Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:16, курсовая работа
Цель нашей работы – выявить взаимосвязь между полом и ношением очков с уровнем общительности.
Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:
1. Дать теоретическое обоснование и характеристику уровня исследованности проблемы нашей работы.
2. Выделить экспериментальные переменные исследования и способы их контроля;
Введение. 3
Глава I. 5
1.1. Гендерные роли и стереотипы. 5
1.2. Общение. Общительность мужчин и женщин…………………………... 9
1.3. Ношение очков……………………………………………………………13
Глава 2.. 15
2.1. Переменные исследования и их контроль. 16
2.2. Формирование экспериментальных групп. 18
2.3 Методика экспериментального исследования. 20
2.4. План статистической обработки данных. 22
Заключение. 25
Литература. 26
Приложение 1.
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Череповецкий государственный университет
Институт педагогики и психологии
Кафедра психологии
Курсовая работа по дисциплине
«Экспериментальная психология»
на тему: «Влияние пола и ношения очков на уровень общительности».
Выполнила студентка группы 4ПС – 32
Серманова Екатерина
Проверил: кпсн, доцент Хромов В.В.
г. Череповец
2007 г.
Оглавление.
Введение. 3
Глава I. 5
1.1. Гендерные роли и стереотипы. 5
1.2. Общение. Общительность мужчин и женщин…………………………...
1.3. Ношение очков……………………………………………………………13
Глава 2.. 15
2.1. Переменные исследования и их контроль. 16
2.2. Формирование экспериментальных групп.
2.3 Методика экспериментального исследования.
2.4. План статистической обработки данных.22
Заключение.
Литература.
Приложение 1.
Введение
В современном мире актуальной стала проблема стереотипов приписывающихся мужчинам и женщинам, находящихся на разных ступенях социальной лестницы. Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом.
Разница проявляется уже с детства, в играх, поведении и общении. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.
Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причём последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.
В данной курсовой работе мы рассматриваем связь общения не только с половыми различиями, но и с ношением очков.
Невероятно, какие страсти по очкам разгорались много лет назад. Их называли вампирами, высасывающими глаза, проклятым инструментом дьявола. В XVI-XVII веках французские дворяне, например, избегали появляться в очках: это считалось признаком дурного тона и мещанского происхождения. Споры о пользе очков не прекращались вплоть до прошлого века. Сегодня никому бы и в голову не пришло заниматься подобными глупостями. Человек в очках - обычное явление. А сколько всевозможных очков изобретено! Очки для чтения микрофильмов, «всевидящие» очки для пилотов, незапотевающие для лыжников, очки... для заседаний (вы опускаете веки и спите себе спокойно, а докладчик и окружающие видят внимательно смотрящие на них глаза). Придумали даже очки для животных. Проблема ношения очков кажется нам довольно интересной, как именно она отражается на формировании личности, а именно на общительности.
Исходя из всего выше сказанного, цель нашей работы – выявить взаимосвязь между полом и ношением очков с уровнем общительности.
Объект исследования – общительность юношей и девушек.
Предметом исследования является влияние пола и ношения очков на уровень общительности. Для достижения цели исследования нами была выдвинута следующая общая гипотеза: ношение очков влияет на общительность человека.
Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:
1. Дать теоретическое обоснование и характеристику уровня исследованности проблемы нашей работы.
2. Выделить экспериментальные переменные исследования и способы их контроля;
3. Выделить способы формирования экспериментальных групп;
4. В соответствии с переменными определить план экспериментального исследования;
5. Подобрать методики на определение уровня общительности;
6. Учитывая объем выборок и шкалу измерений подобрать необходимые методы статистической обработки данных;
Правильное выполнение данных задач позволит проверить выдвинутую гипотезу.
Глава I
1.1. Гендерные роли и стереотипы
В отечественной науке изучение гендерных стереотипов началось сравнительно недавно. Несмотря на немалое количество весьма ценных работ, где затрагивается эта тема, серьезных трудов, в которых бы рассматривались как универсальные механизмы гендерной стереотипизации, так и специфика функционирования гендерных стереотипов в российском обществе, пока не появилось.
Итак, какие же определения известны науке на данный момент.
Гендер – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые».
Гендерная роль – набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
Стереотип – мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.
Гендерные стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
Гендерные стереотипы – это социально конструируемые категории «маскулинность» и «фемининность», которые подтверждаются различным в зависимости от пола поведением, различным распределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов, и которые поддерживаются психологическими потребностями человека вести себя в социально одобряемой манере и ощущать свою целостность и непротиворечивость
Гендерные стереотипы – внутренние установки в отношении места мужчин и женщин в обществе, их функций и социальных задач. [3]
Особенность стереотипов такова, что они настолько прочно проникают в подсознание, что их очень трудно не только преодолеть, но и осознать вообще. Стереотипы не менее пагубно влияют на все сферы нашей жизни и, особенно, на отношения с окружающими. Все мы в большей или меньшей степени являемся их заложниками. Стереотипы индивидуальны или массовы. Стереотипы массового сознания являются наибольшим барьером в установлении равноправных позиций женщин и мужчин в политической, экономической и культурной сферах – гендерного равенства. [4]
Гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Нормативное и информационное давление вынуждает нас подчиняться гендерным нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального неодобрения. Об информационном давлении можно говорить, когда мы начинаем считать гендерные нормы правильными, потому что находимся под влиянием социальной информации. [4]
Мы живем в культуре, где мужчины обычно занимаются одними вещами, а женщины — другими, где гендерные отличия считаются природными, поэтому мы принимаем гендерные нормы и следуем им.
Подчинение гендерным нормам может наблюдаться в поведении, но не в системе верований (уступчивость), либо и в поведении, и в системе верований (одобрение, интернализация), либо может определяться желанием быть похожим на сверстника или ролевую модель (идентификация). Люди в различной степени подчиняются традиционным гендерным ролям, причем некоторые чрезвычайно поло-типизированы и сильно подчинены гендерным ролям. Больше всего шансов быть поло-типизированными у тех, кто имел опыт критического переживания гендерной социализации, когда любое отклонение от половой роли неизбежно влекло за собой жестокие социальные последствия.
В ходе процесса, называемого дифференциональной социализацией, мы учимся тому, что человеку, в зависимости от его гендера, будут свойственны разные интересы, модели поведения и психологические качества. Дифференциальная социализация использует два основных механизма — дифференциальное усиление и дифференциальное подражание.
Дифференциальное усиление заключается в том, что мужчин и женщин поощряют или наказывают в зависимости от их поведения, проявляемых интересов и т. д.
О дифференциальном подражании мы начинаем говорить, когда ребенок окончательно определяется относительно своего пола и начинает с особенным вниманием наблюдать за поведением ролевых моделей одного с ним пола и подражать им. [4]
Определенную роль в развитии поло-типичных навыков и качеств имеют и детские игрушки. По данным исследований, игрушки для мальчиков чаще предназначены для развития пространственных и математических навыков, тогда как игрушки для девочек стимулируют развитие навыков работы по дому и межличностного общения. Среди игрушек, которые дети просят в подарок, большинство типичных для их гендера, и исследователи считают, что эти предпочтения формируются социальным окружением в самом раннем детстве. Есть основания полагать, что современному человеку желательно обладать примерно равным количеством мужских и женских черт. [5]
В стереотипном образе мужчины присутствуют качества, во-первых, коррелирующие с деятельностью и активностью: предприимчивость, стремление к достижению цели и к соревнованию, склонность к авантюризму, решительность, настойчивость, отвага, самоконтроль, уверенность в своих силах, нонкоформизм, желание быть оригинальным, умение делать бизнес. Женщине же отказывается в обладании этими качествами — ей, напротив, приписываются пассивность, нерешительность, осторожность, забота о соблюдении норм, конформизм.
Во-вторых, «мужскими» являются характеристики, обычно соотносимые с позициями власти и управления — стремление к лидерству, амбициозность, властность, ответственность, объективность, сила, умение принимать решения, ум, реализм. Как «женские» описываются такие характеристики как покорность, беспомощность, зависимость, безответственность, слабость, вера в превосходство мужского пола, пристрастность, необъективность.
Качества, характеризующие когнитивную сферу человека, также полярны как по содержанию, так и по оценке. Логичность, рациональность, склонность к размышлению, более быстрый ум, объективность, находчивость, критицизм приписываются мужчине; меньшая способность рассуждать, иррациональность, нелогичность, некритичность восприятия и даже глупость — женщине. Пожалуй, единственно социально-одобряемым атрибутом женщины в когнитивной сфере является интуиция — качество, которое нередко противопоставлялось ограниченности мужского разума.
В эмоциональной сфере как маскулинность, так и фемининность содержат характеристики с разными знаками оценки – и позитивными, и негативными. «Мужскими» считаются способность отделить рациональные доводы от эмоциональных, хладнокровие; «женские», фемининные характеристики — это эмоциональность, восприимчивость, внушаемость, чувствительность, легкая смена эмоциональных состояний, склонность к тревожности, жалобам, слезам, ранимость, истеричность, капризность. [1]
Наконец, мужчинам и женщинам предписывается исполнение разных социальных ролей. Маскулинность традиционно связывается с публичной сферой, с участием в жизни общества, фемининность - с приватной (семья, дом, воспитание детей). Мужчина воспринимается, прежде всего, как работник и гражданин, а женщина – как жена и мать.
1.2. Общение. Общительность мужчин и женщин
Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [9].
Существует множество точек зрения на общение. Можно выделить следующие. Б. Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности. Оно является специфическим фактором формирования психики «Когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается…» [7]. А. А. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности [6].
Информация о работе Влияние пола и ношения очков на уровень общительности