Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 12:45, курсовая работа
В человеческих взаимоотношениях важную роль играют вопросы восприятия и понимания людьми друг друга. Многие ученые во всём мире работают над рядом психологических проблем познания человека человеком, пытаясь глубже проникнуть в существо процесса формирования у человека знания других людей и постичь роли этих знаний в поведении и деятельности человека. К таким проблемам относятся: общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности; значение гендерных, возрастных, профессиональных, социальных особенностей человека для образования у него знания о других людях; основные ошибки, которые допускает человек при оценке окружающих его людей; механизмы взаимопонимания в общении, пути оптимизации общения с целью достижения понимания людьми друг друга.
Введение…………………………………………………………………………… 3
1 Общее представление о межличностном восприятии и взаимопонимании
в процессе общения………………………………………………………………... 5
Вопросы восприятия и понимания как составная часть межличностного
общения………………………………………………………….......................... 5
1.2 Процесс восприятия как перцептивная сторона общения……………...... 7
1.3 Типичные формы восприятия и понимания……………………………….. 9
2 Механизмы межличностного понимания и познания...................................... 11
2.1 Имплицитная теория личности…………………………………………....... 11
2.2 Механизмы познания: интерпретации, эмпатия и аттракция идентифика-ции, рефлексии……………………………………………………………………. 13
3 Содержание и эффекты межличностного восприятия………………………... 21
3.1 Каузальная атрибуция………………………………………………….......... 21
3.2 Эффекты межличностного восприятия: первичности и новизны, бумеран-га, ореола, стереотипизации…………………………………………………........ 25
4 Оптимизация общения………………………………………………………….. 29
4.1 Пути оптимизации понимания в процессе общения…………………….... 29
4.2 Обратная связь………………………………………………………………. 31
Заключение………………………………………………………………………... 32
Список использованной литературы…………………………………...……….. 33
Эмпатия имеет несколько уровней и форм, зависящих от типа и характера межличностных отношений:
Действенная форма - высшая форма эмпатии— характеризует нравственную сущность человека. Поэтому в процессе воспитания, при формировании нравственно развитой личности очень важно опираться на эмпатийные способности человека. Учитывая, что дети очень восприимчивы к любым воздействиям взрослых, крайне важно, чтобы воспитатель, показывая пример, сам был эмоционально отзывчив на переживания ребенка и окружающих, умел вовремя оказать им эмоционально действенную поддержку.
Механизм эмпатии включает два этапа. Вначале человек, опираясь на выразительные движения, мимику партнера, как бы "вживается в него". Знание о том, что он переживает, достигается постановкой на его место. На втором этапе, производится анализ переживаний партнера.
Без второго этапа эмпатия будет неполной. При этом наблюдается "заражение" чужим состоянием, но не происходит ясного осознания переживаний собеседника.
Чем более высока у человека способность к эмпатии тем более он будет стремится к общению, и, таким образом эти способности станут еще большими и наоборот.
Человек с высоким уровнем эмпатийности учитывает побуждения и состояния партнера по общению. С ним легко и приятно контактировать. Наоборот, человека с низкой эмпатийностью считают злым, бездушным, бесчувственным. Такие люди не в состоянии нормально контактировать с окружающими, их не любят. Однако, нехороша и слишком высокая эмпатийность, которая может привести к высокой зависимости настроения и поведения от психических состояний окружающих.
Неприятны и противоположные эмпатийные переживания, которые формируются по причине такой реакции, как зависть. Некоторые люди на неудачу близкого отвечают …радостью, а на радость…огорчением. В целом, эмпатия облегчает общение, вносит в него теплоту.
Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция (дословно — привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств, через механизмы формирования привязанности, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения. Диапазон этих чувств чрезвычайно разнообразен: от простой симпатии до глубокой любви.
"Аттракция – особая форма
восприятия и познания другого
человека, основанная на формировании
по отношению к нему
В процессе межличностного восприятия люди формируют друг по отношению к другу определенные отношения. Сделанные людьми оценки рождают разнообразную гамму чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему.
Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, любви, дружбы и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга, увидеть и понять самое лучшее и достойное, что есть в людях.
Существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большей симпатией, чем к другим. Положительные чувства партнёров по общению могут возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентаций или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д. Любопытным является то, что такие отношения позволяют лучше понимать другого человека.
С долей условности, возможно сделать следующий вывод, что чем больше человек нам нравится, тем больше мы его знаем и лучше понимаем его поступки.
Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом.
Рефлексия (англ. reflection) - размышление, самонаблюдение, желание понимать собственные чувства и поступки. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. Рефлексия это не только знание и понимание другого, но знание того, как другой понимает «рефлексирующего» индивида [1].
В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.
Формирование рефлексии начинается в младшем школьном возрасте, а у подростков становится основным фактором (механизмом) регуляции поведения и личностного саморазвития [10; стр. 470].
Рефлексию можно назвать развитой, если человек полностью осознаёт особенности своей личности, независим от прошлого, ориентируется в настоящем и будущем, способен самостоятельно изменить неблагоприятный ход событий, выйти из затруднительной ситуации, активно вмешаться в то, что происходит. Человек, владеющий рефлексией, неоднократно проигрывает в уме собственную тактику поведения и поведение партнера по общению, легко изменяет свой образ действий в случае необходимости.
Рефлексия тем полнее, чем сложнее внутренняя жизнь личности. Чем лучше образован и воспитан человек, тем больше он стремится разобраться в особенностях своего поведения, осознать свои недостатки и критически к ним подойти.
Следует отметить, что говорить об однозначной зависимости в данном случае нельзя, т.к. развитой интеллект совсем не гарантирует объективной самооценки. Ведь отношение к себе зависит не столько от умственного развития, сколько от коммуникативных черт характера личности, от ее эмоционального мира.
3 Содержание и эффекты межличностного восприятия
3.1 Каузальная атрибуция
В обычной жизни люди достаточно часто не знают реальных причин поведения другого человека или же знают их недостаточно. В связи с этим, в условиях недостатка информации, они начинают «приписывать» друг другу причины поведения, сами образцы поведения и даже более общие характеристики. Этот процесс осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.
Особая отрасль социальной психологии - каузальная атрибуция - анализирует именно эти процессы. Родоначальником исследований по каузальной атрибуции является Ф. Хайдер, впервой сформулировавший и саму идею каузальной атрибуции и давший систематическое описание различных схем, которыми пользуется человек при построении причинного объяснения поведения другого человека. Из других авторов, работающих в этой области, наиболее значительные исследования проводили Э. Джонс и К. Дэвис, а также Г. Келли.
Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток "рядового человека", "человека с улицы" понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания [2].
Г. Келли выделил три типа атрибуции:
В ходе исследований было выявлено, что участник событий чаще использует обстоятельственную атрибуцию, а наблюдатель личностную [7].
Информация о работе Восприятие и понимание человека человеком