Влияние на развитие личности физических наказаний и других форм семейного насилия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:14, реферат

Краткое описание

• Можно выделить четыре основных типа жес_
токого обращения с детьми: отсутствие родитель_
ской заботы, физическое, сексуальное и эмоциональ_
ное насилие.
• Всегда существовали такие семьи, где с деть_
ми обращались жестоко, но до последнего времени
общество не рассматривало это явление как серьез_
ную проблему или повод для беспокойства.

Файлы: 1 файл

И я вырос хорошим человеком.docx

— 193.51 Кб (Скачать)

«…И я вырос  хорошим человеком»

Влияние на развитие личности физических наказаний  и других форм семейного насилия.

• Можно выделить четыре основных типа жес_

токого обращения  с детьми: отсутствие родитель_

ской заботы, физическое, сексуальное и эмоциональ_

ное насилие.

• Всегда существовали такие семьи, где с деть_

ми обращались жестоко, но до последнего времени

общество не рассматривало  это явление как серьез_

ную проблему или  повод для беспокойства.

• Жестокое обращение с ребенком вызывает

самые тяжелые и  разрушительные формы стресса,

которые часто ведут  к нарушению адаптации.

• В семьях, где жестоко обращаются с детьми,

отсутствует эмоциональная  и физическая поддерж_

ка, поэтому у  ребенка затруднена или отсутствует

возможность исследовать  окружающую среду и вы_

рабатывать навыки взаимодействия с ней.

• Проявление заботы о ребенке можно описать

в рамках гипотетического  континуума: от приемле_

мых и нормальных форм воспитания до насилия и

отсутствия родительской заботы.

• Границы между приемлемым и неприемле_

мым поведением по отношению  к детям не всегда

ясны или четко установлены, но осознание правиль_

ности или ошибочности  действий помогает предот_

вратить жестокое отношение  к ребенку.

ТИПЫ НАСИЛИЯ

Физическое насилие

Мильтон: Обидчик и обиженный

Раздражительный характер четырехлетнего

Мильтона  и взрывной темперамент его матери

очень плохо  сочетаются друг с другом. Мать по!

стоянно кричит на ребенка, бьет его и запирает

в комнате. Однажды в детском саду воспита!

тельнице  показалось, что Мильтон сильно про!

студился. Она отвела его к врачу, и во время

осмотра обнаружилось, что у мальчика слома!

но левое  предплечье, причем травма произош!

ла около  двух недель назад. На лбу Мильтона

была  шишка, а всю спину и лицо покрывали  си!

няки. Резко  бросалось в глаза агрессивное по!

ведение Мильтона в детском саду — он толкал

и бил  других детей. Но никто из окружающих не

подозревал  о том, что его самого обижали. Вос!

питательница  Мильтона признается: «Невоз!

можно предсказать, как Мильтон поведет себя

в той  или иной ситуации. Во время игры он мо!

жет внезапно прийти в ярость, разбросать иг!

рушки и  ударить кого!нибудь из детей. Однаж!

ды его  охватил беспричинный страх, и он забил!

ся в  угол. Несколько раз я пыталась обсудить

поведение Мильтона с его матерью, но она  ут!

верждает, что мальчик никогда никого не слуша!

ется».

Мильтон постоянно подвергается физическому

насилию. Его поведение заметно меняется (он слов_

но бы «взрослеет») в окружении, где жесткие дис_

циплинарные методы с использованием наказаний

служат  сдерживающим фактором и подменяют  сти_

муляцию, ориентированную на ребенка.               

Физичес_

кое насилие включает такие дей_

ствия, как битье, пинки, укусы, ожоги, резкие толч_

ки или нанесение  ребенку физических повреждений

другими способами. В большинстве случаев повреж_

дения наносятся  не намеренно, они являются ре_

зультатом применения слишком жестких дисципли_

нарных методов  или физического наказания. Серь_

езность и характер повреждений, возникающих в

результате физического насилия, сильно варьируют.

Это подтверждают следующие  примеры, которые

приводятся в  исследованиях Министерства здраво_

охранения (Sedlak & Broadhurst, 1996):

• Годовалый ребенок умер от кровоизлияния в

мозг, после того как его ударил отец.

• Наказывая свою десятилетнюю дочь, мать

вырвала у нее  волосы.

• Ребенок получил ожоги второй и третьей сте_

пени, после того как его ноги поместили в горячую

воду.

Отсутствие родительской заботы

Джейн и Мэтт: Лишенные родительского

внимания

Хотя  Джанет работает в службе защиты детей

более 10 лет, она по!прежнему испытывает от!

вращение, когда описывает условия в  семье, от!

куда  она забрала маленьких брата  и сестру —

Джейн и  Мэтта. «Соседи и родственники жало!

вались  на то, что они часто слышат детский  плач,

а родители этих детей редко бывают дома, —

рассказывала  Джанет во время нашего интер!

вью. —  Я часто заходила к ним домой, и обычно

там сохранялась  чистота в течение нескольких

дней  после моего визита. Но однажды  детей ос!

тавили  на попечение девочки!подростка, кото!

рая отправилась  развлекаться в зал игровых ав!

томатов. Дети вышли из дома, а обратно  их при!

вел полицейский. На этот раз я увидела нечто

худшее, чем раньше. Трехлетний Мэтт бегал  по

дому  в испачканном памперсе, подбирал остат!

ки несвежей еды с разбитых тарелок. Его сест!

ра, шестилетняя  Джейн, была одета в грязное

платье  и выглядела так, будто не ела  целую не!

делю. Тяжелый  запах, распространявшийся по

всему дому, заставил меня выйти на улицу. Дети,

казалось, привыкли к нему — они просто устра!

няли  вещи, которые оказывались у них  на пути, и

не обращали ни на что внимания».

Позже я  встретилась с ними, когда они  оба

стали жить в доме у приемных родителей, кото!

рым я  дала несколько советов относительно

того, как  справиться с некоторыми проблемами.

Джейн была очень упряма, а у Мэтта наблюда!

лась  задержка речи, кроме того, несмотря на

свой  возраст, он так и не научился пользоваться

туалетом. Приемная мать заметила, что оба  ре!

бенка, по!видимому, нуждались в «постоянном

внимании и контроле». Ни один из них не испы!

тывал потребность  надевать чистую одежду, не

соблюдал  правила гигиены и не имел понятия  об

обычных повседневных делах, таких, например,

как совместный обед или уборка.

Джейн и  Мэтт были лишены заботы родителей,

которые не удовлетворяли их основные физические,

образовательные и эмоциональные потребности.

 

Отсутствие  заботы о физическом состоянии ребенка

(Physical neglect) выражается в отсутствии контро_

ля над ребенком; родители не заботятся о его здоро_

вье, оставляют его, выгоняют из дома или отказыва_

ются принимать  домой ребенка, который сбежал и

вернулся. Отсутствие заботы о получении ребенком

образования (Educational neglect) выражается в том,

что родители игнорируют регулярные прогулы

школьных занятий, не отдают ребенка в школу при

достижении им необходимого возраста, не помогают

ребенку получить образование. Эмоциональная бе_

зучастность родителей (emotional neglect) — один

из наиболее трудно определяемых терминов. Эмоци_

ональная безучастность  выражается в нежелании или

неспособности родителей  установить с ребенком

прочную привязанность  и оказывать ему психологи_

ческую поддержку. Кроме того, эмоциональная без_

участность возникает, когда родители позволяют ре_

бенку употреблять  алкоголь или наркотики, и в слу_

чаях супружеского насилия в присутствии ребенка.

Следует отметить, что  эмоциональная безучаст_

ность родителей  оказывает воздействие также  и на

тех детей, которые  становятся пассивными свидете_

лями сцен родительского  насилия, что крайне нега_

тивно отражается на их психическом и физическом

состоянии. Маленькие дети становятся боязливыми и часто проявляют регрессивные и соматические признаки дистресса.

У них возникают  нарушения сна, они могут страдать

от головных болей, болей в животе, диареи, язвы и

энуреза. Дети постарше, как правило, ведут себя бо_

лее агрессивно со сверстниками и партнерами; де_

вочки обычно пассивны, уходят от общения и у них

формируется низкая самооценка

Отсутствие  родительской заботы — это самая распро_

страненная  форма жестокого обращения, она  вызвана бед_

ностью, злоупотреблением наркотиками, спиртным и рав_

нодушием  родителей.

Сексуальное насилие

Розита: Папа сказал,

что все  будет в порядке

Розите  еще не было 4!х лет, когда семейный

врач  обратил внимание на то, что девочка  прояв!

ляет  признаки сильного беспокойства. Он попы!

тался выяснить причину, и Розита с помощью ку!

кол разыграла  перед врачами сексуальную сцену.

Куклы изображали саму Розиту и ее отца. «Папа

сказал, что я могу играть в эту игру, и все будет в

порядке, потому что взрослые тоже делают это», —

в замешательстве объяснила девочка. Розита по!

казала, как куклы целуются, затем юноша!кукла

потер вагину девушки!куклы. «Но он сделал мне

больно, и я испугалась. Я не хочу, чтобы  со мной

что!нибудь случилось». Хуже всего было то, что

мать  Розиты пришла в ярость: она рассердилась

и на девочку, и на врачей, когда услышала обви!

нение в  адрес мужа. Мать не пожелала защитить

и обезопасить  собственную дочь. «Розита просто

хочет привлечь к себе внимание — она говорит

ужасные вещи, и я не верю ни одному ее слову», —

только  и смогла сказать мать.

Розита  подверглась сексуальному насилию  со

стороны отца, и ей не поверила мать; в результате

она стала  испытывать многочисленные психологи_

ческие  трудности. Поскольку Розита находилась под

наблюдением специалистов в течение детства  и от_

рочества, мы обсудим ее случай, когда будем  гово_

рить  о процессе развития детей и подростков, под_

вергшихся сексуальному насилию.

Сексуальное насилие (sexual abuse) включает

ласки детских гениталий, половой акт, инцест, содо_

мию, эксгибиционизм и коммерческое использова_

ние детей в целях  проституции или при производ_

стве порнографических материалов. Испытывая

страх и смущение, дети не всегда сообщают о сексу_

альном насилии, так что порой бывает трудно опре_

делить, совершалось  насилие или нет.

Поведение и развитие детей, подвергающихся сек_

суальному насилию, может существенно измениться,

особенно если насилие  совершается часто и в течение

длительного периода  времени, если сопровождается

применением физической силы и нанесением теле_

сных повреждений, если насильник хорошо знаком

жертве или является ее родственником

. Физическое здоровье детей, над которыми совершили сексуальное

насилие, оказывается  подорванным 

Детские реакции  на сексуальное насилие и процесс

восстановления  у разных детей отличаются —

. Многие острые  симптомы, воз_

никающие после  сексуального насилия, похожи на

обычные детские  реакции на стресс, такие как страх,

гнев, тревога, утомляемость, депрессия, пассивность,

проблемы с концентрацией  и сохранением внимания

и отказ от повседневных занятий и обычной деятель_

ности. Очень часто  после сексуального насилия ма_

ленькие дети испытывают регресс, страдая от энуре_

за, нарушений сна и легко поддаваясь переменам на_

строения. В начальном  школьном и подростковом

возрасте признаки дистресса могут выражаться в ан_

тисоциальном поведении, включая правонарушения,

употребление наркотиков, сексуальную распущен_

ность или нанесение  себе телесных повреждений. Некоторые  дети, подвергшиеся сексуальному насилию, проявляют сексуальность

по отношению  к другим детям и/или игрушкам. Та_

кое поведение выражается в частой мастурбации, не

по возрасту ранних сведениях о сексе и/или ярко

выраженных соблазняющих или распутных действи_

ях.

Эмоциональное насилие

Эван: Я просто совершаю

неудачные поступки

«Я могу быть хорошим, если захочу, просто

чаще  всего я совершаю неудачные поступки», —

признается  одиннадцатилетний Эван. Один из

таких «неудачных поступков» состоял в том, что

он подсыпал краску в кофе учителю, после чего

администрация рассматривала вопрос об ис!

ключении  Эвана из школы. Ситуация осложня!

лась  еще и тем, что Эван начал пить пиво и не!

сколько раз попадался на воровстве. В  школе

говорили, что он агрессивен с другими детьми и

часто пытается забрать у них деньги. Чтобы  до!

кументально подтвердить неприглядное поведе!

ние маленького Эвана, его родители решили за!

фиксировать конфликтные ситуации с помощью

видеокамер, реагирующих на движение, которые

они установили в своем доме. После просмотра

пленок  выяснилось, что Эван испытывает эмоци!

ональное  насилие со стороны отчима и матери.

Вот несколько  ярких примеров их разговоров:

Отчим Эвана: «Я бы запер тебя в клетке, и

пусть все  смотрят на тебя, как на зверя. Я  сыт по

горло этим дерьмом, ни у меня, ни у твоей мате!

ри больше нет сил терпеть все это. Я, кажется, с

тобой разговариваю, а не со стенкой. Слышишь,

ты, деревянная голова?! Если бы в детстве я вел

себя  так же, мой отец просто убил бы меня. От

твоего  упрямства у тебя будет дырка  в твоей

ё…ой  голове. Если тебе не нравится жить с  нами,

можешь  убираться отсюда!»

Родители  Эвана были абсолютно уверены  в

том, что  он крадет у них деньги. Далее  на пленке

следует стычка Эвана с матерью: «Мы знаем, что

ты лжешь, дрянь такая! Немедленно скажи прав!

ду! Всю  правду! Иди, посмотрись в зеркало. По!

смотрись  в зеркало и потом возвращайся. Ты

похож на смертный грех [поворачивается к

мужу]: Я сейчас ударю его. Ведь на самом деле

ты не должен так смотреть на меня! Так  нормаль!

ный ребенок  не смотрит! У тебя на лбу написа!

но, что  ты виноват». Позже мать Эвана обнару!

жила, что  она неправильно посчитала деньги

(«Невыносимый  Эван», 1994).

Информация о работе Влияние на развитие личности физических наказаний и других форм семейного насилия