Влияние пола и ношения очков на уровень общительности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – выявить взаимосвязь между полом и ношением очков с уровнем общительности.
Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:
1. Дать теоретическое обоснование и характеристику уровня исследованности проблемы нашей работы.
2. Выделить экспериментальные переменные исследования и способы их контроля;

Оглавление

Введение. 3
Глава I. 5
1.1. Гендерные роли и стереотипы. 5
1.2. Общение. Общительность мужчин и женщин…………………………... 9
1.3. Ношение очков……………………………………………………………13
Глава 2.. 15
2.1. Переменные исследования и их контроль. 16
2.2. Формирование экспериментальных групп. 18
2.3 Методика экспериментального исследования. 20
2.4. План статистической обработки данных. 22
Заключение. 25
Литература. 26
Приложение 1.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 186.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Череповецкий государственный университет

Институт педагогики и психологии

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

«Экспериментальная психология»

на тему: «Влияние пола и ношения очков на уровень общительности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

 

Выполнила студентка группы 4ПС – 32

Серманова Екатерина

                                                                                                         Сергеевна                                                                                

                                                                                  Специальность: 030301

 

              Проверил: кпсн, доцент Хромов В.В.

 

 

 

 

г. Череповец

2007 г.

Оглавление.

Введение.              3

Глава I.              5

1.1. Гендерные роли и стереотипы.              5

1.2. Общение. Общительность мужчин и женщин…………………………...

    1.3. Ношение очков……………………………………………………………13

Глава 2..              15

2.1. Переменные исследования и их контроль.              16

2.2. Формирование экспериментальных групп.

2.3 Методика экспериментального исследования.

2.4. План статистической обработки данных.22

Заключение.

Литература.

Приложение 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире актуальной стала проблема стереотипов приписывающихся мужчинам и женщинам, находящихся на разных ступенях социальной лестницы. Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосред­ственное отношение не только к человеку как та­ковому, но также ко всему обществу в целом.

Разница проявляется уже с детства, в играх, поведении и общении. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.

Психологи относят потребность в общении  к  числу  важнейших  условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причём последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

В данной курсовой работе мы рассматриваем связь общения не только с половыми различиями, но и с ношением очков.

Невероятно, какие страсти по очкам разгорались много лет назад. Их называли вампирами, высасывающими глаза, проклятым инструментом дьявола. В XVI-XVII веках французские дворяне, например, избегали появляться в очках: это считалось признаком дурного тона и мещанского происхождения. Споры о пользе очков не прекращались вплоть до прошлого века. Сегодня никому бы и в голову не пришло заниматься подобными глупостями. Человек в очках - обычное явление. А сколько всевозможных очков изобретено! Очки для чтения микрофильмов, «всевидящие» очки для пилотов, незапотевающие для лыжников, очки... для заседаний (вы опускаете веки и спите себе спокойно, а докладчик и окружающие видят внимательно смотрящие на них глаза). Придумали даже очки для животных. Проблема ношения очков кажется нам довольно интересной, как именно она отражается на формировании личности, а именно на общительности.

Исходя из всего выше сказанного, цель нашей работы – выявить взаимосвязь между полом и ношением очков с уровнем общительности.

Объект исследования – общительность юношей и девушек.

Предметом исследования является влияние пола и ношения очков на уровень общительности. Для достижения цели исследования нами была выдвинута следующая общая гипотеза: ношение очков влияет на общительность человека.

Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:

1.              Дать теоретическое обоснование и характеристику уровня исследованности проблемы нашей работы.

2.              Выделить экспериментальные переменные исследования  и способы их контроля;

3.              Выделить способы формирования экспериментальных групп;

4.              В соответствии с переменными определить план экспериментального исследования;

5.      Подобрать методики на определение уровня общительности;

6.              Учитывая объем выборок и шкалу измерений подобрать необходимые методы статистической обработки данных;

Правильное выполнение данных задач позволит проверить выдвинутую гипотезу.

 

 

 

 

 

 

Глава I

1.1.           Гендерные роли и стереотипы

В отечественной науке изучение гендерных стереотипов началось сравнительно недавно. Несмотря на немалое количество весьма ценных работ, где затрагивается эта тема, серьезных трудов, в которых бы  рассматривались как универсальные механизмы гендерной стереотипизации, так и  специфика функционирования гендерных стереотипов в российском обществе, пока не появилось.

              Итак, какие же определения известны науке на данный момент.

Гендер – социально-биологическая харак­теристика, с помощью которой люди дают оп­ределение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол является биологической ка­тегорией, социальные психологи часто ссылают­ся на те гендерные различия, которые обоснова­ны биологически, как на «половые».

Гендерная роль – набор  ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и жен­щин.

Стереотип – мнение  о личностных качествах группы людей. Стереотипы мо­гут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.

Гендерные стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.  

Гендерные стереотипы – это социально конструируемые категории «маскулинность» и «фемининность», которые подтверждаются различным в зависимости от пола поведением, различным распределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов, и которые поддерживаются  психологическими потребностями человека вести себя в  социально одобряемой манере  и ощущать свою целостность и непротиворечивость

Гендерные стереотипы – внутренние установки в отношении места мужчин и женщин в обществе, их функций и социальных задач. [3]

Особенность стереотипов такова, что они настолько прочно проникают в подсознание, что их очень трудно не только преодолеть, но и осознать вообще. Стереотипы не менее пагубно влияют на все сферы нашей жизни и, особенно, на отношения с окружающими. Все мы в большей или меньшей степени являемся их заложниками. Стереотипы индивидуальны или массовы. Стереотипы массового сознания являются наибольшим барьером в установлении равноправных позиций женщин и мужчин в политической, экономической и культурной сферах – гендерного равенства. [4]

Гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Нормативное и информационное давление вынуждает нас под­чиняться гендерным нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать соци­ального неодобрения. Об информационном давлении можно го­ворить, когда мы начинаем считать гендерные нормы правильными, потому что находимся под влиянием социальной инфор­мации. [4]              

Мы живем в культуре, где мужчины обычно занимаются одними вещами, а женщины — другими, где гендерные отли­чия считаются природными, поэтому мы принимаем гендерные нормы и следуем им.

Подчинение гендерным нормам может наблюдаться в поведении, но не в системе верований (уступчивость), либо и в поведении, и в системе верований (одобрение, интернализация), либо мо­жет определяться желанием быть похожим на сверстника или ро­левую модель (идентификация). Люди в различной степени под­чиняются традиционным гендерным ролям, причем некоторые чрезвычайно поло-типизированы и сильно подчинены гендерным ролям. Больше всего шансов быть поло-типизированными у тех, кто имел опыт критического переживания гендерной со­циализации, когда любое отклонение от половой роли неизбеж­но влекло за собой жестокие социальные последствия.

В ходе процесса, называемого дифференциональной социализацией, мы учимся тому, что человеку, в зависимости от его гендера, будут свойственны разные интересы, модели поведения и психологи­ческие качества. Дифференциальная социализация использует два основных механизма — дифференциальное усиление и диффе­ренциальное подражание.

Дифференциальное усиление заключа­ется в том, что мужчин и женщин поощряют или наказывают в зависимости от их поведения, проявляемых интересов и т. д.

О дифференциальном подражании мы начинаем говорить, когда ребенок окончательно определяется относительно своего пола и начинает с особенным вниманием наблюдать за поведением ро­левых моделей одного с ним пола и подражать им. [4]

Определенную роль в развитии поло-типичных навыков и качеств имеют и детские игрушки. По данным исследований, игрушки для мальчиков чаще предназначены для развития простран­ственных и математических навыков, тогда как игрушки для девочек стимулируют развитие навыков работы по дому и межлич­ностного общения. Среди игрушек, которые дети просят в по­дарок, большинство типичных для их гендера, и исследователи считают, что эти предпочтения формируются социальным окру­жением в самом раннем детстве. Есть основания полагать, что современному человеку желательно обладать примерно равным количеством мужских и женских черт. [5]

В стереотипном образе мужчины присутствуют качества, во-первых, коррелирующие с деятельностью и активностью: предприимчивость, стремление к достижению цели и к соревнованию, склонность к авантюризму, решительность, настойчивость, отвага, самоконтроль, уверенность в своих силах, нонкоформизм, желание быть оригинальным, умение делать бизнес. Женщине же отказывается в обладании этими качествами — ей, напротив, приписываются пассивность, нерешительность,  осторожность, забота о соблюдении норм,  конформизм.

Во-вторых, «мужскими» являются характеристики, обычно  соотносимые  с позициями власти и управления — стремление к лидерству, амбициозность, властность, ответственность, объективность, сила, умение принимать решения, ум, реализм. Как «женские» описываются такие характеристики как покорность, беспомощность, зависимость, безответственность, слабость, вера в превосходство мужского пола, пристрастность, необъективность.

Качества, характеризующие когнитивную  сферу человека, также полярны как по содержанию, так и по оценке. Логичность, рациональность, склонность к размышлению, более быстрый ум, объективность,  находчивость, критицизм приписываются мужчине; меньшая способность рассуждать, иррациональность, нелогичность, некритичность восприятия  и даже глупость — женщине. Пожалуй, единственно социально-одобряемым атрибутом женщины в когнитивной сфере является интуиция — качество, которое нередко противопоставлялось ограниченности мужского разума.

В  эмоциональной сфере как маскулинность, так и фемининность содержат характеристики  с разными знаками оценки – и позитивными, и негативными.  «Мужскими» считаются способность отделить рациональные доводы от  эмоциональных, хладнокровие; «женские», фемининные характеристики — это эмоциональность, восприимчивость, внушаемость, чувствительность, легкая смена эмоциональных состояний, склонность к тревожности, жалобам, слезам, ранимость, истеричность, капризность. [1]

Наконец, мужчинам и женщинам предписывается исполнение разных социальных ролей. Маскулинность традиционно связывается с публичной сферой, с участием в жизни общества, фемининность - с приватной (семья, дом, воспитание  детей). Мужчина воспринимается, прежде всего, как работник и гражданин, а женщина – как жена и мать.

1.2.           Общение. Общительность мужчин и женщин

Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [9].

Существует множество точек зрения на общение. Можно выделить следующие. Б. Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности. Оно является специфическим фактором формирования психики «Когда мы изучаем  образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается…» [7]. А. А. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности [6]. 

Информация о работе Влияние пола и ношения очков на уровень общительности