Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 07:00, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности восприятия времени человеком.
Задачи:
• изучить литературу по теме исследования
• выявить механизмы и особенности восприятия времени человеком.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ И ВОСПРИЯТИЯ 4
1.1 Понятие восприятия 4
1.2 Понятие времени 7
2. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ 11
2.1 Физиологическая основа 12
2.2 Теории восприятия времени 14
2.3 Особенности восприятия времени 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35
3) наличие «реминисцентного провала», соответствующего событиям 15-летней давности, субъективно должно восприниматься как сжатие, почти выпадение, данного временного периода жизни. Можно рассматривать это сжатие как еще одно проявление телескопического эффекта;
4) Скользящий характер «реминисцентного провала» должен приводить к тому, что с возрастом восстанавливается относительная важность (насыщенность вспоминаемыми событиями, вызывающая ощущение большей временной протяженности) все более поздних периодов жизни. Например, не очень важный (из-за «реминисцентного провала») для 55-летнего человека возрастной период 40–45 лет становится относительно более важным для 65-летнего;
5) Поскольку период «реминисцентного провала» не зависит от возраста, то он приходится на одно и то же время (около 15 лет назад от текущей даты) для большей части членов общества, что может проявляться как своего рода «коллективная амнезия» [Цит.по 10]
Однако исследования Козловой А.В. не подтвердили скользящий характер «реминисцентного провала»: независимо от возраста хуже всего вспоминаются события одного возрастного периода – молодости. [Цит.по 11]
Почему с возрастом нам начинает казаться, что год (или любой другой большой промежуток времени) проходит быстрее? Одно из возможных объяснений заключается в том, что мы автоматически воспринимаем течение продолжительных временных отрезков, таких, например, как промежутки между днями рождения, или праздниками, относительно всей прожитой нами жизни. Иными словами при восприятии определенного промежутка времени собственный возраст человека служит для него некой шкалой сравнения. Поэтому и продолжительность промежутка времени между ежегодными событиями (например, днями рождения) воспринимается человеком относительно его собственного возраста. Например, для четырехлетнего ребенка год — это 25 % его жизни; это весьма существенный срок, и он воспринимается как сравнительно продолжительный период. Напротив, шестидесятилетнему человеку год кажется незначительной частью уже прожитой им жизни (1/60, или менее 2 %). Именно поэтому время и кажется пожилому человеку более быстротекущим, чем ребенку.
Хотя появляющееся с возрастом ощущение, будто время ускоряет свой бег, и распространяется в первую очередь на восприятие достаточно больших временных интервалов (например, на восприятие целого месяца, времени года — прежде всего лета — или промежутка между двумя днями рождения), известно, что обусловленная возрастом недооценка времени (т. е. ощущение, что время идет быстрее) проявляется и по отношению к относительно коротким периодам (например, к периодам, равным от 30 до 120 с).
Не исключено, что с возрастом постепенно замедляется некий биологический механизм, задающий темп всему организму. Известна точка зрения, согласно которой причиной возрастных изменений в восприятии времени является постепенное уменьшение содержания в организме допамина — химического вещества, играющего роль нейротрансмиттера. Хотя с возрастом содержание допамина снижается планомерно, последствия этого снижения становятся наиболее заметными к пятидесяти годам, а именно в этом возрасте большинство людей начинают осознавать, что недооценивают течение времени, т. е. что им кажется, будто время идет быстрее, чем раньше, когда они были молодыми. [Цит.по 19]
Восприятие времени и темперамент. Б.И. Цуканов в своих исследованиях обнаружил, что у каждого отдельного индивида имеется своя собственная единица времени. Она получила название «действительное настоящее» (τ). Психологический смысл этой единицы заключается в том, что она является своеобразным индивидуальным шагом, измеряющим ход переживаемого времени субъектом, и определяет величину ошибки восприятия длительности.[ Цит.по 18]
Он получил сплошной спектр «τ-типов», который делится на три неравноценные группы:
1) «спешащие» субъекты (0,7<τ<Z.l,0 с),
2) «точные» субъекты (τ=1,0 с),
3) «медлительные» субъекты (τ>1,0с).
Крайний тип (τ =0,7 с). Исходя из величины «действительного настоящего» субъективно переживаемое время у данного типа сильно опережает течение реального времени. Поэтому он всегда устремлен вперед, в будущее (прошлое его не интересует) и у него всегда острый дефицит времени. Субъективно переживаемое время сильно спрессовано, кажется летящим, и за ним нужно успеть. У этого типа высокая экстраверсия и стабильность, а возбуждение в два раза преобладает над торможением. Это и есть, по И.П. Павлову, крайний безудержный тип или чистый холерик, которого невозможно остановить в потоке объективного времени. А если на пути движения вперед возникает препятствие, то оно вызывает агрессию и ярость.
Промежуточный тип (τ =0,68 с). Субъективно переживаемое время не так сильно опережает течение объективного времени, как у предыдущего типа. Постоянное стремление вперед (в будущее) сочетается с тревогой опоздать, не успеть. Этот тип спешит жить и поэтому испытывает постоянный дефицит времени. В поведении отличается веселостью, жизнерадостностью, очень подвижный. У него высокая экстраверсия и нейротизм, высокий уровень возбуждения и торможения, которые уравновешивают друг друга. По И.П. Павлову, это живой тип, или чистый сангвиник.
Промежуточный тип (τ = 1,0 с). Отличительной особенностью этого типа является то, что его «действительное настоящее» равно 1 с. Это уникальное совпадение говорит о том, что субъективная единица переживаемого времени у данного типа синхронизирована с объективной единицей. Поэтому для него нет ни опережения, ни отставания времени, он как будто привязан к объективному времени, обездвижен и заторможен в нем. Образно говоря, этот тип «стоит» во времени, и если его не подвергать каким-либо внешним изменениям, то движение времени для него не существует. Обездвиженности во времени соответствует внешняя обездвиженность, замкнутость и постоянная тревога, что «что-то должно произойти». У него выраженная интраверсия и высокий нейротизм, а торможение в два раза выше, чем возбуждение. Он привязан к прошлому. Это тормозной тип, по И.П. Павлову, или чистый меланхолик.
Крайний тип (τ =1,1 с). В отличие от предыдущих типов, судя по величине «действительного настоящего», субъективное время у этого типа отстает от объективного. Поэтому субъективно переживаемое время движется медленно и равномерно. В жизни его всегда хватает, даже имеется избыток времени. Этот тип в любых ситуациях остается внешне невозмутимым, продуктивно работает в привычной обстановке. У него выраженная интраверсия и стабильность, высокий уровень возбуждения и торможения, которые уравновешивают друг друга, но очень низкая подвижность. Он ориентирован в прошлое, а к изменениям, приходящим из будущего, привыкает медленно и с большим трудом. По И.П. Павлову, это спокойный тип, или чистый флегматик. Необходимо подчеркнуть удивительную точность павловского языка в обозначении четырех классических типов.
Восприятие времени и социально-демографический статус. Восприятие времени можно определять через запоминаемые события, т.к. субъективное восприятие длительности промежутка времени пропорционально количеству связанных с ним в памяти событий. Например, если с каким-то одним годом связано десять запомненных событий, а с какими-то другими двумя – по пять, то эти два года в памяти будут восприниматься по длительности так же, как тот один. Исследования Козловой А.В. показали, что женщины в среднем вспоминают больше событий, как в целом, так и по отдельным категориям – радостные, грустные, связанные с работой. Такие социально-демографические показатели, как наличие или отсутствие семьи, детей, не обнаружили значимой связи с количеством вспоминаемых событий. [Цит.по 11]
Уровень образования статистически
связан с общим количеством
Восприятие времени и индивидуальные психологические особенности и установки. Для выяснения вопроса о влиянии психологических установок на восприятие времени респондентам в исследовании были заданы вопросы о том, какой период своей жизни они считают самым насыщенным и в каком возрасте помнится больше всего событий. Результаты показали, что самыми насыщенными периодами жизни юных и молодых респондентов выступают настоящее и будущее, а респонденты пожилого возраста называют молодость и детство, т.е. свое прошлое. Установка на восприятие настоящего как насыщенного периода жизни сохраняется и после 35 лет, но уже на фоне начинающейся ностальгии по юности. В пожилые годы усиливается представление, что все лучшее уже случилось. Корреляционный анализ показывает, что субъективное представление о насыщенности того или иного возраста не связано с реальным количеством вспомненных событий. Исследователи делают вывод, что психологические установки (самый насыщенный период жизни, самый продуктивный период жизни, возраст, в котором хотелось бы пожить подольше и т.д.) отражают в первую очередь психологическое состояние личности и не связаны с восприятием времени, замеряемого по динамике запоминания и забывания событий. [Цит.по 11]
Субъективное состояние позволяет пере- и недооценивать тот или иной возрастной период. Установки довольно однотипны, что может указывать на их общий источник (культурологический, национальный и тп.)
Временная перспектива. Д.Креч, Р.Крачфилд, Н.Ливсон описывают способность судить о длительности времени, которая позволяет образовать временное измерение – ось времени, на которой могут быть довольно точно размещены события. Текущий момент отмечает особую точку на этой оси, события прошлого размещаются до и события ожидаемого будущего после этой точки. Это общее восприятие отношений прошлого, настоящего и будущего носит название «временной перспективы». [Цит.по 8] Она относительно мало изучена. Но некоторые факты указывают, что она очень варьируется в зависимости от возраста и ситуации. Например, для солдата на фронте во время вражеской атаки временная перспектива сильно сужена – для него не существует прошлого, а будущее представлено лишь несколькими часами предстоящей битвы. На следующий день, когда он лежит раненый в госпитале, временная перспектива расширяется – он может думать о годах детства и о предстоящих годах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Время является фундаментальной
составляющей всего отражательно-
Однако накопленные экспериментальные данные, хотя и имеют разрозненный характер, все же позволяют говорить об организации во времени всей психики, начиная с ощущений и заканчивая личностью. Поэтому изучение отражения времени как текущей компоненты человеческой психики требует особого внимания и, несомненно, позволит более глубоко понять природу психических явлений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ