Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 12:18, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать зависимость проявления преступного поведения подростков в процессе их взаимодействия с СМК.
Проблема исследования – современные подростки оказались в ситуации активного воздействия на них СМК, которые транслируют огромное количество агрессивной информации (компьютерные игры, телепередачи, художественные фильмы и т.п.).
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения СМК
1.1 СМК как социальный институт
1.2 Механизмы влияние СМК на подростков
Глава 2. Изучение влияния СМК на проявление преступного поведения среди несовершеннолетних подростков
2.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
2.2 Специфика проявления преступного поведения несовершеннолетних
2.3 Зависимость проявлений преступного поведения несовершеннолетних при взаимодействии со СМК
Заключения
Библиографический список
Говорить
о том, что СМК (а Интернет уже
прочно занял свое место в этой
системе) является четвертой властью
в стране, думается, не только банально,
но, если честно, и не совсем корректно.
В нашей стране в силу определенных
объективных причин СМИ являются
более могущественной властью, чем
официальные государственные
1.2
Механизмы влияния СМК на подростков
В
рамках социальной педагогики подростковый
возраст – это этап от 10-11 до 15лет,
соответствующий началу перехода от
детства к юности. Относится к
числу критических периодов возрастного
развития, связанных с кардинальными
изменениями в сфере сознания,
деятельности и системе взаимоотношений
индивида. Характеризуется бурным ростом,
формированием организма в
В рамках психологии подростковый возраст (англ. Teenage period, adolescent). – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в 21веке. Хронологические границы точно не фиксированы. В зависимости от того, рассматривается ли как особый этап развития ранней юношеский возраст, подростковый возраст отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11-12 до 16-17 лет. Иногда целиком относится к числу кризисных возрастов, критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным.[2;389].
Сегодня
современный ребенок видит на
телеэкране многочисленные "боевики"
и "мыльные оперы", а также
засилье рекламы. Одной из характерных
черт сегодняшнего телеэкрана является
доминирование на нем насилия
и эротики. Для западного телевидения
этот вопрос был одним из самых
острых в течение последних
Статистические данные доказывают, что дети и молодежь сегодня - самая активная часть аудитории аудиовизуальных медиатекстов. Дети начинают активно смотреть телевизор в возрасте примерно двух лет. [3;400]
Характерной чертой современной информационной среды является то, что в ней в интегрированном виде и разнообразных, зачастую довольно причудливых сочетаниях одновременно функционирует информация, которая адекватно отражает существующий мир, а также деформированная, искаженная информация. Это обусловлена как сложностью самого процесса познания и неполнотой наших знаний о мире, так и пристрастностью, субъективностью людей, ее порождающих, а зачастую злоупотреблением информационных процессов при игнорировании наносимого своими действиями ущерба другим людям. Для формирующейся личности специфическим образом организованное как своеобразное орудие растление детских душ.
Специфические для культуры ассоциативные формы, традиционная символика, предрассудки, идиоматические обороты, неучтение которых придает информации СМК о преступности и проституции в других странах неожиданно резкую двусмысленность, воспринимается подростками.
В
зарубежных исследованиях
Т.о.,
зрители, читатели ждут, что обществ,
используя массовые средства коммуникации,
будет их информировать, обучать, развивать
в рамках нравственных норм и с
уважением к достоинству
Антигерои,
антипримеры стали для многих
молодых людей ролевыми моделями.
Вся нация оказалось под
Низкий уровень жизни основной массы российского населения, не способного покупать лицензионную продукцию, существенно облегчает жизнь процветающему аудиовизуальному пиратству, в том числе в области несанкционированного закупкой авторских прав показа фильмов по провинциальным частным кабельным и дециметровым телеканалам, продажи и проката видеокассет, компьютерных дисков и т.д. Однако в отличие от развитых западных стран, где существуют государственные программы контроля за экранным насилием и ограждением детей, несовершеннолетней молодежи от негативного воздействия сцена насилия на экране, в России до сих пор все оставлено на самотек.
Американский исследователь Дж.Т.Хэмилтон пишет, что представители медиа индустрии часто парируют критику своих программ стандартным набором ответов, отрицающих вред насилия по ТВ: «Мы используем насилие для того, чтобы рассказать, а не продать историю. Насилие по телевидению – это всего лишь отражение насилия в обществе. Телевизионные образы не влияют на поведение людей. В последнее время насилия по телевидению стало гораздо меньше. Насилие показывается в фильмах высокого художественного качества, а в телепоказах такого типа фильмы занимают весьма скромное место». Опровергая эти тезисы, Дж.Т.Хэмилтон приводит результаты своих исследований: «Я обнаружил, что процент телесюжетов, посвященных преступлениям не соответствует размерам преступности в обычном городе. В 1984 году 51% сериалов, показываемых в прайм тайм, содержали сцены насилие. Эта цифра понизилась до 23% в 1993 году. Но насилие просто перекочевало на кабельные каналы... Что же касается «высокохудожественности», то, сделав мониторинг 5000 фильмов с насилием по телевидению и кабельным каналам, было обнаружено, что только 3% из них имели рейтинг «четыре звездочки» (самая высокая оценка критиков)». [20;72]
Радикальные
сторонники вредности игр утверждают,
что «игры заставляют убивать», «виноваты
в убийствах», более того, они
представляют собой «стимуляторы убийства»
(Д. Бака, Д.Томпсон, Д. Гроссман). Американский
психолог Давид Гроссман отмечает,
что открыто продавая жестокие игры,
«мы приучаем детей убивать, так
же как армия муштрует солдат. Телевидение
скоро приравняет страдание и
смерть к таким удовольствиям, как
любимая газированная вода, шоколадка
или духи. А видео- и компьютерные
игры довершат зловещее образование, научат
прицеливаться и стрелять, как
учатся военные, тренируясь на мишенях.
Таким образом, «прицелься» –
«стреляй» превратится в
Менее
решительно настроенные исследователи
отмечают, что компьютерные игры могут
«повышать уровень
Острота
и актуальность первой точки зрения
поддерживается рядом факторов. Во-первых,
участившимися заявлениями
Т.
о., конечно, в медиаиндустрии всегда
есть люди, которые говорят, что Медиа-насилие
безвредно, потому что ни одно исследование
не доказало зависимости между ним
и агрессивным поведением подростков,
а юные зрители знает, что ТВ, кино и видеоигры
всего лишь фантазия. К несчастью, это
далеко не так. Во всяком случае во многих
случаях не так. Свыше тысячи исследований
в течение последних 30 лет подтверждают
причинную связь между медианасилием
и агрессивным поведением некоторых подростков.
Глава 2. Изучение влияния СМК на
проявление преступного поведения
среди несовершеннолетних подростков
2.1
Психолого-педагогические
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психике, проявлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняются общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
В
подростковом возрасте у ребенка
проявляется потребность в
В
этом возрасте происходит временное
психологическое отделение
Как правила, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеке. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становятся более значимым мнение сверстников. изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения, что может приводить к асоциальным нарушениями сексуальной жизни подростка. [13, 230].
У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей.
Все это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.
Таким
образом, можно выделить характерные
особенности подросткового
Изучая процесс общения подростков с ровесниками, американский исследователь Д. Маккоби отмечал его высокую значимость для всех сторон психического развития. Он подчеркивал, что влияние сверстников на ценности и установки подростков часто сильнее, чем влияние родителей, школы, религиозных организаций или любых других социальных структур. Это связано с тем, что сверстники, переживающие сходные проблемы, помогают друг другу сохранять уверенность в себе, осознавать и принимать те изменения, которые происходят и в физическом облике, и в духовном росте.
Информация о работе Влияние СМК на преступное поведение у подростков