Взаимодействие агрессивности и тревожности в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить взаимосвязь агрессивности и тревожности в подростковом возрасте.
Задачи:
1) На основе анализа психологической литературы раскрыть личность подростка, особенности этого возраста.
2)С помощью подобранных методов и методик провести психодиагностическое исследование, выявляющее взаимосвязь.
3)Осуществить теоретический анализ понятий тревожности и агрессивности.

Оглавление

Введение.
Глава 1.Теоретический обзор психологических особенностей подросткового возраста.
§1.1.Психологическая характеристика личности подростка.
§1.2. Тревожность в подростковом возрасте.
§1.3. Агрессивность в подростковом возрасте.
Выводы по 1 главе.
Глава 2.Исследование агрессивности и тревожности подростка.
§2.1. Организация исследования.
§2.2. Анализ полученных результатов.
Выводы по 2 главе.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

“Взаимодействие агрессивности и тревожности в подростковом возрасте”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск 2012.

Содержание.

Введение.

Глава 1.Теоретический обзор психологических особенностей подросткового возраста.

§1.1.Психологическая характеристика личности подростка.

§1.2. Тревожность в подростковом возрасте.

§1.3. Агрессивность в  подростковом возрасте.

 Выводы по 1 главе.

Глава 2.Исследование агрессивности и тревожности подростка.

§2.1. Организация исследования.

§2.2. Анализ полученных результатов.

Выводы по 2 главе.

Заключение.

Список используемой литературы.

Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

1.Актуальность темы: без знания характера подростка трудно бывает решать семейные проблемы, роль которых в развитии нарушений подростков чрезвычайно велика. В настоящее время проблема агрессии и тревожности весьма актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице. Проблема агрессивности мало изучена теоретически. Очень важно выявить у подростков взаимосвязь агрессивности и тревожности, если она есть, чтобы  выявить развитие личности подростка в данной группе. Исследований агрессивности во взаимосвязи с тревожностью встречаются, к сожалению, тоже не часто.

2.Авторы (отечественные  и зарубежные) занимающиеся этой проблематикой:

3.Цель:

Изучить взаимосвязь агрессивности и тревожности в подростковом возрасте.

4.Задачи:

1) На основе анализа психологической литературы раскрыть личность подростка, особенности этого возраста.

2)С помощью подобранных методов и методик провести психодиагностическое  исследование, выявляющее взаимосвязь.

3)Осуществить теоретический анализ понятий тревожности и агрессивности.

5.Методы:

1) Тесты.

3)Корреляционный анализ.

6.Методики:

1)“ Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей)”

2)“ Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора) ”

7.Объект исследования:

Дети подросткового  возраста от 11 до 14 лет.

8.Предмет исследования:

Взаимосвязь тревожности  и агрессивности у подростков.

Гипотеза:

Чем выше тревожность  у подростка тем выше его агрессивность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретический обзор психологических особенностей подросткового возраста.

§1.1.Психологическая характеристика личности подростка.

«Подростковый возраст  — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса".

Вот его проявления:

чувствительность к  оценке посторонних своей внешности 

крайняя самонадеянность  и безаппеляционные суждения в отношении  окружающих

внимательность порой  уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с  развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров

 Суть "подросткового  комплекса" составляют свои, свойственные  этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.  Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.

Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики:

Целеустремленность, настойчивость  и импульсивность,

Неустойчивость может  смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях  быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

Потребность в общении  сменяется желанием уединиться;

Развязность в поведении  порой сочетается с застенчивостью;

Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого  возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

 Стенли Холл назвал  подростковый период периодом  «Бури и натиска». Так как в  этот период в личности подростка  сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.

Одно из новообразований  подросткового возраста – чувство  взрослости. Когда говорят, что ребёнок  взрослеет, имеют в виду становление  его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.  Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё  совсем недавно свободно, легко двигавшийся  мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.  Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию. Внутренне происходит следующее:

 У подростка появляется  своя позиция. Он считает себя  уже достаточно взрослым и  относится к себе как к взрослому.  Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа.

 Ведущей деятельностью  в этом возрасте является коммуникативная.  Общаясь, в первую очередь,  со своими сверстниками, подросток  получает необходимые знания  о жизни. 

Очень важным для подростка  является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.  Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.  У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

§1.2. Тревожность в подростковом возрасте.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся  в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается  либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо, как и то и другое одновременно. Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги, как правило, переживают не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх. Тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние. Состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии — активацией нервной вегетативной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Личности, относящиеся к категории высоко тревожных, склонны видеть в широком диапазоне ситуаций угрозу для их самооценки и жизнедеятельности. На такие ситуации они реагируют выраженным состоянием напряженности.

На физиологическом уровне реакции тревога проявляется в:

 • усилении сердцебиения;

 • учащении дыхания;

 • увеличении минутного объема  циркуляции крови; 

 • возрастании общей возбудимости;

 • снижении порога чувствительности.

На психологическом уровне тревога  ощущается как:

Информация о работе Взаимодействие агрессивности и тревожности в подростковом возрасте