Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 09:00, курсовая работа
Цель работы: Изучение межличностных отношений в подростковых семьях, каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка. Построение модели поведения для родителей и подростков, которая позволит преодолеть негативные последствия внутрисемейного конфликта с помощью способов совладания адекватных стрессовой ситуации.
враждебность у 62,1% повышена, 32,4% - нормальная и высокая у 5,5% из всех испытуемых; агрессивность – у 10,9% повышена, 72,9% - нормальная и 16,2% - низкая.
негативизм – у 37,8% повышен, 29,8% - нормальный, 16,2% - высокий, 16,2% - низкий.
чувство вины – у 72,9% повышено, 8,1% - нормальное, 10,8% - высокое, 5,4% - низкое и 2,7% - нет чувства вины.
При определении темперамента (таблица №4), исследование было направлено на разные его свойства по отношению к работе и общения с людьми. У 17,6% испытуемых не принимаются к рассмотрению, т. к. ответы на контрольные вопросы более, чем в трех случаях, совпадают с ключевыми, это означает, что на основные вопросы испытуемый старался приукрасить себя, представить в более выгодном свете, т.е. был не искренним.
В целом были получены такие данные:
по отношению к работе: 53,6% проявляют средний темперамент, 35,7% - высокий, а 10,7% низкий.
в общении с людьми: 64,2% - средний, 25% - высокий, 10,7% - низкий.
Психодиагностическая карта 9 класс
Таблица №4
испытуемый | темперамент | Агрессия | |||||||||||||
Энергичность в работе | Энергичность в общении | Пластичность
в работе |
Пластичность
в общении |
Темп в работе | Темп в общении | Эмоциональность в работе | Эмоциональность в общении | Контрольные вопросы | Враждебность | Агрессивность | негативизм | Чувство вины | |||
1д | в | с | с | с | с | с | с | с | 3 | ||||||
5м | с | в | с | н | с | с | в | с | 3 | пов | низ | выс | пов | ||
6д | с | в | с | с | в | в | с | с | 1 | пов | н | низ | пов | ||
7д | с | в | с | с | в | в | с | с | 1 | пов | н | низ | пов | ||
9м | 7 | н | н | выс | пов | ||||||||||
11д | с | с | н | с | с | с | в | в | 3 | пов | н | пов | пов | ||
12м | с | с | н | с | в | н | н | н | 3 | н | н | низ | пов | ||
13м | в | с | с | с | в | в | в | с | 3 | пов | н | пов | пов | ||
14м | с | в | с | н | в | с | в | с | 2 | ||||||
15м | 7 | н | н | низ | низ | ||||||||||
17д | с | в | в | с | в | с | с | с | 2 | пов | н | пов | пов | ||
18д | с | в | с | с | с | с | в | с | 3 | пов | пов | выс | выс | ||
19д | с | с | н | н | с | с | в | с | 2 | н | н | н | 0 | ||
20д | 7 | пов | н | выс | выс | ||||||||||
21д | с | в | н | с | в | с | в | с | 3 | н | н | пов | низ | ||
22д | с | в | в | с | с | с | с | н | 2 | пов | н | выс | пов | ||
23д | с | в | в | с | в | с | в | в | 3 | н | н | пов | пов | ||
После проведения методики рисуночного теста «Моя семья» определились следующие отношения подростков к членам семьи:
Любовь к матери – 8,4%
Дружеские отношения с отцом – 17,2%
Нормальная семья – 21,5%
Мать управляет семьей – 8,5%
Не находит взаимопонимания с матерью – 13,2%
20
Не считают родителей своей семьей – 13,2%
Не уважают родителей – 4,1%
Авторитет родителей – 4,1%
Плохие взаимоотношения с отцом – 4,1%
Близкие отношения с бабушкой – 8,5%
Любовь к брату – 12,8%
Любовь к сестре – 4,1%
Чувствуют себя одинокими в семье – 4,1%
Находят любовь с животными – 12,8%
Самовлюбленность – 4,1%
Эгоцентризм – 4,1%
Хочет семейных отношений – 12,8%
Уверенность в помощи родителей – 4,1%
Для диагностики личности подростка, был проведен проективный тест «Несуществующее животное» и получены следующие результаты личностных качеств:
Заинтересованность в информации о себе – 4,09%
Чувственность – 2,04%
Страх – 3,58%
Отношение к внешности – 1,27%
Вербальная агрессия – 1,02%
Основательность, обдуманность – 0,51%
Самостоятельность – 0,76%
Эгоцентризм – 1,27%
Конформность суждений и банальность – 0,76%
Агрессивность – 2,04%
Болтливость – 1,02%
Желание обратить на себя внимание – 0,51%
Конкуренция – 2,3%
Проявление шизоидности – 0,51%
Положительно оценивают свои действия – 1,79%
Недовольство собой – 0,76%
Защита от окружающих – 0,51%
При диагностике
родительского отношения с
Это говорит
о том, что в общении с ребенком
родитель соблюдает межличностную
дистанцию. Он ощущает себя с ребенком
единым целым, стремится удовлетворить
все потребности ребенка, оградить
его от трудностей и неприятностей
жизни. Родитель постоянно ощущает
тревогу за ребенка, ребенок ему
кажется маленьким и
Диаграмма №1
Диаграмма №2
Заключение
В ходе анализа
установлено, что межличностные
отношения в семье с детьми-
В результате анализа и интерпретации, данных поставленного эксперимента по определению личностных качеств подростков, их отношения к семье и родителей по отношению к детям были получены следующие данные:
1. При оценке
тревожности испытуемых
2. При обследовании
детей на выявление агрессии
и враждебности получились
3. При определении
темперамента, исследование было
направлено на разные его
по отношению к работе подавляющее число проявляют средний темперамент;
в общении с людьми – большинство - средний.
4. С помощью
проективного рисуночного
1) Заинтересованность в информации о себе;
2) Страх;
3) Конкуренция;
4) Агрессивность;
5) Чувственность;
6) Эгоцентризм;
7) Отношение к внешности.
5. Межличностные
отношения в семье по
1) Нормальная семья;
2) Дружеские отношения с отцом;
3) Не находят взаимопонимания с матерью;
4) Не считают родителей своей семьей;
5) Любовь к брату;
6) Находят любовь среди животных;
7) Хотят семейных отношений.
6. При диагностике
родительского отношения по
7. В результате
анализа межличностных
Моделью поведения для подростков и родителей может послужить нижеописанная, которая позволяет преодолевать негативные последствия семейных конфликтов и добиться гармоничных внутрисемейных отношений.
В жизни каждого
человека родители играют большую и
ответственную роль. Они дают первые
образцы поведения. Ребенок подражает,
и стремиться быть похожим на мать
и отца. Когда родители понимают,
что во многом от них самих зависит
формирование личности ребенка, то они
ведут себя так, что все их поступки
и поведение в целом
При исследовании
проблемы выделялись главные типы отношения
к детям - подросткам, позволяющие
объяснить различные стили
В качестве основных типов выберем: 1) чрезмерную эмоциональную дистанцию между родителями и ребенком и слишком большую концентрацию внимания на ребенке. А между ними, в центре, расположим эмоционально уравновешенное отношение к ребенку; 2) доминирование и уступчивость по отношению к детям, в середине – позицию внутренней независимости матери и отца, позволяющей свободно руководить ребенком.
Полярные типы
указанных позиций представляют
собой воспитательно-
Позиция независимости
родителей облегчает
Атмосфера напряженности и конфликтных семейных ситуации действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом и юношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения.
Влияние структуры семьи на формирование личности ребенка неразрывно связано с царящими в семье отношениями. Дисгармония семейных отношений дает ребенку образцы агрессивности, непостоянства, враждебности и асоциального поведения.
Неудовлетворение
основных потребностей детей очень
быстро проявляется в нарушениях
поведения ребенка и в
Эмоциональная
уравновешенность родителей является
необходимым условием для хорошего
контакта с ребенком и обращения
с ним как формирующейся
Установлено, что формированию контакта с ребенком способствует прежде всего подход к детям без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, то есть необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе к детям, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. С другой стороны, это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой.
Информация о работе Влияние стиля родительских отношений на формирование личности подростка