Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 12:45, курсовая работа
В человеческих взаимоотношениях важную роль играют вопросы восприятия и понимания людьми друг друга. Многие ученые во всём мире работают над рядом психологических проблем познания человека человеком, пытаясь глубже проникнуть в существо процесса формирования у человека знания других людей и постичь роли этих знаний в поведении и деятельности человека. К таким проблемам относятся: общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности; значение гендерных, возрастных, профессиональных, социальных особенностей человека для образования у него знания о других людях; основные ошибки, которые допускает человек при оценке окружающих его людей; механизмы взаимопонимания в общении, пути оптимизации общения с целью достижения понимания людьми друг друга.
Введение…………………………………………………………………………… 3
1 Общее представление о межличностном восприятии и взаимопонимании
в процессе общения………………………………………………………………... 5
Вопросы восприятия и понимания как составная часть межличностного
общения………………………………………………………….......................... 5
1.2 Процесс восприятия как перцептивная сторона общения……………...... 7
1.3 Типичные формы восприятия и понимания……………………………….. 9
2 Механизмы межличностного понимания и познания...................................... 11
2.1 Имплицитная теория личности…………………………………………....... 11
2.2 Механизмы познания: интерпретации, эмпатия и аттракция идентифика-ции, рефлексии……………………………………………………………………. 13
3 Содержание и эффекты межличностного восприятия………………………... 21
3.1 Каузальная атрибуция………………………………………………….......... 21
3.2 Эффекты межличностного восприятия: первичности и новизны, бумеран-га, ореола, стереотипизации…………………………………………………........ 25
4 Оптимизация общения………………………………………………………….. 29
4.1 Пути оптимизации понимания в процессе общения…………………….... 29
4.2 Обратная связь………………………………………………………………. 31
Заключение………………………………………………………………………... 32
Список использованной литературы…………………………………...……….. 33
Первая группа исследований изучает приписывания (атрибуции) различных черт, причин поведения (каузальная атрибуция) партнеров по общению, роль установки при формировании первого впечатления и т. п.
1.3. Типичные формы восприятия и понимания.
Существуют типичные формы восприятия и понимания человека человеком.
Среди них выделяются следующие:
1. Аналитическая. При этом каждый информативный элемент внешности человека (его руки, глаза, форма губ, подбородка, цвет и форма волос и т.п.), связывается с наличием определенной личностной черты. О психологических особенностях человека судят на основе первичного впечатления о его внешности, раскладывая её на элементы (анализ внешнего облика), и уже по ним судят об отдельных присущих ему качествах личности. Данный тип восприятия присущ художникам и врачам, которые по роду своей профессии нередко занимаются изучением внешнего облика человека;
2. Эмоциональная. В данном случае человеку приписывают качества личности, основываясь на эмоциональном отношении к нему. Такая форма межличностного восприятия зачастую присуща детям, особенно подросткам, а также лицам женского пола, эмоционально возбудимым людям, людям с образным типом памяти и мышления;
3. Перцептивно-ассоциативная. Эта форма проявляется в использовании при восприятии человека суждений по аналогии с другими людьми. Его внешний облик и поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ ранее встречавшегося человека, внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Этот тип межличностного восприятия нередко наблюдается у людей пожилого возраста, а так же у тех, кто располагает достаточно большим и богатым профессиональным и жизненным опытом общения с разными людьми. Таким же образом, воспринимая и оценивая других людей, действуют, например, педагоги, врачи, руководители, которым нередко приходится оценивать другого человека как личность в условиях дефицита информации и времени;
4. Социально-ассоциативная. В этом случае восприятие и оценка осуществляются на основе сложившихся социальных стереотипов. Воспринимаемому человеку приписываются качества того социального типа (люди разных профессий, социального положения, мировоззрения и т.п.), к которому он был отнесен. Эта форма восприятия типична, например, для руководителей и политиков, философов и социологов.
2 Механизмы восприятия и понимания
2.1 Имплицитная теория личности.
Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название имплицитная теория личности. Термин «имплицитная теория личности» впервые предложен Дж. Брунером (J. Bruner) и Р. Тагиури (R. Tagiuri) в 1954 г. для объяснения ряда феноменов в области межличностного восприятия.
«Имплицитными теориями личности» называют совокупность субъективных обыденных знаний о психологии человека, полученных не научным исследованием, а опытом повседневной жизни.
Имплицитную теорию личности можно определить так: это — хранящееся в долговременной памяти человека устойчивое представление о том, как три стороны личности - внешность, поведение и психология человека - сочетаются или согласуются друг с другом у одного и того же человека в типичных случаях жизни.
Механизм формирования у человека имплицитной теории личности можно представить так. При встрече с каким-либо новым для нас человеком, вступив в общение с ним, мы, в первую очередь, обращаем внимание на его внешность. Затем, в процессе общения с ним, мы продолжаем наблюдать за его поведением и начинаем строить гипотезы о его психологии и проверять их. Когда мы расстаемся с человеком, от общения с ним в нашей памяти остается тройной след, который включает в себя сведения о внешности этого человека, знания о его поведении и представление о его психологии. Все это связывается друг с другом в нашем сознании и памяти.
Далее в жизни мы встречаемся со многими другими людьми и получаем в итоге общения с ними аналогичные впечатления о внешних данных, поведении и психологических свойствах. Все эти впечатления от разных людей накапливаются в нашей памяти, и то, что в этих впечатлениях оказывается одинаковым, закрепляется в памяти, а случайные составляющие и связи забываются.
В результате формируется обобщенный образ человека, включающий в себя типичные особенности внешности, типичные формы поведения и типичные психологические свойства в их взаимосвязи. Этот обобщенный образ и представляет собой имплицитную теорию личности.
Сформированная у человека имплицитная теория личности существенно влияет на то, как он воспринимает и оценивает людей. Учёными подсчитано, что имплицитная теория личности формируется на основе обобщения единичных образов людей, число которых примерно равно количеству лет человека, умноженному на 10.
Процесс влияния имплицитной теории личности на образ можно описать так. При встрече с новым для себя человеком, мы непроизвольно обращаем внимание на его внешность и сравниваем этого человека с теми людьми, с которыми раньше уже приходилось общаться. При обнаружении внешнего сходства с теми, кого мы хорошо знаем, мы приписываем новому знакомому психологические свойства, которые вошли в имплицитную теорию личности, и ожидаем от него того же поведения, которое уже запечатлено в нашей имплицитной теории личности.
В том случае, если человек имеет богатый жизненный опыт общения с разными людьми в разных жизненных ситуациях, то, чаще всего, имплицитная теория личности, характерная для данного человека, верна. И человек имеет возможность не только правильно воспринимать и оценивать людей, но и быстро строить правильные образы этих людей, причем задолго до того, как о них будет получена полная информация.
В случаях, когда человек имеет весьма ограниченный, односторонний опыт общения с людьми, имплицитная теория личности данного человека оказывается часто неверной, и человек может совершать грубые ошибки при восприятии и понимании людей, ошибочно приписывая им не те психологические свойства, которые есть у них на самом деле, и ожидая от них совсем не тех поступков, которых следовало бы ожидать.
Таким образом, имплицитная теория личности является реальностью, определяющей впечатления о другом человеке, субъективной оценке его личностных качеств, определении чувств и поведения других людей.
2.2 Механизмы познания: идентификации, эмпатии и аттракции, рефлексии
Восприятие и понимание человека человеком невозможно без определённых психологических механизмов межличностного познания, которые человек выбирает неосознанно. Знание этих механизмов помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и способствует эффективности общения. Порядок функционирования механизмов межличностного познания достаточно строго выстроен (от простых к сложным).
Восприятие и понимание других людей человека, как правило, строится на базе собственного жизненного опыта, в основе которого лежит механизм идентификации, который в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком.
Термин "идентификация" имеет несколько значений в социальной психологии. В проблематике общения идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления [11; стр.114].
При идентификации мы, стремясь понять другого человека, ставим себя на место партнера по общению. Например, когда мы считаем, что окружающие нас не понимают, то говорим: «Побывали бы вы на моем месте!», тем самым как бы приглашая их «включить» психологические механизмы идентификации.
Человек испытывает симпатию к другому, сочувствует ему, если он способен почувствовать или представить себя на его месте, если для него понятна, близка и приемлема точка зрения и позиция того человека, с которым он общается.
Таким образом, основой и предпосылкой взаимного понимания людьми друг друга служит механизм их психологической идентификации, или взаимного уподобления.
Существует две модели идентификации:
Но независимо от последовательности своего осуществления идентификация позволяет людям добиваться относительного понимания других людей, даже невзирая на недостаток предварительной информации о них, когда первое впечатление является, чуть ли не единственным источником знания.
Значение механизма идентификации и его роль в качестве психологической основы взаимопонимания неоднократно подчёркивалась разными учёными - психологами. Т. Шибутани, например, связывает процесс установления взаимопонимания с механизмом идентификации. Он отмечает "только вообразив себя на месте другого, человек может догадаться о его внутреннем состоянии" [4; стр. 320].
Однако, механизм идентификации имеет определенную ограниченность. Он эффективен только при условии относительного соответствия общающихся людей. В противном случае механизм идентификации превращается в инструмент искажения реальности. Полное же уподобление одной неповторимой индивидуальности другой невозможно.
Идентификация осуществляется, как правило, на уровне обыденного сознания и основывается на форме стереотипа или шаблонизированного представления о другом лице. Это объясняется тем, что жизненный опыт человека ограничен по сравнению со всем многообразием встречаемых им людей, с их характерами и разнообразным внутренним миром.
Стереотип восприятия выполняет функцию способа защиты психики человека от перегрузки информацией, впечатлениями в процессе общения. И только путём «подгонки» потока новых знаний и впечатлений под уже сложившийся на основе старых впечатлениях стереотип (т.е. под сложившееся у человека представление о типах личности), можно справиться с процессом интенсификации человеческого общения даже в условиях недостатка времени. Но стереотип восприятия человека человеком функционирует на базе внешнего и часто первого (при этом поверхностного) впечатления о другом лице.
Основанием для построения образа и оценки человека в данном случае служит восприятие его внешности и манеры держаться. Черты лица (нос, рот, глаза, уши, лоб и т.д.) служат «пищей» для воображения воспринимающего, подсказывая ему различные образы: образ интеллектуала (тонкие черты лица, большой лоб), аскета (тонкие сжатые губы), скептика (кривая усмешка), гурмана (полные чувственные губы) и т.д. Однако, как доказано в результате экспериментов, те или иные внешние и конституционные признаки индивидуальности не всегда приносят сколько-нибудь достоверную информацию о внутреннем мире и характере человека.
Совершенно очевидно, что в таком случае стереотип или определенная установка восприятия человека человеком выступает уже в качестве психологического барьера на пути к пониманию духовного мира личности
[4; стр.321].
И люди, как правило, начинают всерьез задумываться об особенностях характера и индивидуальности другого человека только тогда, когда его поступки не согласуются с той схемой, которой он был уже заранее уподоблен по аналогии с восприятием и пониманием других людей, сходных с ним по внешним признакам поведения, т.е. когда он начинает выходить за рамки стереотипного восприятия.
Идентификация имеет двойное воздействие на развитие личности. С одной стороны, она формирует способность к установлению положительных взаимоотношений с людьми, ведет к развитию социально значимых качеств, а с другой – "может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального" [9; стр.51].
Идентификация тесно связана с таким близким ей по содержанию явлением, как эмпатия. Термин «эмпатия» (от греч εμπάθεια — сопереживание) означает постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием, введен Э. Титченером [13].
Эмпатию можно назвать особым механизмом понимания другого человека путём сопереживания человеку, а не путём рационального осмысления его проблем. Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера но общению, не столько "продумывается", сколько "прочувствуется".
Механизм эмпатии в какой-то степени сходен с механизмом идентификации. Оба механизма предполагают умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его позиций, что ,однако, не означает полного отождествления себя с этим человеком. В случае идентификации мы ставим себя на место другого, и это значит, что мы ведем себя так же, как обычно ведет себя этот другой. В случае проявления эмпатии мы принимаем к сведению особенности поступков и привычек другого человека, относимся к ним с сочувствием, но поступить можем совсем по-иному. Часто в психологической литературе термин "эмпатия" имеет расширительное толкование - в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению.
Эмпатия основывается на умении правильно представлять себе, какие переживания происходят внутри другого человека, как он оценивает окружающий мир. Благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, понимаем, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства. Эмпатические способности человека возрастают с ростом жизненного опыта. Пожилые люди, многое пережившие на своём веку, лучше понимают, что испытывает человек, попавший в те или иные жизненные обстоятельства, чем, например, молодой человек.
Информация о работе Восприятие и понимание человека человеком