Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 17:28, реферат
Происхождение любого народа – это всегда очень сложный процесс, который в течении веков приводит к возникновению нового народа, с новым названием, с новой культурой, с новым языком. Почти всегда новый народ впитывает в себя культуру и языки народов, живших до появления этого нового народа. А самоназвание народа часто возникает от названия местности, где проживает народ, часто название народа появляется от имени какого нибудь знаменитого правителя, имя которого его соплеменники помнят как имя основателя нового народа (нового государства). В истории мы найдем много таких случаев. Но чтобы найти истинные корни происхождения любого народа надо начать с самых древнейших времен (с легендарных времен, которые часто современной наукой не признаются). Современная историческая и этнографическая наука все процессы, происходящие в мире с древнейших времен, любит сильно упрощать.
Введение…………………………………………………………………..3
Понятие этноса и этногенеза…………………………………………4
Происхождение узбекского этноса…………………………………..5
Характер взаимоотношений русского и узбекского этносов….....12
Заключение…………………………………………………………..…...20
Список литературы………………………………………………………21
Заметным явлением в переселенческих
районах стали тенденции, связанные
со стремлением к разъединению, рассцеплению
отдельных этнических групп, и при
этом — к их внутренней консолидации.
Представители различных
Восстанавливалась нарушенная при переселениях традиционная для оседлых народов Средней Азии общинная квартальная организация — махалля. Причем в одном селе на территориии Узбекистана могли сосуществовать несколько "узбекских махалля", а также — "таджикская махалля", и даже "казахская махалля", "татарская махалля", "турецкая махалля". Хотя на самом деле население каждого квартала было частично смешанным, но — с заметным преобладанием определенной этнической группы.
К началу 1990-х годов усадьбы русских и украинцев стали редкими, слабо сгруппированными между собой вкраплениями среди жилищ среднеазиатского населения в селениях, раскинувшихся на несколько километров и насчитывающих до десяти тысяч жителей. Тем не менее, взаимное притяжение наблюдалось и у славянского, или шире — "русскоязычного" населения бывших старожильческих сел. Однако, у него, в силу различных причин, не образовывались вновь какие-либо общинные структуры, хотя существовал этнически очерченный круг общения. В той или иной мере старожилы оказывались вовлеченными в жизнь узбекского общества.
За десятилетия совместного проживания между узбеками, казахами, киргизами с одной стороны и славянами-старожилами — с другой складывались достаточно устойчивые формы приобщения друг друга к своей обрядовой жизни. Это явление практически не изучалось, за исключением отдельных упоминаний о его существовании.14
Как известно, распад СССР происходил на волне идей этнонационализма, строительства "национальной государственности", "возрождения национальной культуры". Лидеры новых независимых государств Средней Азии вели речь о "национальной психологии", основанной на коллективистских социальных традициях "титульного" населения. Параллельно с этими идеями декларировались и программы либерального и демократического развития новых государств, формулировались принципы гражданского общества, равноправия людей независимо от национальности. В частности, принятые в государствах Средней Азии и Казахстане законы о языках, о гражданстве — одни из самых мягких в отношении русскоязычного населения.15
Заключение
На протяжении многих столетий
узбеки, их предки жили по соседству
с другими народами региона. Отношения
между ними боли добрыми, довольно длительный
исторический период не было однозначных
территориальных границ между узбеками,
казахами, таджиками, киргизами, каракалпаками,
уйгурами и многими другими. А
многочисленные междоусобицы и неурядицы
происходили по разному поводу, но
не национальной почве. Даже после завоевания
Россией Туркестана недовольство местного
населения проявлялось не столько
против русских, сколько против имперской
политики царизма. Многократно серьезным
испытаниям подвергались общечеловеческие
чувства узбеков при
Список литературы
1 Семенов Ю.И. Производство и общество // Социальная философия. Курс лекций. Учебник. - Под ред. И.А.Гобозова. -М.: Издатель Савин С.А., 2003. - С. 236-266.
2 Коротаев А. В. Соотношение племени и государства /М:, 1991, с.101-119.
3 Абдунабиев А.Г., Мандральская Н.В., Юсупова Г.В. «Этническое формирование Узбекского народа»
4 Сагдуллаев А.С., Костецкий В.А., Норкулов Н.К. «История Узбекистана».
5 Абдунабиев А.Г., Мандральская Н.В., Юсупова Г.В. «Этническое формирование Узбекского народа»
6 Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.: Наука, 1967. С. 20
7 Сагдуллаев А.С., Костецкий В.А., Норкулов Н.К. «История Узбекистана»
8 Абдунабиев А.Г., Мандральская Н.В., Юсупова Г.В. «Этническое формирование Узбекского народа»
9 Касымов Н. Прогрессивное значение образования русских поселков в Ходжентском уезде. Душанбе, 1968. С. 73.
10 Гинзбург А. И. Русское население в Туркестане. М., 1991. С. 113; Галузо П. Г. Вооружение русских переселенцев в Средней Азии // Коммунистическая мысль. М., 1926. Кн. 1, 2. С. 23
11 Наливкина М. В., Наливкин В. П. Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы. Казань, 1886. С.20–21; Этнографические очерки узбекского сельского населения. М., 1969. С. 70–79.
12 Зелькина Е. Очерки по аграрному вопросу в Средней Азии. М., 1930
13 Журнал "Диаспоры", №2-3, 1999 г
14 Лобачева Н. П. Формирование новой обрядности узбеков. М., 1975
15 Брусина О. И. Русские в странах Балтии и Средней Азии (права и социальные возможности) // ЭО. 1997. № 5.
Информация о работе Узбекский этнос. История и современность