.
Индивидуальные характеристики
человека играют важную роль в процессе
конфликта. Часто именно различия в
ценностях, отношениях и убеждениях
людей могут явиться причиной
возникновения конфликтной
Ситуационные условия. Сложившаяся
в организации система связей
между сотрудниками в определенных
условиях может способствовать развитию
конфликта в случае, если она является
определяющим фактором во взаимоотношениях
между людьми. В частности, на возможность
возникновения конфликта может
повлиять слишком высокий уровень
взаимодействия, необходимость обеспечивать
согласие сторон по каким-либо вопросам,
различия в статусе, неопределенность
ответственности сторон. Вероятность
конфликта невелика, если люди взаимодействуют
нечасто. По мере увеличения взаимодействия
потенциальная возможность
Разногласия могут возникнуть при определении руководством целей развития компании. Менеджеры часто имеют разные точки зрения по вопросам внедрения новых технологий, освоения тех или иных сегментов рынка, выводу на рынок новой продукции и т.д. Причиной возникновения конфликта может стать стиль руководства, принятый в компании. Во многих компаниях сотрудник подчиняется не только своему непосредственному начальнику, но и другим руководителям. В этом случае он должен выполнять указания всех вышестоящих руководителей, и если их распоряжения противоречивы, то может возникнуть конфликтная ситуация.
Политика компании и правила,
регламентирующие отношения в компании
и поведение сотрудников, могут
как снизить вероятность
По мнению специалистов,
в 80% организационных конфликтов может
быть найдено решение, полностью
удовлетворяющее обе стороны. Но
в реальной жизни это происходит
гораздо реже. Наиболее частыми препятствиями
к эффективному поиску выхода из конфликтной
ситуации являются: представление этого
выхода участниками конфликта
В конфликтной ситуации для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определённый стиль поведения, учитывая при этом ваш собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта.
Всего стилей поведения в ситуациях разногласий, по мнению ученых (У. Томас, Р. Кильмен) пять:
-сотрудничество – оптимально почти всегда. Следуя этому стилю, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к конфликту, поскольку сначала «выкладываете на стол» нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех сторон;
Информация о работе Взаимоотношения на работе, конфликты и способы их разрешения