Восприятие и понимание человека человеком

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

В человеческих взаимоотношениях важную роль играют вопросы восприятия и понимания людьми друг друга. Многие ученые во всём мире работают над рядом психологических проблем познания человека человеком, пытаясь глубже проникнуть в существо процесса формирования у человека знания других людей и постичь роли этих знаний в поведении и деятельности человека. К таким проблемам относятся: общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности; значение гендерных, возрастных, профессиональных, социальных особенностей человека для образования у него знания о других людях; основные ошибки, которые допускает человек при оценке окружающих его людей; механизмы взаимопонимания в общении, пути оптимизации общения с целью достижения понимания людьми друг друга.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 3
1 Общее представление о межличностном восприятии и взаимопонимании
в процессе общения………………………………………………………………... 5
Вопросы восприятия и понимания как составная часть межличностного
общения………………………………………………………….......................... 5
1.2 Процесс восприятия как перцептивная сторона общения……………...... 7
1.3 Типичные формы восприятия и понимания……………………………….. 9
2 Механизмы межличностного понимания и познания...................................... 11
2.1 Имплицитная теория личности…………………………………………....... 11
2.2 Механизмы познания: интерпретации, эмпатия и аттракция идентифика-ции, рефлексии……………………………………………………………………. 13
3 Содержание и эффекты межличностного восприятия………………………... 21
3.1 Каузальная атрибуция………………………………………………….......... 21
3.2 Эффекты межличностного восприятия: первичности и новизны, бумеран-га, ореола, стереотипизации…………………………………………………........ 25
4 Оптимизация общения………………………………………………………….. 29
4.1 Пути оптимизации понимания в процессе общения…………………….... 29
4.2 Обратная связь………………………………………………………………. 31
Заключение………………………………………………………………………... 32
Список использованной литературы…………………………………...……….. 33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.85 Кб (Скачать)

Эмпатия имеет несколько уровней и форм, зависящих от типа и характера межличностных отношений:

  • когнитивная эмпатия, проявляется в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния).С когнитивной эмпатией мы встречаемся в тех случаях, когда в процесс общения включены интеллектуальные компоненты, и мы пытаемся сопереживать партнеру, сравнивая его поведение со своим или находя аналогичные ситуации в своей прошлой жизни;
  • эмоциональная эмпатия, основана на подражании чувствам и реакциям, собеседника, предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему;
  • действенная эмпатия, включает поведенческие компоненты, обычно характерна для отношений с близкими людьми. Мы не только мыслим (воспринимаем, понимаем), не только чувствуем (сопереживаем), но и действуем (помогаем делом).

Действенная форма - высшая форма эмпатии— характеризует нравственную сущность человека. Поэтому в процессе воспитания, при формировании нравственно развитой личности очень важно опираться на эмпатийные способности человека. Учитывая, что дети очень восприимчивы к любым воздействиям взрослых, крайне важно, чтобы воспитатель, показывая пример, сам был эмоционально отзывчив на переживания ребенка и окружающих, умел вовремя оказать им эмоционально действенную поддержку.

Механизм эмпатии включает два этапа. Вначале человек, опираясь на выразительные движения, мимику партнера, как бы "вживается в него". Знание о том, что он переживает, достигается постановкой на его место. На втором этапе, производится анализ переживаний партнера.

Без второго этапа эмпатия будет неполной. При этом наблюдается "заражение" чужим состоянием, но не происходит ясного осознания переживаний собеседника.

Чем более высока у человека способность к эмпатии тем более он будет стремится к общению, и, таким образом эти способности станут еще большими и наоборот.

Человек с высоким уровнем эмпатийности учитывает побуждения и состояния партнера по общению. С ним легко и приятно контактировать. Наоборот, человека с низкой эмпатийностью считают злым, бездушным, бесчувственным. Такие люди не в состоянии нормально контактировать с окружающими, их не любят. Однако, нехороша и слишком высокая эмпатийность, которая может привести к высокой зависимости настроения и поведения от психических состояний окружающих.

Неприятны и противоположные эмпатийные переживания, которые  формируются по причине такой реакции, как зависть. Некоторые люди на неудачу близкого отвечают …радостью, а на радость…огорчением. В целом, эмпатия облегчает общение, вносит в него теплоту.

Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция (дословно — привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств, через механизмы формирования привязанности, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения. Диапазон этих чувств чрезвычайно разнообразен: от простой симпатии до глубокой любви.

"Аттракция – особая форма  восприятия и познания другого  человека, основанная на формировании  по отношению к нему устойчивого  позитивного чувства" [3, стр. 205].

В процессе межличностного восприятия люди формируют друг по отношению к другу определенные отношения. Сделанные людьми оценки рождают разнообразную гамму чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему.

Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, любви, дружбы и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга, увидеть и понять самое лучшее и достойное, что есть в людях.

Существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большей симпатией, чем к другим. Положительные чувства партнёров по общению  могут возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентаций или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д. Любопытным является то, что такие отношения позволяют лучше понимать другого человека.

 С долей условности, возможно сделать следующий вывод, что чем больше человек нам нравится, тем больше мы его знаем и лучше понимаем его поступки.

 Механизм рефлексии  другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом.

Рефлексия (англ. reflection) - размышление, самонаблюдение, желание понимать собственные чувства и поступки. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. Рефлексия  это не только знание и понимание другого, но знание того, как другой понимает «рефлексирующего» индивида [1].

В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Формирование рефлексии начинается в младшем школьном возрасте, а у подростков становится основным фактором (механизмом) регуляции поведения и личностного саморазвития [10; стр. 470].

Рефлексию можно назвать развитой, если человек  полностью осознаёт особенности своей личности, независим от прошлого, ориентируется в настоящем и будущем, способен самостоятельно изменить неблагоприятный ход событий, выйти из затруднительной ситуации, активно вмешаться в то, что происходит. Человек, владеющий рефлексией, неоднократно проигрывает в уме собственную тактику поведения и поведение партнера по общению, легко изменяет свой образ действий в случае необходимости.

Рефлексия тем полнее, чем сложнее внутренняя жизнь личности. Чем лучше образован и воспитан человек, тем больше он стремится разобраться в особенностях своего поведения, осознать свои недостатки и критически к ним подойти.

Следует отметить, что говорить об однозначной зависимости в данном случае нельзя, т.к. развитой интеллект совсем  не гарантирует объективной самооценки. Ведь отношение к себе зависит не столько от умственного развития, сколько от коммуникативных черт характера личности, от ее эмоционального мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Содержание и эффекты межличностного восприятия

3.1 Каузальная атрибуция

В обычной жизни люди достаточно часто не знают реальных причин поведения другого человека или же знают их недостаточно. В связи с этим, в условиях недостатка информации, они начинают «приписывать» друг другу причины поведения,  сами образцы поведения и  даже более общие характеристики. Этот процесс осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.

Особая отрасль социальной психологии - каузальная атрибуция - анализирует именно эти процессы. Родоначальником исследований по каузальной атрибуции является Ф. Хайдер, впервой сформулировавший и саму идею каузальной атрибуции и давший систематическое описание различных схем, которыми пользуется человек при построении причинного объяснения поведения другого человека. Из других авторов, работающих в этой области, наиболее значительные исследования проводили Э. Джонс и К. Дэвис, а также Г. Келли.

Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток "рядового человека", "человека с улицы" понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания [2].

Таким образом, содержанием процесса познания другого человека становится процесс этого приписывания, т. е. каузальная атрибуция. Сегодня среди исследователей межличностного восприятия существует мнение, что открытие явления каузальной атрибуции означает важнейший шаг по пути развития знаний о процессах межличностного восприятия.

На основании многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия. И хотя этот вывод не разделяется всеми исследователями (некоторые полагают, что нельзя полностью отождествлять атрибутивный процесс и процесс межличностного познания), важность открытия явления атрибуции очевидна для более углубленного представления о содержании межличностного восприятия.

Г. Келли выделил три типа атрибуции:

  1. Личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие);
  2. Объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок);
  3. Обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).

В ходе исследований было выявлено, что участник событий чаще использует обстоятельственную атрибуцию, а наблюдатель личностную [7].

Эксперементально было установлено, что различные люди могут демонстрировать совершенно различные виды атрибуции, т. е. разную степень "правильности" приписываемых причин. Для того чтобы определить степень этой правильности, учёными были введены три категории:

  1. Подобия, т. е. согласия с мнением других людей;

  1. Различия, т. е. отличия от мнения других людей;

  1. Соответствия, т. е. постоянства действия причины во времени и пространстве.

Кроме того, были установлены точные соотношения, при которых конкретные комбинации проявления каждого из трёх критериев должны дарить личностную, стимульную или обстоятельственную атрибуцию. В результате на экспериментальном уровне зафиксирована та истина, что люди часто приписывают причину "неправильно". Многие склонны злоупотреблять либо личностной и стимульной, либо обстоятельственной атрибуцией. Так, в частности, было установлено различие в позициях наблюдателя (приписывает причину личности участника) и участника событий (приписывать причину обстоятельствам).

Кроме ошибок, возникающих из-за различной позиции субъекта восприятия, выявлен целый ряд довольно типичных ошибок атрибуции. Согласно систематизации Келли они выглядят следующим образом:

  • мотивационные ошибки - включают в себя различного рода "защиты": пристрастия, асимметрия позитивных и негативных результатов (успех - себе, неуспех - обстоятельствам);

  • фундаментальные ошибки (свойственные всем людям) - включают в себя случаи переоценки личностных факторов и недооценки ситуационных ("нормальной" интерпретацией считается такая, которая совпадает с "моим" мнением и под него подгоняется);

  • ошибки, связанные с неравными возможностями ролевого поведения (когда в определенных ролях немаловажно "легче" проявить собственные позитивные качества, и интерпретация осуществляется при помощи апелляции к ним);

  • ошибки, возникающие из-за большего доверия конкретным фактам, чем к общим суждениям и т. д.

Один из вопросов казуальной атрибуции - "атрибуция ответственности" - та особая ситуация приписывания, когда поведению личности приписывается не просто причина, но ответственность за тот или иной поступок. Этот вид атрибуции возникает каждый раз, когда люди пытаются дать моральную оценку действий других людей. В случае совершения человеком преднамеренного поступка, особой проблемы не  возникает. Если же поступок был совершен не преднамеренно, то вопрос об ответственности вырастает в целую проблему, т.к. при его решении субъект восприятия строит вывод об ответственности на основании приписывания  как личностных характеристик, так и роли обстоятельств. Идея о существовании двух видов атрибуции - личной и безличной - приобретает особую роль.

В экспериментальных исследованиях подтверждено, что совместно с увеличением тяжести последствий какого- либо поступка усиливается тенденция приписывать причины в большей степени личности, совершившей тот самый поступок, чем обстоятельствам.

Наряду с этим в теориях каузальной атрибуции уделяется внимание и идее контрастных представлений, когда "плохому" человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя только положительных черт. Учёные-экспериментаторы поставили довольно важный вопрос  о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А.А.Бодалева [5].

Исследователи  пытаются найти ответ  и на вопрос о роли характеристик воспринимающего в процессе межличностного восприятия: какие именно характеристики здесь значимы, при каких обстоятельствах они проявляются и т.д.

Информация о работе Восприятие и понимание человека человеком