Управление политическим конфликтом

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:08, реферат

Краткое описание

Устранить конфликты из нашей жизни невозможно. От конфликта можно уйти, его можно подавить и им можно научиться управлять. По мнению крупнейшего специалиста в области современной конфликтологии немецкого ученого Р.Дарендорфа, форма протекания социального противоборства во многом зависит от искусства управления конфликтами. Рациональное управление способно придать им такие формы, направить в такое русло, чтобы обеспечить минимизацию неизбежных социальных потерь или полностью устранить негативные последствия для интересов личности, общества и государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...………...3
1 Общая характеристика концепции политических конфликтов……………..…………………………………………….………..…5
1.1 Сущность и значение политических конфликтов...……………....…5
1.2 Типология политических конфликтов……………………....…..…....6
1.3 Этапы возникновения и развития
политических конфликтов………………………………………..….....7
2 Сущность управления политическим конфликтом…….…………….......9
3 Механизм управления политическим конфликтом……………….…….11
3.1 Роль «третьей стороны» в осуществлении
механизма политического конфликта………………….………....…11
3.2 Стратегии управления политическим конфликтом…………...…..14
3.3 Нормы управления политическим конфликтом……………….......16
Заключение………………………………………………………………….….20
Список литературы…………………………………………………….…......22

Файлы: 1 файл

полит псих.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

 

3 Механизм  управления политическим конфликтом

 

 Более глубокий  анализ содержания процесса управления  политическим конфликтом возможен  посредством рассмотрения механизма  его осуществления. Под механизмом  управления конфликтом, в данном контексте, мы понимаем системную совокупность норм, средств и методов управленческой деятельности того или иного субъекта управления политическим конфликтом по достижении им намеченной цели.

 Цель управления  политическим конфликтом зависит от субъекта управления конфликтом и заключается в оптимизации текущего политического процесса в интересах субъекта управления.

 В свою очередь,  достижение этой цели возможно  через достижение промежуточных  целей, а именно: предотвращение, интенсификация (эскалация) или урегулирование конфликта. Вместе с тем понимание оптимизации текущего политического процесса, в свою очередь, также сугубо субъективно и всемерно зависит от субъекта управления. Отсюда следует, что анализ целей управления необходимо проводить дифференцированно с одновременным определением основных субъектов управления и используемых ими методов.

 Субъектом управления  конфликтом может быть как  сам субъект конфликта, так  и "третья сторона".

 Так же как и  в случае определения субъектов конфликта, здесь выделяются основные и неосновные (скрытые) субъекты управления. Неосновные субъекты управления - это такие субъекты политического процесса, которые не являются непосредственными участниками данного конфликта и не включаются в его управление в качестве официальной "третьей стороны".

 В то же время  они своими скрытыми от общественности  действиями непосредственно влияют  на ход и исход конфликта.  Зачастую такие действия направлены  на интенсификацию (эскалацию) конфликта,  так как в случае заинтересованности этого субъекта в урегулировании конфликта он открыто оказывает свои посреднические или другие услуги. [7, с. 301]

 

3.1 Роль «третьей  стороны» в осуществлении механизма политического конфликта

 

 Это понятие имеет  особую значимость, так как исследование действия механизма управления современным политическим конфликтом немыслимо без учета деятельности тех сил, которые представлены "третьей стороной". Важно подчеркнуть, что это понятие употребляется только в том случае, если "третья сторона" вмешивается в конфликт с целью его урегулирования. Любое другое вмешательство для оказания помощи (политической, экономической, собственно военной и др.) одному из участников делает "третью сторону" участником конфликта, то есть в зависимости от степени участия - основным или неосновным субъектом конфликта.

 Сегодня роль "третьей  стороны" не сводится только к деятельности государства или его отдельных структур. Наряду с ними в данном качестве выступают: специально объединённые для урегулирования конфликта группы государств; международные и региональные организации; церковь; институты и организации гражданского общества; отдельные влиятельные лица и др. [5]

 Исходя из вышеизложенного,  а также из сущностного определения  процесса управления политическим  конфликтом, можно утверждать, что  в современном историческом процессе  существует такой "обобщённый" субъект управления, как мировое сообщество в целом. Действительно, взаимосвязь и взаимообусловленность современного мирового развития во многом определяют направления предотвращения потенциальных вооружённых политических конфликтов. Ну а если предотвращение является действенным актом управления конфликтной ситуацией, то постоянно развивающееся мировое сообществоможно с уверенностью отнести к субъекту ("третьей стороне") управления конфликтом.

 Важнейшим методом  деятельности "третьей стороны" по урегулированию конфликта является примирение противоположных сторон на основе сближения их позиций и интересов, где основными её действиями выступают убеждение и оказание помощи в поисках мирного решения. [3, с. 62]

 Главной формой  примирения выступают переговоры - процесс принятия совместного решения двумя или более конфликтующими сторонами.

 Наряду с вышеперечисленными  действиями "третьей стороны"  по управлению конфликтом, поиск  соглашения подразумевает использование  и других действий. Этот процесс зачастую представляет собой очень сложный, длительный и непрерывный обмен требованиями и контртребованиями, предложениями и встречными предложениями. Сложность поиска соглашения объясняется не только многообразием субъективных интересов и идей, но и необходимостью своевременного реагирования на постоянно меняющиеся и противоречивые объективные обстоятельства.

 До перехода к  переговорам довольно распространены  такие методы, как принуждение,  оказание давления и ограничение  конфликтных действий. При реализации этих методов используются: отказ от предоставления экономической помощи в случае эскалации или расширения конфликта; применение политических, экономических, юридических и других санкций к участникам конфликта; введение миротворческих вооружённых сил для разъединения противоборствующих сторон; осуществление военных операций и другие.

 Всё это интенсивно  применяется в ситуациях вооружённого  конфликта, как правило, на  первой (стабилизационной) фазе урегулирования  с целью побудить конфликтующие  стороны прекратить насилие. Но к этим методам нередко прибегают одновременно с посредничеством для того, чтобы заставить стороны более активно искать пути мирного решения. Принудительные и ограничительные меры иногда применяются и после достижения договорённости с тем, чтобы обеспечить выполнение соглашений (например, в зоне конфликта остаются миротворческие силы). [7, с.328 ]

 

3.2 Стратегии  управления политическим конфликтом

 

 В современной политической  литературе выделяют следующие  типы стратегии управления конфликтом:

 — соперничающий  – ведение конфликта с использованием  наиболее острых форм противоборства, исключающее компромисс и подразумевающее  навязывание противоположной стороне  предпочтительного для себя решения;

 — проблемно-решающий (корпоративный) – совместный поиск решения проблемы, которое удовлетворяло бы обе стороны. В отличие от соперничающего типа эта стратегия подразумевает наличие общих интересов и возможность достижения компромисса;

 — уступающий –  одностороннее снижение уровня  своих требований, первоначально выносимых в качестве конечных целей конфликта;

 — избегающий –  физический или психологический  "уход" из ситуации конфликта,  подразумевающий уклонение одной  из сторон от практических  действий в конкретной конфликтной  ситуации;

 — бездействующий  – пребывание в состоянии конфликта без каких-либо действий по его интенсификации или урегулированию.

 Абсолютного доминирования  одной из стратегий в практике, как правило, не встречается.  Постоянно меняющаяся объективная  обстановка, а также создание  в результате функционирования конфликта новой социально-политической ситуации заставляют субъектов конфликта использовать сочетание типов стратегии. Обычно такое сочетание начинается с проблемно-решающего поведения, безрезультативность которого пускает в ход соперничающую стратегию, возможная неэффективность которой возвращает стороны к корпоративным действиям и т.д. вплоть до окончательного разрешения конфликтного противоречия. [2, с. 345]

 Сущностные особенности  той или иной стратегии позволяют  выделить присущие каждой из них способы, методы действий конфликтующих сторон, выработанные и подтверждённые постоянной практикой их применения при урегулировании политических конфликтов. Среди них методы "избегания", "откладывания", "социального исключения" и "примирения".

 Метод "избегания", то есть уклонения одной из  сторон от практических действий  в конкретной конфликтной ситуации, когда происходит как бы игнорирование  противоположной стороны. Одна  сторона "не замечает" присутствия  другой. Последователи этого метода  предпочитают не замечать даже предельно острые столкновения интересов противоборствующих сторон, призывают не драматизировать ситуацию, полагая, что их призывы к мирному решению проблем могут решить спорные вопросы полюбовно. Они признают существование конфликта, но это признание не является для них основанием для реальных действий.

 Этот метод не  может привести к окончательному  разрешению конфликта, так как  основания, причины его в этом  случае не устраняются. Обычно "избегание" применяется для  оттягивания времени перехода конфликта из первой стадии в стадию практических действий, накопления сил, подбора других методов и форм достижения своих коренных целей или урегулирования конфликта. [5]

 Метод "откладывания" конфликта. Это своего рода  уход со сцены открытой политической борьбы, оставление победителю в его полное владение своей территории, сдача своих позиций. "Откладывание" зачастую используется в предвидении явного поражения и, как правило, бывает вынужденным, продиктованным неблагоприятно складывающимися обстоятельствами. Как и при "избегании", здесь не может быть окончательного решения конфликта. Сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации (внутренней и внешней) в её пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом.

 Метод "социального  исключения", уничтожения (подавления) противника. Наиболее распространённая  форма этого метода - вооружённое  насилие, применяемое как во  внутриполитической борьбе, так  и на международной арене. Этот  метод в наибольшей степени  присущ соперничающему типу стратегии, так как именно острые формы насилия соответствуют стремлению одержать безусловную победу над противником.

 Другой формой социального  исключения является законодательное  (юридическое) запрещение, то есть  когда одна из сторон вынуждена уйти с открытой арены политической борьбы в связи с постановкой её "вне закона". "Запрещённая" сторона (стороны) в этом случае, как правило, переходит к использованию метода "откладывания" и другому типу стратегии, например, к "избегающему" или "уступающему".

 Обе формы этого  метода зачастую не являются  средством разрешения конфликта,  тем более если эти конфликты  проходят не на межличностном,  а на более широком уровне. [7, с. 319]

 Таким образом,  рассмотренные методы, применяемые  субъектами конфликта, не приводят к полному разрешению конфликта. Со временем он разгорается вновь и зачастую ещё с большей интенсивностью. Только примирение на основе переговорного процесса в состоянии полностью устранить противостояние или хотя бы свести его к минимуму, предотвратить его дальнейшее разрастание. Наиболее же эффективно переговорный процесс проходит с участием "третьей стороны". [5]

 

3.3 Нормы управления  политическим конфликтом

 

 Анализ норм управления  политическим конфликтом проводится  по двум направлениям: нормы, которыми руководствуются субъекты конфликта, и нормы "третьей стороны". Вместе с тем при обоюдном направлении управления конфликтом на его урегулирование нормы как субъектов конфликта, так и "третьей стороны" могут совпадать.

 Нормы управления политическим конфликтом подразделяются на формализованные и неформализованные.

 Анализ неформализованных  норм, являющихся едиными как  для субъектов конфликта, так  и для "третьей стороны", необходимо осуществлять с точки  зрения ценностного подхода, так как именно система ценностей составляет смыслообразующую сферу общественной деятельности и соответственно всех социальных отношений. Именно морально-этические нормы являются базисом переговорной культуры, лежащей в основании цивилизованного разрешения объективно возникающих в обществе противоречий. В свою очередь, степень развития этой культуры во многом определяет уровень конфликтогенности каждого конкретного общества. [7, с. 328]

 Таким образом,  моральные и этические нормы,  здравый смысл, обычаи и традиции урегулирования конфликтов являются важнейшим элементом формирования культуры ненасильственного разрешения (управления) конфликтных ситуаций и способствуют разрешению противоречий путём переговоров, посредничества и других аналогичных процедур. Если общество стремится к высокому уровню согласия, к тому, чтобы разрешать конфликты мирным путём, то оно должно позаботиться о формировании переговорной культуры, являющейся важнейшей нормой управления конфликтом. [4, с. 281]

 Фактически невозможно  говорить о каких-либо формализаванных нормативных актах, регулирующих управленческую деятельность субъектов конфликта, направленную на его интенсификацию. Вместе с тем существует немало правовых документов, выступающих в качестве норм ведения боевых действий в ходе политического конфликта. Именно их правомерно рассматривать как нормы управления динамикой конфликта.

 Важнейшим элементом  в системе норм управления  политической конфронтацией является  политико-правовая регламентация  окончания конфликта. В частности,  окончание войны с политико-правовой точки зрения означает прекращение состояния войны, то есть восстановление между воюющими сторонами мирных отношений с вытекающими отсюда важными международно-правовыми последствиями.

 Прекращению состояния  войны обычно предшествует прекращение военных действий. Согласно международно-правовым нормам к таковым относятся: перемирие и капитуляция. [7, с. 301]

 Наиболее частым  способом прекращения военных  действий является перемирие.  Оно может быть частным (на  отдельном участке фронта) или общим (по всему фронту); срочным и бессрочным. Срочное перемирие может быть прервано с истечением установленного в нём срока, наступлением оговоренного в соглашении о перемирии условия или события. При бессрочном перемирии воюющие могут возобновить военные действия в любое время, но должны заранее предупредить об этом другую сторону. Существенное нарушение перемирия одной из сторон даёт право другой отказаться от него и возобновить военные действия. Перемирие может заключаться по требованию и под контролем Совета Безопасности ООН.

Информация о работе Управление политическим конфликтом