Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 07:00, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности восприятия времени человеком.
Задачи:
• изучить литературу по теме исследования
• выявить механизмы и особенности восприятия времени человеком.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ И ВОСПРИЯТИЯ 4
1.1 Понятие восприятия 4
1.2 Понятие времени 7
2. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ 11
2.1 Физиологическая основа 12
2.2 Теории восприятия времени 14
2.3 Особенности восприятия времени 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35
Восприятие времени, если смотреть на него именно с этих позиций, легко поддается анализу. Согласно теории Орштейна, такие стимульные факторы, как количество и сложность событий, имевших место в определенный период времени, а также эффективность их кодирования и сохранения в памяти, влияют на количество информации, которую нужно обработать. Следовательно, восприятие продолжительности данного периода времени тоже во многом зависит от этих факторов.
Например, увеличение в определенный промежуток времени как числа событий, так и их сложности увеличивает объем информации, подлежащей обработке, и, таким образом, этот промежуток времени начинает восприниматься как более продолжительный.
Орнштейн указывает на существование прямой зависимости между количеством событий и воспринимаемой продолжительностью данного отрезка времени. Его эксперименты продолжались одно и то же время — 9 мин 20 с, — но стимулы — звуковые сигналы — подавались с разной скоростью: 40,80 или 120 сигналов в минуту. Результаты были следующие: увеличение числа стимулов во время эксперимента (или числа изменений характера стимуляции) привело к тому, что испытуемым эти эксперименты показались более продолжительными, а именно: эксперимент, в котором звуковые сигналы подавались со скоростью 120 сигналов в минуту, показался продолжительнее эксперимента, в котором скорость подачи звуковых сигналов составляла 80 сигналов в минуту, и оба эти эксперимента были оценены как более продолжительные, чем тот, в котором скорость подачи сигналов была равна 40 сигналам в минуту. Влияние количества событий на восприятие продолжительности временного отрезка подтверждено также и в экспериментах с использованием зрительной и тактильной сенсорных модальностей. Иначе говоря, период времени, заполненный большим числом событий (стимулов), оценивался испытуемыми как более продолжительный в сравнении с тем отрезком времени, который вместил в себя меньше событий.
Интересные результаты были получены Коваль: она нашла, что знакомые мелодии воспринимались как содержащие значительно большее количество нот, чем незнакомые, а также установила, что сочетания музыкальных нот, которые испытуемые оценивали как более знакомые, предсказуемые и «организованные», воспринимались ими и как более продолжительные, чем те же самые сочетания нот, но исполненные задом наперед. Т.е. восприятие любого временного интервала зависит от числа событий, или элементов, воспринятых в течение этого интервала. [Цит.по 19]
Весьма надежные результаты, подтверждающие теорию Р.Орнштейна, получены в экспериментах с оценкой длительности «заполненных» и «незаполненных» временных интервалов. Заполненными промежутками называются такие, которые содержат определенное стимульное наполнение, например звуковой сигнал 1 000 Гц в отличие от двух щелчков, обозначающих начало и конец оцениваемого интервала, или свечение светового пятна на экране монитора в отличие от двух коротких вспышек света, и т. п. В подобных опытах установлено, что заполненные интервалы оцениваются как более продолжительные по сравнению с «пустыми». Этот феномен получил название иллюзии заполненной длительности. Если отмечать начало и конец отрезка времени двумя щелчками, а между ними ничего не делать (незаполненный интервал), то он будет восприниматься как более короткий по сравнению с равным ему отрезком, заполненным серией щелчков (заполненный интервал). Небольшие промежутки времени, заполненные, например, рассматриванием какой-нибудь картинки, по их истечении обычно, как показали опыты ряда исследователей, более или менее сильно переоцениваются, большие - недооцениваются. Эти данные Рубинштейн обобщил в закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным и, значит, расчленённым на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.
Любопытно также, что более коротким по времени кажется осмысленное предложение, чем набор бессмысленных слогов, имеющий ту же физическую длительность. Можно предположить, что последний состоит из значительно большего числа дискретных частей по сравнении с осмысленным предложением и воспринимается как более длительный потому, что в большей степени заполнен.
Именно эта ситуация помогает также понять, почему человеку, нетерпеливо ожидающему какого-либо события, например получения важного письма, чьего-либо приезда или результата тестирования, кажется, что время «тянется», и он воспринимает «пустой» промежуток времени как более продолжительный, чем он есть на самом деле, т. е. переоценивает его. В данном случае эта «переоценка» времени является результатом когнитивно - эмоционального влияния ожидания. Ожидание повышает общий тонус индивидуума, вследствие чего он становится более чувствительным к «восприятию временной информации» и «переоценивает» время.
Таким образом, «пустой» промежуток времени содержит меньше информации, которую нужно обрабатывать, чем «заполненный», вследствие чего при их сравнении и может восприниматься как более короткий. Однако пассивно проживаемый «пустой» временной интервал способен также обострить восприятие времени, и у человека может возникнуть впечатление, что прошло больше времени, чем на самом деле. С.Л. Рубинштейн зафиксировал данный феномен как закон эмоционально детерминированной оценки времени [Цит.по 13]. Как правило, время, заполненное эмоционально положительными событиями, в наших переживаниях сокращается, а эмоционально негативных удлиняется.
«Проведенное у нас исследование Л.Я.Беленькой обнаружило на клиническом патологическом материале связь переоценок и недооценок длительности с эмоциональной сферой. Оказалось, что все испытуемые, в частности маниакальные больные с повышенным тонусом эмоциональной возбудимости и моторной подвижностью, связанной с непоследовательностью, торопливостью, обнаружили резко выраженные недооценки временных интервалов (иногда в два раза). При этом почти во всех протоколах отмечалось в показаниях испытуемых субъективное переживание этими больными ощущения "летящего" времени.
Больные, находившиеся в депрессивном состоянии, – со сниженным тонусом, замедленной моторной деятельностью, подавленным настроением, отрицательной окраской органической чувствительности, распались на две группы. Одна из них давала переоценку, иногда очень значительную, предъявлявшихся им в эксперименте временных интервалов. В их показаниях, как правило, отмечалась "тягучесть" времени в их переживании. У другой группы депрессивных больных наблюдалась стойкая недооценка временных интервалов. Такую недооценку обнаружили больные, у которых общее депрессивное состояние сочетается с состоянием "угнетенного возбуждения" (по Крепелину). При общем угнетенном состоянии они испытывают постоянное смятение, нетерпеливость, они всегда спешат, боятся опоздать, никак не могут довести до конца начатую работу. Тоскливое состояние сочетается у них с аффективным состоянием тревоги, порождающим поведение, сходное с маниакальным. У этих больных наблюдалась обычно, как и у больных маниакальных с повышенной возбудимостью, резко выраженная недооценка времени». [13, с 252]
Экспериментальные результаты по оценке 20-секундноrо временного интервала в условиях кратковременной невесомости показали, что те испытуемые, кто хорошо переносил невесомость, как правило, недооценивали интервал времени, а испытуемые, испытывавшие неприятные ощущения тошноты и головокружения, в 3-4 раза его переоценивали. Следовательно, в зависимости от характера ситуации и от того, чем человек занят, «пустой» промежуток времени может восприниматься им либо как более продолжительный, либо как более короткий, чем равный ему по физической продолжительности «заполненный» промежуток.
Как правило, чем сложнее предъявляемые стимулы, тем более продолжительным кажется период тестирования. Это явление наблюдалось и при стимуляции различными визуальными стимулами — геометрическими фигурами, сложность которых определялась количеством внутренних углов, — и при стимуляции звуковыми сигналами разной степени сложности. Аналогичное влияние на восприятие времени испытуемыми наблюдалось и тогда, когда они прослушивали разные по сложности мелодии: более сложные мелодии признавались ими и более продолжительными по времени, чем простые.[ Цит.по 19]
Установлено, что на восприятие времени влияет и характер выполняемой работы, а именно то, насколько она знакома исполнителю и предсказуема. Если речь идет о знакомой, хорошо организованной и предсказуемой деятельности, когда человек заранее знает, чего ему следует ожидать и в какой последовательности нужно выполнять те или иные действия, чтобы успешно справиться с заданием, он воспринимает время относительно точно. Напротив, если задание незнакомо и непредсказуемо и человек не знает, чего именно ему следует ожидать, ему кажется, что проходит больше времени, чем на самом деле, т. е. время, затраченное при этом, переоценивается. Например, можно сравнить ситуации, когда человек только учится водить машину и когда уже умеет, или же незнакомая дорога «туда» кажется длиннее и дольше по времени, чем она же «обратно».
Исследования показали связь количества информации, сохраненной в памяти, и оценкой длительности запомненных событий. Например, неприятные стимулы запоминаются хуже и воспринимаются как более быстротечные, а приятные и запоминаются лучше и оцениваются как более длительные. Эффект незаконченного действия, открытый Б. В..Зейrарник, классический пример лучшего запоминания незаконченного действия; незаконченные задания испытуемые оценивали как более продолжительные.
Результаты уникальных экспериментов Л. П. Гримака, проведенных с испытуемыми, которым внушался ускоренный или замедленный в 5 раз ход времени, показали, что их ощущения собственной познавательной активности ускорялись или замедлялись в соответствии с характером сделанного в состоянии гипноза внушения. Причем характерно, что в одном случае оценки воспроизведения длительности временных интервалов возросли по cpaвнeнию с фоновыми опытами в среднем в три раза, а в другом, соответственно, в три раза уменьшились.
Когнитивно-аттенционная теория. Сторонники когнитивно - аттенционной теории считают, что существуют два не зависимых друг от друга механизма внимания: 1) невременной механизм обработки информации, связанный с обработкой информации о происходящих когнитивных событиях; 2) когнитивный таймер, кодирующий и обрабатывающий информацию о времени. Следовательно, при выполнении типичного задания «на время», испытуемые делят свое внимание между его когнитивными требованиями и обработкой информации о том конкретном временном интервале, который им нужно оценить. Поскольку оба эти механизма претендуют на ограниченный «запас» внимания и конкурируют между собой за обладание им, характер восприятия времени напрямую зависит от относительного объема внимания, отданного каждому из этих процессов. Если временным аспектам задания уделяется больше внимания, чем когнитивным, затраченное на его выполнение время кажется больше, чем есть на самом деле, а если основное внимание уделяется когнитивным аспектам, то испытуемому кажется, что он затратил на выполнение задания меньше времени, чем на самом деле. Согласно этой теории, восприятие времени непосредственно зависит от того, сколько вниманий испытуемый уделяет течению времени, т.е. «чем больше человек обращает внимания на время, Тем медленнее оно течет... Напротив, если работа трудна и/или интересна, оно пролетает незаметно». [19, с781]
Погруженность в какое-либо занятие, требующее усилий (например, решение проблемы и прохождение тестирования), приводит к необходимости обрабатывать большее количество информации, в результате чего осознание времени как такового снижается и человеку начинает казаться, что оно идет быстро. Напротив, когда человек стоит в очереди, занят выполнением рутинных, нагоняющих тоску операций, т. е. в тех случаях, когда у человека недостаточно информации, нуждающейся в обработке, когнитивному таймеру «достается» больше его внимания. В результате человеку никак не удается отвлечься от мыслей о времени: ему кажется, что оно начинает весить гораздо больше и тянется бесконечно. Чем больше внимания мы уделяем течению времени, тем более медленным оно нам кажется.
Восприятие времени и пространственное окружение. А.Делонr сформулировал гипотезу об экспериментальной относительности пространства и времени. Он предположил, что в эмпирических исследованиях восприятие времени зависит от размеров того пространства, в котором организована деятельность испытуемого. В экспериментах три группы испытуемых играли в компьютерную игру на мониторах трех разных размеров 0,13, 0,28 и 0,58 м по диагонали. Оказалось, что та группа, которая играла на самом маленьком мониторе, максимально переоценила реальное время (в 2,3 раза), подтвердив основную гипотезу: чем меньше размер видимого пространства, тем медленнее воспринимается течение времени. В других опытах, где были представлены другие виды окружения человека, получены аналогичные результаты.
В работах американского психолога Дж. Коэна установлен эффект зависимости восприятия времени от видимого расстояния так называемый каппаэффект. Было обнаружено, что если последовательно зажигать три расположенные друг за другом лампочки (А, В и С), то на восприятие временных интервалов A-В и В -С влияет линейное расстояние между ними: чем больше расстояние, тем более длительным оценивается временной интервал.
Аналогичные эффекты установлены в слуховой и осязательной модальностях. Был обнаружен и обратный описанному выше эффекту тау-эффект: если на предплечье испытуемого расположить в виде треугольника три маленьких вибратора и ими последовательно стимулировать кожу (А В С), то при неравенстве временных интервалов А В и В С,. испытуемый воспринимает расстояния А- В и В-С как неравные. Аналогичные эффекты были получены в зрении и слухе.
Митчелл и Дэвис так объясняют эти эффекты: сжатие субъективного времени является следствием различий в плотности подлежащей обработке информации, а плотность определяется величиной пространства.
2.3 Особенности восприятия времени
На восприятие времени могут влиять как биологические, так и когнитивные факторы.
Возраст и восприятие времени. Абульханова К.А. описывает исследование К. Хелкама, проведенное в контексте работ Ж. Пиаже и П. Жане, показало, что восприятию объективного времени ребенок учится. Он не сразу овладевает временными представлениями, которые мы бы назвали социальными (например, зная, что родители старше его, он не может быть уверен, что они родились раньше). Для ребенка чрезвычайно сложна иерархия последовательностей в прошлом времени и т. д. Но это овладение «социальными часами», которое происходит одновременно и с помощью овладения речью, уже ложится на основу внутренних «часов», внутреннего чувства времени. [Цит.по 1]
Практически каждый человек на своем опыте ощущает, что с возрастом ему начинает казаться, будто такие ежегодные события, как определенные праздники и дни рождения, наступают все быстрее и быстрее. Всем пожилым людям знакомо это нередко ставящее в тупик и довольно мрачное ощущение мчащегося времени.
В исследованиях Карпенко М.П., Чмыховой Е.В., Терехина А.Т. выявлены следующие особенности возрастного изменения восприятия времени:
1) текущее время идет быстрее для более пожилых (для 65-летних оно идет почти в 2 раза быстрее, чем для 15-летних);
2) поскольку с увеличением возраста скорость забывания недавних событий увеличивается по сравнению с давними событиями, то становится соизмеримым временное разрешение восприятия совсем недавних и очень давних событий (для 65-летних оно примерно одинаково для событий 5-летней и 50-летней давности), чем отчасти можно объяснить появление так называемого телескопического эффекта, т.е. как бы приближение во времени давних событий и удаления близких;