Уровень и качество жизни их показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:33, контрольная работа

Краткое описание

Психологическая диагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.
Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы:
1) формализованные методики;
2) методики малоформализованные.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по психологии.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

 

Учреждение образования  «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

 

 

 

 

 

Факультет специального образования

 

 

 

Кафедра основ дефектологии

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Специальная психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 2-го курса группы № 23

заочного отделения

(платная форма обучения)

Козлюк Анна Ивановна

Преподаватель:

Крент Алена Юрьевна

 

 

 

 

 

 

Минск 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

1

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Психологическая диагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Средства, которыми располагает  современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы:

1) формализованные методики;

2) методики малоформализованные.

К формализованным методикам относятся:

♦  тесты;

♦  опросники;

♦  методики проективной  техники;

♦  психофизиологические методики.

Для них характерны:

♦ определенная регламентация;

♦ объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.);

♦  стандартизация (т. е. установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов);

♦  надежность;

♦  валидность.

Эти методики позволяют  собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и  в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

К малоформализованным методикам следует отнести:

♦  наблюдение;

♦  беседу;

♦  анализ продуктов  деятельности.

Эти методики дают очень  ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что мало-формализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.

Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, их склонностями, мотивацией деятельности и т. д.). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Составить  картотеку методик для исследования  мышления и внимания.

Методики для оценки образно-логического мышления.

Методика 1. «Нелепицы»

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях  и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную на рис. 1. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:

«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части  инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как  на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

 

Оценка  результатов

 

10 баллов

 – 

такая оценка ставиться  ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и кроме того сказать, как на самом деле должно быть.

8 – 9 баллов

 – 

ребенок заметил и  отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6 – 7 баллов

 – 

ребенок заметил и  отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не успел  до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4 – 5 баллов

 – 

ребенок заметил все  имеющиеся нелепицы, но 5–7 из них  не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как  на самом деле должно быть.

2 – 3 балла

 –  

за отведенное время  ребенок не успел заметить 1–4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0 – 1 балл

 –  

за отведенное время  ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.


Замечание. 4 и выше балла  в этом задании ребенок может  получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

 

Выводы  об уровне развития

 

10 баллов

 – 

очень высокий

8 – 9 баллов

 – 

высокий

4 – 7 баллов

 – 

средний

2 – 3 баллов

 – 

низкий

0 – 1 балла

 –  

очень низкий


 

Методика 2. «Времена года»

Эта методика предназначена  для детей от 3 до 4 лет. Ребенку  показывают рис.2 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания времени – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

 

Оценка  результатов

 

10 баллов

 – 

за отведенное время  ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам)

8 – 9 баллов

 – 

ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5–7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых

6 – 7 баллов

 – 

ребенок правильно определил  на всех картинках времена года, но указал только 3–4 признака, подтверждающих его мнение

4 – 5 баллов

 – 

ребенок правильно определил  время года только на одной –  двух картинках из четырех и указал только 1–2 признака в подтверждение  своего мнения

0 – 3 балла

 –  

ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать)


 

Выводы  об уровне развития

 

10 баллов

 – 

очень высокий

8 – 9 баллов

 – 

высокий

6 – 7 баллов

 – 

средний

4 – 5 баллов

 – 

низкий

0 – 3 балла

 –  

очень низкий


 

Методика 3. «Кому чего недостает?»

Эта методика предназначается  для психодиагностики мышления детей  в возрасте от 3 до 4 лет. Перед началом  выполнения задания, включенного в  данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок (рис. 3), на котором слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им не достает, изображено отдельно внизу на этом рисунке.

Задание, получаемое ребенком, заключается в том, чтобы как  можно быстрее определить, кому чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.

 

Оценка  результатов

 

10 баллов

 – 

время выполнения задания оказалось меньше чем 30 сек

8 – 9 баллов

 – 

время выполнения задания  оказалось в пределах от 31 до 49 сек

6 – 7 баллов

 – 

время выполнения задания составило от 50 до 69 сек

4 – 5 баллов

 – 

время выполнения задания заняло от 70 до 89 сек

2 – 3 балла

 –  

время выполнения задания  оказалось в пределах от 90 до 109 сек

0 – 1 балл

 –  

время выполнения задания заняло до 110 сек и выше


 

Выводы  об уровне развития

 

10 баллов

 – 

очень высокий

8 – 9 баллов

 – 

высокий

4 – 7 баллов

 – 

средний

2 – 3 балла

 – 

низкий

0 – 1 балл

 –  

очень низкий


 

 

 

 

Методики для  оценивания наглядно-действенного мышления.

Методика 4. «Обведи контур»

Детям показывают рис. 4 и  объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы  с помощью карандаша или ручки  как можно быстрее и как  можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках – образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.

Оценка  результатов

 

Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания:

10 баллов

 – 

ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рис. 4 прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам

8 – 9 баллов

 – 

на выполнение задания  ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет  место хотя бы один из следующих  недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий и выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно

6 – 7 баллов

 –

на выполнение всего  задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен  хотя бы один из следующих недостатков: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены  не вполне точно; от пяти до шести линий  выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно

4 – 5 баллов

 – 

на выполнение задания  затрачено от 120 до 135 сек. Имеется  хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно

2 – 3 балла

 –  

на выполнение задания  ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно

0 – 1 балл

 –  

на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены не правильно

Информация о работе Уровень и качество жизни их показатели