Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:08, реферат
Устранить конфликты из нашей жизни невозможно. От конфликта можно уйти, его можно подавить и им можно научиться управлять. По мнению крупнейшего специалиста в области современной конфликтологии немецкого ученого Р.Дарендорфа, форма протекания социального противоборства во многом зависит от искусства управления конфликтами. Рациональное управление способно придать им такие формы, направить в такое русло, чтобы обеспечить минимизацию неизбежных социальных потерь или полностью устранить негативные последствия для интересов личности, общества и государства.
Введение………………………………………………………………...………...3
1 Общая характеристика концепции политических конфликтов……………..…………………………………………….………..…5
1.1 Сущность и значение политических конфликтов...……………....…5
1.2 Типология политических конфликтов……………………....…..…....6
1.3 Этапы возникновения и развития
политических конфликтов………………………………………..….....7
2 Сущность управления политическим конфликтом…….…………….......9
3 Механизм управления политическим конфликтом……………….…….11
3.1 Роль «третьей стороны» в осуществлении
механизма политического конфликта………………….………....…11
3.2 Стратегии управления политическим конфликтом…………...…..14
3.3 Нормы управления политическим конфликтом……………….......16
Заключение………………………………………………………………….….20
Список литературы…………………………………………………….…......22
МОСКОВСКИЙ
ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ
РЕФЕРАТ
Студента группы П-431 4 курса
Факультета: Психология
Петухова Эдуарда Дмитриевича
Учебная дисциплина: Политическая психология
ТЕМА:
Управление политическим конфликтом
Оценка________________
«____» __________2012 г.
Преподаватель: Н. А. Маталов
Тверь 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Общая характеристика
концепции политических
1.1 Сущность и значение политических конфликтов...……………....…5
1.2 Типология
политических конфликтов……………………....…..…....
1.3 Этапы возникновения и развития
политических конфликтов………………………………………..…..
2 Сущность управления политическим конфликтом…….…………….......9
3 Механизм управления политическим конфликтом……………….…….11
3.1 Роль «третьей стороны» в осуществлении
механизма политического конфликта………………….………....…11
3.2 Стратегии управления политическим конфликтом…………...…..14
3.3 Нормы управления политическим конфликтом……………….......16
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни.
Социальные процессы,
протекающие в общественной
Наиболее острые
конфликты происходят между
Реальное политическое
сообщество людей всегда
Глубинная причина
конфликтов в обществе –
Устранить конфликты из нашей жизни невозможно. От конфликта можно уйти, его можно подавить и им можно научиться управлять. По мнению крупнейшего специалиста в области современной конфликтологии немецкого ученого Р.Дарендорфа, форма протекания социального противоборства во многом зависит от искусства управления конфликтами. Рациональное управление способно придать им такие формы, направить в такое русло, чтобы обеспечить минимизацию неизбежных социальных потерь или полностью устранить негативные последствия для интересов личности, общества и государства. [3, с. 41]
1 Общая характеристика
концепции политических конфлик
1.1 Сущность
и значение политических
Проблема политического
конфликта – одна из самых
актуальных проблем
Конфликт - один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Из-за неопределенности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различий во взглядах и иных форм несовпадения позиций, чаще всего именно конфликт лежит в основе поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов. [1, с. 73]
Важно также и
то, что конфликты, означая
Таким образом,
можно утверждать, что только
отдельные разновидности полити
Значение и места
конфликта в политической
Конфликты полифункциональны.
Они выполняют стабилизирующую
роль и могут привести к
дезинтеграции и
1.2 Типология политических конфликтов
. В самом общем
виде в политической науке
принято классифицировать
— с точки зрения зон и областей их проявления выделяются внешне- и внутриполитические конфликты, которые, в свою очередь, подразделяются на целый спектр разнообразных кризисов и противоречий;
— по степени
и характеру их нормативной
регуляции. В данном случае
можно говорить о
— по их качественным
характеристикам, отражающим
— с точки зрения
публичности конкуренции
— по временным
(темпоральным) характеристикам конкурентного
взаимодействия сторон —
— в соотнесении со строением и организацией режима правления выделяют конфликты вертикальные (характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти) и горизонтальные (раскрывающие связи однопорядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между неправящими партиями, членами одной политической ассоциации и т.д.). [2, с. 67]
Каждый тип конфликта,
обладая теми или иными
1.3 Этапы возникновения
и развития политических
Конфликтные отношения
зарождаются, когда складывается атмосфера
напряженности между
Следующий этап – этап развития конфликта. На данной стадии более отчетливо проявляются силы, поддерживающие каждую из конфликтующих сторон или противостоящие им; становится очевидным, расширяется или сужается область распространения спора, какова степень его интенсивности и т.д. Таким образом, увеличивается число факторов, которые необходимо отслеживать для сохранения контроля над развитием конкурентных отношений. Субъекты конфликтного взаимодействия предпринимают действия (санкции, угрозы, идеологическое воздействие, мобилизация имеющихся ресурсов), направленные на достижение поставленных целей, реагируют на действия противоположной стороны.
Заключающий этап – этап окончания конфликта. Это наиболее сложная фаза, т.к от результата окончания спорных отношений зависит заново складывающийся баланс политических сил. На завершающей стадии участники согласуют свои позиции, определяют возможный объем уступок, дальнейшие намерения, линию последующего поведения. Варианты окончания конфликта могут быть следующими: достижение примирения сторон, рутинизация конфликта (сохранение прежней интенсивности), снижение или напротив нарастание взаимооппозиционности сторон, непримиримость сторон. Конфликт может оказаться и неразрешимым, тогда создается положение, которое ведет не к окончанию, а к "круговому движению". Такая ситуация предполагает совершенствование или поиск новой стратегии и тактики контролирования, управления конфликтом. Примирение участвующих в конфликте сторон может носить характер полного или частичного урегулирования (т.е. изменения поведения одной или нескольких сторон без исчерпания предмета спорных отношений) Конфликт может разрешиться и сам по себе, например, из-за утраты актуальности спора, усталости политических субъектов, истощения ресурсов и др. [6]
2 Сущность управления политическим конфликтом
Под управлением
конфликтом современная наука
понимает целенаправленное, осмысленное
воздействие на конфликтное
При определении понятия «управление конфликтом» необходимо учитывать противоречивость влияния конфликтов на общество: с одной стороны, оно носит деструктивный характер (дезинтеграция, разрушение системы, затраты ресурсов на противоборство), с другой – конструктивный (стимул созидательной деятельности). Если бы мы понимали конфликт только как патологическое явление в обществе, то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации. Признание же конфликта закономерным явлением в обществе расширяет и углубляет проблему обращения с ним. Управление конфликтом включает в себя прогнозирование конфликтных ситуаций, предупреждение одних и стимулирование других столкновений, прекращение и подавление, регулирование и разрешение конфликтов. [7, с. 294]
При всем многообразии подходов к определению сущности управления конфликтом мы не можем не отметить, что управление - это вид социальной деятельности. В данном случае она предполагает управление деятельностью структурно организованных социальных систем, институтов. Поэтому важно подчеркнуть, что в управление политическим конфликтом входит:
— во-первых, деятельность
тех или иных субъектов
— во-вторых, комплексное воздействие конкретного органа управления государства, международного со общества, общественно-политического объединения и т.д. на управляемую систему через специфические механизмы социального взаимодействия.
Поэтому представляется, что с точки зрения влияния на социальные процессы объектом управления политическим конфликтом является деятельность субъектов политики, задействованных в той или иной мере (роли) в конфронтационном процессе представляющая собой направленное воздействие на процессы социального взаимодействия в целях разрешения социально-политических противоречий, гармонизации текущих общественных отношений. [2, с. 231]
Таким образом,
можно структурно представить
управление политическим