Взаимодействие агрессивности и тревожности в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить взаимосвязь агрессивности и тревожности в подростковом возрасте.
Задачи:
1) На основе анализа психологической литературы раскрыть личность подростка, особенности этого возраста.
2)С помощью подобранных методов и методик провести психодиагностическое исследование, выявляющее взаимосвязь.
3)Осуществить теоретический анализ понятий тревожности и агрессивности.

Оглавление

Введение.
Глава 1.Теоретический обзор психологических особенностей подросткового возраста.
§1.1.Психологическая характеристика личности подростка.
§1.2. Тревожность в подростковом возрасте.
§1.3. Агрессивность в подростковом возрасте.
Выводы по 1 главе.
Глава 2.Исследование агрессивности и тревожности подростка.
§2.1. Организация исследования.
§2.2. Анализ полученных результатов.
Выводы по 2 главе.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

 • напряжение;

 • озабоченность; 

 • нервозность; 

 • чувство неопределенности;

 • чувство грозящей опасности,  неудачи;

 • невозможность принять  решения и др.

 Ф. Б. Березин отметил, что состояние тревожности — это эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания, и выделил 6 уровней состоянии тревоги. 

1. Первый уровень — наименьшая  интенсивность тревоги. Выражается  в переживаниях напряженности,  настороженности, дискомфорта. Это  ощущение не несет признака  угрозы, а служит сигналом скорого  наступления более выраженных  проявлений тревоги. Данный уровень тревоги имеет наибольшее адаптивное значение.

2. На втором уровне ощущение  внутренней напряженности сменяют  гиперестезические реакции или  же они присоединяются к нему. Ранее нейтральные стимулы приобретают  значимость, а при усилении —  отрицательную эмоциональную окраску.

3. Третий уровень - собственно тревога. Проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувства неясной опасности.

4. Четвертый уровень — страх.  Возникает при нарастании тревоги  и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной

опасности. При этом объект, с которым  связывается страх, не обязательно  отражает реальную причину тревоги, действительную угрозу.

5. Пятый уровень — ощущение  неотвратимости надвигающейся катастрофы, которое возникает в результате  постепенного нарастания тревоги и выражается в чувстве ужаса. При этом данное переживание связано не с содержанием чувства, а лишь с нарастанием тревоги. Подобное переживание может вызвать неопределенная, но очень сильная тревога.

6. Наиболее высокий  уровень — тревожно-боязливое  возбуждение, которое выражается  в потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация  поведения и деятельности вызывается  тревогой, достигает при этом  своего максимума. Тревожность  оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие. Такое же влияние оказывает и нечувствительность к реальному неблагополучию, обусловленная действием защитных механизмов, таких как вытеснение, и представляющая собой отсутствие тревоги даже в потенциально опасных ситуациях. Тревожность входит в качестве одного из основных компонентов в посттравматический синдром, т. е. комплекс переживаний, обусловленных психической или физической травмой. С тревожностью связаны также такие психические расстройства, как фобии, ипохондрия, истерия, навязчивые состояния и др. Тревога обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии и невозможностью идентифицировать источник опасности. Она может проявляться как:

 • беспомощность; 

 • неуверенность  в себе;

 • ощущение бессилия  перед внешними факторами вследствие  преувеличения их могущества  и угрожающего характера.

Исследователи пытаются выявить, в чем кроются истинные причины возникновения этого состояния. Среди возможных причин называются и физиологические особенности (особенности нервной системы - повышенная чувствительность или сензитивность), и индивидуальные особенности, и взаимоотношения со сверстниками и с родителями, и проблемы в школе и многое другое. Многие специалисты сходятся во мнении, что среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте - неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п. Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку ребенка. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе. Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение - приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.

§1.3.Агрессивность в  подростковом возрасте.

Под агрессией обычно понимают осознанные действия, которые  причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Основными понятиями агрессии являются:

Агрессивное поведение  – это взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве).

 

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинения вреда другому живому существу; явно злонамеренное поведение, предполагающее действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве.

Агрессивность – свойство личности, она является как результат генетической предрасположенности, так и влияния среды.

Агрессор – тот, кто  умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и  т.д.

Жертва – человек, которому умышленно наносит вред агрессор.

Зрители – группа учеников, свидетелей агрессивного поведения, которые сами не являются инициаторами агрессивных действий, но, наблюдая за действиями агрессоров, не встают на сторону жертвы, а иногда прямо или косвенно даже помогают агрессору. Агрессия в подростковом возрасте (10-16 лет) проявляется, прежде всего, в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но всё же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии – аутоагрессия – это агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, именно из за нею в будущем возникает огромное количество психологических проблем. Проблемы агрессивности в подростковом возрасте связанны изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни и в связи с откровенно говоря неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональнными сдвигами, очень часто выражающимися в агрессии у подростков. Так же второстепенное, но всё же очень существенное, влияние на подростков оказывает отношении в семье (в основном прошлые периоды отношений), отношения в школе, в компании, и средства массовой информации. На фактор полового созревания повлиять никак нельзя , так что придётся принять его как есть, "избежать проявления подростковой агрессии в период полового созревания нельзя, но можно и нужно постараться минимизировать последствия сейчас, при этом постараться добиться этой минимизации без последствия в будущем", иными словами бороться с агрессией у подростков с помощью агрессивного поведения нельзя однозначно, это приводит к тому, что он замыкается и начинает агрессию против себя и в дальнейшем приводит к взрослению крайне агрессивных личностей. Второй фактор – это взросление, не готового к взрослой жизни подростка выраженных в крайне противоречивых пониманиях, с одной стороны он хочет самостоятельности, с другой он крайне боится её, не готов к ней, из за этого в его мозгу возникает огромное количество противоречий, разобраться в которых не в состоянии не только он, но даже профессиональные психологи не могут выяснить все тонкости процесса. В этот момент главное не отдалится от подростка, терпеть, терпеть и ещё раз терпеть, попытаться понять, посочувствовать, успокоить.

Типы агрессии у детей:

1. Гиперактивный ребенок Двигательно-расторможенные дети. Чаще всего воспитываются в семье по типу "кумира" или в атмосфере вседозволенности.

2. Обидчивый и истощаемый  ребенок. Свойственна повышенная  чувствительность, обидчивость, раздражительность,  ранимость. Причины: недостатки воспитания, трудности обучения, особенности созревания нервной системы

3. Ребенок с оппозиционно-вызывающим  поведением Часто грубит, но не  всем, а только родителям, знакомым  ему людям (эти люди уже не  образец для подражания). Он переносит  свое настроение, проблемы на этих людей.

4. Агрессивно-боязливый  ребенок. Враждебность, подозрительность  – средство защиты ребенка  от мнимой угрозы, "нападения".

5. Агрессивно - бесчувственный ребенок. Способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена.

На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и  ребенком, характер взаимоотношений  между братьями и сестрами, а также  стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников. Часть психологов считает, что подростковую агрессивность можно подавить так же как детскую, однако тут есть ряд подводных камней, в частности в детстве круг общения ограничивался практически только родителями, которые могли корректировать агрессию, у подростка круг общения гораздо шире, это в первую очередь сверстники, с которыми он может общаться на равных, чего обычно в его семье нет! А в связи с тем , что практически у всех подростков, по их мнению, дома далеко всё не правильно, они, сбившись в кучу, путем совместного анализа ситуаций приходят к выводам, что старые методы (методы родителей в воспитании подростков) жизни далеки от идеальных, от нового веянья тенденции (отсюда проблема отцов и детей), что здесь, в компании сверстников, его считают отдельной, самостоятельной, уникальной личностью и с его мнением считаются, дома же его считают неразумным малышом и ни капли не считаются с его мнением. Думаю, вызвало, вот так и у подростков агрессию вызывает такое отношение, так как кроме агрессии, в силу психоэмоционального возраста, справится с данной ситуацией он не знает как, он выбирает метод борьбы за место в жизни подростковую агрессию. Родители пример для агрессивности подростков. Родители, даже в момент взросления подростка, являются примером для подражания. Если родители "скандалисты", то более 90% что в будущей семье ребёнка будет так же, даже если родители стараются не выражать агрессию при подростке, он её всё равно хорошо чувствует. Возможно даже подросток в данных семьях очень тихий и забитый, но впоследствии он станет жестоким агрессивным тираном.

Выводы по 1 главе.

  1. «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
  2. Проявления:
  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности;
  • крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров;
  1. Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.
  1. Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.
  2. Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо, как и то и другое одновременно.

6) На физиологическом уровне реакции тревоги проявляются в:

 • усилении сердцебиения;

 • учащении дыхания; 

 • увеличении минутного  объема циркуляции крови; 

 • возрастании  общей возбудимости;

 • снижении порога  чувствительности.

На психологическом уровне тревога ощущается как:

 • напряжение;

 • озабоченность; 

 • нервозность; 

 • чувство неопределенности;

 • чувство грозящей  опасности, неудачи;

 • невозможность  принять решения и др.

7)Ф. Б. Березин отметил, что состояние тревожности — это эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания, и выделил 6 уровней состоянии тревоги. 

Информация о работе Взаимодействие агрессивности и тревожности в подростковом возрасте