Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:09, контрольная работа
Человек – это активное звено со своими личными целями, не всегда совпадающими с целями системы, в которой он работает. У него всегда есть какие-то желания, стремления. А раз так, то он и действует в соответствии с ними, иногда неожиданно для организаторов различных систем.
В данной работе будет рассмотрено такое понятие как «человеческий фактор».
Введение……………………………………………………………….. 3
1. Что такое «человеческий фактор»?.............................................. 4
2. Психологический компонент человеческого фактора……….. 5
3. Психофизиологический компонент человеческого фактора... 7
4. Активизация человеческого фактора…………………………... 8
Заключение……………………………………………………………. 11
Практическое задание.......................................................................... 12
Список литературы………………………………………………….. 14
Содержание:
Введение………………………………………………………… |
3 |
1.
Что такое «человеческий
фактор»?...................... |
4 |
2. Психологический компонент человеческого фактора……….. | 5 |
3. Психофизиологический компонент человеческого фактора... | 7 |
4. Активизация человеческого фактора…………………………... | 8 |
Заключение…………………………………………………… |
11 |
Практическое
задание....................... |
12 |
Список
литературы…………………………………………………. |
14 |
Введение
Деятельность человека в системе управления можно разделить на две большие области: управление техническими системами и управление социально-экономическими системами.
В первом случае человек управляет производственными агрегатами, самолетами, кораблями и т.д., т.е. машинами. Эту связь можно охарактеризовать как систему «человек-машина». В социально-экономических системах человек управляет коллективами людей. Это можно определить как систему «человек-человек». Данные системы включают коллективы различных масштабов: от небольших ячеек до отраслей промышленности и всего народного хозяйства в целом. В таких системах основным является взаимодействие человека с человеком, а технические средства (ЭВМ, связь и т.п.) служат лишь промежуточным звеном, облегчающим сбор и обработку информации, необходимой для принятия решений.
Человек – это активное звено со своими личными целями, не всегда совпадающими с целями системы, в которой он работает. У него всегда есть какие-то желания, стремления. А раз так, то он и действует в соответствии с ними, иногда неожиданно для организаторов различных систем.
В
данной работе будет рассмотрено
такое понятие как «человеческий фактор».
1.
Что такое «человеческий
фактор»?
Человеческий фактор - термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях.1
Правильное сочетание способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность систем «человек - машина» и обусловливает оптимальное использование человеком технических средств в соответствии с их назначением.
Учёт человеческого фактора является неотъемлемой частью проектирования, создания и эксплуатации машин и технических систем, необходимым условием повышения производительности труда и качества продукции. Наиболее полно такой учёт осуществляется при проектировании деятельности человека в системах «человек - машина». Проектирование конкретного вида деятельности предусматривает исследование внутренних средств деятельности человека (его опыта, знаний, навыков, восприятия, мышления, памяти и т.д.) и согласование их с внешними средствами (документами, алгоритмами, инструментами, органами ручного управления и т.д.). На основе разработанного проекта формируют требования к техническим средствам системы, которые используются человеком для осуществления этого вида деятельности.
Человеческий фактор - сравнительно новое понятие, возникшее в связи с изучением и проектированием систем «человек - машина» как функционального целого. Одна из первых попыток раскрыть содержание понятия «человеческий фактор» была предпринята в 1930 г. советским учёным Н. М. Добротворским, хотя сам термин был сформулирован позднее как результат перевода и сокращения выражения «human factors engineering» (буквально - техника человеческих факторов), используемого в США для обозначения, как отрасли знаний, так и процесса проектирования систем «человек - машина» с целью обеспечения эффективности, надёжности и безопасности деятельности человека (группы людей).
В
1957 г. в США было образовано Общество человеческих
факторов, в 1958 г. началось издание журнала
«Человеческие факторы». В европейских
странах, в том числе в России, для обозначения
специальной области знания и сферы профессиональной
деятельности, аналогичной той, которую
в США называют «человеческий фактор»,
принят термин «эргономика».
2.
Психологический компонент
человеческого фактора
Человеческий фактор – это система физиологических, психологических, социально-психологических свойств и возможностей человека, которые проявляются при взаимодействии между людьми, с организацией и орудиями труда и которые оказывают существенное влияние на эффективность общественного труда. Речь идет, прежде всего, о потребностях и способностях человека, мотивах его поведения, интересах и творческих возможностях, работоспособности, интеллекте и эмоциях, воле и характере, сознании и самосознании, формировании социальных установок и ценностной ориентации и т.д. Это комплекс свойств человека и социальной среды, в которой реализуется его деятельность.
Непосредственное влияние на результаты труда оказывает также морально-психологический климат предприятия, который складывается под влиянием таких факторов, как:
Все это проявление внутренних связей в коллективе, которые охватывают каждого работника – от руководителя до подчиненного.
Недооценка
человеческого фактора при
Методы, не учитывающие в полной мере человеческий фактор, в конце концов, не срабатывают.
Задача состоит в том, чтобы в системе «человеческий фактор» найти и вычленить действующие «работающие» свойства личности и резервные, потенциальные, не раскрытые, не проявляющиеся или не полностью проявляющиеся возможности человека, коллектива, мобилизовать их на интенсификацию общественного производства.
Эффективность производственной системы в целом определяется двумя комплексами параметров и характеристик. С одной стороны, это собственно характеристики психических процессов и функций человека, с другой – это параметры средств автоматизации, которые влияют на характеристики психических процессов и функций, участвующих в деятельности. Поэтому конкретизация понятия «человеческий фактор» связана с анализом и синтезом деятельности в системах определенного класса.
Одно из главных условий ускорения научно-технического прогресса состоит в изменении психологической структуры производительности труда. Ныне все большую роль в ней выполняют процессы восприятия и переработки информации, выработки и принятия ответственных решений в условиях ограниченного времени, которые были и остаются в компетенции человека.
Труд
современного рабочего, вооруженного
сложной техникой, сближается с трудом
умственным.
3.
Психофизиологический
компонент человеческого
фактора
Изготовление продукции высшего качества во многом зависит от точности психофизиологических реакций и физических действий человека, которые весьма чувствительны к его психическим состояниям.
Учет
человеческого фактора при
Производительность
труда человека во многом зависит
от его психологических и
Психологический анализ деятельности, учет и активизация человеческого фактора может выявить такие резервы повышения эффективности труда, которые скрыты от экономического анализа.
При этом под человеческим фактором понимается создание таких условий и правил деятельности, которые способствуют оптимальному использованию психических и физических ресурсов человека путем согласования его свойств и особенностей с целью и особенностями системы (среды), в которой функционирует человек.
Но, к сожалению, бывают и такие ситуации, когда руководитель, не зная механизмов, лежащих в основе активизации человеческого фактора, своими действиями, пытаясь «активизировать людей», приводит к результатам, противоположным ожидаемым.
Человек
– это главный ресурс системы управления,
и мобилизация всех его жизненных резервов,
наряду с использованием технических
средств управления (ЭВМ и др.), в значительной
степени будет способствовать научно-техническому
прогрессу.
4.
Активизация человеческого
фактора
Проблема активизации человеческого фактора не может быть решена использованием одного или нескольких средств. Требуется создание системы представлений о системе условий и методов воздействия на человеческий фактор для актуализации его резервов и их «запуска» в действие ради ускорения социально-экономического развития. Практически полезно иметь целостное представление об условиях и средствах, обеспечивающих активизацию человеческого фактора, которое позволяло бы руководителям строить системы воздействий на людей, соответствующие специфике управляемых ими ячеек народного хозяйства.
Основные
условия активизации