Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:04, доклад
В зависимости от культурных традиций, социально-экономического развития общества, внутрисемейных установок переход от детства к взрослости может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Общим является правило – ни в одном обществе от ребёнка не требуют, чтобы он стал взрослым моментально, всюду процессу достижения взрослости отводится время и место.
Развитие мышления и воображения в подростничестве
Центральной психологической функцией сознания подростка, по мнению Л.С. Выготского, является мышление, мышление в понятиях, т.е. мышление высшего уровня. Оно призвано выполнять синтезирующую и упорядочивающую функции. Благодаря этому виду мышления подросток получает возможность выделить и интегрировать существенные свойства объектов своего анализа, что создает основы для логической связи явлений внутреннего мира. Если школьник мыслит припоминая, то подросток припоминает мысля. Этот же вид мышления делает его независимым от ситуации, наличных внешних связей. Отрок становится способным выделить внутренние, существенные связи, не данные изначально, и организовать свою деятельность и поведение исходя из них.
Подростки способны
решать интеллектуальные задачи исходя
из сделанных заранее гипотез
и предположений, рассуждать об идеалах,
создавать теории и т.п., одним
словом, у них происходит становление
основ мировоззрения. Эти достижения
тесно связаны с
По результатам
исследований Е.Е. Кравцовой (1999) продуктом
воображения младшего подростка
являются предметы и отношения между
ними. Психологическая особенность
воображения детей данного
По мере развития
воображения в младшем
Главным отличием воображения старших подростков от воображения младших является его диалогичность. Полисубъектная позиция воображения младшего подростка перерастает в диалогическую. Если полисубъектная позиция позволяла представить воображаемый образ с разных сторон в зависимости от партнера по фантазии, то с помощью диалогической старший подросток обретает способность сам индивидуально менять, развивать, дополнять образ воображения. Причем он может это делать и в определенных предметных условиях (как младший школьник), и в совместной деятельности (как младший подросток), и просто сам по себе, экспериментируя с собой.
Диалогичность внеситуативной внутренней позиции старшего подростка обеспечивает индивидуальный характер воображения. При этом появляются и новые формы коллективного воображения. Но если в младшем подростковом возрасте продукт воображения получается как бы из мозаичных кусочков, то в старшем подростковом возрасте уже можно говорить о некой целостности как самого образа воображения, так и его отдельных частей. Субъект воображения нерасчленим и практически невозможно определить, кто что придумал.
Социализация в подростковом возрасте
Изучая психологию подростка, необходимо рассмотреть особенности процесса социализации ребенка данного возраста, так как именно по социальной конфликтности отроческий период называют «периодом бури и натиска» (С. Холл). Трудности социализации современного подростка отечественные авторы (Е.П. Авдуевская, С.А. Баклушинская) связывают с тем, что сегодня социальные изменения происходят намного быстрее способности ребенка адаптироваться, когда едва полученный опыт оказывается неприемлемым в социальной практике, а усвоенные нормы не только не помогают ориентироваться, а напротив, в первую очередь подвергаются пересмотру. Агентами социализации для подростка являются семья и сверстники. Ученые доказали, что подростки, которые в качестве значимых лиц указывают членов семьи, в большей степени склонны воспринимать социальную действительность как стабильную и устойчивую, чем их сверстники, для которых семья является менее значимой.
Р.М. Грановская (1997) описывает проблемы, возникающие в процессе общения ребенка-подростка и взрослого. По каждому году периода подростничества автор отмечает виды зависимостей, в которые может попасть ребенок. Так, в возрасте 12 лет подросток в большей степени рискует стать наркоманом, так как он еще некритично относится к разнообразным друзьям. В 13 лет ребенок становится чувствительным к критике, деньги и вещи рассматриваются им как способ привлечь к себе внимание, поэтому кражи и нечестность часто обусловлены потребностью в контакте со сверстниками. В этом возрасте усиливается интерес к бессмертию, происходит внутренняя борьба с интенсивной тревогой вследствие осознания своей конечности, на пороге взросления ребенок чувствует угрозу своему существованию. Ему приходится делать выбор: либо путь реальных достижений, либо уход в мир фантазий. Это первая критическая точка, когда возможен уход ребенка в какую-либо секту. В 14 лет центр внимания подростка переносится на окружающий мир, ребенок вновь становится экстравертированным. Он задумывается над значением жизни, и из-за отсутствия ясной перспективы часто происходят нервные срывы в связи с утратой душевного равновесия. В этом же возрасте наиболее часты дисморфобии – навязчивый страх телесного уродства или дефекта. В западной литературе болезненные варианты пубертатной дисморфобии называют «синдром Квазимодо», а неболезненные варианты таких переживаний – «синдром гадкого утенка». Сомнения и тревоги по поводу своего будущего облика выдают ребенка раздражительностью, сочинительством небылиц, манерой одеваться. Средством успокоения для подростка обычно выступает конформистская тенденция одеваться как все в референтной группе («социальная мимикрия»).
15 лет – возраст
максимальной
Любовь и дружба
Жизненно важной сферой для подростков становится область межполовых отношений. Психологическую и духовную характеристику этого важной проблемы приводит в кн. «На пороге зрелости» протоиерей Василий Зеньковский. Каким образом говорить взрослому человеку с подростками о любви, об отношениях мужчины и женщины, обо всём том, что волнует и интересует в этом возрасте? Здесь существует многообразие мнений – от признания ведущей позиции здесь общества сверстников, которое, якобы, «на доступном уровне выдаёт требуемое количество информации», до специально разработанных взрослыми программами «просвещения» подростков. Многие опытные педагоги уверены в том, что взрослый человек должен говорить с подростками на темы любви и взаимоотношения полов. Но как это делать, универсальный совет дать затрудняются. В педагогической литературе начала ХХ века встречаются советы знакомить подростков с содержанием Книг Ветхого Завета, где проявления любви человеческой представлены как Богом дарованные и освящённые.
Исследованиям
подросткового возраста