Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:04, курсовая работа
Работа посвящена изучению возрастных особенностей формирования свойств внимания. В исследовании приняли участие две группы исследуемых (по 10 человек). Первую группу составили мужчины и женщины 20-25 лет (период ранней взрослости), вторую группу представили мужчины и женщины 40-50 лет (период средней взрослости)
Введение 3
І. Психологические особенности периода взрослости 5
1.1. Краткая характеристика взрослости 5
1.2. Концепции периодизации взрослости 6
ІІ. Общее представление о внимании 8
2.1. Проблема изучения внимания в психологии 8
2.2. Основные свойства внимания 10
ІІI. Экспериментально-психологическое исследование возрастных особенностей формирования свойств внимания 12
3.1. Описание процедуры исследования 12
3.2. Анализ результатов исследования и выводы 15
Заключение 22
Список литературных источников 24
Должное внимание уделили данному психическому процессу зарубежные ученые.
Н.Н. Ланге рассматривал внимание как результат двигательного приспособления. Он считал, что возможность произвольно переносить внимание с одного предмета на другой невозможна без мускульных движений, так как именно они способны приспособить органы чувств к условиям наилучшего восприятия.
И. Герберт и
У. Гамильтон рассматривали
В английской психологии (Дж. Миль) одной из преобладающих является теория о том, что внимание – это результат эмоций. Данная теория указывает на прямую зависимость внимания от интересности представления. «Иметь приятное или тягостное и быть к ним внимательным – это одно и то же» [5].
В отечественной
психологии также присутствует разнообразие
взглядов по данной проблеме. Например,
основные положения концепции П. Гальперина заключаются
в следующем: 1) внимание является одним
из моментов ориентировочно-
Гальперин считает, что в каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Последняя и представлена вниманием как таковым.
Очень сложны физиологические
механизмы внимания. К ним относится ориентировочно-
Таким образом, внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Это процесс избирательного сосредоточения сознания на предметах и явлениях внешнего мира, действиях, образах, мыслях и чувствах самого человека.
В данной работе мы уделим внимание изучению формирования особенностей свойств внимания на разных возрастных этапах, поэтому в следующем параграфе рассмотрим их более подробно.
2.2. Основные свойства внимания
Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. Без него, в принципе, невозможны ни освоение, ни реализация каких-либо видов деятельности. [5].
Прежде, чем мы рассмотрим свойства внимания, следует представить следующую таблицу:
Концентрация – показатель степени сосредоточенности индивидуума на объекте, интенсивности связи с ним.
Устойчивость – способность длительное время поддерживать высокий уровень концентрации внимания. Устойчивость внимания определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией, внешними условиями деятельности человека. Помимо новизны поступающих символов, значительную роль играет их повторение.
Объем – показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания, который обусловлен генетическими факторами, возможностями кратковременной памяти, характеристиками воспринимаемых объектов (однородностью, взаимосвязью) и профессиональными навыками самого субъекта.
Под переключением внимания подразумевают возможность относительно легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Оно может быть как произвольным (в этом случае его скорость является показателем степени волевого контроля субъекта над своим восприятием), так и непроизвольным (показывает степень неустойчивости психики, или свидетельствует о неожиданно возникшем сильном раздражителе). Показатели переключения могут значительно снизиться при переходе от легкой к сложной деятельности, в обратном же направлении они практически всегда возрастают. Успех процесса переключения связан с отношением человека к предыдущей деятельности (чем она была интереснее и чем менее интересна последующая, тем труднее переключить внимание).
Распределение – это одновременная сосредоточенность внимания на нескольких объектах. При этом формируется как бы несколько центров внимания, что позволяет человеку совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не выпуская ни одного из них из поля внимания.
Уровень распределения внимания зависит от характера совмещаемых видов деятельности, их сложности, степени знакомства с ними и привычности их [5].
ІІI.
Экспериментально-
3.1. Описание процедуры исследования
Как уже отмечалось ранее, исследуя особенности развития свойств внимания в возрасте ранней и средней взрослости, мы разработали следующую схему исследования:
1. «Шифровка»
2. «Точки»
3. «Перепутанные линии»
Методика «Шифровка» предназначена для изучения распределения и переключения внимания.
Инструкция для исследуемого: «От Вас требуется в специальной таблице /Приложение 1/, в соответствии с образцами в рядах случайно подобранных цифр, поставить под каждой цифрой ее обозначение-символ, т. е. произвести своеобразную шифровку цифр».
Согласно с инструкцией, каждый участник тестирования заполнял первые пять свободных клеток бланка (пробную серию, позволяющую выявить, как исследуемый понял инструкцию). Далее, после команды «Начинайте работу», исследуемые приступали к выполнению основного задания и выполняли работу в течение 1 минуты. Каждые 15 секунд звучала команда «Черта», после которой исследуемые отмечали границы просмотренного и выполненного материала [7].
Следующая методика, включенная в схему исследования, – «Точки» – позволила нам произвести оценку объема внимания у участников тестирования. С этой целью нами был использован стимульный материал /Приложение 2/ – восемь квадратов с точками, которые перед началом исследования были сложены так, чтобы сверху оказалась карточка с двумя, а снизу – карточка с девятью точками (остальные карточки были распределены по порядку) [3].
Участники тестирования получили инструкцию: «Я буду одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а Вы предпримете попытку самостоятельно изобразить эти точки в пустых клеточках в тех местах, где видели их на продемонстрированных мной карточках».
Каждая карточка демонстрировалась в течение 2 секунд, после чего исследуемые в течение 15 секунд воспроизводили увиденное в своих бланках.
Целью методики «Перепутанные линии» является определение степени устойчивости внимания и оценка уровня развития концентрации внимания /Приложения 3, 4/.
Нашим испытуемым была предложена инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок» [7, 9].
После ознакомления с инструкцией и принятия ее исследуемые работали в течение 10 минут.
Исследование свойств внимания было проведено в индивидуальной форме. В процессе выполнения заданий у нас была возможность отслеживать поведение каждого тестируемого в отдельности. Наблюдая за исследуемыми во время выполнения ими заданий, мы пришли к выводу, что методики, включённые в исследование, вызвали у них заинтересованность. Все они отнеслись к выполнению предложенных заданий серьезно.
Важно отметить следующие моменты:
1) в исследовании приняли
участие две группы
2) все участники исследования
были протестированы в первой
половине дня с целью
3.2. Анализ результатов исследования и выводы
Целью проведения моего исследования стало изучение особенностей свойств внимания в периоды ранней и средней взрослости.
Как уже отмечалось ранее, диагностика участников исследования проводилась в индивидуальной форме, но результаты исследования будут представлены в данном параграфе обобщенно.
Табл.1. Результаты по методике «Шифровка»
в группе №1 (возраст ранней взрослости)
Шифр испытуемого |
К-во заполненных клеток за каждый 15-секундный интервал |
К-во ошибок за каждый 15-секундный интервал |
Общее к-во заполненных клеток (N) |
Общее к-во правильно заполненных клеток (K) |
Шкальная оценка (P) |
Уровень распределения и переключения внимания | ||||||
m1 |
m2 |
m3 |
m4 |
n1 |
n2 |
n3 |
n4 | |||||
М1 |
13 |
11 |
10 |
10 |
0 |
0 |
0 |
0 |
44 |
44 |
8 |
ВС |
М2 |
12 |
14 |
11 |
10 |
0 |
0 |
1 |
1 |
47 |
45 |
8 |
ВС |
Ж3 |
16 |
16 |
16 |
14 |
0 |
0 |
0 |
0 |
62 |
62 |
12 |
В |
М4 |
12 |
14 |
14 |
13 |
0 |
0 |
0 |
1 |
53 |
52 |
10 |
В |
М5 |
17 |
17 |
16 |
17 |
0 |
0 |
0 |
0 |
67 |
67 |
12 |
В |
Ж6 |
12 |
14 |
12 |
10 |
0 |
2 |
1 |
2 |
48 |
43 |
8 |
ВС |
М7 |
13 |
13 |
10 |
9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
45 |
45 |
8 |
ВС |
М8 |
12 |
15 |
15 |
14 |
0 |
1 |
1 |
1 |
56 |
53 |
10 |
В |
Ж9 |
13 |
16 |
15 |
13 |
0 |
1 |
2 |
0 |
57 |
54 |
10 |
В |
М10 |
18 |
16 |
16 |
12 |
3 |
1 |
0 |
1 |
62 |
57 |
10 |
В |
Средний показатель по группе |
54,1 |
52,2 |
10 |
В |
Анализируя результаты, полученные в ходе диагностирования группы №1 (возраст ранней взрослости) по методике «Шифровка», можно отметить следующее:
1. Все участники данной группы, вне зависимости от половой принадлежности, продемонстрировали высокий уровень работоспособности;
2. 20% исследуемых данной
группы выявили признаки
3. Как мужчины, так и женщины данной группы продемонстрировали в большинстве высокий уровень переключения и распределения внимания.
Табл.2. Результаты по методике «Шифровка»
в группе №2 (возраст средней взрослости)
Шифр испытуемого |
К-во заполненных клеток за каждый 15-секундный интервал |
К-во ошибок за каждый 15-секундный интервал |
Общее к-во заполненных клеток (N) |
Общее к-во правильно заполненных клеток (K) |
Шкальная оценка (P) |
Уровень распределения и переключения внимания | ||||||
m1 |
m2 |
m3 |
m4 |
n1 |
n2 |
n3 |
n4 | |||||
М11 |
12 |
11 |
10 |
9 |
1 |
1 |
1 |
2 |
42 |
37 |
7 |
С |
Ж12 |
14 |
16 |
17 |
17 |
0 |
0 |
1 |
0 |
64 |
63 |
12 |
В |
М13 |
18 |
16 |
14 |
16 |
0 |
0 |
0 |
0 |
64 |
64 |
12 |
В |
М14 |
14 |
14 |
12 |
14 |
0 |
0 |
2 |
4 |
54 |
48 |
9 |
ВС |
Ж15 |
16 |
13 |
13 |
10 |
2 |
0 |
0 |
1 |
52 |
49 |
9 |
ВС |
М16 |
13 |
11 |
9 |
10 |
0 |
0 |
0 |
0 |
43 |
43 |
8 |
ВС |
Ж17 |
11 |
10 |
10 |
10 |
0 |
0 |
1 |
1 |
41 |
39 |
7 |
С |
М18 |
9 |
12 |
12 |
14 |
1 |
0 |
0 |
0 |
47 |
46 |
8 |
ВС |
Ж19 |
14 |
12 |
12 |
14 |
0 |
0 |
0 |
0 |
52 |
52 |
10 |
В |
М20 |
9 |
10 |
9 |
10 |
0 |
0 |
0 |
0 |
38 |
38 |
7 |
С |
Средний показатель по группе |
49,7 |
47,9 |
9 |
ВС |
Информация о работе Возрастные особенности формирования свойств внимания