Управление политическим конфликтом

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:08, реферат

Краткое описание

Устранить конфликты из нашей жизни невозможно. От конфликта можно уйти, его можно подавить и им можно научиться управлять. По мнению крупнейшего специалиста в области современной конфликтологии немецкого ученого Р.Дарендорфа, форма протекания социального противоборства во многом зависит от искусства управления конфликтами. Рациональное управление способно придать им такие формы, направить в такое русло, чтобы обеспечить минимизацию неизбежных социальных потерь или полностью устранить негативные последствия для интересов личности, общества и государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...………...3
1 Общая характеристика концепции политических конфликтов……………..…………………………………………….………..…5
1.1 Сущность и значение политических конфликтов...……………....…5
1.2 Типология политических конфликтов……………………....…..…....6
1.3 Этапы возникновения и развития
политических конфликтов………………………………………..….....7
2 Сущность управления политическим конфликтом…….…………….......9
3 Механизм управления политическим конфликтом……………….…….11
3.1 Роль «третьей стороны» в осуществлении
механизма политического конфликта………………….………....…11
3.2 Стратегии управления политическим конфликтом…………...…..14
3.3 Нормы управления политическим конфликтом……………….......16
Заключение………………………………………………………………….….20
Список литературы…………………………………………………….…......22

Файлы: 1 файл

полит псих.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Студента группы П-431 4 курса

 

Факультета: Психология

Петухова Эдуарда Дмитриевича

 

Учебная дисциплина: Политическая психология

 

ТЕМА:

Управление политическим конфликтом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка________________

«____»  __________2012 г.

 

Преподаватель: Н. А. Маталов

 

 

 

 

Тверь 2012

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………...………...3

 

1 Общая характеристика  концепции политических конфликтов……………..…………………………………………….………..…5

     1.1 Сущность и значение политических конфликтов...……………....…5

     1.2 Типология политических конфликтов……………………....…..…....6

    1.3 Этапы возникновения и развития

           политических конфликтов………………………………………..….....7

 

2 Сущность управления  политическим конфликтом…….…………….......9

 

3 Механизм  управления политическим конфликтом……………….…….11

     3.1 Роль «третьей стороны» в осуществлении

           механизма политического конфликта………………….………....…11

     3.2 Стратегии управления политическим конфликтом…………...…..14

     3.3 Нормы управления политическим конфликтом……………….......16

 

Заключение………………………………………………………………….….20

 

Список литературы…………………………………………………….…......22

 

Введение

 

 Социальная неоднородность  общества, различие в уровне доходов,  власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни.

 Социальные процессы, протекающие в общественной жизни,  лишены абсолютной стихийности  своего развития, они всегда подвержены  определенному организующему началу, воплощающемуся в управлении. В соответствии с этим конфликт как процесс специфических отношений между социальными субъектами управляем.

 Наиболее острые  конфликты происходят между индивидами  и социальными группами в сфере  политики. Политика, с одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов. С другой стороны, политика – средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой за обладание властью. Технология и практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными особенностями. [1, с. 69]

 Реальное политическое  сообщество людей всегда формируется  через их взаимодействие, предполагая как сотрудничество, так и соревновательность. В целом политический конфликт и представляет собой не что иное, как разновидность и результат конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.

 Глубинная причина  конфликтов в обществе – противостояние  различных потребностей, интересов,  ценностей конкретных субъектов  политики, составляющих социальную  структуру. В основе противоборства  конфликтующих сторон – объективные противоречия (экономические, социальные, политические, этно-конфессиональные, идеологические, культурные и др.). [2, с.34]

 Устранить конфликты  из нашей жизни невозможно. От  конфликта можно уйти, его можно  подавить и им можно научиться  управлять. По мнению крупнейшего специалиста в области современной конфликтологии немецкого ученого Р.Дарендорфа, форма протекания социального противоборства во многом зависит от искусства управления конфликтами. Рациональное управление способно придать им такие формы, направить в такое русло, чтобы обеспечить минимизацию неизбежных социальных потерь или полностью устранить негативные последствия для интересов личности, общества и государства. [3, с. 41]

 

1 Общая характеристика  концепции политических конфликтов

 

1.1 Сущность  и значение политических конфликтов

 

 Проблема политического  конфликта – одна из самых  актуальных проблем современного  политического пространства. Сейчас  также остро стоит вопрос о  возможности управления политическими  конфликтами. Однако прежде, чем ставить вопрос об управлении политическим конфликтом, следует для начала разобраться в его сущности как определенного социального явления.

Конфликт - один из возможных  вариантов взаимодействия политических субъектов. Из-за неопределенности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различий во взглядах и иных форм несовпадения позиций, чаще всего именно конфликт лежит в основе поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов. [1, с. 73]

 Важно также и  то, что конфликты, означая соперничество  тех или иных субъектов с  одними силами, как правило, выражают  их сотрудничество с другими,  стимулируя формирование политических  коалиций, союзов, соглашений. Тем самым  политические конфликты предполагают четкое формулирование позиций участвующих в политической игре сил, что благоприятно воздействует на рационализацию и структуризацию всего политического процесса.

 Таким образом,  можно утверждать, что только  отдельные разновидности политических конфликтов носят действительно разрушительный для общества характер. В основном же выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы, сохранять приоритет центростремительных тенденций над центробежными. [4, с. 42]

 Значение и места  конфликта в политической жизни  может быть уточнено на основе  его функций. Под функцией, конфликта  понимаются определенные в тех  или иных временных рамках  последствия или направленность  его воздействия на общество в целом или на отдельные сферы жизнедеятельности.

 Конфликты полифункциональны.  Они выполняют стабилизирующую  роль и могут привести к  дезинтеграции и дестабилизации  общества; способствуют разрешению  противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей и материальные потери. Конфликты также стимулируют переоценку ценностей, идеалов, ускоряют или замедляют процесс становления новых структур, а также обеспечивают лучшее познание участников конфликта и могут привести к кризису или потере легитимности власти. [5]

1.2 Типология  политических конфликтов

 

. В самом общем  виде в политической науке  принято классифицировать конфликты  по следующим основаниям:

 — с точки зрения  зон и областей их проявления  выделяются внешне- и внутриполитические  конфликты, которые, в свою очередь, подразделяются на целый спектр разнообразных кризисов и противоречий;

 — по степени  и характеру их нормативной  регуляции. В данном случае  можно говорить о институализированных  и неинституализированных конфликтах, характеризующих способность или неспособность людей (институтов) подчиняться действующим правилам политической игры;

 — по их качественным  характеристикам, отражающим различную  степень вовлеченности людей  в разрешение спора, интенсивность  кризисов и противоречий, их значение для динамики политических процессов и проч. Среди конфликтов данного типа можно выделить “глубоко” и “неглубоко укорененные” (в сознании людей) конфликты; антагонистические и неантагонистические конфликты, разрешение которых связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон или — соответственно — сохранением противоборствующих субъектов и т.д.;

 — с точки зрения  публичности конкуренции сторон. Здесь имеет смысл говорить  об открытых (выраженных во внешне  фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих субъектов) и закрытых (латентных) конфликтах, где доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий;

 — по временным  (темпоральным) характеристикам конкурентного  взаимодействия сторон — долговременные  и кратковременные конфликты. Так, возникновение и разрешение отдельных конфликтов в политической жизни может завершиться в течение предельно короткого времени, но может быть соотнесено с жизнью целых поколений;

 — в соотнесении  со строением и организацией  режима правления выделяют конфликты вертикальные (характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти) и горизонтальные (раскрывающие связи однопорядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между неправящими партиями, членами одной политической ассоциации и т.д.). [2, с. 67]

 Каждый тип конфликта,  обладая теми или иными свойствами  и характеристиками, способен играть  разнообразные роли в конкретных  политических процессах, стимулируя  отношения соревновательности и  сотрудничества, противодействия и согласования, примирения и непримиримости. [5]

 

1.3 Этапы возникновения  и развития политических конфликтов

 

Конфликтные отношения  зарождаются, когда складывается атмосфера  напряженности между оппозиционными сторонами, выражающая наличие определенного предмета спора и конкуренции, несовпадения позиций политических субъектов. Первый этап – этап возникновения конфликта характеризуется столкновением интересов, оценкой сторонами своих ресурсов, принятием решения о вступлении в конфликт.

Следующий этап – этап развития конфликта. На данной стадии более отчетливо проявляются  силы, поддерживающие каждую из конфликтующих  сторон или противостоящие им; становится очевидным, расширяется или сужается область распространения спора, какова степень его интенсивности и т.д. Таким образом, увеличивается число факторов, которые необходимо отслеживать для сохранения контроля над развитием конкурентных отношений. Субъекты конфликтного взаимодействия предпринимают действия (санкции, угрозы, идеологическое воздействие, мобилизация имеющихся ресурсов), направленные на достижение поставленных целей, реагируют на действия противоположной стороны.

Заключающий этап – этап окончания конфликта. Это наиболее сложная фаза, т.к от результата окончания  спорных отношений зависит заново складывающийся баланс политических сил. На завершающей стадии участники согласуют свои позиции, определяют возможный объем уступок, дальнейшие намерения, линию последующего поведения. Варианты окончания конфликта могут быть следующими: достижение примирения сторон, рутинизация конфликта (сохранение прежней интенсивности), снижение или напротив нарастание взаимооппозиционности сторон, непримиримость сторон. Конфликт может оказаться и неразрешимым, тогда создается положение, которое ведет не к окончанию, а к "круговому движению". Такая ситуация предполагает совершенствование или поиск новой стратегии и тактики контролирования, управления конфликтом. Примирение участвующих в конфликте сторон может носить характер полного или частичного урегулирования (т.е. изменения поведения одной или нескольких сторон без исчерпания предмета спорных отношений) Конфликт может разрешиться и сам по себе, например, из-за утраты актуальности спора, усталости политических субъектов, истощения ресурсов и др. [6]

2 Сущность управления политическим конфликтом

 

 Под управлением  конфликтом современная наука  понимает целенаправленное, осмысленное  воздействие на конфликтное поведение  социальных субъектов с целью  достижения желаемых результатов. 

 При определении  понятия «управление конфликтом» необходимо учитывать противоречивость влияния конфликтов на общество: с одной стороны, оно носит деструктивный характер (дезинтеграция, разрушение системы, затраты ресурсов на противоборство), с другой – конструктивный (стимул созидательной деятельности). Если бы мы понимали конфликт только как патологическое явление в обществе, то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации. Признание же конфликта закономерным явлением в обществе расширяет и углубляет проблему обращения с ним. Управление конфликтом включает в себя прогнозирование конфликтных ситуаций, предупреждение одних и стимулирование других столкновений, прекращение и подавление, регулирование и разрешение конфликтов. [7, с. 294]

 При всем многообразии  подходов к определению сущности управления конфликтом мы не можем не отметить, что управление - это вид социальной деятельности. В данном случае она предполагает управление деятельностью структурно организованных социальных систем, институтов. Поэтому важно подчеркнуть, что в управление политическим конфликтом входит:

 — во-первых, деятельность  тех или иных субъектов политики - участников конфликта (основных  и неосновных), а также "третьей  стороны", способствующей его  урегулированию;

 — во-вторых, комплексное воздействие конкретного органа управления государства, международного со общества, общественно-политического объединения и т.д. на управляемую систему через специфические механизмы социального взаимодействия.

 Поэтому представляется, что с точки зрения влияния на социальные процессы объектом управления политическим конфликтом является деятельность субъектов политики, задействованных в той или иной мере (роли) в конфронтационном процессе представляющая собой направленное воздействие на процессы социального взаимодействия в целях разрешения социально-политических противоречий, гармонизации текущих общественных отношений. [2, с. 231]

 Таким образом,  можно структурно представить  управление политическим конфликтом  как совокупную деятельность  по управлению субъектами политики и деятельность по управлению процессами взаимоотношений, возникающих между ними, с целью устранения конкретных социально-политических противоречий - источников конфликта, либо гармонизации его хода для рационального достижения целей участников текущего политического процесса. [4, с. 259]

Информация о работе Управление политическим конфликтом