Влияние стиля родительских отношений на формирование личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 09:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Изучение межличностных отношений в подростковых семьях, каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка. Построение модели поведения для родителей и подростков, которая позволит преодолеть негативные последствия внутрисемейного конфликта с помощью способов совладания адекватных стрессовой ситуации.

Файлы: 1 файл

курсовая по возрасной психологии.docx

— 106.09 Кб (Скачать)

 

враждебность  у 62,1% повышена, 32,4% - нормальная и высокая  у 5,5% из всех испытуемых; агрессивность  – у 10,9% повышена, 72,9% - нормальная и 16,2% - низкая.

негативизм –  у 37,8% повышен, 29,8% - нормальный, 16,2% - высокий, 16,2% - низкий.

чувство вины –  у 72,9% повышено, 8,1% - нормальное, 10,8% - высокое, 5,4% - низкое и 2,7% - нет чувства вины.

При определении  темперамента (таблица №4), исследование было направлено на разные его свойства по отношению к работе и общения  с людьми. У 17,6% испытуемых не принимаются  к рассмотрению, т. к. ответы на контрольные  вопросы более, чем в трех случаях, совпадают с ключевыми, это означает, что на основные вопросы испытуемый старался приукрасить себя, представить в более выгодном свете, т.е. был не искренним.

В целом были получены такие данные:

по отношению  к работе: 53,6% проявляют средний  темперамент, 35,7% - высокий, а 10,7% низкий.

в общении с  людьми: 64,2% - средний, 25% - высокий, 10,7% - низкий.

Психодиагностическая  карта 9 класс

Таблица №4 
 
 
 

 

испытуемый темперамент Агрессия                       
Энергичность  в работе Энергичность  в общении Пластичность  в работе          
Пластичность  в общении 
 
Темп в работе Темп в общении Эмоциональность в работе Эмоциональность в общении Контрольные вопросы Враждебность  Агрессивность негативизм Чувство вины  
в с с с с с с с 3        
с в с н с с в с 3 пов низ выс пов
с в с с в в с с 1 пов н низ пов
с в с с в в с с 1 пов н низ пов
                7 н н выс пов
11д с с н с с с в в 3 пов н пов пов
12м с с н с в н н н 3 н н низ пов
13м в с с с в в в с 3 пов н пов пов
14м с в с н в с в с 2        
15м                 7 н н низ низ
17д с в в с в с с с 2 пов н пов пов
18д с в с с с с в с 3 пов пов выс выс
19д с с н н с с в с 2 н н н 0
20д                 7 пов н выс выс
21д с в н с в с в с 3 н н пов низ
22д с в в с с с с н 2 пов н выс пов
23д с в в с в с в в 3 н н пов пов
     
   
   
 
 
 
 

 

После проведения методики рисуночного теста «Моя семья» определились следующие отношения  подростков к членам семьи:

Любовь к матери – 8,4%

Дружеские отношения  с отцом – 17,2%

Нормальная семья  – 21,5%

Мать управляет  семьей – 8,5%

Не находит  взаимопонимания с матерью – 13,2%

20

Не считают  родителей своей семьей – 13,2%

Не уважают  родителей – 4,1%

Авторитет родителей  – 4,1%

Плохие взаимоотношения  с отцом – 4,1%

Близкие отношения  с бабушкой – 8,5%

Любовь к брату  – 12,8%

Любовь к сестре – 4,1%

Чувствуют себя одинокими в семье – 4,1%

Находят любовь с животными – 12,8%

Самовлюбленность  – 4,1%

Эгоцентризм – 4,1%

Хочет семейных отношений – 12,8%

Уверенность в  помощи родителей – 4,1%

Для диагностики  личности подростка, был проведен проективный  тест «Несуществующее животное»  и получены следующие результаты личностных качеств:

Заинтересованность  в информации о себе – 4,09%

Чувственность – 2,04%

Страх – 3,58%

Отношение к  внешности – 1,27%

Вербальная агрессия – 1,02%

Основательность, обдуманность – 0,51%

Самостоятельность – 0,76%

Эгоцентризм – 1,27%

Конформность суждений и банальность – 0,76%

Агрессивность – 2,04%

Болтливость – 1,02%

Желание обратить на себя внимание – 0,51%

Конкуренция – 2,3%

Проявление шизоидности – 0,51%

Положительно  оценивают свои действия – 1,79%

Недовольство  собой – 0,76%

Защита от окружающих – 0,51%

При диагностике  родительского отношения с помощью  теста-опросника (А.Я. Варга, В.В. Столин) определяется тот или иной вид отношения по шкале, в которой набирается из ответов наибольший процентный ранг по всем ответам родителей (диаграмма №1). По общим данным можно увидеть, что самый высокий процент 65% по шкале «симбиоз» (диаграмма №2).

Это говорит  о том, что в общении с ребенком родитель соблюдает межличностную  дистанцию. Он ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить  все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей  жизни. Родитель постоянно ощущает  тревогу за ребенка, ребенок ему  кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда  ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

 
Диаграмма №1

 
 Диаграмма №2

Заключение

В ходе анализа  установлено, что межличностные  отношения в семье с детьми-подростками  являются основным фактором, формирующим  личность и ее поведение.

В результате анализа  и интерпретации, данных поставленного  эксперимента по определению личностных качеств подростков, их отношения  к семье и родителей по отношению  к детям были получены следующие  данные:

1. При оценке  тревожности испытуемых подростков, выяснилось, что у большинства  - нормальная тревожность. Школьная  тревожность у подростков нормальная.

2. При обследовании  детей на выявление агрессии  и враждебности получились следующие  данные: враждебность у многих  из всех испытуемых повышена; агрессивность же у большинства  нормальная.

3. При определении  темперамента, исследование было  направлено на разные его свойства  по отношению к работе и  общения с людьми. В целом получились  такие данные:

по отношению  к работе подавляющее число проявляют  средний темперамент;

в общении с  людьми – большинство - средний.

4. С помощью  проективного рисуночного метода  по диагностированию личности  выделились следующие результаты  личностных качеств, которые были  у большего количества подростков:

1) Заинтересованность  в информации о себе;

2) Страх;

3) Конкуренция;

4) Агрессивность;

5) Чувственность;

6) Эгоцентризм;

7) Отношение  к внешности.

5. Межличностные  отношения в семье по рисуночной  методике распределились следующим  образом:

1) Нормальная  семья;

2) Дружеские  отношения с отцом;

3) Не находят  взаимопонимания с матерью;

4) Не считают  родителей своей семьей;

5) Любовь к  брату; 

6) Находят любовь  среди животных;

7) Хотят семейных  отношений.

6. При диагностике  родительского отношения по общим  данным можно увидеть, что самый  высокий процент по шкале «симбиоз».  Родитель соблюдает межличностную  дистанцию с ребенком.

7. В результате  анализа межличностных отношений  в семье, отношения подростков  между разными членами семьи  варьируются: лучше всего они  относятся к матери, к отцу  в два раза меньше. Это объясняют  тем, что отец относится к  ним строго (ругает, не понимает) или его поведение неадекватно  (много и часто выпивает). Некоторые  безразлично относятся к обоим  родителям. Совсем немногие из  подростков признаются, что хотели, чтобы родители уделяли им  больше внимания.

Моделью поведения  для подростков и родителей может  послужить нижеописанная, которая позволяет преодолевать негативные последствия семейных конфликтов и добиться гармоничных внутрисемейных отношений.

В жизни каждого  человека родители играют большую и  ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит  формирование личности ребенка, то они  ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств  и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так  как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

При исследовании проблемы выделялись главные типы отношения  к детям - подросткам, позволяющие  объяснить различные стили поведения  родителей по отношению к детям.

В качестве основных типов выберем: 1) чрезмерную эмоциональную  дистанцию между родителями и  ребенком и слишком большую концентрацию внимания на ребенке. А между ними, в центре, расположим эмоционально уравновешенное отношение к ребенку; 2) доминирование и уступчивость по отношению к детям, в середине – позицию внутренней независимости  матери и отца, позволяющей свободно руководить ребенком.

Полярные типы указанных позиций представляют собой воспитательно-нежелательную  ориентацию родителей, а в середине предлагается наилучший вариант.

Позиция независимости  родителей облегчает руководство  ребенком, так как осуществляется свободно, без проявления подавляющего превосходства или уступчивости.

Атмосфера напряженности  и конфликтных семейных ситуации действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом и юношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения.

Влияние структуры  семьи на формирование личности ребенка  неразрывно связано с царящими в  семье отношениями. Дисгармония  семейных отношений дает ребенку  образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения.

Неудовлетворение  основных потребностей детей очень  быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности.

Эмоциональная уравновешенность родителей является необходимым условием для хорошего контакта с ребенком и обращения  с ним как формирующейся личностью. Эти качества позволяют родителям  и детям взаимно проявлять  свои чувства. Причем родители не сдерживаются, не боятся выражать свою любовь, радость, грусть. Они не стыдятся высказать  свои переживания, так как их чувства  свободны, не преувеличены и искренни. Кроме того, таким родителям свойственна  чуткость к восприятию различного рода признаков, сигнализирующих о потребностях ребенка. Они способны реагировать  на них как бы стихийно, без особых объяснений.

Установлено, что  формированию контакта с ребенком способствует прежде всего подход к детям без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, то есть необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе к детям, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. С другой стороны, это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой.

Информация о работе Влияние стиля родительских отношений на формирование личности подростка