Восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 23:54, контрольная работа

Краткое описание

Любой человек, сталкивающийся с таким сложным и многогранным явлением, как ощущение и восприятие в праве спросить, зачем нужно его изучать. Помимо чисто научных существует немало и других побудительных мотивов. Во-первых, идеи, дискуссионные вопросы и основные аспекты этой проблемы важны не только для истории психологии, как науки вообще, но и являются центральными для экспериментальной психологии в частности. Роль чувств, в решении фундаментальных философских проблем, касающихся того, как мы познаем окружающий нас мир, чрезвычайно велика. Сама экспериментальная психология началась с философских проблем, в которых основное внимание уделялось ощущению и восприятию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ. 4
1.1. Понятие о восприятии 4
1.2. Основные виды восприятия 7
1.3. Восприятие пространства 13
1.4. Восприятие движения 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ЛИТЕРАТУРА. 22

Файлы: 1 файл

общая психология контрольная.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

    Помимо  специфических ощущений, возникающих  при раздражении не вполне соответствующих  точек, восприятию глубины или расстояния содействует также конвергенция, т.е. сведение глаз, совершающиеся так, чтобы изображение фиксируемого объекта в обоих глазах падало в поле наиболее ясного видения.  Поэтому те ощущения, которые доставляет сокращение мышц, ее осуществляющих, могут, присоединяясь к глубинным ощущениям, входить в чувственную основу восприятия глубинного пространства. Они составляют ее проприоцептивный компонент.

    Некоторую роль в восприятии расстояния может  играть и тесно связанная с конвергенцией аккомодация. Сколько - нибудь значительную роль аккомодация играет, однако, лишь при монокулярном восприятии глубины (преимущественно при небольших расстояниях в 2-5 метров). (4, 15, 16)

    Однако  при таком – монокулярном – восприятии глубины оценки получаются менее точными. Монокулярное восприятие глубины пространства основывается на вторичных, вспомогательных признаках.

    О расстоянии можно косвенно судить так  же по перспективному смещению всех точек видимых нами объектов при движении головы, поскольку, чем ближе объект, тем больше это смещение, и чем дальше объект, тем смещение меньше. Для определения удаленности освещенного объекта может в качестве вспомогательного фактора служить оценка освещенности объекта в зависимости от положения источника света.

    Относительная удаленность объектов друг от друга  определяется теми же признаками.

    Направление, в котором мы видим объект, определяется местом его отображения на сетчатой оболочке глаза и положением нашего тела, головы и глаз по отношению к окружающим объектам. Вертикальное положение нашего тела по отношению к горизонтальной плоскости земли является исходным моментом для определения направления, в котором человек распознает окружающие его предметы.

      «Подлинное восприятие пространства, адекватно отражающее его объективные свойства и отношения, является очень сложным процессом, в котором чувственные и мыслительные компоненты даны в сложном единстве и взаимопроникновении». (16, стр. 245)

1.4. Восприятие движения

    Восприятие  движения – это очень сложный  процесс, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движения вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем глаз. Смещение же точки по отношению положения нашего тела указывает нам на ее передвижение  в объективном пространстве.  Восприятие движения в глубину пространства, которая экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения не вполне соответствующих точек  на сетчатке вправо или влево. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, которое приходиться производить, что бы следить за движущими предметами. Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем одновременно в двух взаимно противоположных направления, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны. С другой стороны, впечатление движения может возникнуть при отсутствии реального движения, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные следующие друг за другом фазы движения объекта. Эта так называемый стробоскопический эффект. (15, 16, 18)

    В восприятии движения, несомненно, значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Так, впечатление движения может вызвать необычные для покоящегося тела положение частей фигуры (поднятая нога, отведенная, как бы замахнувшиеся рука, согнутые верхушки деревьев и т.п.).

    К числу «кинетических положений», вызывающих представление о движении, принадлежит наклонное положение, особенно привлекавшие внимания художников. Франкетти отмечает эффект, который дают наклонные линии в сочетании с ясно выраженной горизонтальностью и вертикальностью. Меньшая отчетливость очертаний движущегося предмета и множество других косвенных признаков служат в естественных условиях для распознания движения. Осмысливание ситуации,  совершающиеся на основе косвенных признаков, несомненно, играет в восприятии движения значительную роль. Однако нельзя все же толковать восприятие движения как лежащий за пределами собственно восприятия чисто интеллектуальный процесс (подсознательное «умозаключение»): впечатление движения может возникнуть у нас тогда, когда мы знаем, что движение на самом деле нет. Мы, таким образом, можем не только умозаключать о движении, но и воспринимать движение.

    Теория  движения разбиваются в основном на две группы. Первая группа теорий выводит восприятия движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которое проходит движение, и утверждает, что восприятие движения вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (В.Вундт).

    Теории  второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, несводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят, что, подобно тому как, например, мелодия является не простой суммы звуков, а отличным от них качественным специфическим целым, так и восприятие движения несводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений. Из этого положения исходит теория гештальтпсихологии. Ее разрабатывал главным образом М. Вертхаймер.

    Восприятие  движения является, по Вертхаймеру, специфическим  переживанием, отличным от восприятия самих движущихся предметов. Если имеются два последовательных восприятия объекта в различных положениях, А и Б, то переживание движения не складывается из этих двух ощущений, но их соединяет, находясь между ними. Это переживание движения Вертхаймер называет «фи - феномен», оно не есть результат движения глаз или последовательных образом на центральной ямке, которыми хотели объяснить восприятие движения. (16)

    Согласно  точке зрения Вертхаймера, восприятие движения может возникать даже без восприятия предмета, который движется. Физиологическим субстратом «Фи-феномена» является «короткое замыкание» воли возбуждения в коре головного мозга, которая возникает вследствие первого и второго раздражения.

    С позиций гештальтпсихологии было проведено  несколько специальных работ  по восприятию движения. К. Дункер поставил перед собой такой вопрос: в силу, каких условий при изменении пространственных отношений в поле нашего зрения одни из воспринимаемых объектов кажутся движущимися, а другие неподвижными? По Дункеру, движущимся воспринимается тот объект, который явно локализуется на некотором другом объекте: двигается фигура, а не фон, на котором фигура воспринимается. Э. Оппенгеймер показал, что из двух предметов движущимся обычно, кажется меньший. Движущимся кажется, так же, тот предмет, который в течение опыта претерпевает наибольшее количественные или качественные изменения («принцип изменчивости»). Эксперименты К. Дункера и Э. Оппенгеймера, свидетельствуют, вопреки установкам этих экспериментаторов, вовсе не в пользу гештальтистских концепций; восприятие движения фигуры на фоне, а не фона на фигуре возникает так же на основе прошлого опыта, а не силу каких – то формальных структурных закономерностей. Так же на основе опыта складывается представление о том, что обычно движется меньшая фигура на большем фоне, а не большая на меньшем и что движущаяся фигура чаще изменяется, чем фон, который обычно остается неизменным. (16)

    Таким образом, эти эксперименты представителей гештальтпсихологии  выходит за пределы их собственных формалистических построений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Из  всего вышесказанного можно сделать заключение, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. Восприятие правильней всего обозначить как воспринимающую деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в обычной жизни.  Огромную роль в восприятии движения, пространства, времени играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринимать его, волевые усилия, направленные на то, что бы добиться лучшего восприятия настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем.

    Изучение  восприятия движения немаловажно. Биологическая  роль этого восприятия чрезвычайно  велика. Чтобы движения животных были эффективными, они должны быть в состоянии определить, где именно, в каком направлении, а нередко – и с какой скоростью перемещаются те или иные объекты. Не вызывает сомнения, что информация о движении имеет решающее значение для выживания большинства биологических видов, в том числе и человека, в наш век космических скоростей.

    Изучение  восприятия пространства и времени, также играет большую роль в жизни  человека, так как позволяет построить  правильную картину окружающего нас мира.

    Необходимо  сделать заключение, что восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем, единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. 
 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания/ - М., 1960.
  2. Ананьев Б.Г. Теория ощущений/ - Л., 1961.
  3. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия/ - М., 1968.
  4. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004.
  5. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия: Учеб. пособие/ - М.: Изд. МГУ, 1973.
  6. Вудроу Г. Восприятие времени/ Под ред. Стивенса С.С. Экспериментальная психология: в 2-х тт. – М., 1963.
  7. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности/ - Киев: Изд. «Наукова думка», 1984.
  8. Дубров А.П. Лунные ритмы у человека/ - М.: Изд. «Медицина», 1990.
  9. Кондаков. И. М. Психология. Иллюстрированный словарь./ – СПб.: «ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК», 2003.
  10. Ланге Н.Н. Психический мир/ Под редакцией М.Г. Ярошевского. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/ - М., 1972.
  12. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства/ - М.: Изд. МГУ, 1985.
  13. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии/ – СПб.: Питер, 2004.
  14. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов/ – СПб.: Питер, 2003.
  15. Психология ощущений и восприятия/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – изд. 2-е, исправленное и доп. – М.: «ЧеРо», 2002.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ - СПб.: Питер, 2003.
  17. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии./ – Ростов на Дону: издательский центр «МарТ», 2002.
  18. Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие. 5-е  изд./ – СПб.: Питер, 2003.

Информация о работе Восприятие