Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:08, реферат
Устранить конфликты из нашей жизни невозможно. От конфликта можно уйти, его можно подавить и им можно научиться управлять. По мнению крупнейшего специалиста в области современной конфликтологии немецкого ученого Р.Дарендорфа, форма протекания социального противоборства во многом зависит от искусства управления конфликтами. Рациональное управление способно придать им такие формы, направить в такое русло, чтобы обеспечить минимизацию неизбежных социальных потерь или полностью устранить негативные последствия для интересов личности, общества и государства.
Введение………………………………………………………………...………...3
1 Общая характеристика концепции политических конфликтов……………..…………………………………………….………..…5
1.1 Сущность и значение политических конфликтов...……………....…5
1.2 Типология политических конфликтов……………………....…..…....6
1.3 Этапы возникновения и развития
политических конфликтов………………………………………..….....7
2 Сущность управления политическим конфликтом…….…………….......9
3 Механизм управления политическим конфликтом……………….…….11
3.1 Роль «третьей стороны» в осуществлении
механизма политического конфликта………………….………....…11
3.2 Стратегии управления политическим конфликтом…………...…..14
3.3 Нормы управления политическим конфликтом……………….......16
Заключение………………………………………………………………….….20
Список литературы…………………………………………………….…......22
3 Механизм
управления политическим
Более глубокий
анализ содержания процесса
Цель управления политическим конфликтом зависит от субъекта управления конфликтом и заключается в оптимизации текущего политического процесса в интересах субъекта управления.
В свою очередь,
достижение этой цели возможно
через достижение
Субъектом управления конфликтом может быть как сам субъект конфликта, так и "третья сторона".
Так же как и в случае определения субъектов конфликта, здесь выделяются основные и неосновные (скрытые) субъекты управления. Неосновные субъекты управления - это такие субъекты политического процесса, которые не являются непосредственными участниками данного конфликта и не включаются в его управление в качестве официальной "третьей стороны".
В то же время
они своими скрытыми от
3.1 Роль «третьей стороны» в осуществлении механизма политического конфликта
Это понятие имеет особую значимость, так как исследование действия механизма управления современным политическим конфликтом немыслимо без учета деятельности тех сил, которые представлены "третьей стороной". Важно подчеркнуть, что это понятие употребляется только в том случае, если "третья сторона" вмешивается в конфликт с целью его урегулирования. Любое другое вмешательство для оказания помощи (политической, экономической, собственно военной и др.) одному из участников делает "третью сторону" участником конфликта, то есть в зависимости от степени участия - основным или неосновным субъектом конфликта.
Сегодня роль "третьей стороны" не сводится только к деятельности государства или его отдельных структур. Наряду с ними в данном качестве выступают: специально объединённые для урегулирования конфликта группы государств; международные и региональные организации; церковь; институты и организации гражданского общества; отдельные влиятельные лица и др. [5]
Исходя из вышеизложенного,
а также из сущностного
Важнейшим методом деятельности "третьей стороны" по урегулированию конфликта является примирение противоположных сторон на основе сближения их позиций и интересов, где основными её действиями выступают убеждение и оказание помощи в поисках мирного решения. [3, с. 62]
Главной формой примирения выступают переговоры - процесс принятия совместного решения двумя или более конфликтующими сторонами.
Наряду с вышеперечисленными
действиями "третьей стороны"
по управлению конфликтом, поиск
соглашения подразумевает
До перехода к
переговорам довольно
Всё это интенсивно
применяется в ситуациях
3.2 Стратегии
управления политическим
В современной политической
литературе выделяют следующие
типы стратегии управления
— соперничающий
– ведение конфликта с
— проблемно-решающий (корпоративный) – совместный поиск решения проблемы, которое удовлетворяло бы обе стороны. В отличие от соперничающего типа эта стратегия подразумевает наличие общих интересов и возможность достижения компромисса;
— уступающий – одностороннее снижение уровня своих требований, первоначально выносимых в качестве конечных целей конфликта;
— избегающий –
физический или
— бездействующий – пребывание в состоянии конфликта без каких-либо действий по его интенсификации или урегулированию.
Абсолютного доминирования
одной из стратегий в практике,
как правило, не встречается.
Постоянно меняющаяся
Сущностные особенности
той или иной стратегии
Метод "избегания",
то есть уклонения одной из
сторон от практических
Этот метод не
может привести к
Метод "откладывания" конфликта. Это своего рода уход со сцены открытой политической борьбы, оставление победителю в его полное владение своей территории, сдача своих позиций. "Откладывание" зачастую используется в предвидении явного поражения и, как правило, бывает вынужденным, продиктованным неблагоприятно складывающимися обстоятельствами. Как и при "избегании", здесь не может быть окончательного решения конфликта. Сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации (внутренней и внешней) в её пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом.
Метод "социального
исключения", уничтожения (подавления)
противника. Наиболее распространённая
форма этого метода - вооружённое
насилие, применяемое как во
внутриполитической борьбе, так
и на международной арене.
Другой формой социального
исключения является
Обе формы этого
метода зачастую не являются
средством разрешения
Таким образом, рассмотренные методы, применяемые субъектами конфликта, не приводят к полному разрешению конфликта. Со временем он разгорается вновь и зачастую ещё с большей интенсивностью. Только примирение на основе переговорного процесса в состоянии полностью устранить противостояние или хотя бы свести его к минимуму, предотвратить его дальнейшее разрастание. Наиболее же эффективно переговорный процесс проходит с участием "третьей стороны". [5]
3.3 Нормы управления политическим конфликтом
Анализ норм управления
политическим конфликтом
Нормы управления политическим конфликтом подразделяются на формализованные и неформализованные.
Анализ неформализованных
норм, являющихся едиными как
для субъектов конфликта, так
и для "третьей стороны",
необходимо осуществлять с
Таким образом,
моральные и этические нормы,
здравый смысл, обычаи и
Фактически невозможно говорить о каких-либо формализаванных нормативных актах, регулирующих управленческую деятельность субъектов конфликта, направленную на его интенсификацию. Вместе с тем существует немало правовых документов, выступающих в качестве норм ведения боевых действий в ходе политического конфликта. Именно их правомерно рассматривать как нормы управления динамикой конфликта.
Важнейшим элементом
в системе норм управления
политической конфронтацией
Прекращению состояния войны обычно предшествует прекращение военных действий. Согласно международно-правовым нормам к таковым относятся: перемирие и капитуляция. [7, с. 301]
Наиболее частым способом прекращения военных действий является перемирие. Оно может быть частным (на отдельном участке фронта) или общим (по всему фронту); срочным и бессрочным. Срочное перемирие может быть прервано с истечением установленного в нём срока, наступлением оговоренного в соглашении о перемирии условия или события. При бессрочном перемирии воюющие могут возобновить военные действия в любое время, но должны заранее предупредить об этом другую сторону. Существенное нарушение перемирия одной из сторон даёт право другой отказаться от него и возобновить военные действия. Перемирие может заключаться по требованию и под контролем Совета Безопасности ООН.