Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 06:05, реферат
Скелет составляет опору всего организма. Отдельные части скелета служат защитой таких важнейших органов, как мозг, сердце, лёгкие и др. Кроме этого, костная система в сочетании с мышечной системой образует органы движения человека, при этом кости являются рычагами, приводимыми в действие при посредстве прикреплённых к ним мышц. Нервная система даёт импульсы к сокращению мышц.
1.Особенности развития костной системы у детей и подростков. Изменение химического состава костей с возрастом.
2.Возсрастные особенности строения и функции мозжечка
3.Анатомно-физиологические особенности строения и функции дыхательной системы детей и подростков
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
«саратовский государственный
университет имени н.г.
Реферат на тему:
«Возрастная физиология»
Выполнил: Кузнецов А.В.
студент 3 курса 312 группы
факультета физической культуры
Саратов 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Скелет
составляет опору всего организма.
Отдельные части скелета служат
защитой таких важнейших органов, как
мозг, сердце, лёгкие и др. Кроме этого,
костная система в сочетании с мышечной
системой образует органы движения человека,
при этом кости являются рычагами, приводимыми
в действие при посредстве прикреплённых
к ним мышц. Нервная система даёт импульсы
к сокращению мышц.
Скелет у ребёнка закладывается ещё в
раннем утробном периоде и состоит преимущественно
из хрящевой ткани. Ещё в утробном периоде
хрящевая ткань начинает заменяться костной
тканью. Процесс окостенения протекает
постепенно, и не все кости скелета окостеневают
одновременно. Процесс окостенения завершается
к 20-25 годам.
В химическом составе костной ткани в
течение всей жизни человека вплоть до
глубокой старости происходят изменения.
В младших возрастах в костной ткани очень
мало солей кальция и фосфора. В связи
с тем, что в костях у детей мало солей
кальция, а преобладают органические элементы,
и процессы окостенения далеко ещё не
завершены, скелет детей обладает большой
эластичностью и может легко подвергаться
искривлениям.
Позвоночник у взрослого человека имеет
три кривизны. Одна из них - шейная - имеет
выпуклость вперёд, вторая - грудная - обращена
выпуклостью назад, третья - поясничная
кривизна направлена вперёд. У новорожденного
позвоночный столб почти не имеет изгибов.
Первая шейная, кривизна образуется у
ребёнка уже тогда, когда он начинает самостоятельно
держать голову. Второй по порядку образуется
поясничная кривизна, выпуклостью тоже
обращенная вперёд, когда ребёнок начинает
стоять и ходить. Грудная кривизна, обращенная
выпуклостью назад, формируется последней
и уже к 3-4 годам позвоночник ребёнка приобретает
характерные для взрослого человека изгибы,
но они пока ещё не стойки. Вследствие
большой эластичности позвоночника эти
изгибы у детей в лежачем положении сглаживаются.
Лишь постепенно, с возрастом, кривизны
позвоночника укрепляются, и к 7 годам
устанавливается постоянство шейной и
грудной кривизны, а к наступлению половой
зрелости - поясничной.
Лишь постепенно, по мере роста ребёнка,
происходит процесс окостенения позвоночника.
До 14 лет пространства между телами позвонков
ещё заполнены хрящом. На 14-15 году между
позвонками появляются новые точки окостенения
в виде тонких пластинок на верхней и нижней
поверхности позвонков. Только к 20 годам
эти пластинки срастаются с телом позвонка.
Линия их срастания остаётся выраженной
до 21 года. Вершины поперечных и остистых
отростков позвонков до 16 -20 лет тоже остаются
покрытыми хрящом, когда на них появляются
точки окостенения. Срастание хрящевых
пластинок с дужками завершается после
20 лет.
Эти особенности развития позвоночника
ребёнка и подростка обусловливают лёгкую
его податливость и возможные искривления
при неправильных положениях тела и длительных
напряжениях, особенно односторонних.
В частности, искривления позвоночника
бывают при неправильной посадке на стуле
или за партой, особенно в тех случаях,
когда школьная парта неправильно устроена
и не соответствует росту детей; при спанье
продолжительное время при согнутом туловище
на одном боку и др. Искривления позвоночника
могут быть в виде изгиба шейной (особенно
у младенцев при неправильном ношении
их на руках) и грудной частей позвоночника
в сторону (сколиоз). Сколиозы
грудной части позвоночника наиболее
часто встречаются в школьном возрасте
как последствие неправильной посадки.
Передне-заднее искривление грудной части
позвоночника (кифоз) также наблюдается
в результате длительной неправильной
посадки. Искривления позвоночника могут
быть также в виде чрезмерного изгиба
в поясничной части (лордоз). Вот почему
школьная гигиена придаёт столь большое
значение правильно устроенной парте
и предъявляет строгие требования к посадке
детей и подростков.
Срастание отрезков грудинной кости также
происходит сравнительно поздно. Так нижние
отрезки грудины срастаются в 15-16 лет,
а верхние отрезки только к 21-25 годам, и
самостоятельной остаётся только рукоятка
грудины. При длительной неправильной
посадке в тех случаях, когда ребёнок или
подросток опирается грудью о край крышки
парты, может произойти изменение грудной
клетки и могут иметь место нарушения
в её развитии. Это в свою очередь неблагоприятно
отражается на нормальном развитии и деятельности
лёгких, сердца и крупных кровеносных
сосудов, находящихся в грудной клетке.
Развитие костей таза у детей, особенно
девочек, также представляет интерес в
гигиеническом отношении. Таз взрослого
человека состоит из двух безымённых костей
и вклиненной между ними крестцовой кости.
Последняя представляет сросшиеся между
собой пять тазовых позвонков. Таз у детей
отличается тем, что каждая безымённая
кость состоит у них из трёх самостоятельных
частей, примыкающих друг к другу: подвздошной
кости, седалищной и лобковой. Только примерно
с 7 лет эти кости начинают срастаться
между собой, и процесс их срастания в
основном заканчивается к 20-21 годам, когда
безымённая кость становится единой. Это
обстоятельство необходимо учитывать,
особенно в отношении девочек, поскольку
у них в тазу заключены половые органы. При резких
прыжках с большой высоты на твёрдую поверхность
может произойти незаметное смещение
несросшихся ещё костей таза и в последующем
неправильное их сращение.
Изменению формы таза содействует также
ношение девочками подростками обуви
на высоких каблуках. Человеческая стопа
имеет форму свода, основаниями которого
служат задний упор пяточной кости, а впереди
- головки первой и второй плюсневых костей.
Свод обладает способностью эластического
растяжения, «пружинит», благодаря чему
смягчаются удары о почву. Узкая обувь,
стягивая стопу, затрудняет работу свода
как пружины и ведёт к образованию плоской
стопы (сглаживается свод). Высокие каблуки
изменяют форму свода и распределение
нагрузки на стопу, переносят центр тяжести
вперёд, вследствие чего приходится наклонять
туловище назад, чтобы при ходьбе не падать
вперёд. Постоянное ношение обуви на высоких
каблуках приводит к изменению формы таза.
При не вполне сросшихся костях таза это
отклонение туловища и перемещение центра
тяжести могут привести к изменению формы
таза, и притом в сторону уменьшения выходного
отверстия тазовой полости вследствие
приближения лобковых костей к крестцу.
Вполне очевидно, что для девушки, когда
она станет женщиной, это искривление
таза может стать роковым и вредно повлиять
на родовую функцию.
Черепные кости у новорождённого также
находятся в стадии окостенения и ещё
не срослись между собой, за исключением
верхней челюсти и межчелюстной кости.
Черепные кости соединены друг с другом
мягкой соединительно-тканной перепонкой.
Между ними имеются места, ещё не покрытые
костной тканью, своеобразные перепончатые
пространства - большой и малый роднички,
покрытые соединительной тканью. Малый
родничок зарастает к 2-3 месяцам, а большой
к 1 году уже покрыт костной тканью. Черепные
швы окончательно срастаются только к
3-4 годам, иногда позже. У детей в раннем
возрасте мозговая часть черепа более
развита, чем лицевая.
Наиболее интенсивно кости черепа растут
в течение первого года. В последующие
годы рост черепа происходит неравномерно:
периоды сильного роста сменяются периодами
относительного затишья. Так, сравнительно
сильный рост черепа происходит от рождения
до 4 лет, от 6 до 8 лет и от 11 до 13 лет. С 7
до 9 лет происходит сильный рост основания
черепа. В периоде от 6 до 8 лет уже заметно
сильное развитие лицевой части черепа.
Но наиболее интенсивное развитие лицевой
части черепа начинается с 13 до 14 лет и
в дальнейшем протекает в периоде полового созревания, когда устанавливается
окончательное соотношение между мозговой
и лицевой частью черепа.
Окостенение трубчатых костей, составляющих
скелет конечностей, начинается ещё в
утробном периоде и протекает крайне медленно.
Внутри средней части трубчатой кости
(диафиз) образуется полость, которая заполняется
костным мозгом. Концы длинных трубчатых
костей (эпифизы) имеют свои отдельные
точки окостенения. Полное срастание диафиза
и эпифизов завершается в возрасте от
15 до 25 лет.
Развитие процесса окостенения кисти
руки имеет большое значение в гигиеническом
отношении, поскольку при посредстве кисти
ребёнок учится писать и производить различные
трудовые движения. У новорожденного запястных
костей совсем ещё нет и они только ещё
намечаются. Процесс развития их протекает
постепенно, и они становятся ясно видимыми,
но ещё не вполне развитыми только у детей
7 лет. Лишь к 10-13 годам завершается процесс
окостенения запястья. Процесс окостенения
фаланг пальцев руки заканчивается к 9-11
годам.
Эти, особенности окостенения кисти руки
имеют важное значение для правильной
постановки обучения детей письму и трудовым
процессам. Вполне очевидно, что для не
вполне окостеневшей кисти руки ребёнка
необходимо давать доступную для него
по размеру и форме ручку для письма. В
связи с этим становится понятными то,
что быстрое (беглое) письмо детям младших
классов не удаётся, в то время как для
подростков, у которых процесс окостенения
кисти руки заканчивается, в результате
постепенного и систематического упражнения
беглое письмо становится доступным.
Из изложенного видно, что не только у
детей младших возрастов, но и у подростков,
учащихся в старших классах, процессы
окостенения ещё не полностью завершены
и во многих частях скелета они продолжаются
вплоть до периода возмужалости. Описанные
особенности развития костей у детей и
подростков выдвигают ряд гигиенических
требований, которые уже частично указаны
выше. В связи с тем, что процесс окостенения
скелета ребёнка дошкольного и школьного
возраста ещё не закончен, неправильная
организация учебно-воспитательной работы
и принуждение ребёнка к непосильным для
его возраста упражнениям моторного аппарата
могут принести ему большой вред и быть
причиной калечения детского скелета.
Особенно опасны в этом отношении чрезмерные
и односторонние физические напряжения.
Умеренные и доступные для детей физические
упражнения, наоборот, являются одним
из средств укрепления костной ткани.
Чрезвычайно существенны для растущего
организма физические упражнения, связанные
с дыхательными движениями и влекущие
за собой расширение и спадение грудной
клетки, поскольку они содействуют её
росту и укреплению костной ткани.
Упражнения верхней и нижней конечностей
усиливают процессы роста длинных костей,
и, наоборот, отсутствие движений, давление
на костную ткань (путём пеленания, сдавливающей
тело одежды и т. п.), неправильное положение
тела влекут за собой замедление процессов
роста костной ткани. На развитие костей,
их химического состава и прочности оказывают
определённое влияние условия питания
и внешней среды, окружающей ребёнка и
подростка.
Для нормального развития костной ткани
у детей необходимы наличие доброкачественного
воздуха, обилие света (особенно постоянный
доступ прямых солнечных лучей), свободные
движения всех членов организма и рациональное
питание организма.
2
Мозжечок. В эмбриональном периоде развития
сначала формируется древняя часть мозжечка
– червь, а затем – его полушария. На 4-5-м
месяце внутриутробного развития разрастаются
поверхностные отделы мозжечка, образуются
борозды и извилины. Наиболее интенсивно
мозжечок растет в первый год жизни, особенно
с 5-го по 11-й месяц, когда ребенок учится
сидеть и ходить. У годовалого ребенка
масса мозжечка увеличивается в 4 раза
и в среднем составляет 95 г. После этого
наступает период медленного роста мозжечка,
к 3 годам размеры мозжечка приближаются
к его размерам у взрослого. У 15-летнего
ребенка масса мозжечка – 150 г. Кроме того,
быстрое развитие мозжечка происходит
и в период полового созревания.
Серое и белое вещество мозжечка развивается
неодинаково. У ребенка рост серого вещества
осуществляется относительно медленнее,
чем белого. Так, от периода новорожденности
до 7 лет количество серого вещества увеличивается
приблизительно в 2 раза, а белого – почти
в 5 раз. Из ядер мозжечка раньше других
формируется зубчатое ядро. Начиная от
периода внутриутробного развития и до
первых лет жизни детей, ядерные образования
выражены лучше, чем нервные волокна.
Клеточное строение коры мозжечка у новорожденного
значительно отличается от взрослого.
Ее клетки во всех слоях отличаются по
форме, размерам и количеству отростков.
У новорожденного еще не полностью сформированы
клетки Пуркинье, в них не развито тигроидное
вещество, ядро почти полностью занимает
клетку, ядрышко имеет неправильную форму,
дендриты клеток слаборазвиты. Формирование
этих клеток идет бурно после рождения
и заканчивается к 3-5 неделям жизни. Клеточные
слои коры мозжечка у новорожденного значительно
тоньше, чем у взрослого. К концу 2-го года
жизни их размеры достигают нижней границы
величины у взрослого. Полное формирование
клеточных структур мозжечка осуществляется
к 7-8 годам.
Основной жизненно важной функцией
органов дыхания являются обеспечение
тканей кислородом и выведение углекислого
газа.
Органы дыхания состоят из воздухопроводящих
(дыхательных) путей и парных дыхательных
органов — легких. Дыхательные пути делятся
на верхний (от отверстия носа до голосовых
связок) и нижний (гортань, трахея, долевые
и сегментарные бронхи, включая внутрилегочные
разветвления бронхов). К моменту рождения
ребенка морфологическое их строение
еще несовершенно, с чем связаны и функциональные
особенности дыхания.
Интенсивный рост и дифференцировка дыхательных
органов продолжаются в течение первых
месяцев и лет жизни. Формирование органов
дыхания заканчивается в среднем к 7 годам
и в дальнейшем увеличиваются только их
размеры.
Анатомо-физиологические особенности.
Все дыхательные пути у ребенка имеют
значительно меньшие размеры и более узкие
просветы, чем у взрослого.
Особенностями их морфологического строения
у детей первых лет жизни являются следующие:
1) тонкая, нежная, легкоранимая сухая слизистая
оболочка с недостаточным развитием желез,
сниженной продукцией секреторного иммуноглобулина
A (SIg А) и недостаточностью сурфактанта;
2) богатая васкуляризация под слизистого
слоя, представленного преимущественно
рыхлой клетчаткой и содержащего мало
эластических и соединительнотканных
элементов;
3) мягкость и податливость хрящевого каркаса
нижних отделов дыхательных путей, отсутствие
в них и легких эластической ткани.
Это снижает барьерную функцию
слизистой оболочки, способствует более
легкому проникновению инфекционного
агента в кровеносное русло, а также создает
предпосылки к сужению дыхательных путей
вследствие быстро возникающего отека
или сдавления податливых дыхательных
трубок извне (вилочковой железой, аномально
расположенными сосудами, увеличенными
трахеобронхиальными лимфатическими
узлами).
Нос и носоглоточное пространство. У детей
раннего возраста нос и носоглоточное
пространство малых размеров, полость
носа низкая и узкая из-за недостаточного
развития лицевого скелета. Раковины толстые,
носовые ходы узкие, нижний формируется
только к 4 годам. Даже небольшие гиперемия
и отек слизистой оболочки при насморке
делают носовые ходы непроходимыми, вызывают
одышку, затрудняют сосание груди. Пещеристая
ткань развивается к 8—9 годам, поэтому
носовые кровотечения у маленьких детей
редки и обусловлены патологическими
состояниями. В период полового созревания
они наблюдаются чаще.
Околоносовые (придаточные) пазухи. К рождению
ребенка сформированы лишь верхнечелюстные
(гайморовы) пазухи; лобная и решетчатая
представляют собой незамкнутые выпячивания
слизистой оболочки, оформляющиеся в виде
полостей только после 2 лет, основная
пазуха отсутствует. Полностью все околоносовые
пазухи носа развиваются к 12—15 годам,
однако гайморит может развиться и у детей
первых двух лет жизни.
Носослезный проток. Короткий, клапаны
его недоразвиты, выходное отверстие расположено
близко от угла век, что облегчает распространение
инфекции из носа в конъюнктивальный мешок.
Глотка.
У детей раннего возраста глотка относительно
широкая, небные миндалины при рождении
отчетливо видны, но не выступают из-за
хорошо развитых дужек. Их крипты и сосуды
развиты слабо, что в какой-то мере объясняет
редкие заболевания ангиной на первом
году жизни. К концу первого года лимфоидная
ткань миндалин, в том числе носоглоточной
(аденоиды), нередко гиперплазируется,
особенно у детей с диатезами. Барьерная
их функция в этом возрасте низкая, как
у лимфатических узлов. Разросшаяся лимфоидная
ткань заселяется вирусами и микроорганизмами,
образуются очаги инфекции — аденоидит
и хронический тонзиллит. При этом отмечаются
частые ангины, ОРВИ, нередко нарушается
носовое дыхание, изменяется лицевой скелет
и формируется «аденоидное лицо».
Надгортанник.
Тесно связан с корнем языка. У новорожденных
он относительно короткий и широкий. Неправильность
положения и мягкость его хряща могут
быть причиной функционального сужения
входа в гортань и появления шумного (стридорозного)
дыхания.
Гортань. У детей гортань находится выше,
чем у взрослых, с возрастом опускается,
очень подвижна. Положение ее непостоянно
даже у одного и того же больного. Она имеет
воронкообразную форму с отчетливым сужением
в области подсвязочного пространства,
ограниченного ригидным перстневидным
хрящом. Диаметр гортани в этом месте у
новорожденного всего 4 мм и увеличивается
медленно (6—7 мм в 5—7 лет, 1 см к 14 годам),
расширение ее невозможно. Узкий просвет,
обилие нервных рецепторов в подсвязочном
пространстве, легко возникающий отек
подслизистого слоя могут вызвать тяжелые
нарушения дыхания даже при небольших
проявлениях респираторной инфекции (синдром
крупа).
Щитовидные хрящи образуют у маленьких
детей тупой закругленный угол, который
после 3 лет становится у мальчиков более
острым. С10 лет формируется уже характерная
мужская гортань. Истинные голосовые связки
у детей короче, чем у взрослых, чем и объясняются
высота и тембр детского голоса.
Трахея.
У детей первых месяцев жизни трахея чаще
воронкообразная, в более старшем возрасте
преобладают цилиндрическая и коническая
формы. Верхний конец ее расположен у новорожденных
значительно выше, чем у взрослых (на уровне
IV и VI шейных позвонков соответственно),
и постепенно опускается, как и уровень
бифуркации трахеи (от III грудного позвонка
у новорожденного до V—VI в 12—14 лет). Каркас
трахеи состоит из 14—16 хрящевых полуколец,
соединенных сзади фиброзной перепонкой
(вместо эластической замыкающей пластины
у взрослых). В перепонке содержится много
мышечных волокон, сокращение или расслабление
которых меняет просвет органа.
Трахея ребенка очень подвижна, что наряду
с меняющимся просветом и мягкостью хрящей
иногда приводит к щелевидному спадению
ее на выдохе (коллапс) и является причиной
экспираторной одышки или грубого храпящего
дыхания (врожденный стридор). Симптомы
стридора обычно исчезают к 2 годам, когда
хрящи становятся более плотными.
Бронхиальное дерево.
К моменту рождения бронхиальное дерево
сформировано. С ростом ребенка число
ветвей и их распределение в легочной
ткани не меняются. Размеры бронхов интенсивно
увеличиваются на первом году жизни и
в пубертатном периоде. Их основу также
составляют хрящевые полукольца, в раннем
детстве не имеющие замыкающей эластической
пластинки, соединенные фиброзной перепонкой,
содержащей мышечные волокна. Хрящи бронхов
очень эластичные, мягкие, пружинят и легко
смещаются. Правый главный бронх является
обычно почти прямым продолжением трахеи,
поэтому именно в нем чаще обнаруживаются
инородные тела.
Бронхи, как и трахея, выстланы многорядным
цилиндрическим эпителием, мерцательный
аппарат которого формируется уже после
рождения ребенка. Гиперемия и отечность
слизистой оболочки бронхов, воспалительное
ее набухание значительно сужают просвет
бронхов, вплоть до полной их обтурации.
Так, при увеличении толщины под слизистого
слоя и слизистой оболочки на 1 мм суммарная
площадь просвета бронхов новорожденного
уменьшается на 75% (у взрослого — на 19%).
Активная моторика бронхов недостаточна
из-за слабого развития мышц и мерцательного
эпителия.
Незаконченная миелинизация блуждающего
нерва и недоразвитие дыхательной мускулатуры
способствуют слабости кашлевого толчка
у маленького ребенка; скапливающаяся
в бронхиальном дереве инфицированная
слизь закупоривает просветы мелких бронхов,
способствует ателектазированию и инфицированию
легочной ткани. Таким образом, основной
функциональной особенностью бронхиального
дерева маленького ребенка является недостаточное
выполнение дренажной, очистительной
функции.
Легкие.
У ребенка, как и у взрослых, легкие имеют
сегментарное строение. Сегменты отделены
друг от друга узкими бороздками и прослойками
соединительной ткани (дольчатое легкое).
Основной структурной единицей является
ацинус, но терминальные его бронхиолы
заканчиваются не гроздью альвеол, как
у взрослого, а мешочком (sacculus). Из «кружевных»
краев последнего постепенно формируются
новые альвеолы, количество которых у
новорожденного в 3 раза меньше, чем у взрослого.
Увеличивается и диаметр каждой альвеолы
(0,05 мм у новорожденного, 0,12 мм в 4—5 лет,
0,17 мм к 15 годам). Параллельно нарастает
жизненная емкость легких.
Межуточная ткань в легком ребенка рыхлая,
богата сосудами, клетчаткой, содержит
очень мало соединительнотканных и эластических
волокон. В связи с этим легкие ребенка
первых лет жизни более полнокровны и
менее воздушны, чем у взрослого. Недоразвитие
эластического каркаса легких способствует
как возникновению эмфиземы, так и ателектазированию
легочной ткани. Ателектазы особенно часто
возникают в задненижних отделах легких,
где постоянно наблюдаются гиповентиляция
и застой крови из-за вынужденного горизонтального
положения маленького ребенка (преимущественно
на спине).
Склонность к ателектазу усиливается
из-за дефицита сурфактанта, пленки, регулирующей
поверхностное альвеолярное натяжение
и вырабатываемой альвеолярными макрофагами.
Именно этот дефицит приводит к недостаточному
расправлению легких у недоношенных после
рождения (физиологический ателектаз),
а также лежит в основе респираторного
дистресс-синдрома, клинически проявляющегося
тяжелой дыхательной недостаточностью.
Плевральная полость. У ребенка легко
растяжима в связи со слабым прикреплением
париетальных листков. Висцеральная плевра,
особенно у новорожденных, относительно
толстая, рыхлая, складчатая, содержит
ворсинки, выросты, наиболее выраженные
в синусах, междолевых бороздах. В этих
участках имеются условия для более быстрого
возникновения инфекционных очагов.
Корень легкого.
Состоит из крупных бронхов, сосудов и
лимфатических узлов (трахеобронхиальных,
бифуркационных, бронхопульмональных
и вокруг крупных сосудов). Строение и
функция их аналогичны периферическим
лимфатическим узлам. Они легко реагируют
на внедрение инфекции — создается картина
как неспецифического, так и специфического
(туберкулезного) бронхоаденита. Корень
легкого является составной частью средостения.
Последнее характеризуется легкой смещаемостью
и нередко является местом развития воспалительных
очагов, откуда инфекционный процесс распространяется
на бронхи и легкие. В средостении помещается
также вил очковая железа (тимус), которая
при рождении имеет большие размеры и
в норме постепенно уменьшается в течение
первых двух лет жизни. Увеличенная вилочковая
железа может вызвать сдавление трахеи
и крупных сосудов, нарушить дыхание и
кровообращение.
Диафрагма.
В связи с особенностями грудной клетки
диафрагма играет у маленького ребенка
большую роль в механизме дыхания, обеспечивая
глубину вдоха. Слабостью ее сокращений
частично объясняется крайне поверхностное
дыхание новорожденного. Любые процессы,
затрудняющие движения диафрагмы (образование
газового пузыря в желудке, метеоризм,
парез кишечника, увеличение паренхиматозных
органов, интоксикации и др.), уменьшают
вентиляцию легких (рестриктивная дыхательная
недостаточность).