Узбекский этнос. История и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 17:28, реферат

Краткое описание

Происхождение любого народа – это всегда очень сложный процесс, который в течении веков приводит к возникновению нового народа, с новым названием, с новой культурой, с новым языком. Почти всегда новый народ впитывает в себя культуру и языки народов, живших до появления этого нового народа. А самоназвание народа часто возникает от названия местности, где проживает народ, часто название народа появляется от имени какого нибудь знаменитого правителя, имя которого его соплеменники помнят как имя основателя нового народа (нового государства). В истории мы найдем много таких случаев. Но чтобы найти истинные корни происхождения любого народа надо начать с самых древнейших времен (с легендарных времен, которые часто современной наукой не признаются). Современная историческая и этнографическая наука все процессы, происходящие в мире с древнейших времен, любит сильно упрощать.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Понятие этноса и этногенеза…………………………………………4
Происхождение узбекского этноса…………………………………..5
Характер взаимоотношений русского и узбекского этносов….....12
Заключение…………………………………………………………..…...20
Список литературы………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Кто такие узбеки.docx

— 51.34 Кб (Скачать)

МВД России

Санкт-Петербургский университет

 

 

Кафедра педагогики и социальной психологии

 

 

РЕФЕРАТ

По политической психологии

Тема: « Узбекский этнос.  История  и современность»

 

 

 

 

 

Выполнил: слушатель 842 учебного

                                                                       взвода ряд. милиции    Низамов Б.М

 

 Проверил: преподаватель   кафедры

майор        полиции        Иванова.А.М

 

 

 

 

 

 

Санкт Петербург

2013 г.

 

Содержание

 

     Введение…………………………………………………………………..3

  1. Понятие этноса и этногенеза…………………………………………4
  2. Происхождение узбекского этноса…………………………………..5
  3. Характер взаимоотношений русского и узбекского  этносов….....12

Заключение…………………………………………………………..…...20

Список  литературы………………………………………………………21

 

 

Введение

 

Происхождение любого народа – это  всегда очень сложный процесс, который  в течении веков приводит к  возникновению нового народа, с новым  названием, с новой культурой, с  новым языком. Почти всегда новый  народ впитывает в себя культуру и языки народов, живших до появления  этого нового народа. А самоназвание народа часто возникает от названия местности, где проживает народ, часто название народа появляется от имени какого нибудь знаменитого  правителя, имя которого его соплеменники помнят как имя основателя нового народа (нового государства). В истории мы найдем много таких случаев. Но чтобы найти истинные корни происхождения любого народа надо начать с самых древнейших времен (с легендарных времен, которые часто современной наукой не признаются). Современная историческая и этнографическая наука все процессы, происходящие в мире с древнейших времен, любит сильно упрощать. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие этноса и этногенеза

 

За последние годы еще больше усилился интерес к истории происхождения  и становления узбекского народа. Вопрос об этногенезе узбеков занимал умы многих ученых. На этот счёт имеется  немало  исследований  археологов,  антропологов, этнографов и демографов. Опираясь на их данные, историки более предметно  стали изучать процесс  формирования узбекского этноса. В этом плане ценные материалы содержатся в исследованиях    Б. Ахмедова,    К.Шаниязова,    МЛВахабова, Т.Ходжайова,   Н.Рахманов,   русских   ученых   В.Бартольда, Л.Ошанина, А.Якубовского, Л.Н Гумилева, зарубежных стран - А.Гумбольта, Г.Вамбери, Э. Ольварта и других.

Несколько слов о понятийном аппарате. "Этнос"  древнегреческое слово и по смыслу оно означает народ. Отсюда выражение   "этногенез",   что   означает   происхождение, возникновение этноса, т.е. того или иного народа.1 Становление нации, народа длительный и многоаспектный исторический процесс. Основу каждого народа составляют роды и племена. Вспомним о том, что род - это союз родственных семей, а племя - это объединение людей, связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией. Народность же одна из форм общности людей, которая исторически следует за  родо — племенной общностью и формируется в процессе слияния, консолидации различных племен. Для народности характерны  замена  прежних  кровнородственных  связей территориальной общностью, а племенных языков — общим языком, наряду с существованием близких диалектов и наречий. Каждая народность имеет свое собирательное название, возникают элементы общей культуры.2

Латинское слово "нация" тоже означает "народ". Народ, нация — более  широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся в процессе ликвидации территориальной раздробленности, упрочения экономических связей между отдельными областями, объединения местных рынков в общенациональный.

Многие исследователи сходятся на том, что каждому народу (нации) свойственна устойчивая общность, основывающаяся "а общих судьбах людей в  процессе длительного совместного  исторического развития. Основополагающими  в характеристике нации являются общности территории, языка, экономической  жизни, особенности культуры и быта данной нации, а также этнического  самосознания. Нередко одним из атрибутов  нации выступает наличие государственности, во многих случаях также и преобладание придерживающихся той или иной конфессии. Эти общие положения присущи  практически всем народам планеты, но их формирование протекает не всегда одинаково.

Важным тезисом учения об этногенезе является отрицание "чистого", как  в расовом, так и в языковом и культурном отношениях, происхождения  народов. Каждый из современных народов  восходит не к одному а к нескольким предкам и количество этнических единиц в ходе истории уменьшается.

 

  1. Происхождение узбекского этноса

 

Процесс формирования особой тюркоязычной народности, получившей впоследствие название "узбеков", происходил, главным  образом, на территории Ферганской и  Зарафшанской долин,   Ташкентского   и   Хорезмского  оазисов.   Начало формирования   предков   узбекских   родов   и   племен характеризуется переходом части кочевников к оседлости, скотоводов — к орошаемому земледелию, развитием городских ремесел.3

Имеются ссылки на письменные источники  иранских, греческих, римских, китайских  авторов о населении края в  древнейшие времена. Согласно этим источникам, на обширной территории от границ Евроазии т.е. от Волги до Алтая и Сибири, до северной Монголии проживали множество различных племен под общим названием скифы. Помпеи Трон считал скифов одной из древнейших народностей планеты. Согласно греческим источникам наиболее часто упоминаемые   крупные племена скифов были массагеты и саки. В свою очередь и они делились на более мелкие племена. Эти родо — племенные общности принято считать автохтонным (исконным, исстари проживавшим в данной местности) населением. Большинство исследователей это  население  считают  первичным  этническим  слоем современных узбеков. Их в те времена также считали хорезмийцами, бактрийцами, согдами, парканцами, шашцами. В первом тысячелетии до  н.э.  шёл  процесс  этнической консолидации, формирования союза племен, конфедераций, с элементами    зарождающейся    государственности.    Это происходило в обстановке новых приливов населения из других обширных регионов.

Сложный этнический и культурный процесс  способствовал формированию признанного  наукой особого "антропологического типа Среднеазиатского междуречья".  Исследования антропологов  свидетельствуют  о  том,   что  последствия нахождения здесь в древности ахменидов, македонцев, затем и арабов не оказали существенного влияния на антропологию коренного населения,

В VI и последующих веках в  Среднюю Азию переселялись новые  и новые племена с территории Алтая, Енисея, затем — из Монголии.   Дашти   Кипчака,   которые   со   временем ассимилировались и смешались с коренным населением.4

Источники свидетельствуют о том, что значительная часть населения  Центральной Азии и  прилегающих регионов разговаривала на различных тюркских диалектах. Так, в "Авесте" упоминаются "туры". Со временем часть из них стали называть туркестанцами К IV-III вв. до н.э. относится упоминание огузов, а и 247 — 174 годы до н.э. существовало правление Огузхана. В древности также упоминаются сведения о карлуках, барласах, говоривших на тюркском наречии. В одной летописи содержатся сведения о том, что в борьбе против войск Александра  Македонского  "отважно  боролись  тюркские солдаты". Все эти примеры — свидетельство того, что еще до новой эры в регионе тюркоязычные роды и племена составляли значительное большинство его обитателей. Тот факт, что корни географических названий — Астрахань, Казань, Саратов, Сибирь, Тюмень, Тобол, Тайга, Енисей, Байкал и др. относятся к тюркским языкам также свидетельствуют о том, что ими пользовались в древности на обширной территории.5

Образование в VI—VII вв. н.э. Тюркского  каганата, создание затем в регионе  карлукского и огузского государств, а в XI — XII   вв.   централизованного   государства   караханидов свидетельствуют о том, что здесь тюркоязычное население и в средние века явно преобладало.6

Историк — лингвист     Н.Рахманов,     ссылаясь     на древнекитайские источники,  считает,  что  слово  "тюрк" первоначально имело собирательный смысл и означало название не одного какого-то племени, а группу тюркоязычных родов и племен- Предки узбеков, утверждает ученый, также входили в эту группу.

Заметим, что в регионе на основе иранского—дари также складывался   персидско—таджикский   язык,   на   котором разговаривала определенная часть местного населения.

Таким образом, на протяжении длительного  периода — от первого тысячелетия  до новой эры по VIII — IХ века н.э. сложилась этническая основа узбекского народа и складывались такие признаки этноса как территория, общность языка  и менталитета.

Антропологи свидетельствуют и  том, что к IX — Х в, в. значительная часть населения края имела внешний  вид современных узбеков. Академик К.Шаниязов считает, что к этому   периоду   завершается   формирование   узбекской народности. А    Х — ХII в. местное население значительно продвинулось в своем социально—экономическом и культурном развитии. В формировании узбекского языка значительную роль сыграли карлукский, огузский, чигилийский и др. диалекты. Развивается устное народное творчество. Дастаны "Огузнаме", "Алпамыш",   "Манас",   "Гороглы"   стали   фольклорно—литературными памятниками среднеазиатских народов. Получает широкое распространение искусство, в частности, музыкальное (создаются ноты, макомы), изобразительное и орнаментальное в архитектуре. Развивается письменная литература. Значительную роль в этом сыграли труды А.Югнаки, М.Кашгари, Ю.Хожиба, А.Яссави, С.Термизи и др. лингвистов и литераторов.

Письменность в регионе появилась  в V-III веках до н.э. (Орхон — Енисейская, хорезмийская, михатская). Превалировал тогда арамейский алфавит. В VIII  веке здесь внедряется арабский алфавит.

Нашествие Чингизхана в начале XIII в. и продолжавшееся полтора столетия владычество монголов оставили определенный отпечаток па формировании этнического  облика народов Средней Азии, Тогда  сюда хлынули новые тюркоязычные и монгольские племена. Они, приняв ислам, оседали здесь и со временем ассимилировались с местным населением, Такие роды и племена как жалоиры, унгуты, кавчипы, арлоты буркуты вошли  затем в составные части узбеков, казахов, кыргыз, каракалпаков, туркмен  и др. народностей.

В книгах "Родословие", составленных в 16 и 17 веках указывается о том, что узбеки сложились из 92 (по другим источникам  — 96) родов и племен. Изучение вопроса показывает, что такие племена как карлуки, кипчакцы, чигили, ягмо, мангыты, курама, кенагес, юз (жуз) вошли в состав не только узбеков, но и многих других центральноазиатских народов. А племена кунграт, огузы, найманы и некоторые другие были не только компонентами народов региона, но и обитателей обширной территории — уйгур, башкир, татар, азербайджанцев, турков и других. Весьма интересны суждения известных литераторов Ч.Айтматова и М.Шаханова о том, что "говорящие на тюркских языках узбеки и уйгуры, кыргызы и казахи, туркмены и каракалпаки, татары и башкиры, ногайцы и чуваши, хакасы и якуты, арзербайджанцы и турки, карачаевцы и булгары вышли из одного корня. Словно ветви и веточки одного огромного тополя, так и эти народы — дети одного праотца, пришли на историческую арену разными нугями и в разное время, к тому же под разными именами".7

Коротко об этнониме узбеков. В письменной литературе слова  «узбек»,  «узбекский род»  (Кавм)  встречаются в произведении арабского историка ибн Мункиза "Образцовая книга", написанной в XI в. Судя по контексту фолианта, узбекские роды поднялись на борьбу с иноземцами. В начале XIII в. одного из военноначальников Хорезмщаха Джалалетдина звали Узбоктаем, Слово «узбек» как имя стало встречаться чаще. Некоторые историки это слово связывают с именем хана Золотой Орлы Узбека (1312 - 3342 гг.), а его подданных называли узбеками.8

Б.Ахмедов в своей книге «Государство узбеков», отмечает, что в двадцатых годах XV в. на восточной территории Кипчакской степи образовалось государство кочевых узбеков. Оно включало территорию от восточной части побережья Волги до севера Сырдарьи. Проживавших на этой территории тюркских и тюрко — монгольских племен в литературе того периода обобщенно называли узбеками, К середине XV в. государство узбеков включало в себя огромную территорию от низовьев Волги до значительной части Сибири, а на юге — территорию нынешнего Казахстана.

В начале XVI в, Шайбанихан установил  свою власть над Мовароуннахром и  Хорезмом. Вскоре здесь образовалось Бухарское ханство, в котором  сильное влияние имело лидеры мангытского племени. Примерно тогда  же было создано Хивинское ханство  под эгидой предводителей кунгратского племени. Спустя некоторое время  в регионе было создано еще  одно узбекское ханство — Кокандское, во главе которого стояли представители  племени минг.

Заметим, что некоторые востоковеды (Г.Вамбери, Х.Ховорс, А.Семенов) полагают, что словом "узбек" называли себя те, которые считали себя свободными, самостоятельными людьми (узи бек  — сам себе хозяин). Могут быть и другие объяснения.

Информация о работе Узбекский этнос. История и современность