Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:21, курсовая работа
Целью исследования является изучить влияние физической культуры и спорта на формирование и развитие гармонически развитой личности.
Задачами исследования являются:
-изучение спорта в современном обществе;
-изучение влияния физкультуры на развитие личности;
-изучение процессов самопознания и самовосприятия;
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. Современный спорт и проблема становления личности юного спортсмена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Спорт в современном обществе. Социальная сущность
спортивной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Влияние физкультуры на развитие личности. Противоречия
современного спорта: гуманизирующая и дегуманизирующая роль
спорта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
ГЛАВА 2. Содержание и форма воспитания спортивной и гармонически развитой личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1. Процесс самосознания и самосовершенствования.
Формирования воли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2.Воспитание уверенности в себе и в своих силах. Как спорт
помогает оценивать себя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Курсовая работа
по Психологии на тему:
ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Проверил
2011г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. Современный спорт и проблема становления личности юного спортсмена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Спорт в современном обществе. Социальная сущность
спортивной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Влияние физкультуры на развитие личности. Противоречия
современного спорта: гуманизирующая и дегуманизирующая роль
спорта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
ГЛАВА 2. Содержание и форма воспитания спортивной и гармонически развитой личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1. Процесс самосознания и самосовершенствования.
Формирования воли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2.Воспитание уверенности в себе и в своих силах. Как спорт
помогает оценивать себя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда.
Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. Причем это касается не только самих спортсменов, но и тренеров, судей, зрителей. Одновременно физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражениям, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека.
В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Возрастание роли спорта в современном обществе привело к тому , что личность спортсмена высокого класса выступает в роли идеала для значительной части молодых людей, поэтому обществу далеко не безразлично, какие ценности несет спорт в лице этой личности. Мнения ученых по вопросу гуманизирующей и дегуманизирующей роли спорта в обществе далеко неоднозначны. В центре разногласий ученых стоит вопрос о его влиянии на личность спортсмена. И если одни исследователи утверждают, что спорт оказывает положительное влияние на личность спортсмена, то другие не согласны с этим. При этом существует несколько точек зрения на причины отрицательного воздействия спорта на личность спортсмена. Одни видят причину такого положения в соревновательной специфике самого спорта, другие связывают это с правилами соревнований, третьи считают, что главная причина в тех общественных и социальных отношениях, которые преобладают в обществе. Но еще в 1927 году, в первой отечественной монографии, посвященной психологии физической культуры, профессор А. П. Нечаев писал: «Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями, а утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность – мускульными пороками».
Важность этой темы является актуальной среди учителей физической культуры, тренеров, ведь только правильно спланированный процесс обучения будет формировать общественно-полезную, гармонически развитую личность. Это необходимо для создания нового современного общества.
Целью исследования является изучить влияние физической культуры и спорта на формирование и развитие гармонически развитой личности.
Задачами исследования являются:
-изучение спорта в современном обществе;
-изучение влияния физкультуры на развитие личности;
-изучение процессов самопознания и самовосприятия;
-изучение процесса воспитания уверенности в себе и в своих силах.
Объектом исследования является физическая культура и спорт.
Предметом исследования является влияние физической культуры на формирование и развитие личности.
Методом исследования является библиографический анализ.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЙ СПОРТ И ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮНОГО СПОРТСМЕНА
1.1. Спорт в современном обществе. Социальная сущность спортивной деятельности
Актуальность исследования проблемы формирования личности юного спортсмена объясняется прежде всего той ролью спорта, которую он приобрел в современном обществе. Современный спорт явление уникальное и многоплановое. Взаимосвязь спорта с социальной деятельностью можно обнаружить повсюду: в области политики, экономики, науки, воспитания и образования.
Спортом занимаются различные группы населения, но особенно он популярен среди молодежи, при этом личность спортсмена высокого выступает в качестве идеала для значительной части молодых людей, поэтому обществу далеко не безразлично какие ценности несет спорт в лице этой личности.
В связи с этим решение проблемы формирования гармоничной личности спортсмена выходит далеко за рамки частного вопроса и требует широкого социально-психологического исследования.
Теоретический анализ работ, посвященных изучению спортивной деятельности, показал, что уже с 70-80 годов социологи и психологи пытаются преодолеть односторонний подход к оценке социальной значимости физической культуры и спорта, только как к средству физического воспитания человека, укрепления и восстановления его здоровья.
Спорт стал рассматриваться как часть культуры, относительно самостоятельный феномен, отражающий особенности конкретно-исторической среды, в которой он формируется.
В связи с этим, в центре внимания ученых оказались вопросы, связанные с изучением тех ценностей, которые культивируются в области спорта, сопоставления их с другими социальными ценностями. Появились исследования по изучению специфики спортивной деятельности и ее влияния на процесс становления личности спортсмена [5, 16,65,71,93].
Отмечая социальную природу спорта, ряд авторов в качестве основной отличительной черты спорта выделяют его соревновательность.
"Спорт утратил бы свой смысл, если не было бы соревнований, в которых наиболее концентрированно проявляется социальная сущность спорта. Через соревнования и в соревновании спорт предстает в качестве специфических общественных отношений, которые называются спортивными отношениями "[8, с. 49]. "Спорт представляет собой соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические личностные отношения и установку в сфере этой деятельности, ее общественно значимые результаты, взятые в целом"
Признавая соревнование, как основную и характерную черту спортивной деятельности, ученые рассматривают достижение максимального спортивного результата, рекорда в качестве предмета спортивной деятельности.
Н.И.Визитей считает, что "предметом спортивной деятельности является максимально возможный для конкретного индивидуума результат... постоянная "нацеленность" на высокий результат, установка на активное преодоление соперника, высокий престиж спортивной победы, необходимость бороться и побеждать в соревнованиях международного ранга"[3, с.46]. Подчеркивает чрезвычайную значимость рекорда в спорте и В.М.Выдрин: "Спорт представляет собой одну из тех областей деятельности, в которой ее сущностные силы, во всем их многообразии связей, раскрываются на предельных и субпредельных уровнях. Установление рекорда, скажем, и есть конкретное и вместе с тем интегративное проявление сущностных сил не только одного человека, но и коллектива, а в известном смысле общества и даже человечества. Чемпион или рекордсмен как бы "персонифицируют" в себе общество, поскольку рекорд есть плод объединенного творчества многих людей и интеграции этого творчества в действиях личности".
В то же время, с точки зрения другой группы ученых, спорт изначально выполнял в обществе воспитательную функцию, а не
соревновательную [5, 18, 63]. Особенно ярко цель спорта, по их мнению, была выражена в идеалах олимпийского движения-достижение гармонизации развития личности.
Неслучайно в Древней Греции на первых Олимпийских играх в Афинах, наряду со спортивными соревнованиями проводились конкурсы поэтов, ораторов и другие культурные зрелища. Возрождение Олимпийского движения в конце 19 века было вызвано также идеями мира, гуманизации, гармонизации развития личности.
"Идея международных игр - счастливая идея. Она отвечает насущной потребности современного человечества, потребности физического и нравственного возрождения молодого поколения", -писал член Международного Олимпийского комитета, представитель России генерал А.Д.Бутовскийс.
Согласно взглядам ученых, основная роль спорта заключается в формировании эстетических и духовных ценностей [6, 30,39,63].
Как считает В.У.Агеевец, "современный спорт по своему характеру все более становится разновидностью творческой деятельности, требующей значительного потенциала интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических сил личности".
На это же указывает Г.Иванов: "Не рекорд, а содействие гармоничному развитию человека - вот основная функция спорта"[63,59].
Итак, можно констатировать, что социальная сущность спортивной деятельности включает в себя две доминирующие тенденции: с одной стороны - соревновательность, достижение максимального спортивного результата, с другой - содействие гармоничному развитию личности.
Если соревновательная сущность спорта связана с его спецификой (оценка успехов спортсмена делается на основе определенного результата, достигнутого в процессе участия в соревнованиях), то для
выяснения воспитательной роли спорта требуется дополнительный анализ.
Существует достаточно большое количество работ по проблеме социализации личности в процессе занятий спортом.
Ученые пришли к выводу, что "социализация и интеграция личности в спорте является объективным и естественным результатом функционирования личности в данной области деятельности".
Было доказано, что спортивная деятельность оказывает глубокое и многостороннее воздействие на сущностные стороны человека, развивая его физически и духовно [5,6].
В то же время в ряде работ утверждалось, что наряду с положительным влиянием спорта на интеллектуальное, физическое и нравственное развитие личности, спорт может оказывать негативное действие на становление личности.
По мнению В.У.Агеевец, в спорте прослеживаются наряду с положительными тенденциями также отрицательные, ведущие к уменьшению или искажению нравственного воздействия спорта на личность. Автор считает, что "прежде всего это зависит от системы проведения и некоторых правил спортивных соревнований, которые несут в себе объективные возможности для отрицательных нравственных последствий. Например, спортивное достижение определяет, как правило, лишь результат без нравственной оценки средств и методов достижения этого результата" [5, с. 118].
Другие авторы видят причины негативного влияния спорта на личность в его соревновательной специфике. Доказывается это тем, что в ряде случаев спортивная борьба порождает индивидуалистическую направленность сознания и поведения спортсменов, затрудняет проявление таких простых норм нравственности, как сострадание, жалость, доверие, поддержка и т.д.
Ю.Я.Киселев считает, что "правила в спорте базируются на одной и той же схеме - схеме строгого соперничества, которая является грубой логической копией "военно-коммерческого конфликта". Именно схема строгого соперничества снижает воспитательную роль спорта в определенных ситуациях, она вступает в противоречие с этическими нормами, присущими другим видам деятельности".
Об этом же пишет и А.Н.Воробьев: "Надо смотреть правде в глаза: опасность появления атлетов, несущих в своем нравственном облике чуждые нам черты, была, есть и будет. Дело в том, что сама специфика спорта направлена на выявление превосходства одного человека над другим"[6, с. 261].
Существует еще одна точка зрения среди ученых, не согласных с тем, что спорт как таковой "имманентно" несет в себе тенденцию отрицательного воздействия на личность спортсмена. Они связывают развитие отрицательных качеств у спортсменов с различными социальными факторами и прежде всего с отсутствием воспитательной работы со спортсменами.
Так, Н.Н.Визитей, Л.Н.Полозкова, отмечая в своих работах в основном положительную роль спорта в воздействии на личность, считают, что он может, как и другие виды деятельности, создавать предпосылки для развития негативных качеств личности, если со спортсменами не проводится необходимая воспитательная работа.
С точки зрения Т. Любецкой, спорт сам по себе ни нравственен, ни безнравственен. Спорт, как и другие виды деятельности, может создавать предпосылки для формирования как многих положительных качеств личности, так и для развития негативных качеств личности.
Только в совокупности целого ряда факторов, важнейшим из которых является качество и уровень воспитательной работы, эти предпосылки могут реализоваться в ту или иную сторону, т.е. содействовать или препятствовать формированию определенных черт духовного мира личности.
О том же пишет Ю.П.Власов: "Безусловно, спорт противоречив... Его болезни - фетишизация, превращение в оружие для достижения, может быть, не совсем порядочных целей. Однако его заблуждения вообще так же естественны, как заблуждения в науке и искусстве. Но изначальная суть спорта благородна, чиста ив тысячелетиях напрочь спаялась с культурой ...И нелишне помнить: спортсмены таковы, какими их создают условия общества, они только отзываются и следуют этим условиям. Самостоятельного обособленного мира спорта не существует. Он такой же продукт общества, как и культура вообще " [2, с. 165].
Все вышеизложенное позволяет считать, что среди ученых и публицистов существуют различные взгляды на то, какова роль спорта в воздействии на личность спортсмена.
Одни авторы говорят о положительном влиянии спорта на личность, другие отмечают неоднозначность этого влияния, третьи считают, что спорт, в отличие от других видов деятельности, может оказывать только отрицательное воздействие.
Причины негативного влияния спорта на личность одни авторы видят в специфике спортивной деятельности, другие - в противоречиях общественного строя, ведущей идеологии в обществе, третьи - в слабой воспитательной работе.
Представляется, что недостаток научных данных по проблеме влияния спорта на личность спортсмена, может приводить к заблуждениям и к необоснованным выводам как со стороны ученых, так и спортивных публицистов. Одним из таких выводов является утверждение о том, что
спортивная деятельность не может оказывать гармонизирующее влияние на личность спортсмена.
Для подтверждения или отрицания этого вывода необходим анализ общечеловеческих ценностей, культивируемых в спорте, так как именно в процессе принятия или не принятия этих ценностей и происходит формирование личности.
А так как среди общечеловеческих ценностей именно проблеме гуманизации отводится важнейшее место, то это, в свою очередь, требует рассмотрения спорта с позиции гуманизирующей функции в обществе.
1.2. Влияние физкультуры на развитие личности. Противоречия современного спорта: гуманизирующая и дегуманизирующая роль спорта
При написании работы мною была поставлена цель – показать нравственно - эстетические и социальные аспекты физкультуры и спорта, их роль в формировании гармонически развитой личности. Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда.
Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно- интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. Причём это касается не только самих спортсменов, но и тренеров, судей, зрителей. Одновременно физкультура и спорт сами подвержены «обратной» связи со стороны других социальных институтов и явлений общественной жизни. Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека.
В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Спорт – очень сложен и порой противоречив. Поэтому влияние его на становление личности не однозначно. Поэтому сами спортсмены видят в спорте, ценят в нём, то одну, то другую его сторону. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимаются и осмысливаются спортсменами по-разному.
Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями. Это очень важно. Ещё в 1927 году, в первой отечественной монографии, посвящённой психологии физической культуры, профессор А.П. Нечаев писал: «Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями, а утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность - мускульными пороками».
Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других.
Как, благодаря чему приходит к людям смелость, сила, быстрота и осмотрительность, умение не сдаваться и радоваться победе других – все те лучшие волевые и физические качества, которыми спорт венчает пропорционально, конечно, личному вкладу каждого, кто к нему приобщается? И пусть мы знаем, что роль спорта в воспитании «нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» велика и многозначительна, нелишне привести здесь высказывания тех, кто целиком посвятил себя этой деятельности и добился известных результатов, личных и общественных.
«Для меня спорт- это радость, игра силы, совершенство человеческих достоинств, быстрая реакция, смекалка, фантазия, неожиданности и открытия»,- заявляет признанный в прошлом фигурист и широко известный ныне миру тренер Станислав Жук.
Спорт наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство - одна из прекраснейших ценностей жизни. Так говорят даже философы, и их слова созвучны с суждениями спортивной общественности. Многие говорят, что высший смысл спорта в раскрытии способностей человека. И не только физических. Спорт делает человека естественнее, ближе к тому идеалу, когда сглаживается жестокое противоречие с мудростью природы, наделившей всё живое радостью жизни. Эта мысль близка к философскому обобщению человеческого бытия.
«Десять лет, проведённых в большом спорте, - рассказывает о себе известный горнолыжник Жан-Клод Килли, - были годами борьбы. Я столкнулся со всем, что формирует характер. Были тяготы и лишения, радости побед и горечь поражений, узнал я и самое прекрасное, что есть на свете, - людскую дружбу». И эти слова прямо дополняют высказывание замечательного гимнаста Юрия Титова. В одном из своих выступлений он заявил: «Ведь это и есть, пожалуй, самое интересное в спорте – душевные, товарищеские отношения между людьми, тут прямое проявление высших нравственных достоинств человека. А чего стоит, например, борьба атлета за самого себя, за собственные возможности, за преодоление, казалось бы, недосягаемых рубежей?..».
В высказываниях представителей разных социально-политических систем много общего. Все больше спортсмены, кроме борьбы, столь характерной для спорта, видят в нём искренность отношений, дружбу и доброжелательность между людьми. Это не случайно. Спортивная, особенно соревновательная деятельность – личностно значима, трудна. Она требует больших и физических сил. В жестоком соперничестве, безусловно, полнее и ярче, чем в обыденности, проявляется и всякая человеческая личность, и каждая черта характера. Тут напряженнее выступают чувства, полнее проявляется воля. Именно, когда тебе трудно, ты весь раскрываешься в порыве. Следовательно, спорт для человека – могучее средство самопознания, самовыражения, самоутверждения.
Признавая важную роль спорта в гуманизации социальных отношений на протяжении своего существования, ученые разных стран пытаются прежде всего дать оценку спорта в современном мире и прогнозируют пути его дальнейшего развития. Нельзя не отметить, что и по этим вопросам среди ученых нет единой точки зрения. Одни авторы утверждают, что спорт в современном мире служит гуманистическим ценностям, другие указывают на нарастание дегуманистических тенденций в спорте, особенно в спорте высших достижений.
Сторонники признания положительной роли спорта в современном обществе считают, что спорт оказывает существенное позитивное воздействие не только на физическое развитие человека, но и на его духовный - мир - мир эмоций, эстетических вкусов и мировоззренческих представлений. Спорт дает каждому человеку огромные возможности для самосовершенствования, самовыражения и самоутверждения [5, 80, 139].
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ СПОРТИВНОЙ И ГАРМОНИЧЕСКИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
2.1. Процесс самосознания и самосовершенствования. Формирования воли
В продолжении моего исследования, я хочу поговорить о первой специфической особенности спорта. Итак, в спорте объект труда – сам спортсмен. Но сам спортсмен – субъект труда. В любой работе объект лежит вне субъекта. Токарь обтачивает деталь. Токарь – субъект, деталь – объект труда, на который направлена деятельность субъекта. Спортсмен совершенствует свою силу, выносливость, гибкость, т. е. себя самого, своё умение делать движения быстро, точно, сильно. Спортсмен работает над собой. Спорт – деятельность, где сливаются воедино субъект и объект деятельности.
Что же следует из положения: спортсмен есть одновременно и субъект и объект собственной сознательной и целенаправленной деятельности?
Во – первых, то ,что спортсмен обязательно должен узнать о самом себе как можно больше, точнее и полнее. Это совсем не просто, не всегда интересно, иногда – страшновато. Это – работа трудная, кропотливая.
Спортсмен занимается самопознанием по необходимости. Без самопознания ему не обойтись. Ведь он объект своего труда. А может ли человек работать над чем – либо, не зная предмета? Хорошо, полезно работать не может. Скульптор знает особенности мрамора, глины, бронзы, дерева; художник – свойства акварели, масла, пастели, гуаши, бумаги, холста; портной – отличие чистой шерсти от тирилена, льняного полотна от ткани с нейлоном. И так – везде. Мастер – это тот, кто знает своё дело, знает объект своего труда.
Конечно, бывают чемпионы и рекордсмены, не знающие биомеханических закономерностей, используя которые они посылают диск или копьё дальше всех остальных, не знающие всех превращений одиназитрифосфорной кислоты, обеспечивающих сокращение их мышц, не знающие, как видоизменяются электроэнцефалограма, записанная с двигательной зоны коры мозга при переходе от покоя к подготовке исполнения спортивного действия и от подготовки к максимальному усилию.
Однако важно приглядываться и прислушиваться к самому себе. Начинать надо с самого простого: как я себя чувствую? Утром. Днём. До тренировки и после тренировки. Как я себя чувствую, когда всё хорошо? А если плохо? Конкретизируются вопросы, детализируются ответы. Человек анализирует, формирует самого себя, своё настроение, своё лицо на «людях». Возникают вопросы и сложнее. Сто тысяч «почему». Почему я вялый? Почему не мог заставить себя сделать ещё усилие? Почему, если разозлишься, не чувствуешь, что устал? Почему одну попытку выполняешь технически правильно: сильно, быстро, точно, а другую – как новичок? Почему в зале это получается хорошо, а на стадионе хуже? Почему так здорово сделал, хоть и разминался мало?
Информация о работе Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие личности