Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:23, контрольная работа
Целью работы стал анализ проблемы психологического климата в трудовом коллективе, факторов, его определяющих, а также изучение способов диагностики данной проблемы.
База исследования: МБОУ ДОД ЦДТТ «Парус» г.Краснодара
Методы:
1. психолого-аналитическое исследование
2. эмпирическое исследование:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И КОНФЛИКТНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 4
1.1. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЕКТИВЕ. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА 4
1.2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ. 7
1.3 КОНФЛИКТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 14
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ РАБОТОЙ 20
2.1 МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
3.3 АННАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
8. Насколько хорошо, по вашему мнению, организована ваша работая?
По-моему, наша работа организована очень хорошо |
5 |
|
В общем неплохо, хотя есть возможность улучшения |
4 |
|
Трудно сказать |
3 |
|
Работа организована неудовлетворительно, много времени расходуется впустую |
2 |
|
По-моему, работа организована очень плохо |
1 |
|
9. Укажите, пожалуйста, в какой
степени вы удовлетворены
Условие |
5. - Полностью удовлетворен |
4. - Пожалуй, удовлетворен |
3. - Трудно сказать |
2. - Пожалуй, не удовлетворен |
1. Полностью не удовлетворен |
|
1. Состояние оборудования |
||||||
2. Равномерность (расписание) |
||||||
3. обеспечения работой |
||||||
4. Размер зарплаты |
||||||
5. Санитарно-гигиенические условия |
||||||
6. Отношения руководителей |
||||||
7. Возможность карьеры |
||||||
Сумма = |
||||||
Результаты по всем вопросам суммируются
Интерпретация результатов
94 - 124 - высокий уровень удовлетворенности
55 - 93 средний
уровень удовлетворенности
24 - 54 - низкая
удовлетворенность
После сбора заполненных тестовых бланков ответов выполнили их обработку и произвели анализ.
Обработка результатов исследования проводилась последовательно, по каждому тесту отдельно. Вначале были обработаны тестовые бланки
1 методики
- обработку бланков ответов
Большинство исследуемых
в данном коллективе имеют такие
качества, как: авторитарность, эгоистичность,
агрессивность и
Но у некоторых исследуемых, эти показатели по одной или двум шкалам значительно завышены, что соответствуют таким личностным особенностям, как: требовательность, прямолинейность, откровенность, строгость и резкость в оценке других, непримиримость, склонность во всем обвинять окружающих, насмешливость, ироничность, раздражительность, что свойственно юношескому максимализму.
Так, исследуемая под №1- обладают излишней агрессивностью №3, 7 - излишней авторитарностью №2, 6 - эгоистичностью №4 и 5 - излишне подозрительны.
Результаты по шкалам зависимости и подчиняемости показали, что все исследуемые способны подчиняться, послушно и честно выполнять свои обязанности.
Далее выполнили анализ результатов по шкале дружелюбия и альтруизма - противоположной агрессивности и эгоизма.
Как и в предыдущем случае, норма соответствует 8 баллам, завышение или занижение от нормы является показателем усиления или ослабления данных качеств. Так из числа исследуемых наиболее ярко черты дружелюбия (в порядке уменьшения), проявляются у следующих респондентов под №7, 5, 2, 6, 4 3, 1, а черты альтруизма у №4, 5, 2, 7,6, 3, 1 в нашем случае оказались ими те респонденты, что имеют наименьшие показатели по шкале агрессивности. У остальных исследуемых черты агрессивности в большей или меньшей мере погашаются чертами дружелюбия, что приводит к равновесию.
Таким образом, методика межличностных отношений Лири показала, что исследуемым свойственна агрессивность и дружелюбие примерно в равной степени, нарушение этого дисбаланса приводит к повышенной агрессивности или дружелюбию, влияющих на межличностные отношения, так, в нашем случае, треть исследуемых (38%) обладают высокой степенью дружелюбия и альтруизма, направленных на взаимодействие, и только 21% исследуемых имеет отрицательные качества, влияющих на межличностное взаимодействие, что подтверждает благоприятный уровень межличностного взаимодействия в данном коллективе.
Далее, выполнили
обработку бланков Анкеты «Удовлетворенности
деятельностью и коллективом», которая
производилась в следующем
Сводная таблица результатов
Вопросы | |||||||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
итого |
|
1 |
5 |
5 |
45 |
4 |
5 |
3 |
7 |
4 |
30 |
108 |
|
2 |
4 |
5 |
30 |
4 |
3 |
5 |
6 |
3 |
27 |
87 |
|
3 |
5 |
5 |
38 |
5 |
5 |
5 |
7 |
4 |
29 |
103 |
|
4 |
3 |
3 |
28 |
4 |
3 |
3 |
9 |
3 |
30 |
86 |
|
5 |
4 |
5 |
20 |
4 |
5 |
3 |
7 |
4 |
26 |
78 |
|
6 |
4 |
3 |
24 |
4 |
3 |
5 |
6 |
5 |
29 |
83 |
|
7 |
5 |
5 |
40 |
5 |
5 |
3 |
8 |
4 |
30 |
105 |
4. перевели
интерпретацию результатов,
94 - 124 - высокий уровень удовлетворенности
55 - 93 средний
уровень удовлетворенности деят
24 - 54 - низкая
удовлетворенность
Так , что из 7 человек только 2 человек набрали ниже 55 баллов, это исследуемые под №.1, 6 (в порядке повышения баллов), что соответствует согласно условиям методики - неудовлетворенностью деятельности и коллективом.
4 человек - имеют
высокий уровень
1 человек имеет низкую удовлетворенность,.
Отношение к
деятельности и коллективу у большинства
исследуемых хорошее и
Большинство респондентов,
в большей степени
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование по изучению межличностных отношений в коллективе выявило, что согласно:
1. методика межличностных
отношений Лири показала, что
большинству исследуемых
2. методика «Удовлетворенности коллективом и деятельностью» показала, что 37,5% исследуемых имеют высокий уровень удовлетворенности. И только 2 человека (21,5%) - имеют низкий уровень удовлетворенности
Итак, психологический климат - это состояние межличностных и групповых связей в коллективе, отражающее деловой настрой, трудовую мотивацию и степень социального оптимизма персонала организации. Нормальная атмосфера этих отношений позволяет каждому работнику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к совместной работе, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом.
Психологический климат выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода: стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие. Это суммарный эффект от многих факторов, влияющих на персонал организации и в конечном счете определяющих стремление работников к полезной деятельности, творческой инициативе, сотрудничеству и сплоченности с другими. Психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности персонала различными факторами жизнедеятельности коллектива.
Сплоченность,
как устойчивость структуры группы,
ее способность оказывать
Источники групповой
и индивидуальной активности, формирование
установок, ценностных ориентации и
норм - все это, таким образом, рассматривается
как производное от уровня межличностного
общения и эмоциональной
Проведенное исследование свидетельствуют о том, что удовлетворенность трудовым коллективом и деятельностью зависит от многих факторов, в том числе от психологического климата в коллективе и межличностных отношений, чем они лучше, тем выше удовлетворенность.