Учет человеческого фактора

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

Человек – это активное звено со своими личными целями, не всегда совпадающими с целями системы, в которой он работает. У него всегда есть какие-то желания, стремления. А раз так, то он и действует в соответствии с ними, иногда неожиданно для организаторов различных систем.
В данной работе будет рассмотрено такое понятие как «человеческий фактор».

Оглавление

Введение……………………………………………………………….. 3
1. Что такое «человеческий фактор»?.............................................. 4
2. Психологический компонент человеческого фактора……….. 5
3. Психофизиологический компонент человеческого фактора... 7
4. Активизация человеческого фактора…………………………... 8
Заключение……………………………………………………………. 11
Практическое задание.......................................................................... 12
Список литературы………………………………………………….. 14

Файлы: 1 файл

Психология управления коллективом 2.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

     Содержание: 
 

Введение……………………………………………………………….. 3
1. Что такое «человеческий  фактор»?.............................................. 4
2. Психологический  компонент человеческого  фактора……….. 5
3. Психофизиологический  компонент человеческого  фактора... 7
4. Активизация человеческого  фактора…………………………... 8
Заключение……………………………………………………………. 11
Практическое  задание.......................................................................... 12
Список  литературы………………………………………………….. 14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Деятельность  человека в системе управления можно  разделить на две большие области: управление техническими системами и управление социально-экономическими системами.

     В первом случае человек управляет  производственными агрегатами, самолетами, кораблями и т.д., т.е. машинами. Эту связь можно охарактеризовать как систему «человек-машина». В социально-экономических системах человек управляет коллективами людей. Это можно определить как систему «человек-человек». Данные системы включают коллективы различных масштабов: от небольших ячеек до отраслей промышленности и всего народного хозяйства в целом. В таких системах основным является взаимодействие человека с человеком, а технические средства (ЭВМ, связь и т.п.) служат лишь промежуточным звеном, облегчающим сбор и обработку информации, необходимой для принятия решений.

     Человек – это активное звено со своими личными целями, не всегда совпадающими с целями системы, в которой он работает. У него всегда есть какие-то желания, стремления. А раз так, то он и действует в соответствии с ними, иногда неожиданно для организаторов различных систем.

     В данной работе будет рассмотрено  такое понятие как «человеческий фактор». 
 
 
 
 
 

     1. Что такое «человеческий фактор»? 

     Человеческий  фактор - термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях.1

     Правильное  сочетание способностей человека и  возможностей машины существенно повышает эффективность систем «человек - машина» и обусловливает оптимальное использование человеком технических средств в соответствии с их назначением.

     Учёт  человеческого фактора является неотъемлемой частью проектирования, создания и эксплуатации машин и технических систем, необходимым условием повышения производительности труда и качества продукции. Наиболее полно такой учёт осуществляется при проектировании деятельности человека в системах «человек - машина». Проектирование конкретного вида деятельности предусматривает исследование внутренних средств деятельности человека (его опыта, знаний, навыков, восприятия, мышления, памяти и т.д.) и согласование их с внешними средствами (документами, алгоритмами, инструментами, органами ручного управления и т.д.). На основе разработанного проекта формируют требования к техническим средствам системы, которые используются человеком для осуществления этого вида деятельности.

     Человеческий фактор - сравнительно новое понятие, возникшее в связи с изучением и проектированием систем «человек - машина» как функционального целого. Одна из первых попыток раскрыть содержание понятия «человеческий фактор» была предпринята в 1930 г. советским учёным Н. М. Добротворским, хотя сам термин был сформулирован позднее как результат перевода и сокращения выражения «human factors engineering» (буквально - техника человеческих факторов), используемого в США для обозначения, как отрасли знаний, так и процесса проектирования систем «человек - машина» с целью обеспечения эффективности, надёжности и безопасности деятельности человека (группы людей).

     В 1957 г. в США было образовано Общество человеческих факторов, в 1958 г. началось издание журнала «Человеческие факторы». В европейских странах, в том числе в России, для обозначения специальной области знания и сферы профессиональной деятельности, аналогичной той, которую в США называют «человеческий фактор», принят термин «эргономика».  

     2. Психологический компонент человеческого фактора 

     Человеческий  фактор – это система физиологических, психологических, социально-психологических свойств и возможностей человека, которые проявляются при взаимодействии между людьми, с организацией и орудиями труда и которые оказывают существенное влияние на эффективность общественного труда. Речь идет, прежде всего, о потребностях и способностях человека, мотивах его поведения, интересах и творческих возможностях, работоспособности, интеллекте и эмоциях, воле и характере, сознании и самосознании, формировании социальных установок и ценностной ориентации и т.д. Это комплекс свойств человека и социальной среды, в которой реализуется его деятельность.

     Непосредственное  влияние на результаты труда оказывает  также морально-психологический климат предприятия, который складывается под влиянием таких факторов, как:

  • отношение членов коллектива к труду и к руководству;
  • личные интересы;
  • взаимосвязи работников в трудовом процессе;
  • отношение работника к новому в труде;
  • умение быстро освоить новую работу;
  • адаптироваться в новых условиях и др.

     Все это проявление внутренних связей в  коллективе, которые охватывают каждого  работника – от руководителя до подчиненного.

     Недооценка  человеческого фактора при решении  проблем управления социально-экономических и технических вопросов зачастую на практике приводит к возникновению «психологических барьеров», мешающих освоению новой технологии или новых организационных мероприятий. Там же, где эти факторы учитываются, они играют роль мощного рычага совершенствования систем управления, подготовки, подбора и расстановки кадров, организации управленческого труда, морального и материального стимулирования людей, формирования и развития трудовых коллективов, психологического климата, стиля руководства, эффективности всей управленческой деятельности.

     Методы, не учитывающие в полной мере человеческий фактор, в конце концов, не срабатывают.

     Задача  состоит в том, чтобы в системе  «человеческий фактор» найти и вычленить действующие «работающие» свойства личности и резервные, потенциальные, не раскрытые, не проявляющиеся или не полностью проявляющиеся возможности человека, коллектива, мобилизовать их на интенсификацию общественного производства.

     Эффективность производственной системы в целом  определяется двумя комплексами параметров и характеристик. С одной стороны, это собственно характеристики психических процессов и функций человека, с другой – это параметры средств автоматизации, которые влияют на характеристики психических процессов и функций, участвующих в деятельности. Поэтому конкретизация понятия «человеческий фактор» связана с анализом и синтезом деятельности в системах определенного класса.

     Одно  из главных условий ускорения  научно-технического прогресса состоит  в изменении психологической  структуры производительности труда. Ныне все большую роль в ней выполняют процессы восприятия и переработки информации, выработки и принятия ответственных решений в условиях ограниченного времени, которые были и остаются в компетенции человека.

     Труд  современного рабочего, вооруженного сложной техникой, сближается с трудом умственным. 

     3. Психофизиологический компонент человеческого фактора 

     Изготовление  продукции высшего качества во многом зависит от точности психофизиологических реакций и физических действий человека, которые весьма чувствительны к его психическим состояниям.

     Учет  человеческого фактора при совершенствовании  управления, технологии и техники производства, судя по имеющемуся опыту, позволяет повысить:

  • эффективность высокоавтоматизированных производств на 10-20%,;
  • снизить текучесть кадров на 5-10%,
  • сократить время обучения сложным профессиям на 15-30%.

     Производительность  труда человека во многом зависит  от его психологических и физических сил, которые можно существенно увеличить, если использовать данные психологической науки.

     Психологический анализ деятельности, учет и активизация человеческого фактора может выявить такие резервы повышения эффективности труда, которые скрыты от экономического анализа.

     При этом под человеческим фактором понимается создание таких условий и правил деятельности, которые способствуют оптимальному использованию психических и физических ресурсов человека путем согласования его свойств и особенностей с целью и особенностями системы (среды), в которой функционирует человек.

     Но, к сожалению, бывают и такие ситуации, когда руководитель, не зная механизмов, лежащих в основе активизации человеческого фактора, своими действиями, пытаясь «активизировать людей», приводит к результатам, противоположным ожидаемым.

     Человек – это главный ресурс системы управления, и мобилизация всех его жизненных резервов, наряду с использованием технических средств управления (ЭВМ и др.), в значительной степени будет способствовать научно-техническому прогрессу. 

     4. Активизация человеческого фактора 

     Проблема активизации человеческого фактора не может быть решена использованием одного или нескольких средств. Требуется создание системы представлений о системе условий и методов воздействия на человеческий фактор для актуализации его резервов и их «запуска» в действие ради ускорения социально-экономического развития. Практически полезно иметь целостное представление об условиях и средствах, обеспечивающих активизацию человеческого фактора, которое позволяло бы руководителям строить системы воздействий на людей, соответствующие специфике управляемых ими ячеек народного хозяйства.

     Основные  условия активизации человеческого  фактора можно представить следующим образом:

  • исправление деформаций в распределении материальных благ (устранение уравниловки, неэквивалентных доходов, нетрудовых способов получения доходов, неэквивалентных расходов и ограничений на заработок);
  • изменение системы стимулирования в направлении учета совокупности всех потребностей людей как базы стимулирования, а не только потребности в денежных вознаграждениях;
  • слом системы жесткой регламентации самодеятельности людей, и разработка системы ответственности за качество документов, регулирующих экономическое, социальное и техническое развитие;
  • принципиальное изменение отношения ко всем формам гражданской инициативы (изобретательство, рационализация, новаторство, научные открытия, организационные и экономические разработки и т.п.);
  • организация всех форм деятельности, исключающая бесполезную растрату сил и способностей и стимулирующая активность работников;
  • демократизация всех форм воздействий людей в процессе принятия решений;
  • гласность, не знающая закрытых зон;
  • обеспечение доверия к социально активным людям и ликвидация условий, способствующих их микросоциальной изоляции;
  • информирование работников как на условие полезного участия в управлении делами всего общества, так и на непосредственную предпосылку грамотного воздействия людей на деформации недалекого прошлого;
  • качественное преобразование системы работы с кадрами на основе современных достижений психологии управления и психодиагностики, использование этих достижений в период выборов хозяйственных руководителей;
  • принципиально новый подход к социальному планированию, в основу которого должен быть положен учет индивидуальных жизненных программ людей, и организация ресурсного обеспечения их поэтапной реализации;
  • существенное изменение способов общения руководителей с подчиненными в направлении снижения (и ликвидации) элитных притязаний руководителей;
  • замена в деятельности руководителей кабинетно-телефонного, попустительского, перестраховочного, аврального, демагогического, авторитарного стиля на демократический, предполагающий научный анализ проблем, коллегиальность, деловитость, доверие к людям в сочетании с принципиальным контролем, правдивость, умение ставить интересы общества выше личных интересов, способность к трезвому учету настроений и ожиданий людей в любой момент, инициативность и предприимчивость, гибкость, умение видеть перспективы, надежность (единство слова и дела), гласность и новаторство, способность видеть политические последствия принимаемых решений;
  • использование руководителями в управлении и его совершенствовании не только объективных социальных законов и законов развития экономики, но и объективных законов самого управления.

Информация о работе Учет человеческого фактора