Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:14, реферат
Можно выделить четыре основных типа жес_
токого обращения с детьми: отсутствие родитель_
ской заботы, физическое, сексуальное и эмоциональ_
ное насилие.
Всегда существовали такие семьи, где с деть_
ми обращались жестоко, но до последнего времени
общество не рассматривало это явление как серьез_
ную проблему или повод для беспокойства.
Эван пережил очень грубые вербальные угрозы и
эмоциональные унижения от своих родителей. Такие
угрозы могут нанести не меньший вред развитию ре_
бенка, чем физическое насилие или отсутствие роди_
тельской заботы.
Эмоциональное насилие (emotional
abuse) включает действия или упущения родителей
или воспитателей, которые вызывают или могут выз_
вать у ребенка серьезные поведенческие, когнитив_
ные, эмоциональные или психические расстройства.
Например, родители или воспитатели применяют
экстремальные или нетипичные формы наказаний,
такие как запирание ребенка в темном туалете. Эмо_
циональное насилие также включает вербальные уг_
розы, унижения и брань, такие как пережил Эван, и
превращает ребенка в «козла отпущения».
СТАТИСТИКА СЛУЧАЕВ
ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
С ДЕТЬМИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ
ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ И
ПСИХОПАТОЛОГИЯ
Ребенок, живущий в обстановке
насилия, испытывает непреодоли_
мые проблемы, связанные с адапта_
цией. Он пытается сохранить
чувство веры в людей, которым
нельзя доверять, стремится к
безопасности в опасной ситуации.
Он должен контролировать совер_
шенно непредсказуемую ситуацию и
сохранить силу духа тогда, когда он
беспомощен.
Herman, 1992, стp. 98
Последствия нарушений развития
Жестокое обращение задерживает или нарушает
основные процессы развития, и прежде всего фор_
мирование ранней привязанности и регуляцию эмо_
ций. Это приводит к нарушению саморегуляции и
возникновению проблем, связанных с социальным
взаимодействием.
Ранняя
привязанность и регуляция
стоянные или эпизодические случаи насилия над
детьми, вызывающие дискомфорт у ребенка, нега_
тивно влияют на формирование привязанности и
затрудняют саморегуляцию физиологических и эмо_
циональных процессов. У детей, испытывающих
жестокое обращение, чаще, по сравнению с другими
детьми, отсутствует стратегия формирования при_
вязанности.
Лишенные комфорта, стимуляции и родительско_
го участия младенцы и маленькие дети, подвержен_
ные жестокому обращению, испытывают серьезные
трудности в формировании устойчивых связей с
близкими людьми. Вместо этого у них возникает так
называемая неустойчиво дезорганизованная привя_
занность, для которой характерно сочетание привя_
занности, избежания, беспомощности, страха и об_
щей дезориентации . Отсутствие устойчивой привязанности повышает риск отставания в социальном и когнитивном развитии, что приводит к возникновению проблем,
связанных с регуляцией эмоций и поведения.
Регуляция эмоций (Emotion regulation) — это способ_
ность изменять или контролировать интенсивность
импульсов и выражение чувств, особенно сильных,
с целью адаптации. Эмоции необходимы для оценки благоприятных или опасных событий, они позволяют осуществлять внутренний контроль и обеспечивают мотивацию действий.
Дети, испытывающие
жестокое обращение, живут в мире эмоционального
смятения и крайностей, что значительно затрудня_
ет регуляцию внутреннего состояния. Выражение эмо_
ций, например: плач или сильное огорчение, могут
вызвать у окружающих неодобрение, избежание или
проявление насилия, поэтому дети, испытывающие
жестокое обращение, стараются подавлять выраже_
ние эмоций и процессы регуляции . Таким детям не помогают
успокаивающие улыбки и уверения близких людей
в тех ситуациях, когда столкновение с незнакомым
человеком, взрослым или сверстником, вызывает у
них сильную эмоциональную реакцию.
Со временем эта неспособность регулировать
эмоции может вызывать депрессию и страх, либо
враждебность, агрессивность и различные формы
устойчивых негативных реакций.
Формирование представлений о себе и других
людях. По мере взросления саморегуляция эмоций
и поведения ребенка, сохраняющего нормальное
развитие, становится все менее зависимой от воспи_
тателя и все более автономной. Развитие саморегуляции у малышей теперь
зависит от применения усвоенных навыков в новых
ситуациях, что еще больше стимулирует процесс
формирования представлений о себе и окружающих.
Очень важно, что в течение этого периода у детей
появляются комплексные ментальные репрезента_
ции людей, взаимоотношений и мира в целом. Фор_
мирование взглядов о себе и своем окружении про_
исходит под влиянием родительского воспитания и
контроля, благодаря которым дети начинают прояв_
лять благожелательное отношение к другим людям.
Поскольку дети, испытывающие жестокое обраще_
ние, лишены поддержки родителей, их эмоциональ_
ные и поведенческие проблемы чаще всего возника_
ют как следствие негативной оценки окружающих и
негативной самооценки.
Один мужчина, переживший в детстве сексуаль_
ное насилие, объясняет свое чувство неполноценно_
сти следующим образом: «Я не мог представить, что
кто_то меня любит. Я не мог представить, что я
кому_то нравлюсь или что кто_то хочет быть со
мной. Общаясь с людьми, я не чувствовал себя ком_
петентным даже в тех вопросах, в которых хорошо
разбирался»
Психопатология и последствия,
возникающие в зрелом возрасте
Тело довольно быстро поправляется.
Израненная душа излечивается
дольше всего.
Из высказываний взрослого
человека, пережившего в детстве
сексуальное насилие
Подростки и взрослые, страдавшие в детстве от
физического насилия, часто сами становятся агрес_
сивными или совершают насилие. Такая взаимосвязь нашла отражение в гипотезе цикла насилия, предполагаю_
щей, что жертвы насилия становятся его виновни_
ками (Widom, 1989b).
У детей, испытавших сексуальное насилие, часто
возникает низкая самооценка и негативная я_кон_
цепция, для них характерно ухудшение эмоциональ_
ной и поведенческой саморегуляции, что может при_
водить к посттравматическому стрессовому рас_
стройству, депрессии или вызывать диссоциативные
состояния* (Putnam & Trickett, 1993). Со временем
нарушения развития, возникшие у детей, испыты_
Жестокое обращение с детьми и отсутствие родительской
вавших жестокое обращение, могут вызывать глубо_
кие хронические психические расстройства, в том
числе тревожные и панические расстройства, деп_
рессии, расстройства, связанные с приемом пищи,
сексуальные проблемы и расстройства личности.
Последствия, вызванные жестоким обращением с
детьми, можно разделить на четыре группы
: нарушения
настроения и эмоциональных реакций; проблемы,
связанные с посттравматическим стрессом; наруше_
ния сексуальной адаптации; криминальное и анти_
социальное поведение.
Нарушения настроения и эмоциональных реак_
ций. Ниже приводится комментарий взрослого, пе_
режившего сексуальное насилие:
Я верил ему, поэтому, наверное, меня смути!
ло то, что он делал со мной. Повзрослев, я уже
испытывал не столько смущение, сколько страх.
Я действительно боялся. Я действительно не хо!
тел, чтобы он подходил ко мне близко. Я пытался
избегать этих ситуаций и притворялся, что сплю,
чтобы он не заходил в комнату, но это не помога!
ло. Я чувствовал себя беспомощным и в конце
концов впал в отчаяние (Suzuki, 1994).
Проблемы, связанные с посттравматическим
синдромом
Целия: Я не знала, что это называется
насилием
«В конце концов я перестала испытывать фи!
зические ощущения — я не чувствовала боли, и
у меня не возникало никаких эмоций. Тогда, в
пять лет, я не знала, что это называется насили!
ем. У нас в доме висели обои, на которых изо!
бражались балерины. Улыбаясь, они застыли в
бесконечном танце. Мне запрещали дотраги!
ваться до них. И вот, чтобы не чувствовать боли,
я представляла себя такой балериной. Мне ка!
залось, что если я превращусь в одну из танцую!
щих девушек, нарисованных на обоях, до меня
тоже нельзя будет дотрагиваться, и я ничего не
почувствую, потому что я — просто изображение
на стене» (Suzuki, 1994).
Многие мужчины и женщины, подвергшиеся в
детстве серьезному физическому или сексуальному
насилию, в зрелом возрасте страдают от длитель_
ных, связанных со стрессом расстройств.
Их преследуют деструктивные мысли или они чувствуют, что попали в ловушку, либо,
, испытывают отчуждение и становятся бесчув_
ственными, как в детстве, когда они стремились из_
бежать боли и страха.
насилие, испытанное
ребенком, позже может вызвать у него расстройства
приема пищи, например анорексию или булимию.
От 25 до 50% детей и подростков, перенесших
жестокое обращение, в том числе сексуальное наси_
лие отдельно или в сочетании с физическим наси_
лием, проявляют симптомы посттравматического
стрессового расстройства.
Эмоциональная и физическая боль, появляюща_
яся после перенесенного насилия, может вызывать
у ребенка измененное состояние сознания, известное
как диссоциация (dissotiation). Это адаптивное со_
стояние, которое может возникать, когда ребенок не
имеет возможности сопротивляться или избежать
опасности. В таком состоянии жертва чувствует оторванность от тела или от собствен_
ного «я», и человеку кажется, что все происходящее
в данный момент случается не наяву и не с ним.
Сексуальное насилие над детьми вызывает у них
чрезвычайно сильный стресс, что может приводить к
изменениям развития мозга и его структур.
После прилива гормонов в мозг до и
после стрессового эпизода у ребенка происходят из_
менения в гиппокампе. Гиппокамп особенно чувствителен к высокому
уровню кортизола* который сохраняется в течение
нескольких часов или дней после стресса. Низкий
уровень кортизола связан с отсутствием эмоций, а
резкие повышения уровня кортизола совпадают с
моментами мучительных воспоминаний (Heim et al.,
2000). После длительного стресса уровень кортизола
снижается, и системы обратной связи, контролирую_
щие уровни гормонов в мозге, перестают функциони_
ровать. Стресс воздействует на мозг за счет повыше_
ния уровня кортизола в крови; мозг, в свою очередь,
изменяет порог (активности), на котором начинает
вырабатываться кортизол, так что в конце концов
кортизол начинает вырабатываться при незначитель_
ном повышении активности мозга. Нейроэндокрин_
ная система становится очень чувствительной к
стрессу.
Сексуальная адаптация. Сексуальное насилие
может привести к травматической сексуализации
(traumatic sexualization), когда сексуальный опыт
детей не соответствует уровню развития, а их пове_
дение становится неприемлемым. Около 35% до_
школьников, подвергшихся сексуальному насилию,
проявляют признаки повышенной сексуальности,
они целуются с открытым ртом, мастурбируют у
всех на виду или обнажают свои гениталии. Эти признаки травматической сексуализации чаще возникают после ситуаций, когда
взрослый провоцировал ребенка заниматься сексом,
либо ребенка обманом или силой вынудили участво_
вать в половом акте.
У детей, подвергшихся сексуальному насилию,
нарушено нормальное развитие самосознания, они
испытывают недостаток навыков и самозащиты.