Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:33, контрольная работа
Психологическая диагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.
Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы:
1) формализованные методики;
2) методики малоформализованные.
Выводы об уровне развития
10 баллов |
– |
очень высокий |
8 – 9 баллов |
– |
высокий |
4 – 7 баллов |
– |
средний |
2 – 3 балла |
– |
низкий |
0 – 1 балл |
– |
очень низкий |
Методика 5. «Воспроизведи рисунки»
Эта методика предназначается для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ее задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа на рис. 6 , воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева. Для этого ребенку дается фломастер темного цвета и рис. 6 в сопровождении следующей инструкции:
«Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева. Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура».
На выполнение задания отводится 5 мин.
Оценка результатов
10 баллов |
– |
ребенок за 5 мин выполнил все задание, т.е. нарисовал в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не осталось пустых, не заштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1мм вышли за пределы заданных образцов |
8 – 9 баллов |
– |
ребенок справился с заданием за 5 мин. При этом в каждой фигуре остались незаштрихованными не более одного – двух участков, а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов |
5 – 7 баллов |
– |
ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов: почти в каждой фигуре есть от 3 до 4 незаштрихованных участков; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм |
4 – 6 баллов |
– |
ребенок за 5 мин смог заштриховать 4–5 фигур из шести, причем в каждой из них встречается хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой части ее площади осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм |
2 – 3 балла |
– |
ребенок смог за 5 мин заштриховать только 2–3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм |
0 – 1 балл |
– |
ребенок за 5 мин смог заштриховать не более одной фигуры, и в ней имеется хотя бы один из следующих недостатков: площадь фигуры не менее чем на одну четверть не заштрихована; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 3 мм |
Методы диагностики внимания.
Методика 6. «Найди и вычеркни»
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 7. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор в этой
методике дает ребенку задание искать
и разными способами
Обработка результатов
При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N – количество изображений предметов на рис. 7, просмотренных ребенком за время работы;
t – время работы;
n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
10 баллов |
– |
показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла |
8 – 9 баллов |
– |
показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла |
6 – 7 баллов |
– |
показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла |
4 – 5 баллов |
– |
показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла |
2 – 3 балла |
– |
показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла |
0 – 1 балл |
– |
показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла |
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:
10 баллов |
– |
все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1 |
8 – 9 баллов |
– |
все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2 |
6 – 7 баллов |
– |
все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3 |
4 – 5 баллов |
– |
все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4 |
3 балла |
– |
все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5 |
Выводы об уровне развития
10 баллов |
– |
продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая |
8 – 9 баллов |
– |
продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая |
4 – 7 баллов |
– |
продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя |
2 – 3 балла |
– |
продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая |
0 – 1 балл |
– |
продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая |
Методика 7. «Проставь значки»
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рис. 9 и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружочков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е. соответственно, галочку, черточку, плюс или точку.
Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:
,
где S – показатель переключения и распределения внимания;
N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;
n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.
Оценка результатов
10 баллов |
– |
показатель S больше чем 1,00 |
8 – 9 баллов |
– |
показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00 |
6 – 7 баллов |
– |
показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75 |
4 – 5 баллов |
– |
показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50 |
0 – 3 балла |
– |
показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25 |
Выводы об уровне развития
10 баллов |
– |
очень высокий |
8 – 9 баллов |
– |
высокий |
6 – 7 баллов |
– |
средний |
4 – 5 баллов |
– |
низкий |
0 – 3 балла |
– |
очень низкий |
Методика 8. «Запомни и расставь точки»
С помощью этой методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис. 10. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываюся в стопку таким образом, что вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху в низ по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1–2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху в низ в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 11) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увидены точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
10 баллов |
– |
ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек |
8 – 9 баллов |
– |
ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек |
6 – 7 баллов |
– |
ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек |
4 – 5 баллов |
– |
ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек |
0 – 3 балла |
– |
ребенок не смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки |
Выводы об уровне развития
10 баллов |
– |
очень высокий |
8 – 9 баллов |
– |
высокий |
6 – 7 баллов |
– |
средний |
4 – 5 баллов |
– |
низкий |
0 – 3 балла |
– |
очень низкий |