Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 12:45, курсовая работа
В человеческих взаимоотношениях важную роль играют вопросы восприятия и понимания людьми друг друга. Многие ученые во всём мире работают над рядом психологических проблем познания человека человеком, пытаясь глубже проникнуть в существо процесса формирования у человека знания других людей и постичь роли этих знаний в поведении и деятельности человека. К таким проблемам относятся: общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности; значение гендерных, возрастных, профессиональных, социальных особенностей человека для образования у него знания о других людях; основные ошибки, которые допускает человек при оценке окружающих его людей; механизмы взаимопонимания в общении, пути оптимизации общения с целью достижения понимания людьми друг друга.
Введение…………………………………………………………………………… 3
1 Общее представление о межличностном восприятии и взаимопонимании
в процессе общения………………………………………………………………... 5
Вопросы восприятия и понимания как составная часть межличностного
общения………………………………………………………….......................... 5
1.2 Процесс восприятия как перцептивная сторона общения……………...... 7
1.3 Типичные формы восприятия и понимания……………………………….. 9
2 Механизмы межличностного понимания и познания...................................... 11
2.1 Имплицитная теория личности…………………………………………....... 11
2.2 Механизмы познания: интерпретации, эмпатия и аттракция идентифика-ции, рефлексии……………………………………………………………………. 13
3 Содержание и эффекты межличностного восприятия………………………... 21
3.1 Каузальная атрибуция………………………………………………….......... 21
3.2 Эффекты межличностного восприятия: первичности и новизны, бумеран-га, ореола, стереотипизации…………………………………………………........ 25
4 Оптимизация общения………………………………………………………….. 29
4.1 Пути оптимизации понимания в процессе общения…………………….... 29
4.2 Обратная связь………………………………………………………………. 31
Заключение………………………………………………………………………... 32
Список использованной литературы…………………………………...……….. 33
3.2 Эффекты межличностного восприятия: первичности (новизны), бумеранга, ореола, стереотипизации
В процессе познания формирующийся образ воспринимаемого объекта, его субъективная характеристика может быть искажена некоторыми социально-психологическими эффектами восприятия, Наиболее значимыми являются эффект первичности и новизны, эффект ореола, эффект бумеранга, эффект стереотипизации.
Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей.
Эффект ореола чаще всего проявляется, когда речь идет о восприятии и оценке незнакомых людей, причем в условиях, при которых общение с человеком оказывается эпизодическим, протекает с большими перерывами и недолго.
Сущность "эффекта ореола" заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно – накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия [5].
На формирование «ореола» оказывают огромное влияние установки и прошлый опыт. Так даже внешний вид, одежда или профессия партнёра могут стимулировать развитие положительного или отрицательного «ореола». Часто, если первое впечатление о человеке благоприятно, то в дальнейшем его поступки и черты оцениваются только позитивно, несмотря на их реальное содержание. И, напротив, если ранее сложившийся образ оказался отрицательным, то в человеке будут восприниматься в основном те черты, которые поддерживают знакомый отрицательный образ, то есть недостатки.
Со временем, по мере познания человека, эффект ореола исчезает, и восприятие человека человеком становится более взвешенным, то есть включает в себя уже как его положительные, так и отрицательные стороны.
Эффект ореола наблюдается в поведении всех без исключения людей.
Эффект бумеранга состоит в том, что при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или отдельных лиц может быть получен результат, обратный ожидаемому; наблюдается преимущественно в психологии пропаганды и психологии педагогической. Как правило, он возникает, если:
Например, при неприязненных отношениях в семье даже правильные советы отца или матери воспринимаются враждебно, вызывая действия, прямопротивоположные тем, которые они советовали.
Ещё один пример проявления современного «эффекта бумеранга», когда масса телезрителей, «перекормленная» одним и тем же персонажем, начинает вначале тихо, молча ненавидеть его, затем отказывать ему в доверии в социологических опросах и, наконец, откровенно бунтовать, тайно голосуя против него на выборах.
Эффект стереотипизации заключается в отнесении воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей.
Термин был введен У. Липпманом в 1922 г., который видел в этом явлении только ложное и неточное представление, используемое пропагандой.
В более же широком смысле слова стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным "сокращением" при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии [2].
Стереотипизация в процессе взаимного познания может привести к следствиям:
Выполняя положительные функции, стереотипы существенно облегчают нашу жизнь. Они ускоряют восприятие, задают критерии для оценок, приобретают форму полезного знания, ориентируют в социальных ценностях. Они также лежат в основе общего взгляда людей на различные проблемы и создают благоприятную почву для взаимопонимания. Обладая информацией об эффектах восприятия, человек может использовать эти знания в своих целях и создавать у окружающих положительный имидж. Одновременно стереотипы могут играть и реакционно-искажающую роль. В этом случае они сужают наше восприятие, формируют неточное или даже ложное мнение [8].
4 Оптимизация общения.
4.1 Пути оптимизации понимания в процессе общения.
Мы знаем, что одним из ведущих факторов развития личности является общение. И поэтому важную роль приобретает оптимизация общения.
В процессе коммуникации важную роль играет создание определенного образа человека, своеобразного имиджа. Тот, кто хочет успешно общаться, должен как можно больше узнать о своем партнере по общению.
В условиях человеческого общения могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер. Возникновение таких барьеров может быть вызвано такими различиями, существующими между партнерами, как социальные, политические, религиозные, профессиональные. Они порождают не только разную интерпретацию одних и тех же понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение и мировоззрение. Общение в этом случае осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры, но значительно усложняется благодаря их наличию.
Для того, чтобы создать доброжелательную атмосферу в общении, позволяющую содержательно углубить контакт и усилить взаимопонимание, необходимо пройти следующие этапы:
В процессе коммуникации могут возникать различные преграды, связанные с непониманием. Преградой для понимания может служить характер восприятия партнёров по общению, обусловленный их личностными установками. Существенной преградой являются также смысловые барьеры, связанные с различием смыслов, вкладываемых разными людьми в одни и те же слова. Проблемы в общении также возникают из-за плохой обратной связи, которая не позволяет определить, действительно ли сообщение истолковано в том смысле, который в него первоначально вкладывали.
Значительным препятствием в общении могут быть определенные личностные особенности. Например, неуверенным в себе людям часто недостаёт базовых коммуникативных умений и навыков. К таким навыкам относятся навыки активного слушания, центрированного на партнёре.
В качестве вспомогательных средств центрированной на партнёре коммуникации выступают пересказ и вербализация. Пересказ – это повторение рационального содержания высказывания своими словами, это одна из самых простых форм обратной связи, позволяющая полностью понимать высказывание в том смысле, который в него вкладывает говорящий. Вербализация – это повторение слушающим эмоционального содержания высказывания говорящего своими словами. Коммуникация протекает наиболее успешно, если партнёры находятся в сходных психологических состояниях. Большое значение в общении имеет хорошо развитая психологическая наблюдательность. Для эффективного общения необходимо хорошо ориентироваться в ролях, состояниях, свойствах личности и намерениях собеседника.
Источником информации о них служат внешность партнёра по общению, его речь, его поступки и особенного невербальное поведение.
4.2 Обратная связь
Одним из важных элементов процесса взаимопонимания является обратная связь — это реакция воспринимающего (словесная или несловесная) на поведение партнера. Это информация не о том, что представляет собой тот или иной человек, а в большей мере о Вас самих в связи с этим человеком.
Целью обратной связи является, в первую очередь, помощь окружающим в лучшем осознании того, как мы воспринимаем их поступки, какие чувства они вызывают у нас, как влияют на наше состояние и поведение. Умение обеспечить обратную связь таким образом, чтобы не вызвать у партнера ощущение исходящей от нас угрозы и чтобы не спровоцировать у него психологическую самозащиту, чрезвычайно важно и вырабатывается совсем не просто.
Обратная связь может способствовать лучшему взаимопониманию и углублению взаимоотношений между партнерами только, если приведенные выше условия будут приняты во внимание и тем, кто обеспечивает ее, и тем, для кого она предназначена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восприятие и познание людьми друг друга является обязательной стороной их взаимодействия и условием регулирования каждым из них своего поведения в соответствии с обстоятельствами и решаемыми в этом взаимодействии задачами.
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Процесс восприятия другого человека обеспечивают следующие механизмы межличностной перцепции: идентификация, эмпатия, рефлексия и аттракция. Существует ряд особенностей, затрудняющих межличностное восприятие. Это эффект ореола, эффект первичности, эффект проекции и т.д.
Таким образом, рассматривая механизмы восприятия и его особенности, можно отметить, что им принадлежит важная роль в понимании партнерами друг друга, и, как следствие, - успешная коммуникация.
В работе мы получили общее представление о межличностном восприятии и взаимопонимании в процессе общения, проанализировали механизмы межличностного понимания и познания, изучили содержание и эффекты межличностного восприятия, описали пути оптимизации понимания в процессе общения, а также рассмотрели одну из составляющих частей общения - его перцептивную сторону.
И в заключение хотелось бы сказать несколько слов о роли самого общения в человеческой жизни.
Сент-Экзюпери сказал об общении, что это “единственная роскошь, которая есть у человека”. В общении открываются и реализуются все стороны отношений человека - и межличностные, и общественные. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем и как способ развития самих этих индивидов.
Информация о работе Восприятие и понимание человека человеком