Влияние межличностных отношений и удовлетворенности работой на уровень конфликтности в педагогическом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:23, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы стал анализ проблемы психологического климата в трудовом коллективе, факторов, его определяющих, а также изучение способов диагностики данной проблемы.
База исследования: МБОУ ДОД ЦДТТ «Парус» г.Краснодара
Методы:
1. психолого-аналитическое исследование
2. эмпирическое исследование:

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И КОНФЛИКТНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 4
1.1. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЕКТИВЕ. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА 4
1.2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ. 7
1.3 КОНФЛИКТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 14
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ РАБОТОЙ 20
2.1 МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
3.3 АННАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Курсовая конфликтология.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

В сущности, только переговорный процесс, направленный на выработку  компромиссных или интегративных  решений, сегодня рассматривается  специалистами как действенный  процесс разрешения конфликтной ситуации. Путь ухода от конфликта, будь то стратегия избегания или уступчивости, расценивается как признак «нежизнеспособности», то есть в данном случае -- неумения решать свои проблемы. Путь доминирования, «жесткой борьбы» или «мягкой» напористости, имеющий негативные последствия для отношений участников ситуации, в достаточной мере обнаружил свою несостоятельность на всех уровнях человеческого общения -- от международных отношений до частной жизни людей. Доминирование и борьба могут обеспечить человеку решение проблемы в своих интересах, но ценой отношений с партнером. Уход от конфликта и конфликтного взаимодействия может сохранить или даже улучшить отношения, но ценой отказа от собственных интересов или позиции, которую человек защищает. И только интегративно-компромиссный подход при его эффективной реализации дает возможность одновременно решить проблему и сохранить отношения, что и считается подлинным успешным решением конфликта.

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ РАБОТОЙ

 

Исследование  проводилось на базе МБОУ ДОД ЦДТТ «Парус».

В число исследуемых  вошло 7 человек, которые работают в  данном коллективе. Стаж работы каждого  сотрудника составляет не менее одного года. Возраст колеблется от 23 до 65 лет.

Список респондентов

1. Ангелина Дмитриевна  Б

2. Маргарита  Анатольевна К.

3 Николай Васильевич  Л.

4. Анжела Олеговна  Н.

5. Тамара Алексеевна  П.

6. Екатерина  Владимировна С.

7. Татьяна Ивановна  Т.

2.1 МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Методика 1 - Методика диагностики межличностных  отношений

Методика создана  Т.Лири (Т.Лиар), Г.Лефоржем, Р.Сазеком  в 1954г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и  идеальном «Я», а также для  изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем  ближе оказываются результаты испытуемого  к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых  в каждом из 8 типов отношений  образуются 16 пунктов, упорядоченных  по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Диагностика межличностных  отношений Т.Лири

Опросник

  1. Другие думают о нем благосклонно
  2. Производит впечатление на окружающих
  3. Умеет распоряжаться, приказывать
  4. Умеет настоять на своем
  5. Обладает чувством достоинства
  6. Независимый
  7. Способен сам позаботиться о себе
  8. Может проявлять безразличие
  9. Способен быть суровым
  10. Строгий, но справедливый
  11. Может быть искренним
  12. Критичен к другим
  13. Любит поплакаться
  14. Часто печален
  15. Способен проявлять недоверие
  16. Часто разочаровывается
  17. Способен быть критичным к себе
  18. Способен признать свою неправоту
  19. Охотно подчиняется
  20. Уступчивый
  21. Благодарный
  22. Восхищающийся, склонный к подражанию
  23. Уважительный
  24. Ищущий одобрения
  25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
  26. Стремится ужиться с другими
  27. Дружелюбный, доброжелательный
  28. Внимательный, ласковый
  29. Деликатный
  30. Ободряющий
  31. Отзывчивый на призывы о помощи
  32. Бескорыстный
  33. Способен вызывать восхищение
  34. Пользуется у других уважением
  35. Обладает талантом руководителя
  36. Любит ответственность
  37. Уверен в себе
  38. Самоуверен, напорист
  39. Деловитый, практичный
  40. Любит соревноваться
  41. Стойкий и упорный, где надо
  42. Неумолимый, но беспристрастный
  43. Раздражительный
  44. Открытый, прямолинейный
  45. Не терпит, чтобы им командовали
  46. Скептичен
  47. На него трудно произвести впечатление
  48. Обидчивый, щепетильный
  49. Легко смущается
  50. Не уверенный в себе
  51. Уступчивый
  52. Скромный
  53. Часто прибегает к помощи других
  54. Очень почитает авторитеты
  55. Охотно принимает советы
  56. Доверчив и стремится радовать других
  57. Всегда любезен в обхождении
  58. Дорожит мнением окружающих
  59. Общительный, уживчивый
  60. Добросердечный
  61. Добрый, вселяющий уверенность
  62. Нежный, мягкосердечный
  63. Любит заботиться о других
  64. Бескорыстный, щедрый
  65. Любит давать советы
  66. Производит впечатление значительного человека
  67. Начальственно повелительный
  68. Властный
  69. Хвастливый
  70. Надменный и самодовольный
  71. Думает только о себе
  72. Хитрый, расчетливый
  73. Нетерпим к ошибкам других
  74. Корыстный
  75. Откровенный
  76. Часто недружелюбен
  77. Озлобленный
  78. Жалобщик
  79. Ревнивый
  80. Долго помнит свои обиды
  81. Самобичующийся
  82. Застенчивый
  83. Безынициативный
  84. Кроткий
  85. Зависимый, несамостоятельный
  86. Любит подчиняться
  87. Предоставляет другим принимать решения
  88. Легко попадает впросак
  89. Легко поддается влиянию друзей
  90. Готов довериться любому
  91. Благорасположен ко всем без разбора
  92. Всем симпатизирует
  93. Прощает все
  94. Переполнен чрезмерным сочувствием
  95. Великодушен, терпим к недостаткам
  96. Стремится покровительствовать
  97. Стремится к успеху
  98. Ожидает восхищения от каждого
  99. Распоряжается другими
  100. Деспотичный
  101. Сноб, судит о людях лишь по рангу и достатку
  102. Тщеславный
  103. Эгоистичный
  104. Холодный, черствый
  105. Язвительный, насмешливый
  106. Злой, жестокий
  107. Часто гневлив
  108. Бесчувственный, равнодушный
  109. Злопамятный
  110. Проникнут духом противоречия
  111. Упрямый
  112. Недоверчивый, подозрительный
  113. Робкий
  114. Стыдливый
  115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться
  116. Мягкотелый
  117. Почти никогда никому не возражает
  118. Навязчивый
  119. Любит, чтобы его опекали
  120. Чрезмерно доверчив
  121. Стремится сыскать расположение каждого
  122. Со всеми соглашается
  123. Всегда дружелюбен
  124. Любит всех
  125. Слишком снисходителен к окружающим
  126. Старается утешить каждого
  127. Заботится о других в ущерб себе
  128. Портит людей чрезмерной добротой

Ключ

  1. Доминантность: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.
  2. Уверенность в себе: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.
  3. Требовательность: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.
  4. Скептицизм: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.
  5. Уступчивость: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.
  6. Доверчивость: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.
  7. Добросердечие: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.
  8. Отзывчивость: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.

Типы отношения  к окружающим

I. Авторитарный

13-16 - диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9-12 - доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0-8 - уверенный  в себе человек, но не обязательно  лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистичный

13-16 - стремится  быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0-12 - эгоистические  черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный

13-16 - жесткий  и враждебный по отношению  к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность  может доходить до асоциального  поведения.

9-12 - требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий  и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0-8 - упрямый,  упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13-16 - отчужденный  по отношению к враждебному  и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).

9-12 - критичный,  необщительный, испытывает трудности  в интерперсональных контактах  из-за неуверенности в себе, подозрительности  и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0-8 - критичный  по отношению ко всем социальным  явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13-16 - покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 - застенчивый,  кроткий, легко смущается, склонен  подчиняться более сильному без учета ситуации.

0-8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет  собственного мнения, послушно и  честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13-16 - резко неуверенный  в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9-12 - послушный,  боязливый, беспомощный, не умеет  проявить сопротивление, искренне  считает, что другие всегда  правы.

0-8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9-16 - дружелюбный  и любезный со всеми, ориентирован  на принятие и социальное одобрение,  стремится удовлетворить требования  всех, «быть хорошим» для всех  без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0-8 - склонный  к сотрудничеству, кооперации, гибкий  и компромиссный при решении  проблем и в конфликтных ситуациях,  стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9-16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои  интересы, стремится помочь и  сострадать всем, навязчивый в  своей помощи и слишком активный  по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).

0-8 - ответственный  по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение  к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

Методика 2 - «Удовлетворенность работой и  коллективом» - взята из книги «Социально-психологические проблемы производственного коллектива» [6]. Данная анкета позволяет определить факторы формирования, управления коллективом и удовлетворенностью совместной деятельностью.

Обработка тестовых бланков проводится на основе следующего ключа:

1. Нравится ли  Вам Ваша работа?

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

         

2. Хотели бы  вы перейти на другую работу?

1

2

3

4

5

балл

балла

балла

балла

баллов


3. Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале степень развития  перечисленных ниже качеств у  вашего непосредственного руководителя:

5 - качество  развито очень сильно, 1 - качество совсем не развито

Минимально 10 баллов

Максимально - 50 баллов

4. Как вы считаете, пользуется ли ваш руководитель  реальным влиянием на дела  коллектива?

5

4

3

2

1

баллов

балла

балла

балла

балл


5. Предположим,  что по каким-либо причинам  вы временно не работаете; вернулись ли бы вы на свое нынешнее место работы?

5

4

3

2

1

баллов

балла

балла

балла

балл


6. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже  утверждений вы больше всего  согласны?

Большинство членов нашего коллектива - хорошие, симпатичные ЛЮДИ

 

В нашем коллективе есть всякие люди

 

Большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные

 
   

7. Какая атмосфера  преобладает обычно в вашем  коллективе?

Информация о работе Влияние межличностных отношений и удовлетворенности работой на уровень конфликтности в педагогическом коллективе