Влияние стиля родительских отношений на формирование личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 09:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Изучение межличностных отношений в подростковых семьях, каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка. Построение модели поведения для родителей и подростков, которая позволит преодолеть негативные последствия внутрисемейного конфликта с помощью способов совладания адекватных стрессовой ситуации.

Файлы: 1 файл

курсовая по возрасной психологии.docx

— 106.09 Кб (Скачать)

Такие конфликты  обычно связаны с переходом ребенка  на более высокий уровень психологического развития, с переходом от детства  к взрослости.[4]

Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого  обычно способствует установление между  ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких  отношений помогает обращение к  подростку, с какими – то либо серьезными проблемами в разных делах. В это  время отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение со сверстниками начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит  от школы и от семьи, начинает больше времени проводить с товарищами.[6]

Для нормального  развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной  эмоциональной основе, открытые и  доверительные взаимоотношения  с окружающими людьми. Для детей  это – взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками. Ведь только с их помощью подросток может  успешно решить сложные внутренние проблемы, волнующие его в переходный период. [4]

Кризис подросткового  возраста, переживаемый в период от 13 до 15 лет, - один из самых болезненных  и острых. Наряду с внутренними  драмами, которые нередко оказываются  сложнее внешних конфликтов, молодой  человек переживает мощную эндокринную  перестройку организма, когда тело выходит из-под контроля. Работоспособность  падает, обучение затрудняется, интересы угасают, негативизм по отношению к  старшим не знает границ. Преобладание негативного новообразования в  виде ролевой спутанности предполагает регрессию на более инфантильный уровень развития, враждебность к  нормативным предписаниям, рост тревожности, страха перед общением, особенно противоположного пола. [9, 15]

Способы разрешения подросткового возрастного межличностного конфликта с родителями могут  быть самыми различными. Но во всех подобных случаях жизни инициативу в их предупреждения и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители или учителя. Они  же в уже возникшей конфликтной  ситуации, будучи более разумными  и опытными людьми, чем подростки, обязаны вести себя в отношении  подростков более гибко и осмысленно.

Вызывающее общественное поведение подростка, нарушающее нормы  и правила поведения, принятые среди  взрослых, неприятные поведенческие  симптомы чаще всего являются психологическим  следствием или отражением общего подросткового  кризиса и, как правило, сами собой  исчезают тогда, когда подросток  становится взрослым и у него меняется сознание.

Однако кризис может затянуться, и если с отрицательными симптомами в поведении не бороться, то, в конечном счете, это может  привести к закреплению в личности и поведении подростка весьма неприятных характерологических проявлений, их превращению в стойкие жизненные  привычки. [4, 15] 
 
 
 
 

ГЛАВА ІІ

2.1 Методики исследования.

С целью исследования личности подростка и межличностных  отношений в подростковых семьях необходимо применить личностные опросники.

Личностные опросники - вариант стандартизированных самоописательных тестов для многомерного измерения и оценивания индивидуально-психологических особенностей личности, межличностных отношений, эмоциональных и мотивационной сфер. [9]

Существует множество  психодиагностических методик, предназначенных  для оценивания разных черт характера  личности человека. Среди них встречаются  комплексные психологические тесты, предназначенные для изучения личности человека, описываемой через систему  понятий, с разных сторон характеризующих человека, причем в большинстве случаев эти понятия представляют собой отдельные черты характера. [4]

Наиболее значительные изменения личностного плана, которые  происходят в подростковом возрасте, касаются темперамента, характера, мотивов  поведения.

С помощью методики определения свойств темперамента можно количественно оценить  следующие свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и  эмоциональность. Энергичность – это  степень активности, проявляемой  человеком в общении с людьми и в практической работе. Пластичность – это легкость переключения с  выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения  поведения в общении с людьми. Темп – скорость выполнения отдельных  действий, операций и движений. Эмоциональность  – склонность человека эмоционально реагировать на различные события, связанные с его практической деятельностью и общением с людьми. [7 ,321-328]

Тревожность –  важное персональное качество человека. Под этим понятием понимают особое эмоциональное состояние, часто  возникающее в повышенной эмоциональной  напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими  нормальной деятельности или общению  с людьми. [7]

С целью определения  тревожности у подростков можно  использовать методику – «Шкала тревожности». Особенность шкал такого типа состоит  в том, что в них человек  оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов  тревожности, а ситуацию с точки  зрения того, насколько она может  вызывать тревогу. [11, 126-131]

Агрессивность – это черта личности, проявляющаяся  в более или менее постоянном враждебном отношении человека к  человеку, склонность к разрушению и неспровоцированным агрессивным  действиям. [7]

Чтобы диагностировать  возможность проявления агрессии у  подростков, необходимо провести методику по ее выявлению с помощью опросника  Басса-Дарки. [11, 167-172]

Так же для изучения личности подростка вполне можно  использовать проективный тест «Несуществующее  животное». [8, 576-579]

С целью диагностики  межличностных отношений возможно применение рисуночного теста «Моя семья».

Методика «Незаконченные предложения» отражает систему личностных отношений. [8, 477-479]

Родительское  отношение понимается как система  разнообразных чувств по отношению  к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания  характера и личности ребенка, его  поступков. Определить это отношение  поможет тест-опросник родительского  отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). [11, 328-334]

2.2 Анализ и интерпретация  данных методик  исследования.

Базой для исследования была выбрана средняя общеобразовательная  школа поселка Степановка Ирбейского района, Красноярского края (5кл, 9кл).

При оценке метода «Незаконченные предложения» (таблица  №1) выявилось, что у большинства  детей нет определенных планов на будущее, нет стремления дальнейшего  развития и получения профессии, однако хотят работать и получать много денег. Только 13% подростков определенно хотят поступить в техникум и дальше учиться. 3,8% мечтают о материальных ценностях, таких как машина,  компьютер, фотоаппарат, это говорит о том, что родители не могут удовлетворить их потребности из-за материального недостатка. 2,8% мечтают просто о хорошем будущем, счастливом и прекрасном, а 1,9% вообще ни о чем не мечтают, и планов определенных нет (таблица №2).

Методика неоконченных предложений (9 класс) 
 

Таблица №1

Категории высказываний Число высказываний
Отношение к отцу 2,8%
Отношение к матери 4,8%
Отношение к брату 2,4%
Отношение к сестре 2,4%
Отношение к семье 18,8%
Отношение к друзьям 1,4%
Отношение к школе, учителям 6,7%
Страхи  и опасения 3,8%
Планы и мечты 9,1%
             

 Таблица №2

Испытуемые мать отец сестра брат семья ровесники учителя школа Люди в целом страхи здоровье планы

мечты

++ -   0 + + + ++       Путешествие, обеспеченность, в техникум
++ -   0 + - 0 -- + -   Не о чем  не мечтает, работать
-0 0 0 0 +-   0 +-       Купить машину
++ +- + + + 0   0 - - +- Чтобы в будущем  было все хорошо
+- - + - +- -0 + +-       О хорошей дружбе
++ -     +- - - +- - +   Счастье
+0 - +   +- 0 + +- + +   Много денег, косметологом
+0 -   +- +- - -   -   + Компьютер
++ +   + + 0 +   _     Машина, работа
10м ++ -   - +- - + -       Машина
11д ++ - + + + 0   +0 + +   Личные мечты
12м +0 +- 0 0 +0   + - + -   Работа, мопед, деньги
13м +0 + 0 0 +0 - + -       Счастливая  семья, закончить учебу
14м +0 -           -     - Компьютер, о  хорошем
15м ++ + 0 0 + - +     +   Компьютер, путешествовать
16д ++ +   +   + + + 0     Ничего определенного
17д + +     + + + + 0 +   Быть с папой, много детей
18д +0 - - 0 + 0 + 0 -   мамы Светлое будущее
19д + -   0 +-     0 - +   Фотоаппарат
20д + +- + + +             Светлое будущее
21д ++ - 0 0 +-   0 - - +   Быть счастливым, работать
22д ++ +- 0 - +-     +- -     Чтобы была семья
23д ++ - 0 0 +     +0   +   Счастье, любовь, быть хорошим человеком

Отношение к  семье, в общем 18,8%, подростки ставят ее на первый план, хотят, чтобы у  них самих были дети. 1,4% проявляют  беспокойство и заботу о своих близких: «Чтобы мама не болела», «Папа много работает», «Чтобы у папы был отпуск». 0,9% подростков признаются, что хотели бы, чтобы родители больше времени проводили с ними, общались.

Отношения подростков между разными членами семьи  варьирует: лучше всего они относятся  к матери – 4,8%, к отцу только 2,8%, то есть в два раза меньше. Это объясняют  тем, что отец относится к ним  строго (ругает, не понимает) или его  поведение неадекватно (много и  часто выпивает). 3,8% безразлично  относятся к обоим родителям.

Страхи и опасения возникают из-за школы, у детей  возникает чувство страха перед  зачетом, ответом по предмету, экзамену. Это происходит с теми, которые  положительно относятся к учебе, школе и учителям.

При анализе  данных по тревожности испытуемых подростков (таблица 3), выяснилось, что у 86,3% - нормальная общая тревожность, 9% имеют немного  повышенную, а 4,7% - чистое спокойствие. Что касается рассмотрения отдельных  видов тревожности:

1) школьная тревожность: 72,7% - нормальная, 22,8% - немного повышена, 4,5% - чистое спокойствие.

2) самооценка: 90,9% - нормальная, 9,1% - чистое спокойствие.

3) межличностная: 90,9% - нормальная, 9,1% - немного повышена.

При обследовании детей на выявление агрессии и  враждебности (таблица №3 и №4) получились следующие данные:

Психодиагностическая  карта (5 класс) таблица №3 
 
 

 

Испытуемый  Тревожность Агрессия             
общая школьная самооценка межличностная враждебность агрессивность негативизм чувство вины  
1 нп нп н н пов н н пов
2 н н н н пов н пов пов
3 н нп н н н н низ пов
4   н нп н н н н н н
5           н низ н н
6 н н чс н пов н пов пов
7 н н н н пов н н пов
8         пов низ н пов
9 н н н н пов низ н пов
10 н н н нп пов н пов выс
11 н н н н пов пов пов пов
12 н н н н        
13 чс чс чс н        
14 н н н нп н н пов пов
15 н н н н н низ низ пов
16 н нп н н пов н н выс
17 н н н н н низ низ пов
18 н н н н пов н н пов
19 н н н н пов н пов пов
20 н н н н пов пов пов пов
21 нп нп н н пов н пов пов
22 н н н н пов н н пов
23 н н н н н н н пов
24 н н н н выс пов пов н

Информация о работе Влияние стиля родительских отношений на формирование личности подростка