Влияние стиля родительских отношений на формирование личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 09:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Изучение межличностных отношений в подростковых семьях, каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка. Построение модели поведения для родителей и подростков, которая позволит преодолеть негативные последствия внутрисемейного конфликта с помощью способов совладания адекватных стрессовой ситуации.

Файлы: 1 файл

курсовая по возрасной психологии.docx

— 106.09 Кб (Скачать)

Указанные виды нарушений контакта с ребенком определяют основные типы неправильных позиций: отвергающая, уклоняющаяся, чрезмерно требовательная и чрезмерно оберегающая.

Наиболее подходящим является отношение к ребенку, когда  родители принимают его таким, каков  он есть: с его внешним видом, с  его характером и умственными  способностями. Такие родители действительно  любят своего ребенка и не скрывают от него этого чувства. Контакт с  ребенком для них приятен и  дарит им радость и счастье. Они  видят в ребенке личность, достойную  похвалы и одобрения. В случае невежливости, грубости или некоторых  его проступков эти родители дают ему понять, что порицают его поведение, однако пытаются узнать мотивы случившегося. Они хорошо знают потребности  ребенка. Они допускают его эмоциональную  независимость. Своей позицией они  обеспечивают детям чувство безопасности и уверенность в будущем.

Противоположностью  вышеупомянутой позиции является позиция  признания прав ребенка. Родители относятся  к проявлениям активности ребенка  свободно, неформально, проявляют уважение к его индивидуальности. Они готовы пояснить и обосновать свои требования или применяемое наказание. Ребенок  в такой семье знает, чего от него ждут, понимает, что эти ожидания он способен оправдать.

Отклонения в  поведении детей и молодежи свидетельствует  чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.

Изучение зависимости  между практикой семейного руководства  и агрессивным поведением у детей  сосредоточилось на характере и  строгости наказаний, а также  на контроле родителей поведения  детей. В общем, и целом выявлено, что жестокие наказания связаны  с относительно высоким уровнем  агрессивности у детей, a недостаточный  контроль и присмотр за детьми коррелирует  с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным  поведением.

Существует риск, что стиль общения, который зиждется на силе, завершив цикл своего развития, превратит ребенка в отверженного в среде сверстников, отстающего в школе и не позволит развить  поведенческие умения до необходимого уровня. Дети из семей, в которых не обучают уступчивости, агрессивны и вспыльчивы. От них отворачиваются родители, приятели, да и у самого ребенка складывается весьма негативный образ «самого себя». Если родителям не хватает умения научить ребенка следовать определенным правилам поведения,  его манерой становятся неподчинение и пущенные в ход кулаки. Этот стиль становится доминирующим в отношениях с людьми.

Преодолеть негативные последствия внутрисемейных конфликтов возможно с помощью способов совладания адекватных стрессовой ситуации, то есть индивидуальном способе взаимодействия с ситуацией в соответствии с его собственной логикой, значимостью для человека и его сегодняшними возможностями

Совладание может быть как целиком осознаваемым, так и бессознательным со всеми переходными формами частичной, временному осмыслению и типами: рационализаци, проекции, подавления, которые могут выступать знакомыми любому по собственному опыту примерами совладания, при котором используется человеком для управления собственным предусмотрением и переживанием кризисной ситуации. Это беспрерывные попытки в мыслях и действиях отвечать конкретным требованиям, которым диктует ситуация, и не только отвечать, а немного предворять их, быть к ним готовым.

Личность интерпретирует эти требования как ожидание от нее  определенных испытаний, которые превышают  ее возможности. Процесс совладания направленный на преодоление стресогенных влияний и подчиняется главной цели деятельности.

Среди способов совладания следует назвать, например, активно-поступковый, если человек быстро принимает решение и осуществляет определенный поступок, который помогает ему облегчить кризисный характер ситуации. Иногда не менее эффективным обнаруживается и совладание путем избежания, если лучше бездействовать, игнорировать обстоятельства, которые сложились, просто переждать неприятности. Некоторые люди предпочитают избирать для себя активно-когнитивное совладание, объяснив себе все возможные причины осложнений, найдя оправдания для того, что происходит.

Человек избирает именно тот способ совладания, которое большее отвечает требованиям ситуации, с одной стороны, и ее собственным индивидуальным особенностям, ее опыта, эмоциональному состоянию.

Гипотеза исследования нашла свое экспериментальное подтверждение. Цель достигнута, задачи в основном можно считать решенными.

Из-за глобальности темы, в работе осталось за пределами  исследования, несколько вопросов, например: что причина агрессии может  быть не только в подростковом возрасте, она может выплывать под воздействием гормонального или других факторов, определяющих этот возраст, по-видимому, причина лежит вне подросткового  возраста, а намного раньше; невыясненным остается степень влияния семьи  на формирование агрессии и причины  ее возникновения у детей разного  возраста, начиная с младенческого или даже с внутриутробного.  
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001.
  2. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.
  3. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  4. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебн. для студ. педвузов. – М.: Гуматит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии.
  6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Психология образования.
  7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
  8. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Столяренко Л.Д. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
  9. Психология личности: Словарь-справочник / Под редакцией
  10. Горностая П.П. и Т.М. Титаренко – К.: Рута, 2001.
  11. Популярная психология для родителей / Под ред. Спиваковской А.С. - СПб.: СОЮЗ, 1997.
  12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.
  13. Словарь психолога-практика / Сост. Головин С.Ю. – Мн.: Харвест, 2001.
  14. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя//Практическая психология в образовании – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
  15. Нартова-Бочавер С.: Психол. журнал 1997. №5
  16. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ef.wwww4.com/

Информация о работе Влияние стиля родительских отношений на формирование личности подростка