Влияние пола и ношения очков на уровень общительности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – выявить взаимосвязь между полом и ношением очков с уровнем общительности.
Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:
1. Дать теоретическое обоснование и характеристику уровня исследованности проблемы нашей работы.
2. Выделить экспериментальные переменные исследования и способы их контроля;

Оглавление

Введение. 3
Глава I. 5
1.1. Гендерные роли и стереотипы. 5
1.2. Общение. Общительность мужчин и женщин…………………………... 9
1.3. Ношение очков……………………………………………………………13
Глава 2.. 15
2.1. Переменные исследования и их контроль. 16
2.2. Формирование экспериментальных групп. 18
2.3 Методика экспериментального исследования. 20
2.4. План статистической обработки данных. 22
Заключение. 25
Литература. 26
Приложение 1.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Выделяют такие виды общения, как межличностное, лично – групповое, межгрупповое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Это общение, в результате которого реализуются как личные, так и групповые цели и задачи. Если общение строится на содержании, касающемся только данных лиц, то они сами выбирают средства, которые в большей мере отражают позицию каждого из них. Если же участники общения являются представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в способах контактирования. Осведомлённость общностей о содержании общения или присутствие третьего лица в момент общения двух лиц меняет картину коммуникации. В этом случае выбор средств ограничен, поскольку контактирующие личности должны заботиться о престиже представляемых ими общностей. 

Лично – групповое – это тот случай, при котором одна сторона, один участник – личность, другая – группа, коллектив. Этот вид общения проявляется между руководителем и группой, коллективом. При этом необходимо иметь в виду, что руководитель общается с отдельной личностью, как представителем группы, носителем группового мнения, содержания, а также с группой в целом, как, например,  командир воинского подразделения в момент подачи команды и исполнения её подчинёнными.

Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей. Таковы, например, командные соревнования в спорте (баскетбол, хоккей). Цели и задачи общения групп, коллективов могут совпадать, но могут и не совпадать. Если цели совпадают, то происходит сложение сил и общение носит «мирный» характер. Если цели не совпадают и при этом они исключают друг друга, то возникает конфликтная ситуация и общение приобретает вид конфронтации, противоборства. Межгрупповое – не безликое аморфное общение. Оно иногда выражается в личных взаимодействиях. При этом каждая личность является носителем коллективного содержания, отстаивает его, руководствуется им. В соответствии с этим, личность выбирает средство общения, которые наилучшим образом выражают коллективную позицию.

Итак, общение – это специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов порождаемая потребностями совместной деятельности.

Функции общения многообразны. Их можно выявить при сравнительном анализе общения человека с разными партнёрами, в различных условиях, в зависимости от используемых средств и влияние на поведение, и психику участников общения.

Существует целый ряд классификаций функций общения. Чаще всего в них описываются коммуникативные аспекты общения, но при этом допускается ошибочное отождествление понятий коммуникация и общение. В наиболее обобщённых классификациях выделяются три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и  перцептивная. [9]     Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».        Интерактивная сторона – это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.   Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.           

Общение мужчин и женщин. Мужские разговоры в основном ориентированы на решение задач, женские – на личные взаимоотношения. Собравшись вместе, мужчины склонны обмениваться информацией, женщины – делиться своими жизненными проблемами и давать друг другу советы. Среди студентов-первокурсников 5 из 10 мужчин и 7 из 10 женщин говорят, что это очень важно – «помогать тем, кто попал в беду».

Женщины обычно лучше интерпретируют эмоции окружающих. Проанализировав 125 исследований восприимчивости невербальных команд, Джудит Холл обнаружила следующее: в целом женщины превосходят мужчин в расшифровке сообщений, заложенных в эмоциях окружающих. Например, после демонстрации двухсекундного отрывка немого кинофильма, во время которого на экране демонстрировали огорченное лицо героини, женщины более точно определяли, что она делала: критиковала кого-то или обсуждала свой развод.

Женщины более искусны в невербальном выражении эмоций, сообщает Холл. С особой очевидностью это проявляется при выражении позитивных эмоций, добавляют Эрик Коатс и Роберт Фельдман. Они записывали на видеопленку поведение и лица людей в различные моменты жизни: счастливые, печальные, рассерженные. Когда эти видеоклипы прокручивались беззвучно, наблюдатели более точно определяли, что демонстрируются именно счастливые моменты жизни, если героями были женщины (мужчины гораздо искуснее в выражении гнева).

Свойственный мужчинам стиль общения укрепляет их авторитет в обществе. В обыденных разговорах мужчины чаще выступают как люди, наделенные властью: говорят с нажимом, перебивают собеседника, трогают его руками, смотрят прямо в глаза, реже улыбаются. Женщинам свойственны более косвенные методы воздействия на собеседника: они реже перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны. [8]

Характеристики, связанные с процессом межличностного взаимодействия, также коррелируются с гендерными стереотипами; образ женщины и здесь весьма многообразен и содержит оценки с разными знаками. Обычно как позитивные оцениваются такие «женские» качества как жертвенность, мягкосердечие, заботливость, дружелюбие, тактичность, вежливость, чувствительность  к эмоциям другого, склонность к проявлению чувств,  мягкость, нежность, застенчивость и скромность, любовь к детям. Среди негативных характеристик — непостоянство, ненадежность, хитрость, болтливость, ворчливость, одержимость идеей завести семью, трусость. В мужском стереотипе присутствуют как прямота — так и коррелирующие с ней бестактность, грубость, резкость; как самообладание, надежность, взвешенность – так  и черствость, эгоизм, бесчувственность, жестокость; как справедливость – так и отсутствие милосердия и жалости.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что уровень общительности будет зависеть от пола человека.

 

 

 

 

1.3.           Ношение очков

У каждого из нас есть своя узенькая тропка, которая тянется за нами из детства, и бредут по ней наши комплексы. Причины комплексов могут быть самыми разными, но начало их обычно лежит в детском возрасте. В эту пору у человека начинает формироваться самооценка, его мироощущение, его представления о мире, самом себе и окружающих людей. И если в раннем детстве ребенок общается лишь с узким кругом любящих его взрослых, то, вступив в коллектив, будь то садик, или же школа, ребенок начинает сравнивать себя со своими сверстниками. В этот момент маленький человек начинает понимать, что людей вокруг много и все они разные. Хуже приходится тому, кто имеет какие-то отличия от остальных детей, поскольку сравнивает не только он, сравнивают и его. Дети в массе своей жестоки. Метко подмечая малейшие признаки «непохожести» одного с другими, они придирчиво проверяют на прочность характер этой «белой вороны». [10]

«У кого четыре глаза, тот похож на водолаза!». Любому, кто носит очки, с детства знакома эта дразнилка. Равно как и множество других, прочно поселившихся в детском фольклоре. Одно из «незабываемых впечатлений» школьного детства любого «очкарика» - бесконечные дразнилки. В этой ситуации особенно трудно приходится мальчикам. Ношение очков всегда ассоциируется с физической слабостью, поэтому каждому из них приходится прорываться через стереотип «отличника» – мальчика в очках, не интересующегося спортом и занятого постоянной зубрежкой.  [12] 

Психолог Мария Осорина считает, что «обзывание это всегда испытание детского Я на психологическую прочность». Это и способ вступить в контакт, и возможность продемонстрировать себя, свои способности и заодно проверить «противника» - как он будет реагировать на дразнилки, на что окажется способен. В результате определяется место ребенка в социально-психологической иерархии группы. Кто-то будет лидером, а кто-то «изгоем». Это явление неизбежное, как на этапе формирования новой группы, так и при адаптации в группе нового ребенка.

Многие проблемы, связанные с обзыванием и дразнилками в школе можно решить одним лишь правильным отношением родителей ребенка к ношению очков. Часто родители, узнав о том, что ребенку необходимо носить очки, сами впадают панику, порождая тем самым в подсознании ребенка чувство ущербности и неполноценности. А когда «очкарик» приходит в класс, там всегда найдутся желающие проверить на прочность его уверенность в себе.

Если же родители воспримут факт ношения очков как необходимость, как факт, лишенный негативных эмоций, то и ребенку передастся их спокойное отношение к этому вопросу. Очень трудно дразнить того, кто уверен в собственной неотразимости и красоте, кто знает, что его лицо украшает модный аксессуар. Иногда достаточно только одной фразы авторитетного для детей взрослого, чтобы пресечь их попытки унизить другого или примирить с особенностями чужой внешности. Взрослый человек, чьим мнением ребенок дорожит, как бы  между делом может сказать: «Тебе так идет эта оправа, с очками ты выглядишь солиднее». Но в голосе говорящего не должно быть ни одной нотки фальши, иначе можно только усугубить обиду. [11]  

Как бы не были неприятны дразнилки, как бы не пытались бороться с ними педагоги и   взрослые, есть один положительный момент - ребенок, прошедший испытание обзывалками, приобретает ценный коммуникативный опыт. Он знает, что на свете всякое бывает, знает, что нельзя расстраиваться, что надо держать себя в руках. Совершенствуется саморегуляция, ребенок научается самостоятельно находить нужные слова в соответствии с особенностями той конкретной ситуации, в которой он находится здесь и сейчас. Вдобавок к этому - ребенок учится различать мотивы нападавших (агрессия, шутка или включение в группу). [10]

Таким образом, мы можем предположить, что существует связь между ношением очков и уровнем общительности.

 

Глава II. Программа исследования влияния пола и ношения очков на уровень общительности

Цель нашего экспериментального исследования – установить влияют ли пол и ношение очков на уровень общительности.

Предметом экспериментального исследования является влияние пола и ношения очков на уровень общительности. Объектом экспериментального исследования является уровень общительности юношей и девушек.

Были выдвинуты следующие гипотезы:

1.                             ношение очков понизит общительность людей с высоким уровнем общительности;

2.                             при ношении очков общительность у юношей понизится больше, чем у девушек.

Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:

1.              Дать теоретическое обоснование и характеристику уровня исследованности проблемы нашей работы.

2.              Выделить экспериментальные переменные исследования  и способы их контроля;

3.              Выделить способы формирования экспериментальных групп;

4.              В соответствии с переменными определить план экспериментального исследования;

5.      Подобрать методики на определение уровня общительности;

6.              Учитывая объем выборок и шкалу измерений подобрать необходимые методы статистической обработки данных;

Методы изучения: факторный эксперимент для двух независимых переменных и одной зависимой.

Правильное выполнение поставленных задач позволит проверить выдвинутые гипотезы.

 

 

 

2.1. Переменные исследования и их контроль

В нашем экспериментальном исследовании выделяются следующие переменные:

Контролируемые переменные:

1. Независимые переменные:

В нашей работе проверяется роль двух параметров, влияющих на наш взгляд, на уровень общительности. Это пол и ношение очков. Пол испытуемых является условной независимой переменной, поскольку не варьируется активно, а является условием формирования экспериментальных групп. Контроль данной независимой переменной осуществляется методом контроля групп.

Вторая независимая переменная – это ношение очков. Данная переменная можно активно варьируется (т.е. имеет ли место ношение очков или не имеет).

2. Зависимая переменная – общительность, на которую мы и собираемся оказывать экспериментальное воздействие. Уровень общительности выбирается высокий. Выявляются значения зависимой переменной соответствующие данному уровню общительности и отличные от него.

3. Дополнительными переменными могут быть: возраст, уровень образования, общей культуры, интеллекта  испытуемых и еще многие факторы. Такие индивидуальные особенности испытуемых контролируются через контроль состава экспериментальных групп, с помощью стратегии попарного дизайна. Так же это могут быть физические параметры экспериментальной ситуации (шумы, освещение, интерьер). Переменные контролируются за счет элиминации, создания константных условий.

Не контролируемые переменные:

    Побочные:

   - физическое состояние испытуемого (самочувствие, настроение). Контролируется при помощи самоотчета испытуемого;

   - личностные характеристики испытуемых (коммуникативные способности, тревожность и др.).

   - влияние личности экспериментатора. Данную переменную можно контролировать путем привлечения к проведению исследования экспериментаторов, не знающих целей исследования. Но в любом случае влияние экспериментатора полностью неустранимо.

   - влияние личности испытуемого. Контроль данной переменной может осуществляться с помощью «метода обмана», когда испытуемым сообщается ложные цель и гипотезы исследования.

Так же побочными переменными может быть сам факт включения индивида в экспериментальную группу, оказания на него влияния, то, что он участвовал в данном мероприятии. Также к побочной переменной можно отнести фактор времени.

Способом контроля переменных является балансировка. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.           Формирование экспериментальных групп

 

При формировании экспериментальных групп мы должны соблюсти три критерия:

1.      содержательный критерий;

2.      критерий эквивалентности испытуемых;

3.      критерий репрезентативности.

Чтобы учесть содержательный критерий (операциональную валидность), мы будем подбирать экспериментальную группу, исходя из предмета и гипотезы нашего исследования.

Информация о работе Влияние пола и ношения очков на уровень общительности