Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 09:00, курсовая работа
Цель работы: Изучение межличностных отношений в подростковых семьях, каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка. Построение модели поведения для родителей и подростков, которая позволит преодолеть негативные последствия внутрисемейного конфликта с помощью способов совладания адекватных стрессовой ситуации.
Такие конфликты
обычно связаны с переходом ребенка
на более высокий уровень
Снятию межличностного
конфликта подростка и
Для нормального
развития человека любого возраста необходимы
постоянные, строящиеся на положительной
эмоциональной основе, открытые и
доверительные взаимоотношения
с окружающими людьми. Для детей
это – взаимоотношения с
Кризис подросткового
возраста, переживаемый в период от
13 до 15 лет, - один из самых болезненных
и острых. Наряду с внутренними
драмами, которые нередко оказываются
сложнее внешних конфликтов, молодой
человек переживает мощную эндокринную
перестройку организма, когда тело
выходит из-под контроля. Работоспособность
падает, обучение затрудняется, интересы
угасают, негативизм по отношению к
старшим не знает границ. Преобладание
негативного новообразования в
виде ролевой спутанности
Способы разрешения
подросткового возрастного
Вызывающее общественное поведение подростка, нарушающее нормы и правила поведения, принятые среди взрослых, неприятные поведенческие симптомы чаще всего являются психологическим следствием или отражением общего подросткового кризиса и, как правило, сами собой исчезают тогда, когда подросток становится взрослым и у него меняется сознание.
Однако кризис
может затянуться, и если с отрицательными
симптомами в поведении не бороться,
то, в конечном счете, это может
привести к закреплению в личности
и поведении подростка весьма
неприятных характерологических
ГЛАВА ІІ
2.1 Методики исследования.
С целью исследования личности подростка и межличностных отношений в подростковых семьях необходимо применить личностные опросники.
Личностные опросники
- вариант стандартизированных
Существует множество
психодиагностических методик, предназначенных
для оценивания разных черт характера
личности человека. Среди них встречаются
комплексные психологические
Наиболее значительные изменения личностного плана, которые происходят в подростковом возрасте, касаются темперамента, характера, мотивов поведения.
С помощью методики
определения свойств
Тревожность – важное персональное качество человека. Под этим понятием понимают особое эмоциональное состояние, часто возникающее в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. [7]
С целью определения тревожности у подростков можно использовать методику – «Шкала тревожности». Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызывать тревогу. [11, 126-131]
Агрессивность – это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, склонность к разрушению и неспровоцированным агрессивным действиям. [7]
Чтобы диагностировать возможность проявления агрессии у подростков, необходимо провести методику по ее выявлению с помощью опросника Басса-Дарки. [11, 167-172]
Так же для изучения личности подростка вполне можно использовать проективный тест «Несуществующее животное». [8, 576-579]
С целью диагностики
межличностных отношений
Методика «Незаконченные предложения» отражает систему личностных отношений. [8, 477-479]
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Определить это отношение поможет тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). [11, 328-334]
2.2 Анализ и интерпретация данных методик исследования.
Базой для исследования
была выбрана средняя
При оценке метода «Незаконченные предложения» (таблица №1) выявилось, что у большинства детей нет определенных планов на будущее, нет стремления дальнейшего развития и получения профессии, однако хотят работать и получать много денег. Только 13% подростков определенно хотят поступить в техникум и дальше учиться. 3,8% мечтают о материальных ценностях, таких как машина, компьютер, фотоаппарат, это говорит о том, что родители не могут удовлетворить их потребности из-за материального недостатка. 2,8% мечтают просто о хорошем будущем, счастливом и прекрасном, а 1,9% вообще ни о чем не мечтают, и планов определенных нет (таблица №2).
Методика неоконченных
предложений (9 класс)
Таблица №1
Категории высказываний | Число высказываний |
Отношение к отцу | 2,8% |
Отношение к матери | 4,8% |
Отношение к брату | 2,4% |
Отношение к сестре | 2,4% |
Отношение к семье | 18,8% |
Отношение к друзьям | 1,4% |
Отношение к школе, учителям | 6,7% |
Страхи и опасения | 3,8% |
Планы и мечты | 9,1% |
Таблица №2
Испытуемые | мать | отец | сестра | брат | семья | ровесники | учителя | школа | Люди в целом | страхи | здоровье | планы
мечты |
1д | ++ | - | 0 | + | + | + | ++ | Путешествие, обеспеченность, в техникум | ||||
2м | ++ | - | 0 | + | - | 0 | -- | + | - | Не о чем не мечтает, работать | ||
3м | -0 | 0 | 0 | 0 | +- | 0 | +- | Купить машину | ||||
4д | ++ | +- | + | + | + | 0 | 0 | - | - | +- | Чтобы в будущем было все хорошо | |
5д | +- | - | + | - | +- | -0 | + | +- | О хорошей дружбе | |||
6д | ++ | - | +- | - | - | +- | - | + | Счастье | |||
7д | +0 | - | + | +- | 0 | + | +- | + | + | Много денег, косметологом | ||
8м | +0 | - | +- | +- | - | - | - | + | Компьютер | |||
9м | ++ | + | + | + | 0 | + | _ | Машина, работа | ||||
10м | ++ | - | - | +- | - | + | - | Машина | ||||
11д | ++ | - | + | + | + | 0 | +0 | + | + | Личные мечты | ||
12м | +0 | +- | 0 | 0 | +0 | + | - | + | - | Работа, мопед, деньги | ||
13м | +0 | + | 0 | 0 | +0 | - | + | - | Счастливая семья, закончить учебу | |||
14м | +0 | - | - | - | Компьютер, о хорошем | |||||||
15м | ++ | + | 0 | 0 | + | - | + | + | Компьютер, путешествовать | |||
16д | ++ | + | + | + | + | + | 0 | Ничего определенного | ||||
17д | + | + | + | + | + | + | 0 | + | Быть с папой, много детей | |||
18д | +0 | - | - | 0 | + | 0 | + | 0 | - | мамы | Светлое будущее | |
19д | + | - | 0 | +- | 0 | - | + | Фотоаппарат | ||||
20д | + | +- | + | + | + | Светлое будущее | ||||||
21д | ++ | - | 0 | 0 | +- | 0 | - | - | + | Быть счастливым, работать | ||
22д | ++ | +- | 0 | - | +- | +- | - | Чтобы была семья | ||||
23д | ++ | - | 0 | 0 | + | +0 | + | Счастье, любовь, быть хорошим человеком |
Отношение к семье, в общем 18,8%, подростки ставят ее на первый план, хотят, чтобы у них самих были дети. 1,4% проявляют беспокойство и заботу о своих близких: «Чтобы мама не болела», «Папа много работает», «Чтобы у папы был отпуск». 0,9% подростков признаются, что хотели бы, чтобы родители больше времени проводили с ними, общались.
Отношения подростков между разными членами семьи варьирует: лучше всего они относятся к матери – 4,8%, к отцу только 2,8%, то есть в два раза меньше. Это объясняют тем, что отец относится к ним строго (ругает, не понимает) или его поведение неадекватно (много и часто выпивает). 3,8% безразлично относятся к обоим родителям.
Страхи и опасения возникают из-за школы, у детей возникает чувство страха перед зачетом, ответом по предмету, экзамену. Это происходит с теми, которые положительно относятся к учебе, школе и учителям.
При анализе данных по тревожности испытуемых подростков (таблица 3), выяснилось, что у 86,3% - нормальная общая тревожность, 9% имеют немного повышенную, а 4,7% - чистое спокойствие. Что касается рассмотрения отдельных видов тревожности:
1) школьная тревожность: 72,7% - нормальная, 22,8% - немного повышена, 4,5% - чистое спокойствие.
2) самооценка: 90,9% - нормальная, 9,1% - чистое спокойствие.
3) межличностная: 90,9% - нормальная, 9,1% - немного повышена.
При обследовании детей на выявление агрессии и враждебности (таблица №3 и №4) получились следующие данные:
Психодиагностическая
карта (5 класс) таблица №3
Испытуемый | Тревожность | Агрессия | ||||||||
общая | школьная | самооценка | межличностная | враждебность | агрессивность | негативизм | чувство вины | |||
1 | нп | нп | н | н | пов | н | н | пов | ||
2 | н | н | н | н | пов | н | пов | пов | ||
3 | н | нп | н | н | н | н | низ | пов | ||
4 | н | нп | н | н | н | н | н | н | ||
5 | н | низ | н | н | ||||||
6 | н | н | чс | н | пов | н | пов | пов | ||
7 | н | н | н | н | пов | н | н | пов | ||
8 | пов | низ | н | пов | ||||||
9 | н | н | н | н | пов | низ | н | пов | ||
10 | н | н | н | нп | пов | н | пов | выс | ||
11 | н | н | н | н | пов | пов | пов | пов | ||
12 | н | н | н | н | ||||||
13 | чс | чс | чс | н | ||||||
14 | н | н | н | нп | н | н | пов | пов | ||
15 | н | н | н | н | н | низ | низ | пов | ||
16 | н | нп | н | н | пов | н | н | выс | ||
17 | н | н | н | н | н | низ | низ | пов | ||
18 | н | н | н | н | пов | н | н | пов | ||
19 | н | н | н | н | пов | н | пов | пов | ||
20 | н | н | н | н | пов | пов | пов | пов | ||
21 | нп | нп | н | н | пов | н | пов | пов | ||
22 | н | н | н | н | пов | н | н | пов | ||
23 | н | н | н | н | н | н | н | пов | ||
24 | н | н | н | н | выс | пов | пов | н |
Информация о работе Влияние стиля родительских отношений на формирование личности подростка