Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 22:33, контрольная работа
Психологическая диагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.
Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы:
1) формализованные методики;
2) методики малоформализованные.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический
университет имени Максима
Факультет специального образования
Кафедра основ дефектологии
Контрольная работа
по дисциплине «Специальная психология»
Выполнила:
студентка 2-го курса группы № 23
заочного отделения
(платная форма обучения)
Козлюк Анна Ивановна
Преподаватель:
Крент Алена Юрьевна
Минск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
1
ВВЕДЕНИЕ
Психологическая диагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.
Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы:
1) формализованные методики;
2) методики малоформализованные.
К формализованным методикам относятся:
♦ тесты;
♦ опросники;
♦ методики проективной техники;
♦ психофизиологические методики.
Для них характерны:
♦ определенная регламентация;
♦ объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.);
♦ стандартизация (т. е. установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов);
♦ надежность;
♦ валидность.
Эти методики позволяют
собрать диагностическую
К малоформализованным методикам следует отнести:
♦ наблюдение;
♦ беседу;
♦ анализ продуктов деятельности.
Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что мало-формализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.
Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, их склонностями, мотивацией деятельности и т. д.). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.
1. Составить
картотеку методик для
Методики для оценки образно-логического мышления.
Методика 1. «Нелепицы»
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную на рис. 1. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов
10 баллов |
– |
такая оценка ставиться ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и кроме того сказать, как на самом деле должно быть. |
8 – 9 баллов |
– |
ребенок заметил и
отметил все имеющиеся |
6 – 7 баллов |
– |
ребенок заметил и
отметил все имеющиеся |
4 – 5 баллов |
– |
ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5–7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. |
2 – 3 балла |
– |
за отведенное время ребенок не успел заметить 1–4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло. |
0 – 1 балл |
– |
за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц. |
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития
10 баллов |
– |
очень высокий |
8 – 9 баллов |
– |
высокий |
4 – 7 баллов |
– |
средний |
2 – 3 баллов |
– |
низкий |
0 – 1 балла |
– |
очень низкий |
Методика 2. «Времена года»
Эта методика предназначена для детей от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рис.2 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания времени – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Оценка результатов
10 баллов |
– |
за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам) |
8 – 9 баллов |
– |
ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5–7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых |
6 – 7 баллов |
– |
ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3–4 признака, подтверждающих его мнение |
4 – 5 баллов |
– |
ребенок правильно определил время года только на одной – двух картинках из четырех и указал только 1–2 признака в подтверждение своего мнения |
0 – 3 балла |
– |
ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать) |
Выводы об уровне развития
10 баллов |
– |
очень высокий |
8 – 9 баллов |
– |
высокий |
6 – 7 баллов |
– |
средний |
4 – 5 баллов |
– |
низкий |
0 – 3 балла |
– |
очень низкий |
Методика 3. «Кому чего недостает?»
Эта методика предназначается для психодиагностики мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет. Перед началом выполнения задания, включенного в данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок (рис. 3), на котором слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им не достает, изображено отдельно внизу на этом рисунке.
Задание, получаемое ребенком, заключается в том, чтобы как можно быстрее определить, кому чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.
Оценка результатов
10 баллов |
– |
время выполнения задания оказалось меньше чем 30 сек |
8 – 9 баллов |
– |
время выполнения задания оказалось в пределах от 31 до 49 сек |
6 – 7 баллов |
– |
время выполнения задания составило от 50 до 69 сек |
4 – 5 баллов |
– |
время выполнения задания заняло от 70 до 89 сек |
2 – 3 балла |
– |
время выполнения задания оказалось в пределах от 90 до 109 сек |
0 – 1 балл |
– |
время выполнения задания заняло до 110 сек и выше |
Выводы об уровне развития
10 баллов |
– |
очень высокий |
8 – 9 баллов |
– |
высокий |
4 – 7 баллов |
– |
средний |
2 – 3 балла |
– |
низкий |
0 – 1 балл |
– |
очень низкий |
Методики для оценивания наглядно-действенного мышления.
Методика 4. «Обведи контур»
Детям показывают рис. 4 и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках – образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.
Оценка результатов
Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания:
10 баллов |
– |
ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рис. 4 прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам |
8 – 9 баллов |
– |
на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий и выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно |
6 – 7 баллов |
– |
на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недостатков: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно |
4 – 5 баллов |
– |
на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно |
2 – 3 балла |
– |
на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно |
0 – 1 балл |
– |
на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены не правильно |